ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ФИЛОСОФИИ В ПАРАДИГМЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 Худайберганов Р.Х. , Абдураззакова Д.А.
1Худайберганов Равшан Худайберганович - кандидат философских наук, доцент,
заведующий кафедрой;
2Абдураззакова Дильдора Анваровна - ассистент, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются различия в построении системы образования с точек зрения двух типов рациональности. Раскрываются классическая, неклассическая рациональность и современный подход в системе образования. Ключевые слова: философия образования, классическая рациональность, неклассическая рациональность, система образования.
В философских исследованиях исторически сложился классический тип рациональности, который сформировался в эпоху революции в культуре Запада и властвовал до середины 19 века и неклассический, господствовавший в 19-20 веках. Если рассматривать процесс образования с точки зрения классической и неклассической рациональной философии, можно прийти к выводу что педагогическая наука представляет собой последовательную смену парадигм, имеющих определенную закономерность и завершенность. Таким образом, основной задачей философии образования является необходимость найти существующую закономерность в постоянно изменяющейся парадигме рациональности, чтобы постепенно и целенаправленно оказывать воздействие на структуру образования, приводя ее к потребностям индивидуума и общества в целом.
В парадигме классической рациональности образование направлено на поиски общих методов, способов и закономерностей воспитания, что помогает педагогам вводить частные методики образования, но все равно ведет созданию единой системы и общих правил, определяющих порядок педагогической деятельности.
Согласно неклассическому типу рациональности, главное в процессе образования - это индивидуальный подход к каждому обучаемому, развитие творческого начала, личностный рост. В парадигме неклассической рациональности мы видим, что образование отходит от идеи создания разносторонне развитой личности, все больше акцентируя внимание на индивидуальных особенностях. Здесь закономерен отказ от универсальной системы всеобщего образования в пользу такой системы, которая могла бы учитывать личностные особенности и интересы обучаемого [1]. Тем не менее, подход, в котором все направлено на развитие индивидуальных способностей личности учащегося, практически стирает границы между обучением и воспитательным процессом. Обучение не направлено на овладение научными дисциплинами и достижение заданного результата, а имеет целью выявить и развить индивидуальные способности обучаемого.
В современной системе образования существует разнообразие учебных заведений по типу и направлению, которые основываются на различных специальных профессиональных программах обучения. Целью образовательной системы является и всестороннее развитие личности за счет унифицированных программ обучения, и реализация индивидуальных особенностей учащихся, обеспечиваемая выбором учебного заведения, использованием педагогами различных методов обучения.
Следует учитывать тот факт, что система образования в современных реалиях носит открытый характер и имеет тенденции самых разных направлений, в виду того, что современное общество многогранно, его социальная структура намного сложнее, чем была прежде. Кроме того, век новых технологий также подразумевает новый подход к системе образования. Если в обучении акцентироваться только на развитии ребенка как индивида с учетом его уникальных способностей, то это будет напрямую противоречить разработке общепринятых стандартов и содержания образования, реализации методов и форм обучения, препятствовать интеграции в общемировую экономику. Непосредственно для обучаемого такой подход может спровоцировать определенные проблемы в дальнейшей профессиональной самореализации.
Таким образом, речь идет не об управлении системой образования, а именно об управляемом развитии, которое поможет оказать влияние на комплексные особенности процесса, гарантировать востребованные обществом направления, исключить отрицательные изменения. Тем не менее, подобный подход не упраздняет необходимости прогностических исследований в области философии и образования [2], необходимые для обеспечения стабильного развития общества нашего времени.
Список литературы
1. Тогаев Г.Ш. Преемственность процесса воспитания в профессиональной подготовке молодежи // Academy, 2017. Т. 1. № 6 (21). С. 78-80.
2. Расулов Х.А., Шарифбаева Х.Я. Прогнозирование развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров // Наука и образование сегодня, 2017. № 6 (17). С. 86-87.