Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖА-КАРТИНЫ В ЖИВОПИСИ'

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖА-КАРТИНЫ В ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Композиционное мышление / пейзаж-картина / художник-педагог / восприятие / художественный образ / память / воображение. / Compositional thinking / landscape-painting / artist-teacher / perception / artistic image / memory / imagination.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биценко Р. В.

В статье раскрываются возможности развития композиционного мышления студентов, обучающихся по направлениям художественно-педагогического образования, в процессе создания пейзажа-картины. В контексте профессионально-творческой подготовки художника-педагога выявляются основные требования, предъявляемые к пейзажу-картине, различные способы его исполнения, варьирующие существующие формы построения живописной композиции с натуры, по представлению, воображению, а также с использованием фотоснимков. Для развития композиционных способностей студентов предлагается реализация творческого проекта «Пейзаж-картина», с учетом необходимости подготовки художника-педагога как творческой личности и специалиста в области теории и практики изобразительного искусства, способного передавать свои знания ученикам в процессе педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биценко Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COMPOSITIONAL ABILITIES OF AN ARTIST-TEACHER IN THE PROCESS OF CREATING A LANDSCAPE-PAINTING IN PAINTING

The article reveals the possibilities of developing compositional thinking of students studying in the areas of art and pedagogical education in the process of creating a landscape painting. In the context of the professional and creative training of an artist-teacher, the main requirements for a landscape painting, various ways of its execution, varying the existing forms of constructing a pictorial composition from nature, by representation, imagination, and also using photographs are revealed. For the development of compositional abilities of students, the implementation of the creative project "Landscape-painting" is proposed, taking into account the need to train an artist-teacher as a creative personality and a specialist in the theory and practice of fine arts, able to transfer their knowledge to students in the process of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖА-КАРТИНЫ В ЖИВОПИСИ»

УДК 378 : 347.782

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПЕЙЗАЖА-КАРТИНЫ В ЖИВОПИСИ

© 2023 Р. В. Биценко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: rom.bicenco2012@ yandex.ru

Курский государственный университет

В статье раскрываются возможности развития композиционного мышления студентов, обучающихся по направлениям художественно-педагогического образования, в процессе создания пейзажа-картины. В контексте профессионально-творческой подготовки художника-педагога выявляются основные требования, предъявляемые к пейзажу-картине, различные способы его исполнения, варьирующие существующие формы построения живописной композиции с натуры, по представлению, воображению, а также с использованием фотоснимков. Для развития композиционных способностей студентов предлагается реализация творческого проекта «Пейзаж-картина», с учетом необходимости подготовки художника-педагога как творческой личности и специалиста в области теории и практики изобразительного искусства, способного передавать свои знания ученикам в процессе педагогической деятельности.

Ключевые слова: композиционное мышление, пейзаж-картина, художник-педагог, восприятие, художественный образ, память, воображение.

THE DEVELOPMENT OF COMPOSITIONAL ABILITIES OF AN ARTIST-TEACHER IN THE PROCESS OF CREATING A LANDSCAPE-PAINTING IN PAINTING

© 2023 R. V. Bitsenco

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Professional Training and Methods of Teaching Technology e-mail: rom.bicenco2012 @yandex. ru

Kursk State University

The article reveals the possibilities of developing compositional thinking of students studying in the areas of art and pedagogical education in the process of creating a landscape painting. In the context of the professional and creative training of an artist-teacher, the main requirements for a landscape painting, various ways of its execution, varying the existing forms of constructing a pictorial composition from nature, by representation, imagination, and also using photographs are revealed. For the development of compositional abilities of students, the implementation of the creative project "Landscape-painting" is proposed, taking into account the need to train an artist-teacher as a creative personality and a specialist in the theory and practice of fine arts, able to transfer their knowledge to students in the process of pedagogical activity.

Keywords: compositional thinking, landscape-painting, artist-teacher, perception, artistic image, memory, imagination.

