УДК 75.021
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
© 2019 Р. В. Биценко
канд. пед. наук
доцент каф. профессионального обучения и методики преподавания технологии
e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Статья посвящена актуальным вопросам духовного развития студентов художественно-творческих направлений в процессе создания тематической композиции. Духовные способности рассматриваются психологами как способности понимания человека и изображения других людей в творческой деятельности. Тематическая композиция включает в себя обширную духовно-эстетическую сферу знаний и представлений, отличаясь сюжетным содержанием, обращением к человеку, его предназначению и истории.
Ключевые слова: духовные способности, духовное состояние, сюжет, тематическая композиция, картина, натюрморт, пейзаж, форма, художественный образ.
Развитие духовных способностей человека происходит в его стремлении к самопознанию и познанию других людей. Известный психолог В. Д. Шадриков выделяет две группы способностей: «... Можно выделить способности субъекта деятельности и способности личности...В последнем случае мы будем говорить о духовных способностях, т.е. способностях, направленных на познание других людей» [Шадриков 2009: 405]. При этом духовные способности, определяющие успешность поведения человека, нельзя определить без их соотнесения с особенностями реального мира, определяющего особенности их реализации и развития. Духовная картина внешнего мира человека определяется его духовным мировосприятием. Рациональное мышление отличается утилитарной, практической, объективной значимостью, тогда как способность духового мышления характеризуется нравственно-этической значимостью, определяемой в системе духовных координат личности. Основой духовных способностей является любовь к человеку, своему Отечеству и его истории, народу.
Развитие духовно-нравственного потенциала и культуры молодого поколения является первостепенной задачей современного образования, представляя собой важную составляющую часть потребностей социального общества. Развитие художественного вкуса, культуры, восприятия, воображения и мышления студентов творческих направлений должно осуществляться как часть их общей духовной культуры, как особый способ познания окружающего мира и жизни человека. Как говорил Э. Амашукели, «слово "художник" должно быть не только проявлением духовной красоты, но и синонимом высочайшей морали, внутреннего порядка» (цит. по: [Ковалев 2016: 179]). В. Кандинский в своем главном теоретическом труде «О духовном в искусстве» отмечал: «Цель живописи как силы должна быть направлена на очищение человеческой души» (цит. по: [Власов 2010. Т. 3: 537]).
Духовные способности выступают важным компонентом продуктивности художественного творчества, эмоциональной выразительности образных решений. «В духовных способностях познание ... тесно переплетается с переживанием. Поэтому, можно сказать, что духовные способности - это способности определенного духовного состояния» [Шадриков 2009: 407]. Духовное состояние характеризуется расширением сознания, более полным и глубоким осознанием проблем за счет подключения
информационных ресурсов подсознания. Духовное состояние, таким образом, способствует активизации продуктивности мышления. Именно духовное состояние человека определяет особенности и характер его стремления к творчеству, раскрывает секреты творчества, закладывает качества эмоциональной выразительности в завершенной композиции, являющейся результатом творческого процесса художника.
Композиция, являясь диалектической, но наиболее рациональной компонентой творчества, представляет собой форму мышления художника и форму «существования произведения искусства как духовного феномена, а не материального предмета» [Власов 2006: Т. 4: 568]. В процессе обучения творчеству результатом должно стать создание такой композиции, в которой все изобразительные элементы будут не столько «иллюзорно передавать внешнюю форму предметов», сколько станут «условными знаками, символами не материальной, а высшей, духовной реальности» [Там же: 373]. При этом «исследование композиции надо ориентировать на композиционные формы сюжетной картины как наиболее развитые» [Волков 2014: 148].
Такие категории искусства, как «сюжетная картина» или «тематическая композиция», связаны в первую очередь с историческим, батальным и бытовым жанрами, в которых традиционно ярко выражено развитие сюжетной линии. В этом случае сюжетно-тематическая композиция будет включать в себя изображение человека и может быть однофигурной, двухфигурной или многофигурной. Однако область тематической композиции не ограничивается перечисленными жанрами, поскольку художник может развивать в картине сюжетную линию вообще, не прибегая к изображению человека, передавая в структуре произведения лишь ощущение его присутствия.
