Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ УДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ УДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна, Ересько Дарья Анатольевна

В статье рассматривается методика формирования навыков работы акварельными красками у дошкольников, представлена экспериментальная проверка эффективности предложенных методических рекомендаций, способов и приемов освоения детьми техники акварельной живописи. Подчеркивается значимость освоения дошкольниками навыков работы акварельными красками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна, Ересько Дарья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PRESCHOOLERS’ SKILLS IN WORKING WITH WATERCOLORS

The article discusses the methodology for developing preschoolers’ skills in working with watercolors, presents an experimental test of the effectiveness of the proposed methodological recommendations, methods and techniques for the development of children’s watercolor painting techniques. The importance of mastering the skills of working with watercolors by preschoolers is emphasized

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ УДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.24

И.Н Полынская, Д.А. Ересько

(г.Нижневартовск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ УДОШКОЛЬНИКОВ

DEVELOPING PRESCHOOLERS' SKILLS IN WORKING WITH

WATERCOLORS

В статье рассматривается методика формирования навыков работы акварельными красками у дошкольников, представлена экспериментальная проверка эффективности предложенных методических рекомендаций, способов и приемов освоения детьми техники акварельной живописи. Подчеркивается значимость освоения дошкольниками навыков работы акварельными красками.

Ключевые слова: акварельные краски, дошкольники, методика обучения, приемы и способы, эстетическое воспитание, художественное образование.

The article discusses the methodology for developing preschoolers' skills in working with watercolors, presents an experimental test of the effectiveness of the proposed methodological recommendations, methods and techniques for the development of children's watercolor painting techniques. The importance of mastering the skills of working with watercolors by preschoolers is emphasized. Key words: watercolors, preschoolers, teaching methods, techniques and methods, aesthetic education, art education.

Воспитательные функции изобразительной деятельности детей неоспоримы. Именно в изодеятельности у ребенка формируются наблюдательность, фантазия, восприятие, эстетический вкус, развивается воображение, художественные способности. «Средством развития эстетического сознания в дошкольном возрасте выступает деятельность ребенка, связанная с искусством, отражающим реальность с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих идейно-эмоциональное, эстетическое отношение к явлениям мира» [1, с. 38]. Занятия рисованием развивают умение видеть и воспринимать красоту окружающей действительности, восхищаться произведениями искусства. «Изобразительная деятельность способствует развитию исключительно положительных качеств ребенка, моти-

вируя его к дальнейшему творчеству» [4, с. 275]. Актуальность формирования изобразительных умений дошкольника отображена в новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), п. 2.6, где определены образовательные области, одна из которых — художественно-эстетическое развитие дошкольника. Данная образовательная область предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства и реализацию самостоятельной творческой деятельности, в том числе и изобразительной [9].

Практика дошкольных учреждений накопила большой опыт использования занятий изобразительной деятельностью в

целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, композиционном решении, художественном образе, а также развития у них ручных умений и художественного вкуса. «Изобразительное искусство участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами и развивает двигательную координацию. Одновременно с изучением новых материалов и построением различных форм у детей происходит осмысление окружающего мира» [5, с. 271].

Проблемой развития у дошкольников изобразительных умений и творческих способностей занимались Н.А.Ветлугина, С.Е.Игнатьев, Т.Г.Казакова, В.И.Киреенко, Т.С.Комарова, Г.В.Лабунская, Е.А.Флерина и др. Одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество» Е.А.Флерина, расширили и обогатили ее исследования С.Е.Игнатьев, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, выделив в изобразительной деятельности периоды, этапы закономерного развития творческого процесса детей разных возрастных категорий. «Именно художественное творчество открывает искусство для каждого. А кроме того, творчество создает в человеке творческое отношение к любой деятельности, воспитывает в человеке всесторонне развитую гармоничную, интеллектуальную, гуманистическую личность» [8, с. 339].

Работа акварельными красками формирует изящество восприятия мира и тонкую духовную организацию личности дошкольника. Акварель является сложным материалом и, следовательно, тем самым приучает детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества. Работа акварельными красками способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тонкие цветовые нюансы, учит творческому, своеобразному восприятию образа окружающей действительности. Очень важным является обучение детей точности и гармоничности передачи цвета и цветовых сочетаний. «Понятие «цвет» в живописи связано с задачами цветовой гармонии, колорита, цветовых систем, семиотики и т.п.» [6, с. 384].

