РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 3
Шарифбаева Х.Я. , Абдукаримова Ш.М. , Ильхомова М.И.
1Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Абдукаримова Шохсанам Муроджон кизи - ассистент, кафедра социальных дисциплин; 3Ильхомова Мохинура Илхом кизи - студент, направление: профессиональное образование, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются основные принципы организации педагогической практики студентов вузов. Приведены типичные проблемы в прохождении практики их решение.
Ключевые слова: педагогическая практика, знания, умения, навыки, компетенции, ЗУНК, профессиональное образование.
Педагогическая практика - это значимая составляющая подготовки будущих преподавателей, важное звено в системе подготовки квалифицированных педагогов. Практика помогает студентам педагогических направлений не только закрепить полученные теоретические знания, но и способствует профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию. Анализ мнения студентов, обучающихся на направлениях Профессионального образования, показывает, что они осознают пользу педагогической практики и стараются в данный период обучения получить опыт.
Однако, стоит отметить, что только грамотная научно обоснованная организация педагогической практики позволяет добиться высокого уровня активности и осознанности студентов, формирования сильной мотивации для достижения значимых результатов. Способствует формированию педагогически значимых ЗУНК [1] в процессе прохождения педагогической практики и решению в дальнейшем строить карьеру именно в педагогической сфере деятельности.
Для организации и поэтапного проведения педагогической практики должны привлекаться только грамотные и опытные педагоги ССПО и вузов, имеющие педагогический стаж работы не меньше трех лет.
Руководителю педпрактики и ответственным за ее проведение преподавателям ССПО не рекомендуется как излишне опекать, так и предоставлять полную свободу действий студентам-практикантам. Наряду с формированием необходимых педагогических умений, такой подход стимулирует развитие самостоятельности и ответственности за результат. Для этого всем участникам процесса необходимо иметь чёткое представление о целях проведения пассивной ознакомительной, активной или преддипломной педагогической практики, всех этапов и их очередности, промежуточных и итоговых результатах, которые должен показать студент-практикант, необходимых исходных данных и требованиях к оформлению отчетности. Обеспечение этого условия позволяет практикантам самостоятельно планировать свою работу в указанных рамках, а руководителям облегчает процесс контроля и задает необходимую глубину консультаций.
Таким образом, качество практики зависит от слаженной работы высшего учебного заведения и профессионального колледжа, взаимопонимания между методистами, преподавателями и студентами.
Согласно нашим наблюдениям, успешному прохождению педагогической практики препятствуют следующие типичные проблемы:
• Коммуникационные барьеры в общении, неумение побороть страх публичных выступлений;
• Неспособность найти подход к каждому ученику, выявить индивидуальные особенности каждого учащегося для построения адаптивной программы обучения;
• Отсутствие опыта в выборе литературы и планировании урока;
• Недостаточное владение психологическими знаниями, чтобы интерпретировать данные проводимых психолого-педагогических тестов на выявление психологических и педагогических характеристик отдельных учеников, в целом академической группы;
Опыт показывает, что указанные проблемы преодолеваются со временем в активной педагогической практике. Для формирования профессиональных ЗУНК необходим более длительный и систематический практический опыт на каждом курсе обучения будущих педагогов.
Для повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов [2] кроме прочего необходимо тщательно формировать структуру и содержание педагогической практики. Она должна быть основана на принципе последовательности - задания для студентов-практикантов должны усложняться постепенно. Это поможет к моменту окончания учебного заведения сформировать необходимые в учебно-воспитательном процессе профессионального колледжа знания и навыки работы с учащимися, приобрести необходимые качества личности.
Список литературы
1. Тогаев Г.Ш. Многоаспектный характер деятельности педагога профессионального
образования // Наука и образование сегодня, 2017. № 6 (17). С. 99-100.
2. Абдураззакова Д.А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов
в вузе // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 114-115.