Студенты художественно-графических факультетов, к сожалению, не часто обращаются к созданию тематической композиции. Это происходит в основном на стадии выполнения итоговых квалификационных работ. Во-первых, это связано с доминирующими позициями бессюжетных жанров (особенно пейзажа) в современном изобразительном искусстве. Анализ современных выставочных экспозиций показывает, что к сюжетно-тематической композиции художники обращаются намного реже. При этом традиции в живописи XX в. во многом определяются ведущей ролью «этюдного» и «эскизного» подходов к построению композиции, имеющих важное значение в процессе хроматического формообразования и направленных в первую очередь на передачу цветотональных отношений и определенного состояния освещения в природе. Во-вторых, тематическая картина представляет собой относительно сложный вид творческой деятельности, требующий от студента хорошо развитых композиционных умений и навыков, знаний в различных областях человеческой деятельности (истории, литературы и др.). Необходимы качества трудолюбия и целеустремленности в сборе обширного подготовительного материала, умение анализировать различные композиционные варианты творческих решений, особый осмысленный подход к построению сюжета, богатое восприятие, художественно-образное и духовное мышление.
В процессе работы над тематической, сюжетной композицией живописец должен осуществлять постоянное наблюдение, эстетическое освоение жизни, изучать человеческие типы и характеры, накапливать представления об окружающей действительности, впечатления и эмоции, формировать духовные образы событий, предметов и явлений. Когда в поле зрения художника попадает какое-то особенно волнующее его явление действительности, то наблюдение становится более целенаправленным и духовно осмысленным. Выполняются подготовительные этюды, эскизы и зарисовки. Так создается духовно-образная, тематическая основа будущей композиции. В дальнейшем происходит раскрытие тематического содержания произведения, обретающего свои характерные черты и более конкретные рамки в развитии сюжета.! Накопление студентами художественно-творческого и жизненного Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49)
опыта познания себя и других людей в процессе выполнения тематической композиции может способствовать развитию индивидуальной способности к сопереживанию -эмпатии. Эмпатия является «важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в Духовный мир другого человека» [Шадриков 2009: 410].
Практика художественно-творческой и педагогической деятельности показывает, что работа над созданием пространства и предметного наполнения человеческой деятельности в процессе выполнения тематической композиции может быть одним из действенных средств развития духовных способностей студентов. «Духовные способности - это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральное проявление интеллекта и духовности личности» [Там же: 409]. Тематическая композиция относится к тем духовным творениям, которые направлены на самого человека, раскрытие единства его внешнего и внутреннего мира, осмысление его роли и назначения в процессе исторического развития. Поскольку основой духовных способностей является любовь к человеку, своему Отечеству, историческому прошлому своего народа, то обращение, например, к историко-тематической композиции активизирует духовно-нравственный потенциал студентов. Духовные способности в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции проявляются и развиваются в стремлении познавать, принимать и оценивать других людей средствами изобразительного искусства. Стремление к образному решению в тематической композиции способствует более целостному и глубоко духовному раскрытию новых первообразов, тем, мировоззренческих представлений, а также творческому анализу и новому раскрытию художественно-техническими средствами уже известных предметов и явлений, с учетом особенностей их взаимодействия. Духовные способности проявляются в избирательности и проницательности мышления. Образы в их тематическом содержании, изучаемые творческой личностью, обладают множеством качеств, «вскрыть» которые можно только благодаря качествам проницательности. При этом исчерпывающее познание духовности вещей средствами искусства равносильно познанию вселенной, поскольку «абсолютный дух идеален, совершенен; духовное в искусстве относительно, сковано несовершенством воплощения» [Власов 2010: Т. 3: 537]. «В своем высшем проявлении духовные способности характеризуют гения» [Шадриков 2009: 409].
