Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА'

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Духовно-эстетическое восприятие / искусство / живопись / музыка / литература / пейзаж / художественный образ. / Spiritual and aesthetic perception / art / painting / music / literature / landscape / artistic image.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биценко Р. В.

В статье анализируются возможности развития духовно-эстетического восприятия студентов в процессе выполнения пейзажа в практике учебно-творческой деятельности. Пейзаж рассматривается как полифункциональное явление, раскрывающее не только закономерности создания художественного образа природы, но и духовно-эстетическое содержание эпохи в живописи, музыке и литературе. Занятия живописью пейзажа могут оказать помощь студентам в формировании активного творческого отношения к раскрытию единства внутреннего и внешнего мира природы, национальных, сакральных, исторических черт, отражению мировоззрения, мыслей, чувств и духовности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND AESTHETIC PERCEPTION OF STUDENTS OF ARTISTIC AND CREATIVE DIRECTIONS IN THE PROCESS OF PERFORMING LANDSCAPE

The article analyzes the possibilities of developing the spiritual and aesthetic perception of students in the process of performing a landscape in the practice of educational and creative activity. Landscape is considered as a multifunctional phenomenon that reveals not only the laws of creating an artistic image of nature, but also the spiritual and aesthetic content of the epoch in painting, music and literature. Landscape painting classes can help students to form an active creative attitude to the disclosure of the unity of the inner and outer world of nature, national, sacred, historical features, reflection of the worldview, thoughts, feelings and spirituality of a person.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА»

УДК 75.047

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА

© 2022 Р. В. Биценко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: rom. bicenco2012 @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье анализируются возможности развития духовно-эстетического восприятия студентов в процессе выполнения пейзажа в практике учебно-творческой деятельности. Пейзаж рассматривается как полифункциональное явление, раскрывающее не только закономерности создания художественного образа природы, но и духовно-эстетическое содержание эпохи в живописи, музыке и литературе. Занятия живописью пейзажа могут оказать помощь студентам в формировании активного творческого отношения к раскрытию единства внутреннего и внешнего мира природы, национальных, сакральных, исторических черт, отражению мировоззрения, мыслей, чувств и духовности человека.

Ключевые слова: духовно-эстетическое восприятие, искусство, живопись, музыка, литература, пейзаж, художественный образ.

THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND AESTHETIC PERCEPTION OF STUDENTS OF ARTISTIC AND CREATIVE DIRECTIONS IN THE PROCESS OF PERFORMING LANDSCAPE

© 2022 R. V. Bitsenco

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Professional Training and Methods of Teaching Technology e-mail: [email protected]

Kursk State University

The article analyzes the possibilities of developing the spiritual and aesthetic perception of students in the process of performing a landscape in the practice of educational and creative activity. Landscape is considered as a multifunctional phenomenon that reveals not only the laws of creating an artistic image of nature, but also the spiritual and aesthetic content of the epoch in painting, music and literature. Landscape painting classes can help students to form an active creative attitude to the disclosure of the unity of the inner and outer world of nature, national, sacred, historical features, reflection of the worldview, thoughts, feelings and spirituality of a person.

Keywords: spiritual and aesthetic perception, art, painting, music, literature, landscape, artistic image.

Восприятие рассматривается в психологии как «познавательный психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии их на органы чувств»

