Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственное воспитание / нравственные чувства / искусство / средства выразительности изобразительного искусства / moral education / moral feelings / art / means of expression of fine art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панышева Мария Михайловна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье изучается проблема нравственного воспитания и формирования нравственных чувств у обучающихся на уроках изобразительного искусства при анализе произведений искусства и собственном творчестве. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «нравственное воспитание», «нравственные чувства» и вывели понятие «нравственные чувства на уроках изобразительного искусства». В рамках исследования авторы провели диагностическую работу на выявление уровня сформированное™ нравственных чувств на уроках изобразительного искусства у обучающихся. По мнению авторов, искусство является эффективным средством развития нравственных чувств, поэтому проблема развития нравственных чувств на уроках изобразительного искусства требует дальнейшего изучения и разработки методических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панышева Мария Михайловна, Бакиева Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of moral education and the formation of moral feelings in children at the lessons of fine arts in the analysis of works of art and their own creativity. Analyzing the literature on the subject of the study, the authors examined the concepts of "moral education", "moral feelings" and derived the concept of "moral feelings in art lessons". As part of the study, the authors conducted diagnostic work to identify the level of formation of moral feelings in the lessons of fine arts in children. According to the authors, art is an effective means of developing moral feelings, therefore, the problem of developing moral feelings in fine art lessons requires further study and development of methodological materials.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО»

Key words: emotional burnout syndrome, teachers of preschool educational organizations, training, psychoprophylaxis,art therapy, children with disabilities.

Литература:

1. Бойко,В.В. Энергия эмоцийвобщении: взгляднасебя инадругих /В.В.Бойко. -М.: Филинъ, 1996.-469 с.

2. Борисова, К.О. Культура эмоционального самовыражения как средство профилактики профессионального выгорания педагогов ДОО / К.О. Борисова // В сборнике: Мир детства и образование. Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. - 2022. - С. 136-138

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд., СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

4. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова,- СПб: СПб ГУ, 2000. - 312 с.

5. Гроза, И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В. Гроза // Современные наукоемкие технологии. -2009. -№ 10. - С. 63-54

6. Карпушкина, Н.В. Арт-терапия и интерактивные технологии в специальном и инклюзивном образовании : Учебно-методическое пособие / Н. В. Карпушкина; Мининский университет. - Нижний Новгород: ФНБОУ "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. - 80 с.

7. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Речь, 2002. - 284 с.

8. Дедовская, Т.В. Представления о ценностях и смыслах профессии "учитель" на разных уровнях педагогического образования / Т.В. Дедовская // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38). - DOI 10.26795/2307-12812022-10-7. - EDN GVZXFG

9. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс] / К. Маслач // Режим доступа: http:/ www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6. (дата обращения: 16.10.2023)

10. Малыгина, Т.А. Эмоциональное выгорание как один из факторов развития патогенного мышления / Т.А. Малыгина, В.А. Кудрявцев // Вопросы науки и образования. - 2020 - № 25 - С. 36-46

11. Пилипчук, Л.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОО, работающих с детьми с ОВЗ / Л.С. Пилипчук // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: Материалы III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции, Барнаул, 12-13 марта 2018 года / Под научной редакцией М.В. Сурниной. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2018. - С. 96-100. - EDN UPBEFC

12. Сахошко, А.Н. Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога / А.Н. Сахошко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 45 (440). - С. 341-345. - URL: https://moluch.ru/archive/440/96027/ (дата обращения: 16.10.2023)

УДК 378.2

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО

Панышева Мария Михайловна студентка

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В последнее время в российском обществе происходит переключение фокуса внимания подрастающего поколения с духовно-нравственных ценностей на материальные. Все большее влияние оказывает на личность подростка индустрия развлечений, которая становится еще более доступной с экранов гаджетов. В связи с чем меняется психологический портрет личности, его чувства формируются под натиском агрессивной рекламы, компьютерных игр, что зачастую приводит к потере нравственных ориентиров, доводящих молодое поколение до депрессивных расстройств, зачастую к ранним суицидам.

В этой связи особенно актуальным является решение педагогических задач, направленных на нравственное воспитание молодого поколения, которое необходимо проектировать с младшего школьного возраста.

