СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Шарифбаева Х.Я.
Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье определено оптимальное содержание обучения студентов, которое является важным фактором профессиональной компетентности будущего специалиста.
Ключевые слова: содержание, профессиональное образование, специфика.
Содержание подготовки современных бакалавров по направлению «Профессиональное образование» имеет специфические особенности по сравнению с другими направлениями, что требует, отдельного их теоретического обоснования. Эти особенности проявляются в определении целей, принципов, методов, процедур обучения, организации и содержании труда, прогнозе развития сфер производства и образования.
Теория и практика показывают, что специфическими категориями для формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей ССПО выступают: научно-техническое познание; педагогическая деятельность по преподаванию специальных дисциплин; психо лого-педагогические факторы формирования личности младшего специалиста в образовательном учреждении; профессионально-психологические факторы осуществления профессиональной деятельности [3].
Бесспорен тот факт, что всесторонне изучение вышеперечисленных дисциплин в учебном процессе вуза будет способствовать совершенствованию формирования профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов для системы ССПО. В свою очередь это ускорит позитивные преобразования в системе всех ступеней непрерывного образования Республики Узбекистана.
Содержание подготовки современных бакалавров по направлению «Профессиональное образование» имеет специфические особенности, которые проявляются в определении целей, принципов, методов, процедур обучения, организации и содержании труда, прогнозе развития сфер производства и образования. Специфика подготовки бакалавров по направлению «Профессиональное образование» состоит в том, что цели и содержание их образования имеют два начала - отраслевое (техническое, экономическое, медицинское и т.д.) и педагогическое.
В соответствии с новым ГОС, психолого-педагогическими дисциплинами определяющими формирование личности будущего педагога для системы ССПО являются: Общая педагогика, Профессиональная психология, Профессиональная педагогика, Педагогические технологии, Педагогическое мастерство, Методика профессионального обучения, Информационные технологии в образовании. Каждая дисциплина выполняет свою роль и функции в формировании профессионально-педагогической компетентности будущего преподавателя профессионального колледжа. Остановимся на требованиях к содержанию отдельных их них.
Особую роль в системе профессионального образования играет Профессиональная педагогика (Педагогика ССПО). Основными задачами данной дисциплины является изучение:
- исторических аспектов формирования профессиональной педагогики в среднеазиатском регионе;
- основных нормативных документов, определяющих деятельность учебных заведений среднего специального образования;
- психолого-педагогических закономерностей формирования профессиональных умений и навыков;
- дидактических принципов отбора содержания профессионального образования; структуры, содержания и требований к стандартам, учебным планам и программа ССПО и формирование практических навыков по их проектированию;
- развитие педагогических, профессионально-значимых качеств личности будущих бакалавров - педагогов.
Важную роль в формировании профессионально-педагогической компетентности выполняет предмет «Педагогические технологии». В настоящее время, педагогическая технология рассматривается не просто с целью исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров, а для выявления принципов и приемов оптимизации образовательного процесса, путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, а так же средств оценки применяемых методов» [4].
Бесспорен тот факт, что всесторонне изучение вышеперечисленных дисциплин в учебном процессе вуза будет способствовать совершенствованию формирования профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов для системы ССПО. В свою очередь это ускорит позитивные преобразования в системе всех ступеней непрерывного образования Республики Узбекистана
Список литературы
1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: Узбекистан, 1998. 19 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
3. Муслимов Н.А., Волкова С.Р. Реализация дифференцированного и унифицированного подходов при подготовке профессионально-педагогических кадров // Таълим муаммоллари. № 3, 2009. С. 63-67.
4. Международный ежегодник по технологии образования и обучения. Лондон. Нью-Йорк, 1998. С. 258.
ПОРТФЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ССПО
1 2 Абдураззакова Д.А. , Варга В.В.
1Абдураззакова Дильдора Анваровна - ассистент; 2Варга Велта Владимировна - старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается возможность использования Портфолио как один из инструментов, позволяющих формировать профессиональную мотивацию студентов, будущих педагогов.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, портфель образовательных достижений, Портфолио.