[7, с. 181]. Функцией восприятия можно считать целостное и структурное познание всего многообразия форм и явлений окружающего мира. При этом разнообразие свойств и сторон отдельных элементов, входящих в структуру целого, познается в восприятии как совокупность, как часть неделимой обобщающей закономерности. Одной из сторон процесса восприятия является его направленность на отражение определенных предметов, с учетом их функциональных признаков, а не на абстрактные формы и структуры, то есть «восприятие характеризуется предметной отнесенностью» [Там же]. С другой стороны, воспринимаемые образы всегда будут отличаться определенной субъективностью, характер и содержание которой зависят от особенностей мышления воспринимающего субъекта, его интересов, знаний, опыта и мировоззрения в целом. «Знание человека всегда субъективно, каждый человек имеет свою особую чувственно-наглядную картину мира...» [Там же, с. 182]. В процессе восприятия не только окружающие объекты способны воздействовать на субъекта, но и сам человек, с позиции своего духовного, нравственного и эстетического развития, может принимать или не принимать для себя те или иные воспринимаемые образы. Восприятию субъекта может быть свойственно внутреннее подавление, отталкивание, ослабление некоторых образов, что характеризуется определенными условиями и особенностями существования воспринимаемых предметов. Экспериментально установлено, что психофизиологические системы, отвечающие за восприятие личности, являются определенным фильтром для поступающей извне информации, экраном, постоянно настраивающимся на входные сигналы. В особенности такого экрана входит способность создания систем, которые могут самостоятельно адаптироваться к входным сигналам различного свойства и содержания. При этом параметры адаптации определяются особенностями восприятия человека, сформированного его жизненным опытом, эстетическими и духовно-нравственными категориями. Таким образом, человек способен воспринимать избирательно, в том числе и с учетом своего духовно-эстетического мировоззрения и опыта. В процессе восприятия бесконечного разнообразия окружающей действительности человек выстраивает свой особый внутренний мир, «который, в свою очередь, оказывает влияние на отражение внешнего предметного мира...», что особенно важно в творческой деятельности [Там же]. Поэтому в процессе изобразительной деятельности духовно-эстетическому восприятию личности должно быть свойственно наполнение жизни души определенным с точки зрения нравственного отношения искусства к жизни предметным содержанием, при этом жизнь души, в свою очередь, будет одновременно являться и базовой основой в развитии предметно-эстетического сознания. Таким образом реализуется процесс формирования духовной и предметно-эстетической жизни творческой личности в их непосредственной взаимосвязи, определяющей характер восприятия человека. Следует отметить, что в процессе художественной деятельности предметно-эстетическая жизнь развивается в тесном единстве с эмоционально-чувственными переживаниями. Успешная творческая деятельность невозможна без глубокого переживания воспринятого извне. Благодаря переживанию художник входит в духовное состояние, которое характеризуются расширением сознания. В духовном состоянии происходит более полное и глубокое осознание решаемых проблем за счет подключения к информационным ресурсам подсознания. Именно духовное состояние активизирует продуктивность способностей художественного восприятия и мышления, определяя особенности их структуры и характер.

Духовно-эстетическое восприятие художника можно считать творческой способностью, которая определяется его эмоционально-чувственным отношением к миру реальных вещей, глубоким внутренним пониманием форм окружающей действительности, нравственно-гуманистической направленностью создаваемых

образов, осмыслением тонкой реальности в творческом процессе, а также интуицией как бессознательной формой отражения. Духовно-эстетическое восприятие творческой личности является важным фактором многогранного осмысления окружающего мира и человека как с позиции искусства, так и с учетом традиционных нравственных ценностей. По отношению к восприятию с предметной отнесенностью духовно-эстетическое восприятие можно назвать «вторым видением», отличающимся стремлением личности к познанию себя и других людей в процессе творческой деятельности.

Обращение к жанру пейзажа в процессе обучения студентов художественно-творческих направлений изобразительному искусству можно считать одной из форм духовно-эстетического познания окружающей действительности. Одухотворенность произведений, выполненных в жанре пейзажа, - это концептуальное наполнение образа природы философским, сакральным, мировоззренческим содержанием, дополнение сюжетной линией, а также идеями и образами экзистенциального взаимодействия человека и природы с учетом различных форм взаимного влияния. Духовно-эстетическое начало реализуется в создании образа пейзажа, когда восприятие естественного в природе дополняется реализацией культурно-гуманистической парадигмы, в основе которой лежит объединение многообразия форм бытия и способности человека творчески мыслить. Духовная эстетика пейзажа проявляется в его эмоционально-чувственных компонентах, реализуемых в композиции благодаря способности к переживанию и апперцепции восприятия автора. Восприятие студентов должно отличаться постоянной духовно-эстетической апперцепцией, сформированной в ходе длительной практики творческой деятельности. Апперцепция восприятия в процессе работы над пейзажем определяется прежде всего устойчивым проявлением духовно-эстетического, нравственного, гуманистического отношения к художественно-творческой деятельности и к окружающей действительности в целом. В данном случае развитая апперцепция характеризуется умением художника определить то, что будет иметь наибольшее значение в содержании художественного образа природы с точки зрения духовно-нравственного и эстетического опыта. Можно сказать, что апперцепция характеризуется умением «видеть» объект изображения с учетом избирательности и целенаправленности восприятия, причем духовно-эстетическая избирательность восприятия может проявляться у художников «не только непосредственно в процессе изобразительной деятельности, но и повседневной их жизни. Их всегда привлекает красота человека, природы, соразмерность линий, форм, цвета» [4, с. 158].