Для духовного мышления важна этическая, нравственная значимость, которая может быть активно реализована в единстве формы и содержания тематической композиции, благодаря ее обращению к изображению человеческих взаимоотношений и сюжетному действию. Действительно, тематическая композиция отличается от пейзажа, натюрморта и портрета наличием сюжетной линии, определяющей содержание художественной формы. Однако «слово "сюжет" в искусствознании понимается достаточно широко. Сюжет может быть вымышленным, взятым из легенд, текста, взятым непосредственно из наличной действительности» [Волков 2014: 24]. Сюжет традиционно не отождествляют с предметным (объектным) наполнением композиции: фигурами, действиями, предметами натюрморта, элементами пейзажа и т. п. Свойства сюжетно-тематической композиции могут прослеживаться и в условно бессюжетных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет. Например, в картине Ю.И. Пименова «Ожидание» отражено определенное развитие действия сюжетной линии, событий, происходящих в жизни человека, хотя, с позиции толкования жанров, данное произведение относится скорее к натюрморту в интерьере. «В соответствии с творческой идеей художника предметное окружение человека в искусстве группируется в сюжетные натюрмортные композиции. Это личные вещи, отражающие образ жизни человека... Вид их рождает в душе человека чувственные переживания, связанные с воспоминаниями прошедшего времени» [Бесчастнов 2008: 148]. При этом именно традиции жанровой тематической картины определяют характер построения сюжета в композиции натюрморта, пейзажа
и т.п. На это обстоятельство указывает известный искусствовед В.В. Волков: «Предметное наполнение и формы этого построения в сюжетной станковой картине служат прототипами для аналогичных форм в пейзаже и натюрморте... Человеческие сюжетные связи распространяются отраженно и на изображение пространства, как пространства человеческой деятельности, и на изображение вещей, как объектов деятельности» [Волков 2014: 148]. Таким образом, выполнение тематической композиции на основе натюрморта, пейзажа, портрета и т.п. также может способствовать возникновению духовного состояния, расширению сознания и активизации продуктивности воображения и образного мышления студентов. Переход к продуктивному воображению и образному мышлению в работе над тематической композицией «способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме» [Шадриков 2009: 407].
Форма и содержание тематической композиции базируется на выразительном сочетании не только многообразия жанров, но видов искусства. Тематическая композиция способна максимально объединить в себе виды творческой деятельности, организуясь на основе общего морфологического начала, то есть на основе единых, базовых принципов формообразования, существующих одновременно в различных видах пространственных и временных искусств. Поэтому в процессе изобразительной деятельности для создания оригинальных, наполненных духовным содержанием сюжетно-композиционных решений студентам необходимо обратиться к анализу морфологического взаимодействия живописи, музыки и литературы, изучению наследия мировой художественной культуры. Именно тематическая композиция, благодаря неизменному присутствию в ее форме и содержании человека и различных проявлений его многообразной деятельности, способна отразить в своей структуре высокую степень взаимодействия искусств. Так, тематическая композиция часто нуждается в музыкальном наполнении художественного образа. Визуально-изобразительный образ в тематической композиции может быть музыкально одухотворенным. При этом студентам важно осмыслить, что музыкальная одухотворенность картины совершенно не обязательно означает присутствие в ней музыкальной тематики, однако и не исключает ее. Известно, что В.Э. Борисов-Мусатов стремится приблизить свои живописные творения к музыкальным произведениям, придавая им внутреннюю образную мелодичность и ритм: «Гармония» (1900 г.), «Мотив без слов» (1900 г.), «Осенняя песнь» (1905 г), «Летняя мелодия» (1905 г.), «Реквием» (1905 г.). Восхитительное, наполненное таинственностью полотно «Гобелен» (1901 г.), автор назвал «мелодией грусти старинной». Лаконичность колористического решения композиции Борисова-Мусатова «Водоем» (1902 г.) придает ей глубокую мелодичность, а чередования выбранных тонов еще более подчеркивают ассоциации с музыкальной формой рондо, лежащей в основе художественного образа. Образы живописца М. Чюрлениса, пронизанные поэзией и музыкой, также стремятся разрушить преграды между различными видами искусства, объединяя их в единое художественное целое. Выражая духовно-эмоциональное состояние через формы музыкальных образов, он называет их сонатами, прелюдиями и фугами. Например, «Соната солнца. Анданте» (1907 г.) или «Соната весны. Скерцо» (1907 г.). Также музыкальным содержанием наполнены тематические композиции Михаила Нестерова «Два лада» (1905 г.), «Элегия» (1928 г.), Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь печали и радости» (1896 г.), «Гусляры» (1899 г.). И.И. Левитан создает эпический образ «Вечерний звон» (1892 г.). Этот список, безусловно, может быть продолжен. При этом если живописцы могут, говоря условно, изобразить «сонату», то музыканты «рисуют облака». Например, композитор С. Рахманинов создает «Пейзаж-картину». Следует отметить, что в музыкальных произведениях Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49)
изобразительные образы встречаются не менее часто, чем музыкальные интонации в живописи. Так, в симфонических поэмах П.И. Чайковского «Манфред», «Буря», в «Колоколах» Рахманинова встречаются пейзажные зарисовки.
