Э01: 10.25586^Ми.НЕТ.18.05.Р.60 УДК 378.1
И. Н. Полынская,
Нижневартовский государственный университет
Обучение студентов технологии и технике акварельной живописи в условиях пленэра
Нижневартовский государственный университет
Изучение свойств живописных материалов, художественных приемов и способов работы красками студентами, а также рост их профессионального мастерства и творческого уровня в овладении техникой и технологией акварельной живописи должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия для формирования творческой личности. «Эффективным средством формирования творческой личности являются креативность колористического восприятия мира, а также особые условия оптимизации учебного процесса на пленэре, где так ярко представлен всеобъемлющий образ природы» [5, с. 3].
Подготовка художника-профессионала без овладения студентом тех-
нологией и техникой акварельной живописи невозможна. В акварельной живописи, исходя из природной сущности самого материала, иных технических приемов письма, которые во многом отличаются от техники, применяемой в живописных работах другими красками, условность изобразительного языка выражена наиболее ярко. Корни слова «акварель» восходят к лат. aqua - «вода».
В обучении студентов технологии и технике акварельной живописи в условиях пленэра большое значение имеют знание характеристик цвета (светлота, цветовой тон, насыщенность), законов смешивания цветов, законов контраста (цветового, светлотного, хроматического, краевого).
Проблемам обучения студентов живописи в условиях пленэра посвящены труды А. Д. Алехина, В. Г. Беды, А. А. Васильева, Н. Н. Волкова, Ю. В. Коробко, С. П. Ломова, Н. Я. Маслова, Г. Б. Смирнова, А. А. Ун-ковского, Е. В. Шорохова, А. П. Яшу-хина и других.
Студенты младших курсов художественных факультетов педагогических вузов изучают сначала акварель. Альбом, карандаши, набор красок, губка, кисти с палитрой и баночка с запасом воды - это минимальный перечень акварельных принадлежностей, необходимых для краткосрочных этюдов и набросков. Для более длительных работ используются специальные этюдники - мольберты.
Наиболее широко на этюдах в пленэре, где продолжительность работы с натуры колеблется от нескольких минут до трех часов, используется прием «алла прима» (от итал. alla prima - «в один присест»). Здесь применяются обычно методы быстрого пастозного письма, обеспечивающего достаточную интенсивность цвета и прочность сцепления красочного слоя с основой.
Живопись на пленэре сильно зависит от окружающих физических условий. Температура и влажность, например, существенно влияют на рабочее состояние бумаги и обусловливают применение технических приемов живописи. В жаркий сухой день приходится часто смачивать поверхность бумаги, чтобы можно было работать приемом по-сырому. Влажный воздух, наоборот, задерживает процесс высыха-
© Полынская И. Н., 2018
ИРИНА НИКОЛАЕВНА ПОЛЫНСКАЯ
доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного университета. Сфера научных интересов: художественное образование и эстетическое воспитание, академический рисунок и живопись, методика изобразительного искусства, мониторинг в общем образовании (в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства), разработка инноваций в художественном образовании, основные тенденции развития художественного образования. Автор 145 опубликованных научных трудов
Предлагается методика обучения студентов художественно-педагогических вузов техники и технологии акварельной живописи в условиях пленэра. Описываются приемы и способы акварельной живописи в различных погодных условиях: в солнечный день и в пасмурную погоду в условиях рассеянного источника освещения. Рассматриваются характеристики цвета - светлота, цветовой тон, насыщенность. Освещаются законы смешивания цветов и законы контраста. Обосновывается необходимый набор инструментов, оборудования, принадлежностей для акварельной живописи в условиях пленэра.
Ключевые слова: акварельная живопись, техника, технология, приемы, обучение, пленэр.
The article proposes a technique for teaching students of art and pedagogical universities the technique and technology of watercolor painting in the open air. Various methods and methods of watercolor painting are described in various weather conditions: a sunny day, cloudy weather in conditions of a scattered light source. The characteristic of color - lightness, color tone, saturation is considered. The laws of mixing colors are illuminated; contrast: color, light, chromatic, edge. The necessary set of tools, equipment, a list of accessories for watercolor painting in conditions of open air.
