Научная статья на тему 'Роль педагогической практики в становлении преподавателя профессионального образования'

Роль педагогической практики в становлении преподавателя профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
педагогическая практика / знания / умения / навыки / компетенции / ЗУНК / профессиональное образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна, Абдукаримова Шохсанам Муроджон Кизи, Ильхомова Мохинура Илхом Кизи

в статье рассматриваются основные принципы организации педагогической практики студентов вузов. Приведены типичные проблемы в прохождении практики их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна, Абдукаримова Шохсанам Муроджон Кизи, Ильхомова Мохинура Илхом Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической практики в становлении преподавателя профессионального образования»

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 3

Шарифбаева Х.Я. , Абдукаримова Ш.М. , Ильхомова М.И.

1Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Абдукаримова Шохсанам Муроджон кизи - ассистент, кафедра социальных дисциплин; 3Ильхомова Мохинура Илхом кизи - студент, направление: профессиональное образование, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основные принципы организации педагогической практики студентов вузов. Приведены типичные проблемы в прохождении практики их решение.

Ключевые слова: педагогическая практика, знания, умения, навыки, компетенции, ЗУНК, профессиональное образование.

Педагогическая практика - это значимая составляющая подготовки будущих преподавателей, важное звено в системе подготовки квалифицированных педагогов. Практика помогает студентам педагогических направлений не только закрепить полученные теоретические знания, но и способствует профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию. Анализ мнения студентов, обучающихся на направлениях Профессионального образования, показывает, что они осознают пользу педагогической практики и стараются в данный период обучения получить опыт.

Однако, стоит отметить, что только грамотная научно обоснованная организация педагогической практики позволяет добиться высокого уровня активности и осознанности студентов, формирования сильной мотивации для достижения значимых результатов. Способствует формированию педагогически значимых ЗУНК [1] в процессе прохождения педагогической практики и решению в дальнейшем строить карьеру именно в педагогической сфере деятельности.

Для организации и поэтапного проведения педагогической практики должны привлекаться только грамотные и опытные педагоги ССПО и вузов, имеющие педагогический стаж работы не меньше трех лет.

Руководителю педпрактики и ответственным за ее проведение преподавателям ССПО не рекомендуется как излишне опекать, так и предоставлять полную свободу действий студентам-практикантам. Наряду с формированием необходимых педагогических умений, такой подход стимулирует развитие самостоятельности и ответственности за результат. Для этого всем участникам процесса необходимо иметь чёткое представление о целях проведения пассивной ознакомительной, активной или преддипломной педагогической практики, всех этапов и их очередности, промежуточных и итоговых результатах, которые должен показать студент-практикант, необходимых исходных данных и требованиях к оформлению отчетности. Обеспечение этого условия позволяет практикантам самостоятельно планировать свою работу в указанных рамках, а руководителям облегчает процесс контроля и задает необходимую глубину консультаций.

Таким образом, качество практики зависит от слаженной работы высшего учебного заведения и профессионального колледжа, взаимопонимания между методистами, преподавателями и студентами.

Согласно нашим наблюдениям, успешному прохождению педагогической практики препятствуют следующие типичные проблемы:

• Коммуникационные барьеры в общении, неумение побороть страх публичных выступлений;

• Неспособность найти подход к каждому ученику, выявить индивидуальные особенности каждого учащегося для построения адаптивной программы обучения;

• Отсутствие опыта в выборе литературы и планировании урока;

• Недостаточное владение психологическими знаниями, чтобы интерпретировать данные проводимых психолого-педагогических тестов на выявление психологических и педагогических характеристик отдельных учеников, в целом академической группы;

Опыт показывает, что указанные проблемы преодолеваются со временем в активной педагогической практике. Для формирования профессиональных ЗУНК необходим более длительный и систематический практический опыт на каждом курсе обучения будущих педагогов.

Для повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов [2] кроме прочего необходимо тщательно формировать структуру и содержание педагогической практики. Она должна быть основана на принципе последовательности - задания для студентов-практикантов должны усложняться постепенно. Это поможет к моменту окончания учебного заведения сформировать необходимые в учебно-воспитательном процессе профессионального колледжа знания и навыки работы с учащимися, приобрести необходимые качества личности.

Список литературы

1. Тогаев Г.Ш. Многоаспектный характер деятельности педагога профессионального

образования // Наука и образование сегодня, 2017. № 6 (17). С. 99-100.

2. Абдураззакова Д.А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов

в вузе // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 114-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.