Осмысленное прослушивание музыкальных произведений может способствовать более активному возникновению ассоциативных визуальных образов. Важным в построении одухотворенного образа является осмысление архитектонической общности в композиции музыкальной и визуально-изобразительной. Например, тематическая картина, равно как и классическое музыкальное произведение, отличается ярко выраженной «композиционностью», ощущением «архитектоничности» («выстроенности») образного решения. В процессе прослушивания экспозиции музыкального произведения, предваряющей «главную тему, можно с уверенностью сказать, что далее последует ее разработка, затем будет кульминация и ту же тему мы вновь услышим в финале. При взгляде на классическую картину также возникает ощущение, что целое отражается в деталях, большое - в малом. Подобное качество является следствием ясности, определенности отношений» [Власов 2006: Т. IV: 571]. Изучение подобных аналогий может способствовать комплексному развитию духовных способностей и композиционного мышления в целом.
В процессе создания тематической композиции важным является изучение взаимных связей и влияния пространственных и временных искусств друг на друга в определенные исторические периоды. «Отдельные явления культуры воздействуют на искусство и на господствующий в определенный период времени художественный стиль не непосредственно и разрозненно, а через определяемый ими в совокупности "дух времени" или "дух эпохи"» [Никитина 2010: 139]. Таким образом, произведения пространственных и временных искусств, принадлежащие к одной исторической эпохе, обладают общей духовной составляющей, которая их объединяет.
Особой одухотворенностью отличаются тематические живописные композиции, наполненные определенным историческим или литературным содержанием, а также, духовно-нравственной атмосферой, созданной писателями, поэтами определенной эпохи в рамках взаимодействия пространственных и временных искусств. Духовное содержание может быть передано в тематической композиции за счет поэтического пафоса, прозаического наполнения, а также передачи ощущения истории в изображаемом сюжете. Так, например, И. И. Репин в многофигурной композиции «Не ждали» (1884-1888 гг.) создает историческую атмосферу, наполняя живописное изображение атрибутами того времени, образующими в картине определенное духовное пространство. Это предметы композиции, представляющие собой символические пунктиры судьбы главного персонажа картины - русского народовольца, без которых духовная глубина тематического содержания воспринималась бы иной. Так, на стенах комнаты изображены портреты Некрасова и Шевченко - кумиров прогрессивного студенчества 1870-х гг., гравюра А. Дюрера «Христос на Голгофе» - распространенная в то время аллегория жертвенного служения Христа и народнического подвижничества, а также широко узнаваемая современниками фотография Александра II в гробу, напоминающая об убийстве революционерами царя-освободителя. Таким образом, художник показал изобразительными средствами необходимые ему в картине духовно-нравственные позиции в обществе второй половины XIX в. для более глубокого раскрытия выбранного им сюжетно-тематического содержания композиции.
В творческой деятельности студентов для органичного наполнения тематической композиции духовно-эстетическим содержанием важна не только историческая или литературная тематика сама по себе, то есть непосредственное изображение в картине исторических или литературных персонажей, с учетом их типов, характеров, но и передача их духовно-нравственных переживаний, эмоциональных состояний и т.п.
Художественный образ, раскрывающий тематическое содержание композиции, может быть выражен через передачу эмоционально-психологического состояния персонажей или через их духовно-нравственные переживания и осознание происходящих событий, как, например, в произведении Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.), относящемся к жанру исторической картины. Однако, несмотря на изображение здесь исторического сюжета, который, кстати, документально не подтвержден (историческую достоверность имеет только блестяще написанный Репиным антураж), главное в содержании художественного образа, его сила и выразительная острота передаются через духовное эмоциональное состояние Ивана Грозного.
В процессе целенаправленного изучения возможностей синтеза или взаимодействия выдающихся произведений живописи и литературы, созданных в определенные исторические периоды, студенты лучше познают духовность времени и то, какие факторы определили специфику образного содержания той или иной тематической композиции. В ходе подготовки самостоятельных тематических композиций студентам необходимо ориентироваться на великих русских художников прошлого, которые были талантливыми читателями. Так, во время чтения «Братьев Карамазовых» И.Н. Крамской «ощущал необходимость каких-то перемен в искусстве, которые в литературе уже происходили» [Герман 2014: 332]. В истории художественной культуры «сложился устойчивый стереотип сопоставлений, скажем, историко-социальной темы у Толстого, Некрасова и даже Достоевского с этой же темой у Сурикова, Перова или Репина» [Там же: 332].