Изложение основного материала исследования. Проблема нравственности волнует общество не одно поколение, о чем свидетельствуют древние своды законов и правил, религиозные писания.

Вопросами нравственности занималось множество специалистов разных направлений; философы, психологи и педагоги.

Еще древний философ Аристотель выделял важность нравственности и нравственного воспитания [1]. Коменский Я.А. также отводил нравственному воспитанию важную роль [4]. Толстой Л.Н. считал, что наиболее важная наука - это наука о том, как жить, не причиняя зла и делая добро [12].

Сухомлинский В.А. рассматривал нравственное воспитание как процесс, в котором происходит наполнение ребёнка знаниями, умениями, сопровождающее приобретением жизненного опыта, различение добра и зла, отношение к этим категориям [11].

Харламов И.Ф. уточняет, что качество нравственного человека заключается в том, что нормы, правила и требования морали совпадают со его взглядами и убеждениями, следствием которых становятся осмысленные и привычные формы нравственного поведения [13].

Таким образом, нравственное воспитание - это многогранное и широкое понятие, объединяющее под собой множество аспектов. Сам процесс нравственного воспитания направлен на формирование и развитие у ребенка:

нравственных качеств; нравственной позиции; усвоение ценностей и интересов, превалирующих в данном обществе; осознания взаимосвязи с обществом; нравственных понятий, знаний о нравственных понятиях; стойких нравственных чувств; нравственных привычек и нравственных чувств.

Из всех перечисленных аспектов, основой для развития остальных является на наш взгляд, нравственные чувства, потому что чувства возможно усиливать через различные органы чувств слух, обоняние, зрение. В этой связи в системе образования возможно использовать эффективные средства такие как музыка, литература и изобразительное искусство.

Анализируя психологическую литературу с целью изучения природы человеческих чувств, рассмотрим ряд исследований в этой области.

По мнению А.Н. Леонтьева, чувства относятся к подклассу эмоциональных процессов, которые определяют результат обобщения эмоций [8]. Каджаспирова Г.М. уточняет, что чувства выражают отношения к явлениям действительности, которые отражают связь с его потребностями и мотивами [3].

Таким образом, чувства человека являются не только результатом обобщения эмоций, но и являются выразителями собственно отношений его к окружающей действительности.

В психологии принято подразделять чувства на виды, которые отражают восприимчивость через органы чувств слуха, обоняния и зрения, кроме того чувства связанные с эмоциями. К таким чувствам можно отнести нравственные чувства.

Известно, что нравственные чувства - эмоциональные проявления человека, определяемые социальными нормами общества, отражение объективной действительности, выражающее субъективное отношение к тому, что оно отражает.

Принято определять нравственные чувства, как конкретные переживания «чувство патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, коллективизм и т.д.» [6].

Основные чувствами определяющие нравственность является отношение человека к таким ключевым философским понятиям как доброта, красота, любовь. Доброта - противовес злу, является самой простой нравственной категорией. На основе двух противоположных абсолютных понятий можно наиболее доступно объяснить детям суть «нравственного» и «ненравственного». Чувство красоты - умение отделять прекрасное от безобразного, видеть красоту окружающего мира, произведений искусства, людей, себя самого.

Из всего изложенного можно заключить, что искусство помогает выражать свои эмоции и чувства, придавая им материальную форму.

Поэтому нравственные чувства обучающихся возможно развивать на уроках изобразительного искусства, используя потенциальные возможности искусства (художественный образ, выразительные средства искусства и т.д.).

Проанализировав литературу по теме исследования стоит уточнить рабочее понятие «нравственные чувства на уроках изобразительного искусства», которое представляет эмоциональное отношение к нравственным понятиям: добро, зло, красота, честь, дружба, долг, мужество и др. при восприятии произведений изобразительного искусства и способность выразить собственное отношение к художественному образу при его создании средствами выразительности: цвет, линия, штрих, пятно и др.

В соответствии с темой и целью нашего исследования была организована и проведена диагностическая исследовательская работа на выявление уровня сформированности нравственных чувств.