Современная система высшего художественно-педагогического образования вновь возвращается к традиционной парадигме обучения, ориентированной на специалитет. Высокий уровень развития специальных способностей, владение знаниями и умениями в области изобразительного искусства всегда являлись приоритетными как в творческой, так и в профессиональной деятельности художника-педагога.

В формировании личности художника-педагога важное значение имеют композиционные способности, представляющие собой необходимый в профессионально-педагогической и творческой деятельности психофизиологический комплекс, обеспечивающий становление высокого мастерства в сфере изобразительного искусства, а также высокую степень взаимопонимания и эмпатии в процессе передачи знаний и умений от учителя к ученику. Формирование изобразительных умений и навыков будущего художника-педагога должно подкрепляться композиционно-творческой составляющей, не относящейся к формальной стороне изобразительного искусства. Поэтому дисциплины художественно-творческого цикла должны быть ориентированы на изучение формально-технологических приемов и выразительных средств изобразительного искусства, но только в контексте композиционно-творческой деятельности.

Формирование духовно-нравственных качеств личности специалиста и становление его профессионального мастерства в сфере художественно-педагогического образования невозможно в полной мере без обращения к жанру пейзажа, его культурно-историческим традициям и возможностям в построении композиции. На наш взгляд, большие потенциальные возможности развития композиционных способностей художника-педагога лежат в области выполнения пейзажа-картины. Создание пейзажа-картины зачастую является необходимым в рамках разработки методического и дидактического обеспечения при подготовке студентами курсовых и дипломных проектов по направлениям художественно-педагогического образования. Однако действующие в настоящий момент формы и методы профессиональной подготовки художника-педагога не используют в полной мере весь многогранный потенциал, лежащий в основе создания композиции пейзажа-картины в живописи. Так, на занятиях по изобразительному искусству и в ходе прохождения пленэрных практик студенты во многом ориентированы на выполнение непродолжительных по времени этюдных работ, с акцентом на решение задач общей компоновки элементов изображения, эскизный характер лепки живописной формы и общую цветовую гармонию, тогда как учебно-творческим заданиям, направленным на построение глубокой по форме и содержанию композиции пейзажа-картины, зачастую не уделяется должного внимания. При этом именно пейзаж-картина во многом предполагает основательный композиционный анализ и синтез в создании образа природы, системную и целенаправленную работу с этюдным материалом. Практика показывает, что развитие композиционных способностей будущих художников-педагогов не может осуществляться в полной мере без целенаправленного обращения к пейзажу-картине. Пейзаж-картина в целом отличается глубиной художественно-творческого замысла, сложностью композиционного построения и тщательностью исполнения. Важным отличием пейзажа-картины от этюда является то, что в процессе создания картины художник стремится воплотить предварительный, как правило тщательно продуманный, замысел, тогда как этюд в большинстве случаев выполняется спонтанно, отличается эскизностью в трактовке формы и направлен на передачу кратковременного впечатления от увиденного. Исследователь русского пейзажа А.А. Федоров-Давыдов так описывает разницу между пейзажем-картиной