Key words: watercolor painting, technique, technology, techniques, training, plein air.
ния красочных слоев на поверхности бумаги, что создает трудности для закрепления цветовых пятен в определенных границах. В сырой туманный день красочные слои не только «плывут» по поверхности бумаги, но и пробиваются, словно дробью, мелкими капельками росы. Особенно много хлопот доставляет работа на морозе. Акварельные этюды, написанные непосредственно с натуры при минусовой температуре, отличаются узорчатыми мазками и затеками, напоминающими по рисунку сказочные зимние росписи на стеклах окон.
Художники не зря относятся к акварели как к самой капризной технике. «Многие художники акварель считают трудной, сложной, строптивой и своенравной техникой. С этим нельзя не согласиться. Действительно, в освоении акварель не каждому открывает тайны постижения данного материала» [1, с. 24].
Малейшие неточности в рисунке или цветовых отношениях даже в благоприятных условиях оказываются серьезной проблемой при исправлении. Не случайно в последние годы появилось несколько разновидностей смешанной акварельной техники (акварель с белилами, гуашью, темперой, акварель с пасте-
лью, акварель с восковыми мелками, цветными карандашами и др.).
На пленэре применяются все основные приемы работы акварелью: по-сырому, лессировка, живопись по сухой бумаге, мозаичный набор. Особенно широко используются прокладки общих цветов, причем не только для основных предметов и масс (например, для земли, неба и воды), но и для всего этюда в целом.
Основу под живопись акварелью необходимо прочно закрепить по всем сторонам. Для этой цели листы бумаги, сложенные вместе, проклеивают по торцевой стороне синтетическим (ПВА) или резиновым клеем. Рабочая сторона бумаги должна быть шероховатой. Перед началом живописи ее смачивают, за исключением тех участков листа, которые останутся в качестве бликов, пропусков на светах и т.п. Для удержания листа в натянутом состоянии по всей площади, а также для предотвращения срывов листа ветром или закручивания его углов используют специальные планшеты - стираторы, которые достаточно прочно удерживают основу.
В сухую жаркую погоду вместо стираторов применяют легкие и прочные листы (например, из оргстекла), на которых с помо-
щью зажимов и влажной фетровой подкладки, положенной под основу (бумагу), достигается определенная влажность наружной рабочей стороны. При значительной влажности воздуха применяют частичное смачивание бумаги в соответствии с композицией и подготовительным рисунком этюда.
Если в ходе работы с натуры ставится задача изучения пейзажа с открытой глубиной пространства, то возможно легкое прозрачное тонирование, т.е. смачивание бумаги определенным цветовым тоном, общим для всего изображаемого мотива. Однако этот прием при кажущейся простоте можно успешно использовать только при определенном опыте работы акварелью на пленэре.
В дождливый день можно обойтись без смачивания бумаги. Влажный воздух, проникая в поры бумаги, практически смачивает рабочую поверхность на всю ее глубину. Этюд в таком случае пишут без лессировок, так как иначе возможно значительное смачивание основы, в результате чего краска длительное время остается очень подвижной и даже при небольшом наклоне уносится водой с нужного места. Поэтому в дождливый день написанный этюд следует сначала подсушить в горизонтальном положении, а потом снимать с планшета или стиратора.
Для студентов младших курсов значительную трудность представляет определение общего цветового состояния натуры.
Легкие, сдержанные полутона можно получить с помощью разведения двух-трех акварельных красок в специальной ванночке или чашке. После определения нужной группы красок и подготовки опорного разведения широкой акварельной кистью равномерно наносится тонкий прозрачный слой на заранее натянутую и расположенную слегка наклонно бумагу.
Просушенную бумагу разрезают на листы определенного формата, из которых потом комплектуются папки или альбомы для зарисовок или этюдов. Для тонирования и по-
Художник-педагог на пленэре
следующей работы с натуры лучше всего подходит специальная акварельная бумага. Если тонированная бумага предназначается для карманного альбома, в котором наброски будут выполняться кистью и пером, то можно использовать тонкую бумагу с шероховатой поверхностью. Глянцевая бумага здесь не применяется, так как она плохо тонируется из-за неравномерного распределения красочного слоя на ее гладкой поверхности.
