Научная статья на тему 'Искусство акварели в художественно-эстетическом воспитании дошкольников'

Искусство акварели в художественно-эстетическом воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство акварели / эстетическое воспитание / дошкольное воспитание / изобразительная деятельность / акварель / дошкольники / иллюстрация / watercolor art / aesthetic education / preschool education / visual activity / watercolor / preschoolers / illustration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Семёнова, М. А. Быковская

В статье рассматривается влияние искусства акварели на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительное искусство в дошкольном воспитании является одним из основных средств эстетического развития личности. Однако искусство акварели, в том числе книжная иллюстрация в акварельной технике, используется недостаточно полно. А ведь этот воздушный, тонкий и в то же время такой яркий и многоцветный материал открывает целый мир, способствующий эстетическому развитию дошкольников. Проблемой нашего исследования стал вопрос: какие виды деятельности наиболее эффективны для эстетического развития детей дошкольного возраста средствами акварельной живописи? Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы мероприятий эстетического развития дошкольников в пространстве искусства акварели. Сочетание методов анализа и синтеза теоретической части исследования, эмпирических методов и анализа продуктов детского творчества позволили провести исследование в полном объеме. Была разработана система занятий с использованием искусства акварели для повышения уровня эстетического развития дошкольников. Система включает в себя комплекс занятий, приемов, игр и упражнений, представленных в статье. Также даны рекомендации по использованию иллюстративного материала, педагогических приемов на разных этапах знакомства с акварельной живописью: от этапа восприятия до непосредственно художественно творческой деятельности детей. Результаты исследования доказывают эффективность разработанной системы мероприятий, которую можно рекомендовать к использованию в детских дошкольных образовательных учреждениях в качестве дополнительного материала к основной общеобразовательной программе. Богатство цветовой палитры, технических приемов, сочетаний с разными художественными материалами – все эти свойства акварели вкупе с колоссальным объемом работ прекрасных художников-иллюстраторов предоставляют педагогу дошкольного образования прекрасный инструмент для решения задач эстетического плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The art of watercolors in the artistic and aesthetic education of preschoolers

The article examines the influence of watercolor art on the artistic and aesthetic development of preschool children. Fine art in preschool education is one of the main means of aesthetic development of the individual. However, the art of watercolor, including book illustration in watercolor technique, is not used fully enough. But this airy, thin and at the same time so bright and multicolored material opens up a whole world that contributes to the aesthetic development of preschoolers. The problem of our research was the question: what types of activities are most effective for the aesthetic development of preschool children by means of watercolor painting? The purpose of the study: theoretical substantiation, development and experimental verification of the system of measures for the aesthetic development of preschoolers in the space of watercolor art. The combination of methods of analysis and synthesis of the theoretical part of the study, empirical methods and analysis of the products of children's creativity allowed the study to be carried out in full. A system of classes using the art of watercolor was developed to increase the level of aesthetic development of preschoolers. The system includes a set of classes, techniques, games and exercises presented in the article. Recommendations are also given on the use of illustrative material, pedagogical techniques at different stages of acquaintance with watercolor painting: from the stage of perception to the artistic and creative activity of children themselves. The results of the study prove the effectiveness of the developed system of measures, which can be recommended for use in preschool educational institutions as an additional material to the basic general education program. The richness of the color palette, techniques, combinations with various artistic materials – all these properties of watercolors, coupled with a huge amount of work by excellent illustrators, provide a preschool teacher with an excellent tool for solving aesthetic problems.

Текст научной работы на тему «Искусство акварели в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»

УДК 373.2:74 DOI: 10.25730/VSU.7606.22.059

Искусство акварели в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

М. А. Семёнова1, М. А. Быковская2

1доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет.

Россия, г. Москва. E-mail: SemenovaMAL@mgpu.ru 2педагог-исследователь, АНДОО «Филипп» обособленное подразделение «Детский сад Отрада».