И. Левитана «Разлив на реке Суре»" (1887) и этюдом, написанным для картины с натуры: «Если в этюде был взят небольшой, так сказать "частный", мотив, простое изображение куска природы "в упор", то здесь (в картине. - авт.) дано уже большое и сложное композиционное построение, в котором мотив этюда является одной из частей целого, сложной и по изображению и по внутреннему содержанию картины природы. Это пейзаж, который предназначен производить впечатление и своим общим видом с его пространственностью и при подробном рассмотрении, когда он начинает жить жизнью своих частностей» [4, с. 88-89]. Обращение к пейзажу-картине во многих случаях подразумевает выполнение живописной работы на формате относительно большого масштаба, что изначально направлено на решение сложных композиционных задач и наполнение художественной формы определенным содержанием. Известно, что такие выдающиеся мастера пейзажной живописи, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Михаил Клодт, Исаак Левитан, Федор Васильев, Архип Куинджи, Константин Юон и многие другие, работая над композицией пейзажа-картины, как правило, обращаются к относительно большому размеру формата своих произведений. Например, это созданные в мастерской И. Левитаном на основе образов воображения, композиционного мышления, реалистических представлений об окружающей действительности и подготовительных этюдов пейзажи-картины «Вечерний звон» (1892), «У омута» (1892), «Над вечным покоем» (1894), «Золотая осень» (1895), «Озеро» (1899-1900) и другие. При этом анализ истории развития живописи пейзажа показывает, что обращение к картине не всегда означает обращение художника к условно большому формату изображения. Так, выдающийся мастер реалистической живописи И.П. Похитонов (1850-1923) выполнял пейзажи-картины, зачастую не превышающие в размере пятидесяти сантиметров по большей стороне формата, а в большинстве случаев и того меньше. Похитонов вдумчиво и очень точно передавал тончайшие нюансы цвета и светотени, что является важнейшей задачей как для этюда пейзажа, так и для картины. При этом художник сумел передать в своих произведениях не только настроение и состояние атмосферы, но и дух времени, подробно разрабатывая стаффаж и тщательно продумывая композицию по форме и содержанию, что в целом свойственно традициям создания картины. Еще один диалектический вопрос, рассмотрение которого необходимо в рамках нашего исследования: может ли этюд мотива природы, выполненный с натуры, стать пейзажем-картиной? Следует отметить, что отличия пейзажа-картины от этюда бывают достаточно эфемерными. Так, этюдная незавершенность и непосредственность восприятия изображения сами по себе могут быть важным условием для композиции пейзажа-картины, как, например, в случае наполненных глубоким чувством и философскими размышлениями о вечном образов Левитана «Последние лучи солнца» (1899) и «Летний вечер» (1900). Можно сказать, что здесь многое зависит от глубины образного выражения и воплощения содержания в композиционной форме. Пейзажи Валентина Серова «Заросший пруд. Домотканово» (1888) и «Осень. Домотканово» (1892) были полностью написаны с натуры, при этом вполне могут считаться картинами, поскольку отличаются не только эмоциональной непосредственностью живого впечатления, но и композиционностью, то есть логической опосредованностью исполнения. Вообще, практика преобразования натурных этюдов в композицию картины получила свое распространение уже в первой половине XIX в., когда в русском искусстве только начинали свое становление национальные духовно-мировоззренческие и художественные традиции русского пейзажа. Так, Сильвестр Щедрин в письме своим родным 15 декабря 1821 г. замечает, что выполнив двенадцать этюдов пейзажа разной величины, он заканчивал некоторые из них в мастерской, половину из которых «можно пожаловать в чистые картины...» (цит. по: [4. с. 347]). «Это высказывание Щедрина

очень характерно. Вид, написанный с натуры теперь уже не является только мотивом для картинного построения. Путем "украшения", то есть добавления известных деталей и частностей, отвечающих чисто композиционным соображениям, он может быть превращен в законченное произведение, в картину» [4, с. 347].

