Научная статья на тему 'Специфические особенности формирования содержания подготовки бакалавров по направлению "Профессиональное образование"'

Специфические особенности формирования содержания подготовки бакалавров по направлению "Профессиональное образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна

В статье определено оптимальное содержание обучения студентов, которое является важным фактором профессиональной компетентности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности формирования содержания подготовки бакалавров по направлению "Профессиональное образование"»

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Шарифбаева Х.Я.

Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье определено оптимальное содержание обучения студентов, которое является важным фактором профессиональной компетентности будущего специалиста.

Ключевые слова: содержание, профессиональное образование, специфика.

Содержание подготовки современных бакалавров по направлению «Профессиональное образование» имеет специфические особенности по сравнению с другими направлениями, что требует, отдельного их теоретического обоснования. Эти особенности проявляются в определении целей, принципов, методов, процедур обучения, организации и содержании труда, прогнозе развития сфер производства и образования.

Теория и практика показывают, что специфическими категориями для формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей ССПО выступают: научно-техническое познание; педагогическая деятельность по преподаванию специальных дисциплин; психо лого-педагогические факторы формирования личности младшего специалиста в образовательном учреждении; профессионально-психологические факторы осуществления профессиональной деятельности [3].

Бесспорен тот факт, что всесторонне изучение вышеперечисленных дисциплин в учебном процессе вуза будет способствовать совершенствованию формирования профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов для системы ССПО. В свою очередь это ускорит позитивные преобразования в системе всех ступеней непрерывного образования Республики Узбекистана.

Содержание подготовки современных бакалавров по направлению «Профессиональное образование» имеет специфические особенности, которые проявляются в определении целей, принципов, методов, процедур обучения, организации и содержании труда, прогнозе развития сфер производства и образования. Специфика подготовки бакалавров по направлению «Профессиональное образование» состоит в том, что цели и содержание их образования имеют два начала - отраслевое (техническое, экономическое, медицинское и т.д.) и педагогическое.

В соответствии с новым ГОС, психолого-педагогическими дисциплинами определяющими формирование личности будущего педагога для системы ССПО являются: Общая педагогика, Профессиональная психология, Профессиональная педагогика, Педагогические технологии, Педагогическое мастерство, Методика профессионального обучения, Информационные технологии в образовании. Каждая дисциплина выполняет свою роль и функции в формировании профессионально-педагогической компетентности будущего преподавателя профессионального колледжа. Остановимся на требованиях к содержанию отдельных их них.

Особую роль в системе профессионального образования играет Профессиональная педагогика (Педагогика ССПО). Основными задачами данной дисциплины является изучение:

- исторических аспектов формирования профессиональной педагогики в среднеазиатском регионе;

- основных нормативных документов, определяющих деятельность учебных заведений среднего специального образования;

- психолого-педагогических закономерностей формирования профессиональных умений и навыков;

- дидактических принципов отбора содержания профессионального образования; структуры, содержания и требований к стандартам, учебным планам и программа ССПО и формирование практических навыков по их проектированию;

- развитие педагогических, профессионально-значимых качеств личности будущих бакалавров - педагогов.

Важную роль в формировании профессионально-педагогической компетентности выполняет предмет «Педагогические технологии». В настоящее время, педагогическая технология рассматривается не просто с целью исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров, а для выявления принципов и приемов оптимизации образовательного процесса, путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, а так же средств оценки применяемых методов» [4].

Бесспорен тот факт, что всесторонне изучение вышеперечисленных дисциплин в учебном процессе вуза будет способствовать совершенствованию формирования профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов для системы ССПО. В свою очередь это ускорит позитивные преобразования в системе всех ступеней непрерывного образования Республики Узбекистана

Список литературы

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: Узбекистан, 1998. 19 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

3. Муслимов Н.А., Волкова С.Р. Реализация дифференцированного и унифицированного подходов при подготовке профессионально-педагогических кадров // Таълим муаммоллари. № 3, 2009. С. 63-67.

4. Международный ежегодник по технологии образования и обучения. Лондон. Нью-Йорк, 1998. С. 258.

ПОРТФЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ССПО

1 2 Абдураззакова Д.А. , Варга В.В.

1Абдураззакова Дильдора Анваровна - ассистент; 2Варга Велта Владимировна - старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается возможность использования Портфолио как один из инструментов, позволяющих формировать профессиональную мотивацию студентов, будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, портфель образовательных достижений, Портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.