Россия, г. Москва. E-mail: Logrichka@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается влияние искусства акварели на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительное искусство в дошкольном воспитании является одним из основных средств эстетического развития личности. Однако искусство акварели, в том числе книжная иллюстрация в акварельной технике, используется недостаточно полно. А ведь этот воздушный, тонкий и в то же время такой яркий и многоцветный материал открывает целый мир, способствующий эстетическому развитию дошкольников. Проблемой нашего исследования стал вопрос: какие виды деятельности наиболее эффективны для эстетического развития детей дошкольного возраста средствами акварельной живописи? Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы мероприятий эстетического развития дошкольников в пространстве искусства акварели. Сочетание методов анализа и синтеза теоретической части исследования, эмпирических методов и анализа продуктов детского творчества позволили провести исследование в полном объеме. Была разработана система занятий с использованием искусства акварели для повышения уровня эстетического развития дошкольников. Система включает в себя комплекс занятий, приемов, игр и упражнений, представленных в статье. Также даны рекомендации по использованию иллюстративного материала, педагогических приемов на разных этапах знакомства с акварельной живописью: от этапа восприятия до непосредственно художественно творческой деятельности детей. Результаты исследования доказывают эффективность разработанной системы мероприятий, которую можно рекомендовать к использованию в детских дошкольных образовательных учреждениях в качестве дополнительного материала к основной общеобразовательной программе. Богатство цветовой палитры, технических приемов, сочетаний с разными художественными материалами - все эти свойства акварели вкупе с колоссальным объемом работ прекрасных художников-иллюстраторов предоставляют педагогу дошкольного образования прекрасный инструмент для решения задач эстетического плана.

Ключевые слова: искусство акварели, эстетическое воспитание, дошкольное воспитание, изобразительная деятельность, акварель, дошкольники, иллюстрация.

Введение. В программе дошкольного образования значительный блок занимает художественно-эстетическое воспитание, рисование в его числе. Однако наиболее распространенными художественными материалами при работе с дошкольниками выступают гуашь и цветные карандаши. Акварель по большей части используют лишь в старшем дошкольном возрасте, причем по наблюдениям из практики нечасто. А ведь этот воздушный, тонкий и в то же время такой яркий и многоцветный материал открывает целый мир, способствующий эстетическому развитию дошкольников. Акварель прекрасно развивает эстетический вкус ребенка и помогает погружению в мир искусства, предоставляя целый спектр художественных особенностей материала таких, как пятно, мазок, прозрачность заливки, для решения художественно образных задач в детском рисунке. Также акварель очень удобна в использовании, работа с акварельными красками прекрасно развивает мелкую моторику ребенка и соответственно умение мыслить.

В нашей статье речь пойдет об акварели на этапе восприятия детьми художественных образов и в непосредственно изобразительной деятельности.

Основная часть. Методы. В процессе изучения проблемы использования искусства акварели в художественно-эстетическом воспитании дошкольников применялись следующие методы исследования: метод анализа при изучении теоретических вопросов исследования; метод синтеза при объединении и комбинировании полученных в ходе исследования данных; методы эмпирического исследования: анализ опыта педагогической работы; анализ продуктов детского творчества, наблюдение за деятельностью детей; систематизация полученных данных.

© Семёнова М. А., Быковская М. А., 2022

В нашем исследовании рассмотрим некоторые аспекты решения задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством акварельной живописи.

Можно сказать, что отправным пунктом художественно-творческой деятельности дошкольников является восприятие художественных образов. Рассматривая работы мастеров, ребенок соотносит художественные образы с известными ему объектами реальности, тем самым пополняя свой багаж ассоциативными элементами, развивая мышление и воображение, готовя основу для собственных замыслов и вариаций их воплощения. Так, профессор В. М. Дубровин в своей статье отмечает: «Для того чтобы зародился художественный образ, художнику необходимо научиться не только видеть, наблюдать и грамотно передавать средствами искусства на плоскости полученные впечатления, но приучить себя мыслить художественно-образными категориями» [5, с. 38]. Вот это умение мыслить художественно-образными категориями и закладывается на раннем этапе становления личности. Ребенок, научившийся видеть и осмысливать увиденное, понимать и чувствовать формы, цвета, элементы, непременно станет успешен в собственной творческой деятельности. На этапе дошкольного образования первыми учителями, помощниками, эстетическими эталонами становятся художники-иллюстраторы и их работы. Очень многие из них выбрали именно акварель и ее сочетания для создания простых и в то же время насыщенных образов для детской литературы. Это и классики: И. Я. Билибин, В. М. Конашевич, Ю. Д. Коровин, Н. А. Устинов, Е. И. Чарушин [2]; и современные художники: Е. Антоненков, О. Р. Ионайтис и многие другие. В работах мастеров акварель являет нам все многообразие своих граней: тут и легкая дымка весеннего леса, и лаконичные образы персонажей, и тщательно прорисованные элементы декора к народным сказкам (рис. 1).