Искусствоведческий анализ развития пейзажного жанра и практика художественно-творческой деятельности показывают, что в системе художественно-педагогического образования пейзаж-картина может быть выполнен несколькими способами: 1) построение композиции по представлению и воображению на основе предварительных зарисовок и этюдов, написанных с натуры, а также на основе фотоснимков (при этом формат пейзажа-картины берется сравнительно большего масштаба по отношению к формату этюда); 2) доработка композиции натурного этюда по памяти, представлению и воображению в условиях аудиторной мастерской, с добавлением отдельных деталей и композиционных элементов (формат натурного этюда в картине при этом остается неизменным); 3) выполнение пейзажа-картины полностью с натуры, в процессе которого осуществляется композиционное завершение этюда в несколько сеансов без внесения последующих изменений по памяти, представлению или воображению. С развитием технологий цифровой фотографии, фотоснимки стали мощнейшим источником творческой информации для художников, поэтому обучающимся необходимо учиться их правильно использовать в живописной композиции. Фотоснимок дает возможность мгновенно запечатлеть конкретику форм и пропорций многообразных объектов пейзажа с различных пространственных положений по отношению к изображаемому мотиву. Однако в использовании фотографий для создания живописной композиции картины есть существенные сложности. В первую очередь важно отметить, что использование студентами фотоснимков для подготовки композиции пейзажа-картины может осуществляться только с учетом получения необходимого творческого опыта в работе с натуры. При этом начинающим живописцам всегда следует помнить, что фотоснимок объектов пейзажа не дает полноценного материала для решения колористических задач в композиции мотива природы, поскольку не передает реальных цветотональных отношений. Фактически работа над пейзажем-картиной только «по фотоснимкам» сводится к передаче необходимых цветотональных отношений по памяти и представлению, что требует большого творческого опыта. Именно поэтому в процессе специальной подготовки художника-педагога этюды пейзажа, выполненные с натуры, играют большую роль в создании пейзажа-картины. В композиции картины обучающимся важно сохранить такие качества этюда, как легкость, непосредственность и экспрессивность в восприятии мотива природы, поскольку от этого во многом будет зависеть общая выразительность картинного образа. Экспрессивные свойства натуры в работе над пейзажем-картиной должны стать для художника-педагога особыми средствами коммуникации в построении композиции. Выразительные, экспрессивные качества натуры должны в первую очередь привлекать внимание художника, поскольку «с их помощью он понимает и истолковывает свой опыт, они определяют форму моделей, которую он создает. Поэтому подготовка студентов-художников должна состоять в основном в обострении у них чувства этих экспрессивных качеств и в обучении их смотреть на экспрессию как на ведущий критерий каждого прикосновения карандаша, кисти...» [1, с. 376]. В сохранении экспрессивной выразительности, непосредственности визуального восприятия при длительной и системной разработке содержания и формы в композиции заключается одна из главных проблем в выполнении пейзажа-картины.

Целенаправленная работа над пейзажем-картиной, имеющая системный характер, может раскрыть широкие возможности для развития композиционных

способностей художника-педагога. В рамках нашего исследования композиционные способности можно рассматривать как психофизиологический комплекс свойств и качеств творческой личности, определяющих успешность художественно-изобразительной деятельности в процессе построения архитектоники живописного произведения. Целостная структура произведения обеспечивается установлением наиболее гармоничного баланса пространственных и смысловых связей между отдельными элементами композиции. Психофизиологический комплекс композиционных способностей включает в себя: 1) художественное восприятие; 2) композиционное и образное мышление; 3) зрительную память; 4) творческое воображение.

Рассмотрим каждую способность в рамках выполнения художником-педагогом пейзажа-картины. «В отношении художественного восприятия полную силу приобретает аналогия между соотношением восприятия и его изображением в рисунке, в живописи... Как речь, в которой мышление формируется, в свою очередь, участвует в его формировании, так и художественное изображение воспринятого не только выражает, но и формирует восприятие художника» [2, с. 276]. Процесс создания композиции пейзажа-картины основан на целостном, апперцептивном, избирательном зрительном восприятии, определяющем характер реализации художником-педагогом творческого опыта, мировоззрения и представлений об окружающей действительности. Работа над пейзажем-картиной зачастую подразумевает «составление» композиции без непосредственной опоры на натуру, при котором активизируется творческий процесс сопоставления между представлениями, связанными с непосредственно воспринятым реальным пейзажем, выполненными с натуры этюдами и образами творческого воображения. Построение единой и гармоничной композиции пейзажа на основе взаимодействия образов восприятия реальной действительности и образов уже выполненных этюдов представляет собой более сложную творческую задачу, чем выполнение кратковременного натурного этюда, поэтому может в большей степени способствовать развитию целостности художественного видения. В данном случае эта целостность заключается в способности подчинять целому большое многообразие предметов изображения в их непосредственном взаимодействии на картинной плоскости, при выделении главных и второстепенных предметов-элементов композиции. «Когда говорят о влиянии целого на восприятие частей, то по существу это влияние целого заключается: 1) во внутреннем взаимодействии и взаимопроникновении частей и 2) в том, что некоторые из этих частей имеют господствующее значение при восприятии остальных» [Там же, с. 281-282].

