Научная статья на тему 'ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ'

ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / НАВЫКИ / МЕТОДЫ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПОИСКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонова Ксения Дмитриевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

Статья посвящена актуальной проблеме развития композиционных навыков у обучающихся в процессе создания иллюстрации. Для решения данной проблемы авторы рассмотрели эффективные методы обучения в процессе создания иллюстрации, такие как анализ художественных произведений (иллюстраций), выполнение коротких зарисовок и набросков, анализ различных композиционных решений и изучение возможностей средств выразительности, метод «композиционного поиска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLUSTRATION AS A MEANS OF FORMING COMPOSITIONAL SKILLS

We considered effective teaching methods in the process of creating illustrations, such as the analysis of works of art (illustrations), the execution of short sketches and sketches, the analysis of various compositional solutions and the study of the possibilities of means of expression, the method of «compositional search».

Текст научной работы на тему «ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ»

УДК 372.874

ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ

студентка Трифонова Ксения Дмитриевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает поиск методов и форм преподавания такого предмета, как композиция. Особенно остро проявляется проблема отсутствия, неразвитости учебной мотивации у школьников подросткового возраста, в том числе на уроках предметной области «Искусство».

Активизация композиционных навыков во время творческого процесса может помочь в формировании единой картины о мире.

Композиционные навыки рассматривали с различных точек зрения. А термины «художественный образ» и «композиция», являющихся основой композиционных навыков, поднимали в своих трудах таких исследователи как П.А. Флоренский, Н.Н. Волков, А.В. Свешников и др.; проблему навыков освещали такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, и др.

Развитие композиционных навыков достигается в процессе различной художественной композиционной деятельности.

Одним из продуктивных способов развития композиционных навыков может являться изготовление книжной иллюстрации.

Это объясняется тем, что иллюстрация активирует художественно-творческую деятельность - учит анализировать текст и «переводить» содержание в композиционные схемы, то есть в изобразительные образы, раскрывающие содержание произведения. Так же через иллюстрацию художник показывает свое собственное отношение к проблеме, изложенной автором в книге.

Из всего изложенного выше можно сказать, что во время создания иллюстрации задействуются все необходимые художественно-творческие процессы, которые помогают в развитии композиционных навыков, а также становление творческой личности в целом.

Актуальность данной работы заключается в том, что обучающимся необходимо целенаправленно осваивать композиционные навыки используя эффективные средства иллюстрации литературных произведений.

Изложение основного материала исследования. Для раскрытия понятия композиционные навыки нам необходимо проанализировать научную литературу.

Впервые, термин «композиция» ввел Л.Б. Альберти теоретик искусства, архитектор эпохи Возрождения. Под этим термином Альберти подразумевал подчиненность отдельных видимых частей целому, замыслу, идее [11.

Известно, что термин композиция происходит от латинского слова «compositio», что в переводе означает, составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое, приведение их в порядок в соответствии с какой-либо идеей [2].

Таким образом, композиция в нашем исследовании будет прониматься как подчиненность, составление, соединение, сочетание отдельных видимых частей целому, замыслу, идее.

Для решения задачи этой статьи нам необходимо уточнить понятие «композиционные навыки».

В российской педагогической энциклопедии дается такое определение навыку: «навык, действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения» [3, C. 98].

Понятие «навык» рассматривал Новиков А.М., он отмечал, что это такой компонент деятельности, который является автоматизированным, сформированный при множестве повторений [4].

Навыки в художественной деятельности будут связаны с автоматизированными действиями, связанными с художественной деятельностью, и выражаются в творческих работах.

Таким образом, стоит уточнить термин композиционные навыки, которые мы будем рассматривать в нашем исследовании как возможности выполнения художественных действий по составлению, соединению, сочетанию отдельных видимых частей целому, замыслу, идее доведенных до автоматизма.

Психологи утверждают, что для развития композиционных навыков существенное значение имеют некоторые умения и способности такие как целостное восприятие; эмоциональная и зрительная память [3].

Все описанные способности взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга в процессе творческой деятельности.

Анализируя изобразительную деятельность обучающихся художественной школы, психологи установили, что человек вовремя развитие композиционных навыков проходит определенные этапы.