Рис. 1. Книжные иллюстрации, выполненные акварелью. Н. А. Устинов, Ю. Д. Коровин, И. Я. Билибин

Из практики работы в дошкольном образовательном учреждении нам стало известно, что некоторые дети не просто затрудняются, но откровенно боятся начинать работу над рисунком, мотивируя так: «это слишком сложно», «я не знаю, как это нарисовать», или же выбирают наиболее простой вариант замысла. Так, в старшей группе на просьбу нарисовать любимую сказку или любимого персонажа, некоторые ребята рисуют Колобка. Просто потому, что боятся не справиться с более сложной работой. Это в большинстве случаев объясняется отсутствием багажа художественных образов и проблемами с технической стороной исполнения. В процессе знакомства со множеством разноплановых работ художников-иллюстраторов у ребят обогащается эстетический опыт, появляется уверенность в своих замыслах и силах, появляются предпочтения в стилистике, в манере исполнения, в цветовой гамме. Так, знакомство с работами разных мастеров над одним образом помогает детям создать собственный собирательный облик персонажа. Одни иллюстрации помогут найти лучшее решение поз и мимики персонажей, другие - элементов костюма и декора, третьи помогут создать общую композицию и подобрать цветовую гамму, соответствующую настроению момента. Например, образ Маши и Медведя, который современные дети чаще всего ассоциируют с од-

ноименным мультфильмом, полезно разобрать на примере иллюстраций таких художников: Н. М. Кочергина, В. Н. Лосина, Г. А. Скотиной, Н. А. Устинова (рис. 2). На наш взгляд, только после этого у них появляется свое индивидуальное и личностное видение персонажей.

Рис. 2. Иллюстрации к сказке «Маша и медведь», выполненные акварелью. Н. М. Кочергин, В. Н. Лосин, Г. А. Скотина, Н. А. Устинов

Для работы с детьми дошкольного возраста можно также порекомендовать иллюстрации А. Ф. Пахомова, показывающие, как можно просто передать фигуры и движения людей в акварельном образе; М. П. Митурича-Хлебникова, создавшего выразительные композиции простыми мазками, линиями, пятнами; Ю. Д. Коровина с лаконичными, яркими цветами и тонкой стилистикой. Подробно работу с иллюстрацией рассматривают в своих исследованиях такие авторы, как Т. Н. Доронова [4], В. А. Езикеева [6], В. Я. Кионова [9], Н. А. Курочкина [11].

О цветовой гамме и цвете при работе с акварелью стоит упомянуть отдельно. Наиболее точными станут слова художника и педагога М. А. Семёновой: «В работе с акварелью цвет воспринимается прозрачным и сияющим, это происходит благодаря красоте акварельных пигментов и живописи, написанной по белоснежной бумаге» [16, с. 9]. Дошкольникам очень нравится присутствие в акварельном наборе множества оттенков цвета. Ребята стараются дать названия всем цветам, придумывая и новые: темно-желтый, лимонный, песочный, ванильный, чайный... и так далее. Интересно отметить, что обычно дети не очень любят закрашивать фон, считая это скучным и трудоемким занятием. Но все меняется, как только в дело вступает акварель! Заливка разными, иногда неожиданными цветами неба, моря, осеннего покрова леса вызывает бурю эмоций и желание экспериментировать. Именно после знакомства с акварелью дети начинают более активно использовать палитру для смешивания цветов и при работе с гуашью, что очень важно в процессе художественного освоения материала.