Необходимость решения достаточно сложных композиционно-смысловых задач в работе над пейзажем-картиной может определить развитие качеств апперцепции восприятия художника-педагога, которые в итоге должны отличаться постоянством и устойчивостью. От влияния прошлого опыта, знаний, представлений и интересов зависит и характер избирательности восприятия. Для создания выразительной композиции важно то, какие именно образы представлений художник посчитает необходимым реализовать, выделить как главные в структуре произведения, а также как и какими средствами он будет воплощать свой замысел. Здесь проявляется избирательность художественного восприятия, которая тоже связана с категоризацией, влияющей на характер композиционной деятельности. «Восприятие предметов у человека связано с отнесением воспринимаемого к определенной словесно обозначаемой категории предметов. Таким образом осуществляется категоризация восприятия. Единичный предмет воспринимается как частный случай общего понятия» [5, с. 183]. Это особенно важно на начальной стадии анализа структуры будущей композиции, когда работа ведется от общего к частному. Необходимо соотнести

зрительно воспринимаемые предметы с теми свойствами, которые уже существуют в памяти и отражают нужные в композиционном построении категории этих предметов. Таким образом, в восприятие предметов и явлений действительности привносятся свойства и качества, отражающие интеллектуальный контекст художника-педагога. Выполнение пейзажа-картины характеризуется поиском выразительных образов и символов, их неповторимости и значительности, отражением глубины художественной формы в смысловом содержании и названии произведения. Поэтому успешное достижение поставленных целей в выполнении композиции в данном случае будет зависеть от характера предметной отнесенности и категориальности восприятия. В связи с этим для успешной подготовки художника-педагога в работе над живописной композицией необходимы: практика искусствоведческого анализа и интерпретации произведений выдающихся мастеров прошлого, знание теории и практики композиционного формообразования, чувство колорита, умение работать не только с натуры, но и по представлению с учетом подготовительного этюдного материала. Развитое художественно-образное восприятие в процессе композиционной деятельности позволяет воплотить содержательные и смысловые категории произведения за счет реализации формально-выразительных и технических средств гармонизации живописного изображения. В работе над пейзажем-картиной важным является не только изобразительная стилизация непосредственно воспринимаемых цветовых и светотональных отношений в живописи, но и раскрытие духовно-смысловых категорий, скрытых в композиции за внешними визуальными впечатлениями. Именно композиционная деятельность, благодаря наличию функций сложения, соподчинения и образной интерпретации структурных предметов-элементов произведения, позволяет добиваться воплощения содержательных, смысловых, духовно-нравственных и других представлений в организации не только визуального, но и художественно-образного пространства пейзажа-картины.

Выполнение пейзажа-картины может способствовать формированию у будущих художников-педагогов психических образований, именуемых представлениями памяти, поскольку большая часть работы над композицией картины традиционно выполняется в мастерской, без непосредственной опоры на натуру. «В этом случае представления выступают как воспроизведенный образ предмета или явления, которые субъект ранее воспринимал и которые сохраняются в его памяти. В представлениях образ воспроизводится в отсутствии непосредственного сенсорного воздействия со стороны предмета, как это происходит в процессе восприятия» [5, с. 183]. В отличие от образов непосредственного визуального восприятия реального пейзажа образы представлений более свободны и во многом характеризуются прошлым опытом и особенностями мировоззрения художника-педагога. С целью успешного выполнения пейзажа-картины в условиях аудиторной мастерской необходимо наличие: 1) представлений памяти о реальных формах, цветовых сочетаниях, пространственных различиях объектов пейзажа и их характерных особенностях; 2) представлений свободных от жесткой детерминации с внешним предметным миром, поставляющих чувственный материал для композиционного творчества. При этом композиционная деятельность основана на категориальных образах, имеющих обобщенный характер и интегрирующих в себе совокупность различных представлений об изображаемых предметах и явлениях. Работа над пейзажем-картиной может способствовать активному преобразованию сложной совокупности представлений, состоящих из динамических и часто меняющихся образований, в целостный художественный образ. Однако если в представлениях наблюдается лишь «мерцание образа без определенной тенденции», то можно говорить о пассивности воображения и наличии лишь некоторых предпосылок к преобразующей, композиционной деятельности [2, с. 369]. Необходимы