Опыт работы педагогов, изучавших формирование изобразительных способностей детей дошкольного возраста, показывает, что из-за отсутствия надлежащих изобразительных умений в рисунках у дошкольников при использовании техники акварели чаще всего присутствуют обыденные и невыразительные, порой шаблонные образы. В детских работах исключены те образы, в изображении которых они затрудняются, поскольку не владеют определенными способами изображения, акварельными красками в частности. «Но в то же время акварель непредсказуема и может привнести свои коррективы в художественное произведение, автор никогда до конца не может быть уверенным в результате работы» [3, с.176]. Как отмечают многие художники, акварель — техника капризная, непослушная и стихийная, требующая длительной тренировки и особых навыков владения приемами и способами. Следовательно, для того чтобы дети рисовали с большим удовольствием и совершенствовались в своем творчестве, взрослые должны оказывать им своевременную помощь и поддержку. Н.Г. Давыдова отмечает, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и в работе с акварельными красками, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме [2].

Уже в детском саду дети знакомятся с акварельными красками и в основном рисуют ими. В процессе этих занятий они могут освоить множество технических приемов, узнают, как подготовить краски к работе, капнув кистью в краску капелькой воды, как делать заливку краской, смешивать цвета, делать растяжку и т.д. Дети учатся набирать краску концом кисти и делать размывку-фон для последующих работ.

Цель статьи состоит в описании разработанных эффективных методов и приемов работы акварельными красками с дошкольниками. Задачи заключаются в том, чтобы дети, работая красками, могли технично и смело использовать в своих рисунках основ-

ные приемы и способы акварельной техники, без существенных ошибок и помарок, характерных для этого возраста. В соответствии с задачами обучения и воспитания на занятиях изобразительной деятельностью с дошкольниками применялись различные методы обучения работе акварелью. Работа акварельными красками является достаточно сложным процессом, требующим терпения, усидчивости, аккуратности, что в дошкольном возрасте достаточно сложно психологически, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы приучить детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества. Для решения проблемы исследования и поставленной задачи была проведена экспериментальная работа в форме констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Для анализа детских акварельных рисунков, полученных в ходе всех этапов педагогического эксперимента, и выявления наиболее проблемных моментов у дошкольников мы составили систему критериев оценки. Анализ существующих исследований дал возможность определить ряд критериев, позволяющих достаточно объективно оценивать работы детей 6-7 лет в дошкольном учреждении и тем самым

определять уровень развития их умений работать акварельными красками.

Определившиеся критерии позволят нам в дальнейшем при формировании у детей 6-7 лет умений работать акварельными красками разработать наиболее эффективные методы, приемы и способы обучения детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа, дошкольная ступень №1». В эксперименте участвовали две группы детей старшего дошкольного возраста. За период проведения констатирующего этапа эксперимента детьми было выполнено 1 задание - получены 23 работы, которые были проанализированы, то есть разобраны по всем пунктам критериев оценивания навыков и умений рисования акварельными красками.

Цель эксперимента - выявление первоначального уровня развития умений работы акварельными красками у детей 6 - 7 лет.

Задачи эксперимента:

- выявить уровни умения работать акварельными красками;

- диагностика начального уровня владения умением работать акварельными кра-

Таблица1

Критерии и нормы оценки работ по методике обучения различным приемам работы

акварельными красками детей 6-7 лет

Позиции уровни

высокий средний низкий

Цвет Акварельность передан реальный цвет предметов: многоцветная гамма -цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого, преобладание нескольких цветов или оттенков использовано осознанно и осмысленно работа выполнена с достаточным добавлением воды есть отступления от реальной окраски предметов и объектов, преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно работа выполнена сухо с частичным добавлением воды цвет предметов передан неверно, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами) работа выполнена сухо, краска взята густо

Аккуратность работа выполнена аккуратно, без помарок и выхода краски за контур изображения работа выполнена с незначительными помарками, красочными разводами и подтеками работа выполнена неаккуратно, небрежно, грязно. Многочисленные подтеки, разливы и брызги краски

сками при помощи разработанных критериев;

- выявление причин затруднений в ходе работы и ошибок, допускаемых при рисовании акварельными красками;

- экспериментальная проверка содержания методической работы, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, выражающегося в повышении навыков и умений детей 6-7 лет в области рисования акварельными красками;

- описание обработки результатов констатирующего этапа эксперимента.

Разработанная нами система анализа детских работ дает возможность «сквозного» применения на протяжении всей опытно-экспериментальной проверки. Задание констатирующего этапа эксперимента - занятие по теме «Разноцветная радуга» - нарисовать радугу - позволило выявить навыки детей в работе с акварельными красками (материалы для работы: акварельные краски, кисти, бумага формата А4) и уровни владения техническими умениями: формообразующими движениями, пользоваться материалами и инструментами.