В учебной практике широкое применение находит метод опорных разведений в цветовой организации акварельного этюда, предложенный художником Н. Н. Волковым. Подобно так называемым замесам в масляной живописи, которые соответствуют определенным тоновым и цветовым отношениям в натуре, опорные разведения акварельных красок с самого начала этюда служат для построения его основных цветовых отношений. По ходу работы с ними возможны и необходимы различные вариации цвета, вливание новых красок и активизация чистым цветом тех мест, в которых по композиционному замыслу должны быть главные цветовые акценты и краевые контрасты.
Итак, решить задачу определения в этюде общего цветового тона
и построить в его пределах основные цветовые отношения - это означает решить и художественную задачу, т.е. найти цветовой образ мотива, тоновое и цветовое состояние световоздушной среды.
Рассмотрим некоторые особенности работы с натуры акварелью.
Прежде всего следует помнить, что применяемая в акварельной живописи на пленэре вода должна быть достаточно мягкой и чистой. Поскольку жесткость воды обусловлена наличием в ней растворимых солей кальция и магния, то применение ее для разбавления акварели может привести к образованию солевых налетов на поверхности изображения.
Запас воды для выполнения акварельного этюда расходуется обычно по частям, в зависимости от степени загрязнения используемой воды в ванночках на палитре. По ходу этюда, наряду со сменой воды, периодически промывается и палитра для разведения красок. Если этого не делать, исчезает прозрачность изображения, колористическое построение этюда искажается по насыщенности и цветовым оттенкам, становится мутным и черноватым.
В условиях пленэра, когда освещение подвержено частым измене-
ниям, а глаз адаптируется быстрее, чем в мастерской, целесообразно давать студентам краткосрочные упражнения, рассчитанные на 2-3 сеанса (не более 4-6 часов).
1. Этюд натюрморта акварельными красками в условиях дневного солнечного освещения (4 часа).
Цель: восприятие и передача влияния световой среды на лепку формы предметов натурной постановки в условиях яркого солнечного освещения. Задачи:
- определить основные зоны рефлексного взаимодействия цветов в акварели;
- передать акварельными красками общее тоновое и цветовое состояние натюрморта, обусловленное характером солнечного освещения;
- передать общее состояние освещения натуры и пространственную обусловленность изменения ее цветов.
Изображение строится большими цветовыми отношениями, так как характер яркого солнечного освещения определяется уже в передаче отношений локальных пятен, а детальная проработка формы может оказаться не только бесполезной, но и мешающей решению поставленных задач. Локальный цвет предметов натурной постановки под влиянием прямых солнечных лучей как бы выгорает, становится почти бесцветным. Там, где лучи солнца скользят под углом, освещение слабеет, световая часть предметов постепенно приобретает цветовой оттенок, который характеризуется суммарным цветом и рефлексами. Сверху цвет постановки определяется суммарностью цвета освещения и рефлексов неба, снизу -рефлексов земли, зелени, песка и др.
Колористический строй теневой части натюрморта характеризуется прозрачностью, красочностью и насыщенностью. Тени контрастны цвету светового потока и очень богаты рефлексами, отраженными от окружающих предметов. Рефлекс голубого неба объединяет мозаику
рефлексов, создавая общее колористическое единство теневой части.
Следует заострить внимание студентов на том, что при интенсивном солнечном свете наблюдается чрезвычайно слабая цветовая насыщенность к свету и, наоборот, довольно насыщенная рефлексами тень.
В условиях солнечного освещения студенты часто делают серьезные ошибки: увеличивают светлоту рефлексов или пишут слишком черно в тени.
Студенты должны овладеть навыками передачи обобщенной формы каждого предмета натурной постановки и изменений цвета в условиях дневного солнечного освещения, уметь определять соотношение между рефлексами и освещенными участками изображаемого натюрморта и передавать общее тоновое и цветовое состояние постановки, обусловленное характером солнечного освещения.