сбор подготовительного материала и его всесторонний анализ, реализуемый в процессе подготовки пейзажа-картины,

Самые разнообразные представления реализуются в композиции пейзажа-картины благодаря функциональному характеру воображения. Создание выразительного творческого образа пейзажа-картины основано, с одной стороны, на репродуктивном воображении (этот вид психологи иногда отождествляют с памятью), а с другой стороны, на творческом воображении. «Для того чтобы подчинить образ замыслу, идее и композиции художественного произведения, необходимо преобразовать те впечатления и образы, которые доставляет художнику внимательное наблюдение. Здесь вступает в свои права творческое воображение художника с многообразными, ему свойственными, в процессе творчества вырабатывающимися приёмами и способами преобразования» [2, с. 643-644]. Именно творческое воображение, более четко дифференцируясь от памяти, преобразует содержание внутреннего мира в новые образы и символы, составляющие композиционную основу пейзажа-картины. При этом, отличаясь от образов памяти, образы воображения должны характеризоваться осмысленностью и объективной значимостью представлений об окружающей действительности. В противном случае композиция пейзажа-картины может оказаться чрезмерно фантазийной и, как следствие, творчески бесплодной. «В своих высших творческих формах воображение совершает отлёт от действительности, чтобы глубже проникнуть в неё» [Там же, с. 368]. В итоге творческое воображение, благодаря действию композиционного мышления, должно насыщаться рациональными компонентами, но не должно приходить в упадок, проявляя независимость к прошлому визуальному опыту. Рациональные компоненты мышления должны обогащать воображение художника-педагога и способствовать его развитию как подлинной композиционно-творческой способности.

Композиционное мышление можно рассматривать как психический процесс, осуществляемый при построении композиции, с учетом действия мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, направленный на создание гармоничной архитектоники и образного единства произведения. Композиционное мышление определяет смысловую последовательность выполнения живописного изображения, при которой на первый план выступают: 1) композиционное видение (здесь прослеживается взаимосвязь мышления с художественным восприятием); 2) способность мыслить образно, выстраивая архитектонику композиции на основе представлений памяти и одновременно творчески абстрагируясь от реальной действительности; 3) дивергентность мыслительной деятельности, позволяющая рассматривать несколько вариантов композиционного построения, соответствующих замыслу произведения и оптимизации его образного решения; 4) интуиция, позволяющая принимать необходимые решения в композиционной деятельности как на основе прошлого опыта, так и спонтанно; 5) способность к оцениванию результатов композиционно-творческой деятельности путем сопоставления с требованиями решения задач композиции (определяет особенности алгоритма построения композиции, а также целесообразность продолжения или завершения произведения).

Для эффективного развития композиционных способностей студентов мы предлагаем реализацию творческого проекта «Пейзаж-картина» по итогам пленэрных практик, содержание которого должно включать в себя не только практическую часть -создание живописной композиции, но и теоретическую, с разработкой композиционно-творческого анализа содержания проекта и методического обоснования последовательности выполнения картины, с учетом сбора и анализа подготовительного этюдного материала. В разработке структуры творческого проекта мы исходим