Для диагностики нами были разработаны следующие показатели по критериям «эмотивный» - эмоциональное отношение к нравственным понятиям при восприятии произведений изобразительного искусства; «деятельностный» -способность выразить нравственные категории графическими средствами выразительности.

В исследовании приняли участие обучающиеся четвертого класса в количестве тридцати человек, возрастом от десяти до одиннадцати лет Общеобразовательной средней школы № 70 города Тюмени.

Тестирование состояло из восьми вопросов к двум фрагментам иллюстраций - четыре вопроса к каждой. На первой изображен персонаж из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».

Первый вопрос направлен на выявление у обучающегося эмоциональной реакции на образ. Второй вопрос был о способности распознавать художественный образ на иллюстрации и выделять характеристики персонажа только на основе его изображения. Третий вопрос больше связан с логикой: детям предлагалось сравнить свои чувства к персонажу с его конкретными характеристиками, сделать краткий вывод и отнести персонажа к категории «положительный» или «отрицательный». Четвертый вопрос был связан со средствами выразительности: обучающимся предлагалось определить конкретные средства, которые помогли сделать им выводы о качествах персонажа. Никто из респондентов не смог верно определить использованные средства выразительности, часть выбирала несвязные ответы, что свидетельствует о том, что в данном случае они либо не смогли понять суть вопроса из-за незнания, либо не могли определить присутствие или отсутствие определенных средств выразительности. Второй блок вопросов был аналогичен первому, но был привязан к другой иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят», где был изображен только волк.

Анализ результатов задания по показателю «эмоциональное отношение к нравственным понятиям при восприятии произведений изобразительного искусства» позволяет сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста в основном имеют представление о нравственных понятиях и способны определить и выразить свое отношение к ним при восприятии произведений изобразительного искусства. Они чувствуют и понимают положительные и отрицательные образы, однако не могут определить, какие способы и приемы использует художник при создании художественного образа. Также стоит обратить внимание на обучающихся, которые выбирали качества, эмоции и чувства, не соответствующие образу, или отмечали интерес к однозначно негативному персонажу, процент которых составил больше половины.

Второе диагностическое задание - творческое задание. Обучающимся предлагалось нарисовать в одной части листа добрую волшебницу, в другой части - ее злую версию. Задача заключалась в том, чтобы проследить использование обучающимися различных средств выразительности при передаче образа. Обучающиеся на среднем уровне справляются с передачей образа, так как не всегда способны выражать свое отношение. При этом все респонденты справились с заданием и смогли различить злого и доброго, используя разные средства выразительности. Интересно отметить, что даже если обучающиеся не упоминали некоторые средства выразительности изображения в первом задании, они использовали их в своих рисунках, что говорит о том, что они применяют эти средства выразительности бессознательно.

Во всех рисунках обучающиеся изображали негативный и позитивный образы, отличая их по цвету одежды (тёмные, красные оттенки для злого персонажа и светлые, спокойные - для доброго), атрибутам (котлы, магические палочки, магия), редко меняя окружение (гроза, ночь, разрушение - у злого, солнце, радость - у доброго) и позу и эмоции персонажа. Пятеро детей включили в свои рисунки взаимодействие персонажа с другими персонажами и окружением, создавая полноценный сюжет в соответствии с общепринятыми представлениями о хороших и плохих поступках.

Таким образом, показатель «эмоциональное отношение к нравственным понятиям при восприятии произведений» составил: высокий уровень - 28%, средний уровень - 60%, низкий уровень - 12%; Показатель «способность выразить нравственные категории графическими средствами выразительности» составил: высокий уровень - 37%, средний уровень -47%, низкий уровень - 16%.

Проанализировав результаты диагностики, можно констатировать, что обучающиеся в младшем школьном возрасте уже имеют представления о нравственных чувствах.

Однако в младшем подростковом возрасте из-за возрастных психических и психологических особенностей, под влиянием социума обучающиеся меняют свои предыдущие убеждения и могут демонстрировать негативную и аморальную модель поведения.