«При этом нужно подчеркнуть, что цвет - самое активное средство гармонизации формы и пространства», [15, с. 75] - с этим тезисом исследователя цвета и колористики А. П. Раца сложно не согласиться. О важности цвета в изобразительном искусстве и общей гармонии эстетического пространства рассуждают многие исследователи и педагоги, в том числе С. М. Даниэль [3], С. П. Ломов [12], Г. Маккензи [20], М. А. Семёнова [17] и другие.

Мастер искусства цвета Иоханнес Иттон писал: «Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаем ли мы себе в этом отчет или нет» [8, с. 83]. Несомненно, психологический аспект работы с цветом в дошкольном возрасте очень важен. Даже при отсутствии определенных художественных навыков ребенок способен передать цветом свое настроение или свое отношение к изображенному персонажу, действию, моменту. Психологический эффект цвета действует и обратно: светлые, нежные оттенки рабо-

ты помогут маленькому художнику снять напряжение, успокоиться; яркое многоцветье поднимет настроение. Умение пользоваться оттенками цветов развивает способность выражать и контролировать собственные эмоции, переживания, ощущения. Наиболее доступными техниками такого развития эмоционального интеллекта будут «акварель по-сырому» и a la prima. Умение раскрепоститься, поддаться воле чувств и эмоций, получить эстетическое удовольствие от переходов цветов и оттенков - этот опыт очень важен для дошкольников. Очень важна в этом аспекте работа по предварительно смоченной бумаге, когда взятые цвета расплываются, образуя цветное пятно, помогающее в развитии фантазии и воображения ребенка. Обычно такие виды работ начинают с изображения различных состояний неба: рассвет или закат, непогода, северное сияние, радуга. В этих техниках прекрасно получаются у дошколят и пейзажи в разные времена года: деревья, осенние лужи, нежность весенних цветов.

Но акварель таит и секреты техники. Краска может быть и размытой, перетекающей из цвета в цвет, и четкой, контурной. Задача педагога - показать детям многообразие вариантов техники и сочетаний акварели с другими материалами. Художники, в том числе иллюстраторы, часто используют тушь в сочетании с акварелью. В случае с дошкольниками - тушь заменяется лайнерами, гелевыми ручками, масляной пастелью. Детям очень нравится сочетание этих материалов: форму и мелкие детали легко изобразить ручкой или мелком, а заливку цветом выполнить быстро и красочно - акварелью.

Работа с гелевыми ручками достаточно кропотлива: требует предварительного карандашного наброска, затем живописным слоем ложится акварель, и только после высыхания красочного слоя прорисовываются ручками детали, орнаменты, контуры. Обычно такая работа занимает не менее двух занятий и подходит старшим дошкольникам. А вот масляная пастель доступна и деткам помладше. Форму предметов рисуют мелками, мелкие детали также закрашиваются пастелью, а большие пространства - акварельными красками. Особенно ребята любят «волшебный» эффект белого мелка. Ведь его становится видно на листе только после нанесения акварельного слоя. Также удобно, что после высыхания краски можно добавить некоторые недостающие штрихи снова пастелью (рис. 3).

Рис. 3. Работы детей старшего дошкольного возраста, выполненные акварелью в сочетании с масляной пастелью и гелевыми ручками

Дошкольников также можно знакомить с такими акварельными техниками, как «акварель на смятой бумаге», «акварель с солью», «текстурирование» губками, штампами, работа набрызгом, монотипия. Наиболее интересными в данных техниках получаются работы на тему природы: морские глубины или необъятные пространства космоса, сочетание линий и пятен в склонах гор, переходы цвета в лесных зарослях, переливы цветочных композиций.

Изучив и обобщив теоретические основы изобразительной деятельности детей, в том числе исследования С. Е. Игнатьева [7], Н. В. Микляевой [13], современные отечественные и зарубежные технологии, в том числе практические рекомендации М. Майески [20], а также практические материалы, полученные в ходе исследования, была разработана система занятий с использованием искусства акварели для повышения уровня эстетического развития дошкольников. Система включает в себя комплекс занятий, приемов, игр и упражнений, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс развивающих мероприятий для дошкольников с использованием искусства акварели

Вид деятельности

Локальные задачи

Рекомендуемый иллюстративный материал

Сравнение двух и более акварельных иллюстраций по одной теме («Маша и медведь», «Муха-цокотуха», «Деревья», «Кошки» и др.) с последующей художественно-изобразительной деятельностью.