2. Этюд натюрморта акварельными красками в условиях пасмурного дня (6 часов).
Цель: передача общего цветото-нового состояния натуры, лепка объемной формы, приведение изображения к целостному единству. Задачи:
- определить общий тон, общий цветовой оттенок и общую насыщенность цветов натуры и ее изображения;
- передать цветовое единство и колорит;
- передать целостность изображения акварельными красками.
Перед началом работы необходимо напомнить студентам объективные закономерности света и особенности лепки формы предметов в условиях пасмурного дня. Следует подчеркнуть, что солнечный свет, проходя через толщу облаков, рассеивается, и натура освещается ровным светом. Благодаря тому, что лучи солнечного света не теряют свой спектральный качественный состав, индивидуальная цветовая характеристика натуры остается близка к своей локальной характеристике.
Поскольку контраст света и тени почти отсутствует, форма объектов натюрморта малорельефна; рефлексы от окружающей предметной среды выражены слабо. Эти особенности пасмурного дня осложняют восприятие формы и требуют от студентов концентрации внимания, сознательного подхода к передаче объемной формы.
Успех в этом упражнении будет зависеть от того, насколько глубоко студенты поймут суть и смысл профессиональной постановки зрения на целостность видения, с какой степенью сознательности они будут передавать цветотоновые отношения, колорит, цветовое един-
ство, гармонию цвета и лепить форму акварельными красками.
Зимой при отрицательной температуре работа с натуры акварелью затрудняется вследствие замерзания воды. Чтобы избежать этого, художники применяют на зимних этюдах специальные приспособления для поддержания плюсовой температуры воды в ванночках на палитре. Простейшим из них является обычная водяная грелка, которую устанавливают под палитрой в корпусе этюдника. Для этой цели также применяются и другие самодельные подогреватели, например угольные и электрические. Однако следует заметить, что горячая вода для живописи акварельными красками не используется, так как от высокой температуры волосы в кисти быстро портятся. В зимних условиях теплую воду хранят в термосе. При легком морозе, в период оттепелей или ранней весной вода при замерзании в красочном слое на бумаге дает неожиданные эффекты в виде узоров. Однако их изобразительная и выразительная ценность может быть несомненной только при правильном построении больших тоновых и цветовых отношений, передающих определенное состояние освещенности зимнего мотива, его общий колористический строй.
ЛИТЕРАТУРА
1. Весенняя палитра: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: каталог. Нижневартовск: Приобъе, 2003. 28 с.
2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. 480 с.
3. Могилевцев В.А. Основы живописи: учеб. пособие. СПб.: 4арт, 2012. 96 с.
4. Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов: учеб. пособие. М.: Владос, 2013. 158 с.
5. Ромашко Е.В. Развитие цветовосприятия на занятиях по живописи (у студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2010. 19 с.
6. Старикова Е.А. Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 20 с.
LITERATURA
1. Vesennyaya paLitra: zhivopis', grafika, dekorativno-prikladnoe iskusstvo: Katalog. Nizhnevartovsk: Priob'e, 2003. 28 s.
2. Volkov N. N. Cvet v zhivopisi. M.: Iskusstvo, 1985. 480 s.
3. Mogilevcev V. A. Osnovy zhivopisi: ucheb. posobie. SPb.: 4art, 2012. 96 s.
4. Prokof'ev N. I. Zhivopis'. Tekhnika zhivopisi i tekhnologiya zhivopisnyh materialov: ucheb. posobie. M.: Vlados, 2013. 158 s.
5. Romashko E. V. Razvitie cvetovospriyatiya na zanyatiyah po zhivopisi (u studentov nachal'nyh kursov hudozhestvennyh fakul'tetov pedagogicheskih vuzov): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2010. 19 s.
6. Starikova E.A. Formirovanie u studentov hudozhestvennyh fakul'tetov celostnogo vospriyatiya pejzazha v usloviyah plenehrnoj zhivopisi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 20 s.