Выводы. Таким образом, проблема развития нравственных чувств обучающихся средствами изобразительного искусства требует дальнейшей разработки, предполагающей наполнение содержание уроков тщательно подобранным материалом (зрительного ряда из произведений изобразительного искусства, литературных произведений), разработку упражнений и творческих заданий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, а также использование в работе учителя изобразительного искусства принципа последовательности и систематичности занятий для достижения положительных результатов. Важно отметить, что искусство является эффективным средством развития нравственных чувств и поэтому задача учителя изобразительного искусства приоритетным направлением своей работы считать нравственное воспитание.

Аннотация. В статье изучается проблема нравственного воспитания и формирования нравственных чувств у обучающихся на уроках изобразительного искусства при анализе произведений искусства и собственном творчестве. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «нравственное воспитание», «нравственные чувства» и вывели понятие «нравственные чувства на уроках изобразительного искусства». В рамках исследования авторы провели диагностическую работу на выявление уровня сформированности нравственных чувств на уроках изобразительного искусства у обучающихся. По мнению авторов, искусство является эффективным средством развития нравственных чувств, поэтому проблема развития нравственных чувств на уроках изобразительного искусства требует дальнейшего изучения и разработки методических материалов.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные чувства, искусство, средства выразительности изобразительного искусства.

Annotation. The article examines the problem of moral education and the formation of moral feelings in children at the lessons of fine arts in the analysis of works of art and their own creativity. Analyzing the literature on the subject of the study, the authors examined the concepts of "moral education", "moral feelings" and derived the concept of "moral feelings in art lessons". As part of the study, the authors conducted diagnostic work to identify the level of formation of moral feelings in the lessons of fine arts in children. According to the authors, art is an effective means of developing moral feelings, therefore, the problem of developing moral feelings in fine art lessons requires further study and development of methodological materials.

Keywords: moral education, moral feelings, art, means of expression of fine art.

Литература:

1. Аристотель. Сочинения / Аристотель. - М., 1983. -Т.4.- С. 468.

2. Бражникова, А.Н. Нравственные чувства как высшие чувства человека / А.Н. Бражникова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2019,- № 2. - С. 11-16

3. Каджаспиров, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. уче. завед. / Г.М. Каджаспиров. - М.: Акадаемич, 2003. - 176 с.

4. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

5. Котряхов, Н.В. Формирование нравственных чувств у обучающихся в начальной школе / Н.В. Котряхов // Концепт. - 2019. - №10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-chuvstv-u-obuchayuschihsya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения 12.11.2023)

6. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. - М., 1976. - С. 150.

7. Ларина, Т.В. Нравственные чувства обучающихся: эмоциональный компонент / Т.В. Ларина // Воздушно-космические силы. Теория и практика. - 2020. - №15. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-chuvstva-obuchayuschihsya-emotsionalnyy-komponent (дата обращения 12.11.2023)

8. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М., 1971. - 40 с.

9. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / B.C. Мухина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -456 с.

10. Оборина, Е.В. Воспитательные возможности изобразительного искусства / Е.В. Оборина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - №3 (49). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-vozmozhnosti-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения 12.11.2023)

11. Сухомлинский, В.А.Избранные пед. сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Составители: О.С. Богданова, В.З. Смаль,- М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

12. Толстой, Л.Н. Поли. собр. соч. / Л.Н. Толстой. - Т. 64. - С. 95.

13. Харламов, И.Ф. Педагогика / П.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

УДК 378.1

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Парамонова Елена Алексеевна преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственныйуниверситет правосудия» (г. Краснодар);

Медведева Наталья Петровна старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственныйуниверситет правосудия» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Актуализация проблемы использования интерактивных образовательных технологий в педагогической деятельности является сегодня весьма важной целью для преподавательского сообщества. Развитие представления о сущности интерактивных педагогических технологий, формирование мотивации к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе и, конечно, развитие умения анализировать ресурсы педагогических интерактивных технологий - вот спектр задач, которые позволят преподавателю прийти к достижению данной цели.

Единого определения такой категории, как педагогическая технология, на сегодняшний день, не существует. Но по своей сущностной характеристике, это всегда строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Важно понимать, в этой связи, что использование отдельных элементов никак не может привести к намеченной цели. Для осмысления данной актуализированной задачи, которой хочет достичь преподаватель, для четкого понимания, каким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.