Таким образом, важным фактором духовно-эстетического восприятия в работе над пейзажем является умение «видеть» будущий образ природы, особенности его художественного развития в ходе применения выразительно-изобразительных средств. Умение «видеть» начинается от восприятия реального первообраза и заканчивается композиционным формообразованием мотива природы на изобразительной плоскости. В процессе творческой деятельности создаваемый образ пейзажа следует терпеливо оценивать, стремясь выявлять наиболее эмоциональные, характерные и типические для него компоненты. Об умении «видеть» как показателе духовного развития личности, которому следует учиться, писал Ф. Ницше: «Учить видеть - приучать глаз наблюдать спокойно, терпеливо, выжидательно. Учить неторопливости в суждениях, учить рассматривать, охватывать каждый отдельный случай со всех сторон. Первая ступень на пути к духовности: никогда не реагируй на раздражитель сразу же, прежде научись распоряжаться своими сдерживающими, отстраняющими инстинктами» [5, с. 136]. Способность духовно-эстетического восприятия, или «видения», пейзажа необходимо развивать в процессе обучения. Развитие духовных качеств личности студентов определяется здесь в первую очередь проявлением усилий воли. «Учить видеть, -

пишет Ницше, - означает обучение приблизительно тому, что на обыденном языке зовется "сильной волей"» [Там же]. При этом в восприятии окружающей действительности с целью ее художественного отображения необходимо добиться целостности видения. Целостное видение в процессе работы над пейзажем включает в себя не только невозможность воспринимать изображаемый мотив природы как состоящий из разрозненных по тону, цвету, форме и взаимному расположению структурных предметов-элементов, но и сбалансированное отражение в художественной форме определенной духовно-эстетической концепции произведения.

Отображение форм окружающего мира художественно-техническими и формально-выразительными средствами в жанре пейзажа невозможно без участия эмоционально-чувственной сферы, подчиненной стремлениям души человека. Развитие духовно-эстетической составляющей восприятия должно органично дополняться эмоциональной направленностью творческого процесса. Можно сказать, что психофизиологический комплекс эмоционального восприятия и мышления студентов в процессе создания художественного образа природы во многом должен ориентироваться на духовно-эстетическое понимание окружающего мира. Психолог В.Д. Шадриков выделяет категорию эмоционального мышления, которое тесно связано с внутренним духовным мировосприятием: «Особенно наглядно роль внутреннего мира проявляется в эмоциональном мышлении. Именно эмоции находятся у истоков великих творений искусства... Эмоции побуждают ум к новым начинаниям, а волю к упорству» [7, с.188]. Духовно-эстетическое восприятие форм и явлений природы в процессе работы над пейзажем тесно связано с активизацией эмоциональных переживаний обучающихся. Здесь важную роль играют: 1) целенаправленное наблюдение отдельных объектов с учетом выявления закономерностей цветовых соотношений пейзажа, 2) живопись, выполняемая непосредственно на пленэре,

3) творческая переработка этюдного материала в аудиторной мастерской для создания художественного образа природы с учетом образов представления и воображения,

4) поиск внутреннего смысла в единстве формы и содержания произведения. Изображаемый пейзаж не должен оставлять студента эмоционально равнодушным, иначе сам процесс изобразительной деятельности может оказаться пассивным. При этом эмоциональное состояние художника должно определяться духовным и художественным переживанием непосредственно самого объекта изображения, чувственным переживанием осуществляемого творческого процесса, отличаться легкостью и одновременно силой и глубиной эмоционального возбуждения от восприятия прекрасного в жизни и природе.