Для обработки полученного материала использовались методы количественного и качественного анализа - была составлена таблица для предложенного задания в каждой группе детей. В процессе анализа работ учащихся наглядно демонстрировались соотношения процентных показателей по каждой группе, учитывая систему критериев по имеющимся позициям. Проанализировав все работы испытуемых по составленным критериям и сравнив рост показателей позиций по уровням, составили таблицу

Анализ работ дошкольников, получе

сравнительного анализа результатов констатирующего этапа педагогического исследования. Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 2.

Рассматривая таблицу № 2, нетрудно заметить, что показатели по всем позициям достаточно низкие. Например, передача в работах дошкольников позиции «Цвет» при изображении радуги на низком уровне в 1-й группе «Колокольчики» составила 71%, во 2-й группе «Одуванчики» - 69%. Показатели среднего уровня данной позиции также не радуют: в первой группе это 19%, во 2-й - 21%. Высокий уровень данной позиции в обеих группах составил по 10%. Такое же положение можно наблюдать и при анализе позиций «Акварельность» и «Аккуратность».

Просмотр выполненных работ дошкольников позволил выявить ряд недостатков, допущенных на различных стадиях работы, и определить причины их возникновения. Так, например, выяснили, что не все дети умеют правильно держать кисть во время работы; не умеют в правильной пропорции набирать на кисть нужное количество краски и воды; наносить краску «пятном», «мазком», делать «заливку»; отсутствует усидчивость и терпеливость в работе.

Результаты анализа исследований, посвященных методике обучения дошкольников работе с акварельными красками, а также изучение сложившихся проблем в обучении послужили основой экспериментальных разработок. Основная задача формирующего этапа эксперимента состояла в практической проверке эффективности предложенного комплекса заданий и

Таблица 2 : в констатирующем этапе эксперимента

Позиции 1-я группа «Колокольчики» 11 детей 2-группа «Одуванчики» 12 детей

Уровни

н с в н с в

Цвет 71% 19% 10% 69% 21% 10%

Акварельность 73% 16% 11% 74% 18% 8%

Аккуратность 69% 18% 13% 68% 19% 13%

н — низкий уровень; с — средний уровень; в — высокий уровень

упражнений, направленных на обучение детей 6-7 лет навыкам работы акварельными красками. Для разрешения проблемы нашего исследования предусматривалось выполнение комплекса специальных заданий и упражнений и решение конкретных задач.

Комплекс специальных заданий и упражнений формирующего этапа педагогического эксперимента представлен в таблице 3.

Разработанные специальные задания и темы занятий подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательности и систематичности излагаемой информации, целей и задач данной проблемы и способствуют эффективному формированию навыков работы акварельными красками детей 6-7-летнего возраста. Разработанный комплекс специальных упражнений и заданий прошел экспериментальную проверку. На формирующем этапе педагогического эксперимента дети учи-

лись осваивать приемы и способы работы акварельными красками, такие как:

- лессировка. Это способ многослойного нанесения акварели от светлого тона в основе к более темному оттенку поверху. Акварель наносят прозрачными тончайшими мазками после высыхания предыдущего слоя работы. Результатом становится объемное изображение, где цвета не перемешиваются, а дополняют друг друга и позволяют видеть границу каждого слоя;

- «сухая кисть» - используется для окрашивания изображения предметов с неровной, ворсистой и шершавой поверхностью. Употребляют густую краску, используя сухую кисть «тычком» или скользящими движениями;

- «по-сырому» - краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягки-

Таблица 3

Комплекс специальных заданий и упражнений формирующего этапа педагогического эксперимента

№ Тема Содержание занятий Кол-во часов

1. 2. «Весеннее небо» «Молодильное яблочко» Нарисовать светлое голубое небо, постепенно размывая краску к низу. Дополнить рисунок лугом с цветами или деревьями. Нарисовать яблоко, нанося краску тонким слоем — от светлого к темному, пока изображение не получится достаточно проработанным 1 час 1 час

3. «Солнечные зайчики в лужице купаются» Изобразить синее цветовое пятно (лужу) и следом точечно добавляют желтую краску (солнечных зайчиков). 1 час

4. «Ромашковое чудо» В этой работе дети должны залить лист бумаги зеленой акварельной краской и, пока краска не высохла до конца, выбрать излишки краски ватной палочкой по кругу, формируя лепестки ромашки. 1 час

5. «Воздушные шарики» Дети рисуют одно цветовое пятно прозрачным слоем, для этого используют большее количество воды (желтое). После полного высыхания, на первое пятно частично накладывается краска другого цвета (красного). 1 час

6. «Карамельный петушок» В данном задании требуется, используя теплые оттенки акварельной краски, изобразить разнообразное многоцветие нарядного оперения петушка, тонкими мазками изобразить пышное оперения хвоста и крыльев. Яркой алой краской наметить гребень и бородку петуха. 1 час