Формирование целенаправленного восприятия, развитие внимания, умения проводить сравнительный анализ, делать умозаключения, воспитание эстетического вкуса.

К теме «Маша и медведь» иллюстрации: Н. М. Кочергин, В. Н. Лосин, Г. А. Скотина, Н. А. Устинов. К теме «Муха-Цокотуха» иллюстрации: М. Митурич, В. Санду-ляк, В. М. Конашевич, Л. Якшис. К теме «Деревья» иллюстрации: В. Н. Белоусов, Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, Н. А. Устинов. К теме «Кошки» иллюстрации: Ю. А. Васнецов, В. Г. Сутеев, Е. М. Чарушин._

Мастер-классы «акварель по-сырому» и a la prima. Примерные темы: «Цветы», «Пушистые зверята», «Весенний пейзаж».

Формирование умения пользоваться оттенками цветов, развитие способности выражать и контролировать собственные эмоции, переживания, ощущения.

М. Ханак, Ю. Д. Коровин, Е. М. Чарушин.

Занятия в ИЗО студии с применением смешанных техник.

Акварель с гелевыми ручками, лайнерами. Примерные темы: «Подводное царство», «Сова», «Городской пейзаж», Сказочный герой»._

Знакомство с многообразием вариантов техники и сочетаний акварели с другими материалами, воспитание эстетического вкуса.

В. С. Алфеевский, Е. Антоненков, И. Я. Билибин, Б. А. Дехтерев, О. Р. Ионайтис, В. М. Конашевич, Ю. Д. Коровин, Н. А. Устинов, В. А. Чижиков.

Акварель с масляной пастелью. Примерные темы: «Джунгли», «Зимняя сказка», «Лиса Патрике-евна».

Мастер-классы или занятия в ИЗО студии с использованием разных техник: «акварель на смятой бумаге», «акварель с солью», «текстурирование» губками, штампами, работа набрыз-гом, монотипия.

Знакомство с многообразием вариантов акварельной техники, развитие умения применять разные техники для воплощения своего замысла, воспитание эстетического вкуса.

Дидактические игры «Придумай название новому цвету», «Подбери оттенки для картинки».

Развитие восприятия, креативности мышления, внимания.

Фрагменты акварельных иллюстраций, дидактический материал с оттенками цветов.

Игры-экспериментирования: «Палитра поможет смешать цвета», «Соленая картина», «Отражение».

Развитие познавательной активности, стимулирование творческой деятельности.

Результаты. В ходе исследования была проведена первичная оценка уровня развития художественно-изобразительных навыков детей и повторная, контрольная оценка на основе анализа продуктов изобразительного творчества. Критерии оценки были подобраны на основе анализа продуктов художественной деятельности Т. С. Комаровой [10] и имели следующие показатели: «замысел» отражает уровень сложности художественного замысла работы и точности его воплощения; «передача формы и строения предметов» отражает точность передачи в рисунке формы предметов, их строения, пропорций; «композиция» отражает правильность построения композиции, расположения рисунка на листе, соблюдение пропорций предметов, передачу пространства; «цветовое решение» отражает соответствие выбранной цветовой гаммы замыслу работы; «разнообразие цветовой гаммы» отражает умение использовать в работе различные цвета и оттенки для передачи замысла. Детям старшего дошкольного возраста было предложено нарисовать иллюстрацию к любимой сказке. Результаты анализа продуктов художественно-изобразительной деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анализа продукта художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста до и после проведения исследования по влиянию _искусства акварели на эстетическое развитие дошкольников_

Критерии анализа Степень выраженности

Первичная оценка (36 чел.) Контрольная оценка (36 чел.)