Определенные параллели, обозначенные в творчестве художников и писателей, можно провести как в области художественного наполнения образа, так и в сфере духовно-нравственной общности произведений. При этом в процессе оценки общности духовно-эстетического содержания литературных и визуально-изобразительных образов следует избегать сугубо тематических и поверхностно ассоциативных стереотипов. Например, это касается творчества Михаила Врубеля и его однофигурной тематической композиции «Демон сидящий» (1890 г.)., которую, вполне естественно, «связывают с Лермонтовым (поэма которого и в самом деле была исходной точкой исканий художника) и с Блоком, разглядевшим в живописи Врубеля те нервические мотивы, ту страстную одухотворенность, которая была созвучна его времени и его поэзии...» [Там же]. Художественный образ Демона, несмотря на взятый у Лермонтова сюжет, по своему духовному наполнению намного ближе к образам Достоевского. Сопоставление творчества Врубеля и Достоевского, не живших в одно время, на первый взгляд кажется произвольным и неправомочным, тем более что сам Врубель скептически относился к Достоевскому. Однако здесь в первую очередь следует говорить о «существовании искусства Врубеля в мире, наполненном идеями Достоевского и им преображенном. То был, разумеется, процесс, художником не осознаваемый...» [Там же: 333]. Здесь идет речь не только об общности философских пристрастий писателя и художника, но, что самое главное, об общности их художественного осмысления. Совершенно очевидна «созвучность мотивов и образов Врубеля известным аспектам творчества Достоевского; очевидно и то, что некоторые аспекты поэтики писателя (разумеется опосредованно и подсознательно) были переработаны и реализованы живописцем» [Там же: 334]. Образ Демона у Врубеля бесконечно далек от романтической поэмы Лермонтова, он не выступает как изначальный носитель зла, «ему ведомо, как никому, великое добро, он, как и Раскольников, не рад своей власти, ощущая ее как проклятие» [Там же]. Тематическую композицию Врубеля, по ассоциативным связям, стилистике и духовному содержанию, можно сравнить с литературным монологом одного из героев Достоевского. В данном случае отличие однофигурной тематической картины от портрета заключается в том, что «в портрете могут быть показаны следы страдания
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49)
как следы жизни, но не само открытое страдание. Идея одиночества в портрете не возникает... Одиночество - это уже монолог» [Волков 2014: 151].
Также глубокая духовно-нравственная национальная позиция отражена в «монологе» былинного героя тематической композиции Виктора Васнецова «Витязь на распутье» (1882 г.). Важно отметить, что для передачи философской и психологической глубины мысли в тематической композиции автор произведения должен сам обладать высоко развитым духовным мышлением.
По аналогии с однофигурной двухфигурная тематическая композиция подразумевает литературный диалог, а многофигурная - общение.
Целостное понимание различных видов и жанров искусства в рамках раскрытия содержания тематической композиции необходимо и для активизации эмоционального компонента сознания студентов, являющегося причиной возникновения духовного состояния. Дополнительные эмоции возникают благодаря расширению спектра воспринимаемых посредством зрительных и слуховых анализаторных систем образов искусства. Например, изучение классических музыкальных и литературных произведений в процессе создания тематической композиции способствует появлению эмоциональных переживаний и определенного духовного состояния, определяющего эффективность творческого процесса. Эмоции являются потрясением души и способны порождать новые идеи, способствуя духовно-творческому развитию. В силу своего «единства с переживанием» духовные способности лежат в основе создания художественных произведений.
Таким образом, важным условием повышения эффективности развития духовных способностей студентов художественно-творческих направлений выступает глубокая разработка тематической композиции, включающая в себя ее изучение через призму синтеза и взаимодействия различных видов и жанров искусства.
Библиографический список
Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2008. 255 с.
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 4. М. - СПб.: Азбука-классика, 2006. 752 с.; Т. 3. М. - СПб.: Азбука-классика, 2010. 752 с.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Изд-во В.Шевчук, 2014. 368 с.
ГерманМ.Ю. Об искусстве и искусствознании. СПб.: Изда-во им. Н.И. Новикова, 2014. 552 с.
Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: учеб. пособие. М.: Издат. дом «РИП-холдинг», 2016. 185 с.
Никитина И.П. Философия искусства: учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л,
2010
Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 656 с.