Научная статья на тему 'Проблемы формирования общеметодической компетенции преподавателей специальных дисциплин'

Проблемы формирования общеметодической компетенции преподавателей специальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна, Расулов Хикмат Ахмедович

В статье раскрываются актуальность и проблемы развития общеметодических компетенций преподавателей вуза. Раскрыты когнитивная, операционная и мотивационная составляющие компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна, Расулов Хикмат Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования общеметодической компетенции преподавателей специальных дисциплин»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН 1 2 Шарифбаева Х.Я. , Расулов Х.А.

1Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальных дисциплин;

2Расулов Хикмат Ахмедович - кандидат технических наук, доцент, кафедра эксплуатации автомобильного транспорта, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных

дорог,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются актуальность и проблемы развития общеметодических компетенций преподавателей вуза. Раскрыты когнитивная, операционная и мотивационная составляющие компетенций.

Ключевые слова: компетенции, методические компетенции, вуз, педагогическая деятельность.

Настоящее время требует изменения функциональных обязанностей от педагогов вузов. Профессиональная деятельность становится многомерной и разнохарактерной. Кроме научной, исследовательской деятельности, собственно педагогической, преподаватель вуза должен владеть азами предпринимательской, инновационной деятельности, уметь передавать знания и компетенции студентам [1]. А для этого преподаватель должен обладать такими универсальными компетенциями, как критическое мышление, принятие взвешенного решения проблемы, эффективная командная работа, умение разрабатывать, составлять план реализации и проектов, систематизировать и передавать накопленный опыт. В связи с этим возникают вопросы:

1. Обладает ли преподаватель вуза в достаточной степени развитыми общепрофессиональными компетенциями?

2. Достаточно ли развито владение ощеметодическими компетенциями, чтобы передать накопленные знания и опыт студентам?

Видимым результатом развитых общеметодических компетенций преподавателя можно назвать регулярное обновление содержания рабочих программ дисциплин, разработку новых учебных курсов, активное внедрение информационных технологий, в том числе дистанционных курсов, участие в педагогических конкурсах, обмен опытом с другими преподавателями посредством открытых уроков и участия конференциях.

Формирование общеметодических компетенций видится в посещении преподавателями спец дисциплин педагогических тренингов, мастерских и мастер-классов, изучение возможностей современных образовательных ресурсов в Интернет, изучение методических разработок по своим дисциплинам зарубежных педагогов.

Эффективность формирования общеметодических компетенций зависит от ряда составляющих факторов:

• Когнитивная составляющая подразумевает наличие актуальных знаний и объективных представлений о последних достижениях в области инновационных методов обучения, частнометодических вопросов преподавания конкретных специальных дисциплин, владения информационными технологиями.

• Операционная (инструментальная) составляющая подразумевает умение педагога составлять вариативные программы обучения, методические материалы, адаптировать к частной практике комплексные образовательные технологии, для

достижения частных и перспективных образовательных целей с учетом индивидуальных особенностей студентов.

• Мотивационная составляющая подразумевает наличие у преподавателя стремления к педагогической деятельности, профессиональному самосовершенствованию и достижению в данной сере высоких результатов, отвечающих вызовам современного общества.

Чтобы постоянно развивать общеметодические компетенции, преподаватель посредством рефлексивного анализа своей личности и результатов профессиональной деятельности должен выявить проблемные сферы. Как показывает анализ исследований [2], уже этот первичный этап выявления и осознания проблем многие преподаватели пропускают. Одни не понимают его важность, другие - не владеют необходимым для этого методическим инструментарием. На втором этапе (этап попадания в точку когнитивного диссонанса) преподаватель становится перед выбором - предпринимать какие-либо действия по работе над собой или нет.

Именно на этих двух этапах проявляется ключевая значимость мотивационной составляющей в формировании компетенций. Без стремления к самопознанию, саморазвитию, самоорганизации, к творческой и профессиональной самореализации нет поступательного развития компетенций, в том числе и общеметодических.

Список литературы

1. Расулов Х.А., Шарифбаева Х.Я. Прогнозирование развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров // Наука и образование сегодня, 2017. № 6 (17). С. 86-87.

2. Саломова М.З. Развитие методической компетентности преподавателя в процессе педагогической деятельности // Достижения науки и образования, 2018. № 5 (27). С. 71-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.