Эмоции, проявляемые студентами в процессе выполнения пейзажа, должны быть обусловлены глубиной духовно-эстетического восприятия, отличаясь от эмоций, которые возникают у людей, не занимающихся творческой деятельностью, то есть эмоций обыденной жизни. Лев Выготский назвал такие эмоции художественным чувством, которое внешне может никак себя не проявлять. Отличаясь необычайной силой, художественные эмоции демонстрируют таким образом задержку наружного проявления. «Это загадочное отличие художественного чувства от обычного, мне кажется, следует понимать таким образом, что это есть то самое чувство, но разрешаемое чрезвычайно усиленной деятельностью фантазии... искусство есть центральная эмоция, или эмоция, разрешающаяся преимущественно в коре головного мозга. Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» [1, с. 324-325]. «Умные» эмоции могут активизироваться у живописца в процессе возникновения переживаний при выполнении пейзажа, вызванных

внешними и внутренними проявлениями. В ходе творческой деятельности воспринимаемые живописцем объекты пейзажа имеют внутреннюю связь с его эмоциями, которые в процессе отражения идеи композиции должны рождать высокие, духовно-нравственные чувства. Возникающие эмоции и чувства художника в целом способствуют его вхождению в духовное состояние, в котором активизируются психические процессы восприятия и воображения, определяющие успешность изобразительной деятельности. В процессе переживания пейзажа как объекта творческой деятельности автор раскрывается сам, осознавая себя в качестве субъекта познания и носителя духовно-эстетических ценностей. Занятия живописью пейзажа в целом могут способствовать раскрытию эмоциональности натуры, способности к переживанию прекрасного и, как следствие, духовно-эстетическому развитию.

Процесс духовно-эстетического восприятия обеспечивается действием различных органов чувств, определяющих физиологическую основу этого процесса. Полноценное восприятие образов природы в процессе выполнения пейзажа может быть достигнуто только в результате комплексного воздействия различных ощущений, среди которых важное значение имеют не только зрительные, но и, например, слуховые. Для развития духовно-эстетического восприятия важно почувствовать внутреннее содержание и «музыку пейзажа». Пространственные и временные виды искусства, характеризуясь единой морфологической основой, способны взаимно дополнять друг друга в одной композиции. Так, пейзаж как жанр изобразительно-пространственного искусства может вызывать у зрителя впечатления музыкального звучания. Природа этого явления имеет в целом ассоциативный характер, отличаясь определенной степенью субъективности. Однако во многом объективным является тот факт, что целый ряд произведений изобразительно-пространственного искусства характеризуются именно музыкальным звучанием своей композиции. Это подтверждено большим числом реципиентов, причем зачастую «музыкальность» художественной формы этих произведений целенаправленно отражена в их содержании. Например, такими являются пейзажи Ивана Шишкина «Среди долины ровныя...» (1883), Исаака Левитана «Тихая обитель» (1890), «Вечерний звон» (1892), тематические образы природы Михаила Нестерова «Два лада» (1905), «Элегия» (1928), Виктора Борисова-Мусатова «Осенняя песнь» (1905), «Летняя мелодия» (1905), «Реквием» (1 905) и другие. При этом музыкальная одухотворенность пейзажа совершенно не обязательно означает развитие в нем музыкальной темы, но и не исключает ее. Так на уровне духовно-эстетического восприятия искусства происходит соединение изобразительного пространства и музыкального звучания произведения. Существуют и музыкальные произведения, изображающие природу во всем многообразии ее форм и настроений. Например, образы Сергея Рахманинова: «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром», «Элегия», «Музыка любви к Родине», «Сирень», «Этюд-картина», «Весенние воды»; а также П.И. Чайковского: «Времена года», «Зимние грезы», «Гроза» (увертюра), «Буря» (фантазия) и другие.