Первый этап характеризуется умением выделять композиционный центр, где обучающийся должен определить, что центр композиции является основным пунктом при создании целостной композиции.

Второй этап характеризуется целостным восприятием группы предметов, скомпонованных в определенную геометрическую форму (композиционную схему).

Третий этап характеризуется умением визуально анализировать объекты окружающего их мира, правильно компоновать их в сознании и воплощать свою художественную идею в творческой композиции [5].

Таким образом, с помощью этих этапов педагог последовательно и логически выстраивает образовательный процесс по созданию композиции.

Рассмотрим, как влияет на создание композиции иллюстрирование литературных произведений.

Определение понятия иллюстрация рассматривается как оформление, интерпретация или визуальное объяснение текста, концепции или процесса.

Из этого следует, что сам процесс иллюстрирования подразумевает «перевод» или интерпретацию литературного произведения в композиционные схемы, то есть в изобразительные образы, раскрывающие содержание произведения.

Первый этап работы над иллюстрацией включает в себя поиск и сбор информации.

Поиск и сбор информации включает в себя процесс выполнения набросков и коротких зарисовок.

На необходимость данной деятельности указывает В.С. Кузин: «отбор из начального запаса впечатлений самого характерного, самого типичного, позволит художнику в дальнейшем работать над созданием нового, являющегося «сплавом» наиболее важных, составляющих сущность художественного образа элементов всех впечатлений» [7].

Следовательно, выполнение коротких зарисовок и набросков в работе над иллюстрацией необходимо для запаса впечатлений, изучения типичных образов эпохи, поиска визуальных образов главных героев. Создание набросков или зарисовок позволяет через изучение конкретных предметов, людей, выделить типические особенности образов, абстрагируясь от случайностей. Выполненная работа будет являться основой для проработки будущего художественного образа иллюстрации.

Следующий метод, используемый на данном этапе, является анализ художественных произведений. Анализу подвергаются произведения известных иллюстраторов с целью изучения подходов к иллюстрации и различных композиционных решений, с помощью которых выстраивается цельный художественный образ в иллюстрации. Данный метод выстраивает процесс познания с помощью анализа полученной информации в ходе изучения произведения, а также сравнения иллюстрации нескольких авторов, что позволяет выделить различные способы решения художественного образа в иллюстрациях к одному произведению.

Таким образом, на этапе поиска и сбора информации к созданию будущей иллюстрации, происходит необходимый отбор визуальной информации через абстрагирование от случайного и выделения типичных образов эпохи и поиска визуальных образов главных героев, через анализ различных композиционных решений и изучение возможностей средств выразительности. Данная деятельность является неким подготовительным этапом для составления нового художественного образа.

Второй этап работы над иллюстрацией - решение основных композиционных задач и создание итоговых иллюстраций. На данных этапах применяется метод «композиционного поиска», суть данного метода в создании эскизов, придумывании композиционной идеи, выборе формата, поиске цветовой гаммы и цветовых отношений, и создании завершенного художественного образа. Данный метод представляет собой активную творческую работу мышления, направленную на создание визуального воплощения художественного образа.

Так, Т.А. Канунникова обозначает метод композиционного поиска как ключевой метод в создании композиции, так как процесс решения композиционных задач происходит на всех этапах создания художественного образа [6].

Исходя из написанного выше можно сказать, что на первом этапе формирования композиционных навыков, иллюстрация помогает выработать у человека «насмотренность», помогает накопить необходимую базу информации чтобы в дальнейшем создать свое личное произведение.

А уже позже она помогает обретать навыки и закреплять их в процессе самого создания иллюстрации.

Выводы. Проанализировав литературу по теме исследования, было уточнено понятие композиционные навыки, как возможности выполнения художественных действий по составлению, соединению, сочетанию отдельных видимых частей целому, замыслу, идее доведенных до автоматизма; рассмотрели возможности иллюстрации в процессе развития композиционных навыков. Рассмотрели эффективные методы обучения в процессе создания иллюстрации, такие как анализ художественных произведений (иллюстраций), выполнение коротких зарисовок и набросков, анализ различных композиционных решений и изучение возможностей средств выразительности, метод «композиционного поиска».