низкая средняя высокая низкая средняя высокая

Замысел 7 чел. / 20 % 18 чел. / 50 % 11 чел. / 30 % 1 чел. / 3 % 11 чел. / 20 % 24 чел. / 67 %

Передача формы и строения предметов 7 чел. / 20 % 18 чел. / 50 % 11 чел. / 30 % 2 чел. / 5 % 16 чел. / 40 % 20 чел. / 55 %

Композиция 11 чел. / 30 % 16 чел. / 45 % 9 чел. / 25 % 4 чел. / 12 % 15 чел. / 43 % 16 чел. / 45 %

Цветовое решение 7 чел. / 20 % 20 чел. / 55 % 9 чел. / 25 % - 6 чел. / 18 % 30 чел. / 82 %

Разнообразие цветовой гаммы 5 чел. / 15 % 20 чел. / 55 % 11 чел. / 30 % - 9 чел. / 25 % 27 чел. / 75 %

Для проведения сравнительного анализа результатов двух срезов художественно-изобразительных умений детей представим результаты в виде гистограммы. Примем за низкую степень 0 баллов за каждый процент, за среднюю степень - 0,5 баллов за каждый процент и за высокую степень 1 балл за каждый процент, получим градацию шкал с максимальным значением 100 баллов (рис. 4).

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов срезов художественно-изобразительных умений детей

Обсуждение. Качественный анализ детских работ по итогам эксперимента показал рост художественно-изобразительных умений: замысел работ стал сложнее, богаче, разнообразней, на смену «Колобку» пришли самые разные литературные произведения: «Буратино», «Снежная Королева», «Холодное сердце» и другие; дети стали более точно передавать форму и строение предметов и их пропорций, во многих работах появилась детализация; качественно улучшились и свойства композиции во многих работах: пространство передается наличием линии горизонта, уменьшением дальних объектов; изменилось и цветовое решение работ: появилась осознанность в выборе цветовой гаммы, теперь во многих работах она соответствует замыслу, настроению момента или персонажа, появились оттенки цвета, разнообразные цветовые решения фона. Следует отметить, что обогатились и суждения детей о своих работах, о книжных иллюстрациях, предлагаемых к обсуждению. Дошкольники стали демонстрировать внимание к характерным элементам, деталям, стилистике и цветовому решению иллюстраций, научились высказывать различные предположения на основе воспринимаемых образов, у детей появились предпочтения в выборе художественных приемов и техник.

Заключение. Богатство цветовой палитры, технических приемов, сочетаний с разными художественными материалами - все эти свойства акварели вкупе с колоссальным объемом работ прекрасных художников-иллюстраторов предоставляют педагогу дошкольного образования прекрасный инструмент для решения задач эстетического плана. Это и восприятие произведений художественного искусства, и разноплановая художественно-изобразительная деятельность: формирование умений использовать различные технические приемы искусства акварельной живописи и различные сочетания художественных материалов для воплощения художественного замысла, воспитание эстетического вкуса, развитие мышления, фантазии, творчества детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Быковская М. А., Семенова М. А. Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребенка // Мир науки. 2018. Т. 6. № 1. С. 42.

2. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М. : Аспект Пресс, 2016. 320 с.: ил.

3. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. Л. : Искусство, 2015. 223 с.

4. Доронова Т. Н. Дошкольникам о художественных детских книгах. М. : Просвещение, 1991. 220 с.

5. Дубровин В. М., Комарова Е. А. Художник и художественный образ // Художественный образ в живописи. Вопросы теории и практики : сб. научных статей. М. : МГПУ, 2020. С. 38-44.

6. Езикеева В. А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. М. : Просвещение, 1975. 86 с.

7. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов. М. : Академический проект ; Фонд «Мир», 2017. 208 с.

8. Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. Изд. 2-е. М. : Д. Аронов, 2001. 95 с.

9. Кионова В. Я. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. 1973. № 2. С. 30-32.

10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. М. : Педагогика, 2015. 148 с.

11. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой: Большое искусство маленьким. М. : Детство-Пресс, 2001. 168 с.

12. Ломов С. П. Живопись. М. : Агар, 2008. 135 с.

13. Микляева Н. В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания. М. : Сфера, 2018. 601 с.

14. Раевская М. Р., Дубровин В. М. Педагог и ученик в пространстве художественного сотворчества и креативного мышления при работе над книжной иллюстрацией // Педагогический опыт: от теории к практике : сб. Чебоксары : Интерактив Плюс, 2017. С. 20-24.