Комплексное изучение произведений пространственных и временных искусств, поиск ассоциативных связей между музыкальными и живописными образами может способствовать развитию духовно-эстетического восприятия студентов. В частности, это могут быть творческие задания по изобразительной композиции пейзажа, направленные на создание образа природы по впечатлению от прослушивания музыкальных произведений, «изображающих» пейзаж.

С начала XVIII в. пейзаж начинает занимать важное место в художественной литературе. Создавая образы природы, поэты и писатели не просто создают литературно-описательную характеристику изображаемому мотиву, а раскрывают в пейзаже национальные идеи и духовные ценности личности человека как

неотъемлемой части окружающего мира, и в частности своей родной земли. Последователи романтизма зачастую создавали даже чрезмерно психологизированные пейзажи, направленные на раскрытие некого «образа души природы». Русский национальный пейзаж получил свое развитие в литературе раньше, чем в живописи. Так, в России первой половины XIX в. живописцы, следуя традициям классицизма, все еще стремились изображать в пейзажах чуждые незатейливой среднерусской природе «античные развалины», отправляясь для творческого саморазвития в пенсионерские командировки в Италию, тогда как писатели и поэты в это время уже обращаются к изображению русского национального пейзажа, определяя его высокий духовно-эстетический статус в восприятии русского человека. Достаточно вспомнить наполненные национальным духом, живописные пейзажи в поэзии Пушкина, Тютчева, Баратынского, а также прозаические образы украинской степи в повести Гоголя «Тарас Бульба» или захватывающее великолепие русской природы в рассказе С. Аксакова «Лес». Во второй половине XIX в. национальный пейзаж начинает развиваться и в живописи (Саврасов, Левитан, Ф. Васильев, Шишкин, В. Серов и др.), отражая духовно-эстетические традиции родной земли и русского народа. Исследователи-искусствоведы нередко обращают внимание на сходство в духовно-эстетическом восприятии пейзажа у художников-живописцев, писателей и композиторов одной исторической эпохи. Так, А.А. Федоров-Давыдов проводит сравнительный анализ пейзажей Левитана с образами природы у Чехова, Бунина и Горького. Например, исследователь отмечает: «В творчестве Чехова и Левитана нельзя оторвать идею от формы, логическое от чувственного... Единство стиля пейзажей Левитана и Чехова основано на замещении у обоих подробного, развернутого описания или изображения более непосредственно наглядным и чувственным показом... Левитан тем же отличается от Саврасова и Поленова, чем Чехов от Тургенева» [6, с. 404-406]. Также автор пишет о поздних пейзажах Левитана, отмечая, что живописец в целом сохранил идейную близость «чеховскому пейзажу», однако уже выходит за его рамки, приближаясь к «бунинскому» и «горьковскому» восприятию природы. «Пейзаж Бунина означал уже иной подход к природе, иное пластическое видение, чем у Чехова... Чехов любил давать природу в чуть заметных переходах. У Бунина пейзаж более определен, как определенно и подчеркнуто передаваемое им "настроение". С этим связаны и изменения в стиле описания, в тех словах и красках, которыми рисует природу Бунин. Тут можно было бы установить известное сходство с поздними работами Левитана, с материальностью их живописи и подчеркнутой, экспрессивной выразительностью» [Там же, с. 407-408].

Также можно проследить стилистическую близость пейзажей Левитана с духовным наполнением образов природы и их изобразительностью в музыкальных произведениях Рахманинова, «в частности его Второго концерта с его ширью, разливом пространства, праздничностью» [Там же: 408]. Второй концерт был написан Рахманиновым только в 1901 г., то есть это произведение никак не могло оказать влияния на творчество Левитана, однако музыкальная интерпретация образов русской природы, ставшая основой Второго концерта, сначала проявила себя в таких произведениях композитора, «как элегическое трио, "Алеко" (1892) или Первая симфония (1895), которые были созданы еще при жизни Левитана и которые он, любитель музыки, постоянно посещавший концерты, вероятно слушал» [Там же: с. 408-409].