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития композиционных навыков у обучающихся в процессе создания иллюстрации. Для решения данной проблемы авторы рассмотрели эффективные методы обучения в процессе создания иллюстрации, такие как анализ художественных произведений (иллюстраций), выполнение коротких зарисовок и набросков, анализ различных композиционных решений и изучение возможностей средств выразительности, метод «композиционного поиска».

Ключевые слова: композиция, навыки, методы, иллюстрация, композиционные поиски.

Annotation. we considered effective teaching methods in the process of creating illustrations, such as the analysis of works of art (illustrations), the execution of short sketches and sketches, the analysis of various compositional solutions and the study of the possibilities of means of expression, the method of «compositional search».

Key words: composition, skills, methods, illustration, compositional searches.

Литература:

1. Альберти, Л.Б. Десять книг о зодчестве: в 2 т. / под общ. ред. А.Г. Габричевского. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937. - Т. 2. - 795 с.

2. Березин, Д.В. Композиция в произведении искусства. - file:///C:/Users/bakie/Downloads/kompozitsiya-v-proizvedenii-iskusstva.pdf (дата обращения 30.04.2022)

3. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. - М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 1558 с.

4. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

5. Батаева, Л.А. проблематика развития композиционного видения обучающихся на занятиях изобразительной деятельностью. - URL: http://www.nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/184191.pdf (дата обращения 30.04.2022)

6. Иллюстрация https://en.wikipedia.org/wiki/Illustration#:~:text= (дата обращения 30.04.2022)

7. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - https://www.studmed.ru/kuzin-v-s-osnovy-obucheniya-izobrazitelnomu-iskusstvu-v-shkole_dc25ca3db2b.html (дата обращения 30.04.2022)

6. Канунникова, Т.А. Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественно-образного мышления подростков. - file:///C:/Users/bakie/Downloads/kompozitsionnyy-poisk-s-ispolzovaniem-razlichnyh-hudozhestvennyh-materialov-kak-metod-razvitiya-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-podrostkov.pdf (дата обращения 30.04.2022)

УДК 378.2

РОЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ

УСПЕХОВ

студент Чотчаева Медина Казимовна Карачаево-Черкесский государственный университет имени УД. Алиева (г. Карачаевск)

Постановка проблемы. Отношения между учителем и классом учеников так же важны, как и ежедневные учебные инструкции, предоставляемые ученикам. Построение этих отношений - работа всех учителей, но не все учителя осознают, как общение с учениками укрепляет их уверенность и неизбежно способствует высоким достижениям.

Учителя проводят в среднем 180 дней в году со студентами. В течение 180 дней учителя становятся свидетелями удивительного роста учащихся в академическом, социальном и поведенческом плане. Степень достижений и совершенствования ученика можно определить по уровню отношений, выстроенных между учителем и учеником [5, С. 61].

Начало подлинных отношений между учителем и учеником может положительно сказаться на стремлении ученика расставить приоритеты в жизни обучения и успеха. Отношения между учителем и учеником начинаются с первого дня в школе. Когда учителя инициируют беседы с учениками, это позволяет проявить интерес к отдельному ученику и заставить ученика почувствовать себя важным.

Изложение основного материала исследования. Учащиеся всех классов хотят произвести впечатление на учителя либо своей способностью к обучению, либо своими уникальными талантами. Ученики чувствуют себя комфортно, делясь своим истинным «я», когда отношения с учителем безопасны и уровень доверия достигнут. Следующий уровень отношений между учителем и учеником включает в себя взаимную уязвимость, когда оба человека чувствуют себя комфортно, иногда делясь конфиденциальной информацией. Как только отношения между учителем и учеником установлены, учащиеся органично превращаются в уверенных и независимых мыслителей и активных учеников, что делает отношения между учителем и учеником чрезвычайно важными и необходимыми в образовательной среде.

Хорошие отношения между учителем и учеником обеспечивают уровень комфорта, позволяющий ученику идти на академический риск, который будет способствовать академическим достижениям. Вся позитивность, выраженная учителем по отношению к ученикам, влияет на успехи в учебе. Студенты реагируют на положительные комментарии, позитивное взаимодействие и обмен мнениями между учителем и учеником. Эти отношения могут начаться с простой улыбки, жеста, приветствующего ученика в классе. Подлинный и непринужденный разговор между учителем и учеником развивает позитивные отношения. Ученик может доверять позитивным отношениям и иногда полагаться на них, когда ученики испытывают трудности. Такие отношения требуют уважительной связи между учителем и учеником, чтобы ученик чувствовал себя успешным в классе [1, С. 125].