15. Рац А. П. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне : курс лекций / М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. М. : МГСУ, 2014. 128 с.

16. Семенова М. А. Акварельная живопись. Секреты мастерства : учеб.-методическое пособие. М. : МГПУ, 2020. 84 с.

17. Семенова М. А. Искусство акварельной живописи в формировании профессионализма педагогов изобразительного искусства // Педагогика искусства. 2010. № 4. С. 232-239.

18. Семенова М. А. Пленэр в студии дополнительного образования // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 4. С. 71-74.

19. Semenova M. A., Bykovskaya M. A. Aesthetic paradigm of art: a role in shaping human future // Peda-gogika. 2020. Т. 138. № 2. С. 116-130.

20. Gordon Mackenzie The Watercolor's Essential Notebook - Keep Painting! // A Treasury of Tips to Inspire Your Watercolor Painting Adventure. NORTH LIGHT Books, 2017. 65 p.

21. Mayesky Mary Creative Activities for Young Children, Ninth Edition. USA, Delmar, Cengage Learning Delmar, 2009. 646 p.

The art of watercolors in the artistic and aesthetic education of preschoolers

M. A. Semenova1, M. A. Bykovskaya2

1Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Moscow City Pedagogical University.

Russia, Moscow. E-mail: SemenovaMAL@mgpu.ru 2pedagogue-researcher, ANDOO "Philip" separate unit "Kindergarten Otrada".

Russia, Moscow. E-mail: Logrichka@yandex.ru

Abstract. The article examines the influence of watercolor art on the artistic and aesthetic development of preschool children. Fine art in preschool education is one of the main means of aesthetic development of the individual. However, the art of watercolor, including book illustration in watercolor technique, is not used fully enough. But this airy, thin and at the same time so bright and multicolored material opens up a whole world that contributes to the aesthetic development of preschoolers. The problem of our research was the question: what types of activities are most effective for the aesthetic development of preschool children by means of watercolor painting? The purpose of the study: theoretical substantiation, development and experimental verification of the system of measures for the aesthetic development of preschoolers in the space of watercolor art. The combination of methods of analysis and synthesis of the theoretical part of the study, empirical methods and analysis of the products of children's creativity allowed the study to be carried out in full. A system of classes using the art of watercolor was developed to increase the level of aesthetic development of preschoolers. The system includes a set of classes, techniques, games and exercises presented in the article. Recommendations are also given on the use of illustrative material, pedagogical techniques at different stages of acquaintance with watercolor painting: from the stage of perception to the artistic and creative activity of children themselves. The results of the study prove the effectiveness of the developed system of measures, which can be recommended for use in preschool educational institutions as an additional material to the basic general education program. The richness of the color palette, techniques, combinations with various artistic materials - all these properties of watercolors, coupled with a huge amount of work by excellent illustrators, provide a preschool teacher with an excellent tool for solving aesthetic problems.

Keywords: watercolor art, aesthetic education, preschool education, visual activity, watercolor, preschoolers, illustration.

References

1. Bykovskaya M. A., Semenova M. A. Rol' esteticheskogo vospitaniya vgarmonicheskom razvitii lichnosti rebenka [The role of aesthetic education in the harmonious development of a child's personality] // Mir nauki -The world of science. 2018. Vol. 6. No. 1. P. 42.

2. Gerchuk Yu. Ya. Istoriya grafiki i iskusstva knigi [History of graphics and art books]. M. Aspect Press. 2016. 320 p.: ill.

3. Daniel'S. M. Iskusstvo videt': O tvorcheskih sposobnostyah vospriyatiya, oyazyke linij i krasok i o vospri-yatii zritelya [The art of seeing: About the creative abilities of perception, about the language of lines and colors and about the perception of the viewer]. L. Iskusstvo (Art). 2015. 223 p.

4. Doronova T. N. Doshkol'nikam o hudozhestvennyh detskih knigah [To preschoolers about artistic children's books]. M. Prosveshchenie (Enlightenment). 1991. 220 p.