Таким образом, пейзаж в целом выступает как полифункциональное явление, раскрывая духовно-эстетическое содержание эпохи в живописи, музыке и литературе. В пейзаже можно не только отобразить нужный мотив природы, но и раскрыть

единство ее внутреннего и внешнего мира, национальные, сакральные и исторические черты, отразить мировоззрение, мысли и чувства человека, его духовность.

В развитии духовно-эстетического восприятия в процессе обращения студентов к пейзажу важным фактором будет являться эмоционально-чувственное и содержательное обогащение художественного мышления и творческого видения посредством поиска ассоциативных связей между образами пространственных и временных искусств. Самостоятельная творческая работа студентов над пейзажем требует целенаправленного изучения различных форм культурного наследия (живописного, музыкального и литературного) и их образного взаимодействия. Обучаясь на лучших традициях русского пейзажа, студентам следует прежде всего стремиться к созданию духовно-эстетических образов очеловеченной природы, приближать пейзаж к чувствам человека и ощущениям жизни природы «даже в тех случаях, когда она в своей величественности, в своей вечной жизни противопоставляется краткости и бренности человеческого существования и кажется равнодушной к нему (например, в картине Левитана "Над вечным покоем" или в рассказе Чехова "Счастье")...» [6, с. 404-405].

В практике создания живописной композиции пейзажа студентами художественно-творческих направлений на вариативной основе могут быть реализованы учебные задания, ориентированные на ассоциативное сближение и стилистическое единство образов природы, созданных литераторами, композиторами и художниками. Например, это могут быть задания, направленные на творческую интерпретацию в живописи литературных описаний природы. В процессе проведения занятий по данной теме преподаватель может сам зачитать отрывок литературного произведения, содержащий описание природы, предварительно обратив внимание студентов на то, что в ходе прослушивания они должны прочувствовать возникающий в воображении образ природы и проанализировать его, мысленно переводя услышанное на язык живописи. В данном случае, в связи с необходимостью создания композиции пейзажа на основании образов воображения и фантазии, это задание будет отличаться определенной сложностью и потребует активизации духовно-эстетического восприятия обучающихся. Для создания выразительного художественного образа пейзажа на основе литературного описания природы студенты должны обладать развитыми, отчетливыми визуальными представлениями о формах и явлениях окружающей действительности, полученными в процессе практической реализации изобразительно-выразительных средств живописи. Здесь возможно использование предварительных композиционных натурных зарисовок или живописных этюдов, выполненных на пленере, которые должны создать основу для реалистической трактовки форм объектов пейзажа в построении необходимого колористического строя.

Также в творческой практике освоения жанра пейзажа студентами могут быть выполнены задания, направленные на воплощение образа природы на основе ассоциативных впечатлений и эмпирического анализа определенного музыкального произведения. В постановке задания можно сделать акцент на передачу монументального или интимного характера образа природы или создание колорита определенного свойства, минорной или мажорной цветовой гаммы и т.п. В качестве примера мы предлагаем использовать как основу для живописных поисков и интерпретаций Концерт №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Данное музыкальное произведение состоит из трех частей, отличающихся в первую очередь оттенками темпа: модерато, адажио и аллегро. Каждому темповому оттенку в концерте могут соответствовать определенные формы, мотивы, настроения и цветовые состояния в живописи пейзажа. Таким образом, мы предлагаем студентам выполнить три композиции пейзажа, соответствующих по духу и настроению трем частям