Задача учителя установить связь с учениками и построить отношения начинается с уровня класса и развития учеников, которых учит учитель. Отношения в классе не должны влиять на управление классом учителем, но должны повышать уровень уважения учеников и учителя друг к другу.

Учителя начальных классов должны сначала создать безопасную среду в классе, чтобы отношения между учеником и учителем расцвели. Во всех начальных классах учителя создают прочную основу для обучения, которое процветает, когда ученики чувствуют, что учитель их ценит. Границы отношений с учащимися начальных классов могут также включать учителей, наблюдающих и празднующих внешкольные мероприятия учащихся, посещение спортивных мероприятий, танцевальных концертов или художественных выставок. Учитель должен всегда консультироваться с родителями ученика, чтобы получить разрешение, прежде чем посещать внешкольное мероприятие. Начальные отношения между учеником и учителем - это первый шаг к тому, как учащиеся будут развивать отношения с учителями средней школы и дальше.

Учителя средней школы развивают отношения с учащимися в качестве наставников, чтобы направлять молодых людей к раскрытию их потенциала. Учителя похожи на болельщиков, поощряя учеников стремиться всегда делать лучшую работу и внимательно следить за ментальным здоровьем учеников. Спортивные состязания в средней школе и другие различные внеклассные мероприятия могут стать для учителей и учеников хорошим средством для налаживания отношений. Еще раз, границы для этих отношений важны, и полезный совет: учитель и ученик никогда не должны оставаться наедине вместе и пытаться включить в смесь еще одного взрослого или дополнительных учеников [3, С. 195].

Наконец, старшеклассники полагаются на отношения с учителями как на руководство и как на образцы для подражания. Ученики стремятся стать свидетелями поведения и действий взрослых, которым они доверяют. Учащиеся старших классов также нуждаются в отношениях с учителями для положительного поощрения, которое приведет их к успешному будущему. Границы взаимоотношений между учителями и учениками на этом уровне имеют решающее значение. Как и во всех отношениях между учителем и учеником, родители должны иметь прямую связь с учителем.

Отношения между учителем и учеником поощряют учеников и побуждают их хорошо учиться, потому что кто-то искренне тратит время на ученика. Учителям также нужны эти отношения, чтобы помочь оценить эффективность обучения в классе [4, С. 39].

Кроме того, ученикам, у которых в прошлом был плохой опыт общения со взрослыми, может быть трудно доверять учителям. Это может относиться к учащимся, чей предыдущий учитель относился к ним несправедливо, а также к детям из неблагополучных семей. Во многих случаях вы можете не знать всего о происхождении ребенка. Если вам трудно установить связь с учеником, имейте в виду, что проблема может быть в травмирующем прошлом, а не в вас.

У детей из малообеспеченных семей, скорее всего, будут плохие отношения со своими учителями. Причины этого разнообразны. Это может быть связано с тем, что учителя чаще относятся к этим ученикам с личными предубеждениями. Или, в некоторых случаях, эти дети могут не иметь доступа к транспорту или академической поддержке, необходимой им для достижения успеха. Какой бы ни была причина, педагоги должны помнить об этих детях, когда решают, как привлечь своих учеников.

Иногда поведенческие расстройства или расстройства обучения могут мешать учителям и ученикам понимать друг друга. Дети с расстройством аутистического спектра, например, могут иметь стиль общения, который сбивает с толку их сверстников. Расстройства обучения, такие как дислексия или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), также могут ограничивать продолжительность концентрации внимания ребенка и расстраивать его учителей. Любые планы, которые вы составляете в отношении того, как общаться со своими учениками, должны включать приспособления для этих и других условий.

Установление взаимопонимания со своими учениками и утверждение себя в качестве их наставника - отличный способ борьбы с хроническими прогулами. Студенты более мотивированы посещать занятия, если они знают, что их учитель заботится о них и поможет им добиться успеха. И, улучшая вовлеченность в школу, эти отношения также могут улучшить успеваемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.