7. «Васильковая полянка» V Дети должны залить зеленой краской лист бумаги и, пока краска не высохла, нанести голубые пятна васильков. На подсохшей работе требуется дорисовать краской отдельные травинки и стебельки цветов. Работа ведется «по-сырому». 1 час

ми переходами. Возьмём кисточку с акварельной краской и начнём рисовать;

- вливание цвета в цвет. На кисть, напитанную водой, берется немного акварельной краски нужного цвета, рисуется линия вверху листа либо цветовое пятно, затем кисть быстро прополаскивается и набирается краска другого цвета, рисуется цветовое пятно вплотную к нарисованному ранее пятну, еще не высохшему. Все это делается очень быстро. Цвета проникают друг в друга, слегка смешиваясь и образуя постепенно переходящие один в другой цвета. Вливаний может быть несколько: чем больше используется цветов, тем сложнее фон. Важно не допускать грязных сочетаний. Прозрачная акварель создает впечатление легкости, воздушности, мягкости переходов;

- наложение одного цвета на другой. При работе этим методом немного пигмента смешивается с большим количеством воды, наносится на бумагу и оставляется до полного высыхания. Только после этого наносится следующий слой. Первыми идут самые светлые цвета и тона.

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента, целью которого было повысить уровень умений и навыков работы акварельными красками у детей 6-7 лет, приведены в таблице 4.

Наблюдается положительная динамика позиций на формирующем этапе эксперимента по отношению к констатирующему этапу. Можно увидеть значительную разницу. Особенно повысились показатели среднего уровня в обеих группах. Например, передача цвета в работах 1-й группы

«Колокольчики» на высоком уровне составила 23%, что выше на 13% по сравнению с констатирующим этапом исследования. Средний уровень этой же позиции составил в этой же группе 65%, что на 46% выше предшествующего этапа, низкий уровень упал до 12%, тогда как на констатирующем этапе этот показатель составил 71%. Такая же примерно динамика наблюдается и во второй группе «Одуванчики».

Итак, рост показателей можно проследить по всем позициям в двух испытуемых группах.

Теоретический аспект исследования состоит в том, что найден один из механизмов формирования у детей 6-7 лет умений работы акварельными красками, который состоит в последовательном процессе качественных улучшений. Методические результаты исследования показали правильность постановки формирующего эксперимента. Создана и апробирована методика, позволяющая эффективно формировать умения работы акварельными красками.

Формирование умений работы акварельными красками создает общий положительный настрой, способствующий более качественному овладению приемам работы акварелью. «Формирование живописных умений напрямую связано с состоянием мо-тивационной сферы учебной деятельности учащихся, умением ставить цели и реализовать их» [7, с. 152]. Методическое и практическое обоснование рекомендаций по работе акварельными красками свидетельствует о практической значимости данной работы для воспитателей ДОУ

Таблица 4

Анализ работ дошкольников, полученных в результате формирующего этапа педагогического эксперимента

Позиции 1-я группа «Колокольчики» 11 детей 2-группа «Одуванчики» 12 детей

Уровни

н с в н с в

Цвет 12% 65% 23% 14% 61% 25%

Акварельность 22% 59% 19% 28% 59% 13%

Аккуратность 24% 58% 18% 25% 55% 20%

н — низкий уровень; с — средний уровень; в — высокий уровень

Литература

1. Бережанская С.В. Развитие эстетического сознания дошкольника в культурных практиках музыкальной деятельности //Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2019.- № 5 (13).- С. 37-39.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

3. Жукова К.С. Обучение приемам акварельной живописи // Научные труды магистрантов и аспирантов. - Нижневартовск, 2019.- С. 174-176.

4. Мелькова Е.А. Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие школьников //XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей // отв.ред. А.В. Ко-ричко. - Нижневартовск.-2018.- С. 273-275.

5. Полынская И.Н. Внеклассная работа по изобразительному искусству в общеобразовательной школе // Современная наука и образование: новые подходы и актуальные исследования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары. - 2020. - С. 269-276.

6. Полынская И.Н., Видинеев В.Н. Из истории рождения красок в живописи //Художественная культура.- 2020.- № 4 (35).- С. 382-397.

7. Полынская И.Н., Ересько Д.А. Методические рекомендации обучения учащихся в кружковой работе живописи натюрморта с натуры акварельными красками // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции.- Нижневартовск.- 2020.- С. 148153.

8. Саламова Ю.Х. Изобразительная деятельность школьников // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей.- Нижневартовск, 2017. - С. 339-341.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.