концерта. Эмпирический анализ первой части (модерато) показывает, что уже во вступлении устанавливается ощущение величия и глубинного духа Русской земли благодаря напряженному минорному набату основной темы. В целом это было свойственно позднему романтизму в музыке. В данном случае у слушателей могут возникать впечатления масштабности, монументальности и драматизма происходящего. Свободный, динамический ритм в музыкальной партии солиста, как будто уже не играющего центральной роли после своего вступления, воспринимается как своеобразный аккомпанемент, звучащий на фоне основной темы, которую дает оркестр. Исследователи отмечают, что «ритм музыкального движения может быть сходен с ритмом движения жизненных явлений... либо выражать их опосредованно» [2, с. 65]. В данном случае ритм создает ощущение тревожного, свободного, хаотического движения различных форм природного многообразия: ритм облаков, деревьев, листьев и т.п. на фоне величественной русской природы. Вообще, подобный ритмический рисунок не случаен в художественном произведении Серебряного века, поскольку соответствует общей стилистике модерна, в основе которой лежит первообраз свободной пластики и динамической подвижности природных форм. Вторая часть концерта - адажио создает совершенно иное, лирическое настроение. Возникают ощущения спокойствия, умиротворения и затишья в пейзаже, чувства утонченности форм природы и легкого, иногда напоминающего о себе движения ветра, свободно хаотичного покачивания ветвей и листьев, присутствие мелкой ряби на поверхности воды. Это наиболее мечтательная и ностальгическая часть произведения, а в процессе ее восприятия могут возникать визуальные ассоциации тонких, нюансных тональных и цветовых переходов. В этом случае возможно создание пейзажа, передающего состояние сумерек или лунной ночи. В третьей части - аллегро автор вновь возвращается к первоначально взятой в до-миноре композиционной идее, объединяя тем самым все части произведения в единое целое. Однако аллегро звучит еще более подвижно, величественно и монументально, чем первая часть. Здесь чувствуется радость жизни, вера человека в себя, что в целом может ассоциироваться с праздничными, приподнятыми, мажорными настроениями в пейзаже. Особую духовную силу Концерту придает его направленная связь с чувствами, эмоциями и переживаниями самого композитора, о чем свидетельствует предыстория создания этого произведения.

В педагогической практике подготовки студентов художественно-творческих направлений нельзя недооценивать тот факт, что музыка способна наиболее тонко, гибко и свободно передавать духовный мир человека и раскрывать его духовно-эстетический потенциал.

Развитие духовного, нравственного и эстетического потенциала студентов в процессе комплексного изучения пейзажа в сфере живописи, музыки и литературы должно основываться на обретении чувства любви к Большой и малой родине. Русский философ Иван Ильин писал: «Есть на свете предметы, которые можно воспринять только глазом (напр., свет или цвет); есть такие предметы, которые доступны только уху и слуху (напр., звук, пение, музыка); подобно этому есть такие предметы, которые могут быть восприняты, пережиты и приобретены только любовью (будь то любовь чистого инстинкта, или любовь, прокаленная духом). К таким предметам принадлежит и родина» [3, с. 260]. В этой связи важно отметить, что обращение студентов к тематике национального пейзажа, к обогащенным эпическими компонентами и сакральными чувствами образам природы может способствовать развитию духовно-эстетических качеств восприятия. Присутствие в произведении чувства «родины» можно определить как фактор проявления национального духа в пейзаже. Национальный пейзаж в изобразительном искусстве, литературе и музыке есть

духовно-эстетическое воплощение образа родины. «Идея родины предполагает в человеке живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа... обретение родины есть акт духовного... самоопределения, предполагающий, что сам человек живет духом и что духовный орган в нем не атрофирован; и этот акт самоопределения указывает ему его собственные духовные истоки и тем самым развязывает и оплодотворяет его собственное духовное творчество» [3, с. 267].

Библиографический список

1. Выготский, Л. Психология искусства / Л. Выготский. - Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 448 с.

2. Зись, А. Я. Виды искусства / А. Я. Зись. - Москва: Знание, 1979. - 128 с.

3. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. - Москва: ДАРЪ, 2019. - 480 с.

4. Кузин, В. С. Психология: учебник / В. С. Кузин. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: АГАР, 1997. - 304 с.

5. Ницше, Ф. Казус Вагнер. Сумерки кумиров. Антихрист. Ecce Homo: Собрание сочинений /Ф. Ницше; перевод с немецкого; предисловие, комментарии

A.Г. Аствацатурова и К.А. Свасьяна. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 383 с.

6. Федоров-Давыдов, А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество: учебное пособие / А. А. Федоров-Давыдов. - 2-е издание. - Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2019. - 500 с.

7. Шадриков, В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию /

B. Д. Шадриков. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2009. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.