5. Dubrovin V. M., Komarova E. A. Hudozhnik i hudozhestvennyj obraz [The artist and the artistic image] // Hudozhestvennyj obraz v zhivopisi. Voprosy teorii i praktiki: sb. nauchnyh statej - The artistic image in painting. Questions of theory and practice : collection of scientific articles. M. MSPU. 2020. Pp. 38-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ezikeeva V. A. Illyustrativnyj material dlya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva [Illustrative material for children's fine art]. M. Procveshchenie (Enlightenment). 1975. 86 p.

7. Ignat'ev S. E. Zakonomernosti izobrazitel'noj deyatel'nosti detej : ucheb. posobie dlya vuzov [Patterns of children's visual activity : manual for universities]. M. Academic project ; Mir Foundation. 2017. 208 p.

8. Itten I. Iskusstvo cveta [The art of color] / transl. from It. and the preface by L. Monakhova. Ed. 2nd. M. D. Aronov. 2001. 95 p.

9. Kionova V. Ya. Sravnenie illyustracij kak odin iz putej razvitiya esteticheskogo vospriyatiya u detej 5-7 let [Comparison of illustrations as one of the ways to develop aesthetic perception in children 5-7 years old] // Doshkol'noe vospitanie - Preschool education. 1973. No. 2. Pp. 30-32.

10. Komarova T. S. Izobrazitel'naya deyatel'nost' v detskom sadu. Obuchenie i tvorchestvo [Visual activity in kindergarten. Education and creativity]. M. Pedagogika (Pedagogy). 2015. 148 p.

11. Kurochkina N. A. Znakomim s knizhnoj grafikoj: Bol'shoe iskusstvo malen'kim [Introducing book graphics: Great art to little ones]. M. Detstvo-Press. 2001. 168 p.

12. LomovS. P. Zhivopis' [Painting]. M. Agar. 2008. 135 p.

13. Miklyaeva N. V. Integraciya obrazovatel'nogoprocessa na osnove hudozhestvenno-esteticheskogo vospitaniya [Integration of the educational process on the basis of artistic and aesthetic education]. M. Sphere. 2018. 601 p.

14. Raevskaya M. R., Dubrovin V. M. Pedagog i uchenik v prostranstve hudozhestvennogo sotvorchestva i kreativnogo myshleniya pri rabote nad knizhnoj illyustraciej [Teacher and student in the space of artistic co-creation and creative thinking when working on book illustration] // Pedagogicheskij opyt: ot teorii k praktike: sb. - Pedagogical experience: from theory to practice : cool. Cheboksary. Interactive Plus. 2017. Pp. 20-24.

15. Ratz A. P. Osnovy cvetovedeniya i koloristiki. Cvet v zhivopisi, arhitekture i dizajne : kurs lekcij [Fundamentals of color science and coloristics. Color in painting, architecture and design : a course of lectures] / M -in Education and Science Ross. Federation, Moscow State. Construction University. M. MSCU. 2014. 128 p.

16. Semenova M. A. Akvarel'naya zhivopis'. Sekrety masterstva : ucheb.-metodicheskoe posobie [Watercolor painting. Secrets of mastery : methodical manual]. M. MSPU. 2020. 84 p.

17. Semenova M. A. Iskusstvo akvarel'noj zhivopisi v formirovanii professionalizma pedagogov izo-brazitel'nogo iskusstva [The art of watercolor painting in the formation of professionalism of teachers of fine arts] // Pedagogika iskusstva - Pedagogy of art. 2010. No. 4. Pp. 232-239.

18. Semenova M. A. Plener v studii dopolnitel'nogo obrazovaniya [Plein air in the studio of additional education] // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle - Elementary school plus Before and After. 2010. No. 4. Pp. 71-74.

19. Semenova M. A., Bykovskaya M. A. Aesthetic paradigm of art: a role in shaping human future // Pedagogika. 2020. Vol. 138. No. 2. Pp. 116-130.

20. Gordon Mackenzie The Watercolor's Essential Notebook - Keep Painting! // A Treasury of Tips to Inspire Your Watercolor Painting Adventure. NORTH LIGHT Books. 2017. 65 p.

21. Mayesky Mary Creative Activities for Young Children, Ninth Edition. USA, Delmar, Cengage Learning Delmar. 2009. 646 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.