из необходимости подготовки художника-педагога как творческой личности и специалиста в области теории и практики изобразительного искусства, способного передавать свои знания ученикам в процессе педагогической деятельности. В процессе реализации проекта в рамках выбранной темы изучаются все необходимые структурные компоненты композиционного формообразования, включая законы, формально-выразительные средства и приемы композиции. При этом каждый студент должен дать теоретическое обоснование реализации тех или иных категорий композиции в индивидуальном творческом проекте. На первом этапе на основе подготовительного материала необходимо определить общую идею или тематику будущего пейзажа-картины. Для того чтобы подчеркнуть соответствие художественной формы выбранному содержанию, желательно определиться и с названием произведения. Идея будущей композиции может возникнуть как интуитивно, на основе прошлого опыта восприятия и представлений, так и на базе уже существующего наглядного материала и эмоциональных впечатлений от пленера. Однако для реализации определенной творческой идеи пейзажа-картины в любом случае будет необходима дополнительная композиционная деятельность: целенаправленная работа с натуры и последующий творческий поиск различных вариантов изображения с целью его оптимизации. Далее определяется один из трех разработанных нами способов выполнения пейзажа-картины, исходя из специфики ведения творческой работы и характера построения композиции. Если в композиции предполагается творческое сочетание, перемещение элементов пейзажа в пределах выбранного формата, добавление или удаление отдельных форм или объектов пейзажа, комбинаторное совмещение разных точек зрения и т.п., то работа над картиной должна проходить в аудиторной мастерской по представлению, воображению, на основе выполненных с натуры зарисовок и этюдов или фотоснимков. Также возможны уже упомянутые в статье способы выполнения пейзажа-картины путем доработки композиции натурного этюда в условиях аудиторной мастерской или работа над композицией полностью с натуры, осуществляемая в несколько сеансов. В каждом отдельном случае студент должен ориентироваться на выполненные аналогичным способом произведения выдающихся мастеров живописи пейзажа. В структурное содержание творческого проекта может быть включено и учебное копирование произведений выдающихся мастеров, если это необходимо для эффективной реализации основных идей проекта.

Мы рекомендуем студентам использовать различные методы построения живописной композиции в цвете. Однако реализация того или иного метода может определяться особенностями создания произведения: с натуры или по представлению, в аудиторной мастерской или на пленере. Например, при работе в условиях аудиторной мастерской рекомендуется использование наиболее традиционной методики построения живописной композиции, когда сначала делается легкий подмалевок жидко разведенной краской по всей поверхности холста, а затем, с акцентом на композиционный центр, начинается активная разработка формы цветом. При этом постепенно усиливается пастозность красочного слоя а полутонах и на свету, вплоть до завершения формы всех необходимых элементов изображения. Также в процессе создания композиции вне пленера, то есть без непосредственной опоры на натуру, можно использовать методическую последовательность ведения живописной работы «по частям». В соответствии с данным методом работа ведется не по всему холсту одновременно, а с акцентом на отдельные фрагменты композиции, которые почти полностью завершаются по форме, что называется «в один прием». Например, сначала в полную силу цвета пишется небо, определяющее состояние освещения в пейзаже, а затем по отношению к нему уже набираются по цвету другие предметы-элементы

пейзажа, форма и хроматические характеристики которых определяются особенностями конкретного освещения в композиции. После того как весь холст заполнен красочным слоем, наступает завершающая стадия работы над композицией -обобщение, интенсивность которого зависит от того, насколько удалось достичь гармоничного сочетания между отдельными частями в изображении. Конечной целью является достижение общей целостности и взаимной подчиненности всех частей и элементов композиции. Композиция, выполненная таким способом, сохраняет ощущение свежести и звучности цвета, так как данный метод позволяет избежать излишних наслоений, приводящих к пожуханию красочного слоя. Такой способ создания композиции может быть реализован и на пленере, если работа ведется в несколько сеансов. С одной стороны, данный метод является достаточно сложным для студентов, поскольку требует целостного зрительного восприятия всей композиции пейзажа-картины в процессе работы по частям, но, с другой стороны, активизирует композиционные способности.

Библиографический список

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - Москва: Архитектура-С, 2007. - 392 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 720с.

3. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начала XIX века /

A. А. Федоров-Давыдов. - Москва: ЗАО Центрполиграф, 2005. 495с.

4. Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество: учебное пособие / А. А. Федоров-Давыдов. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2019. - 500 с.

5. Шадриков, В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию /

B. Д. Щадриков. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2009. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.