Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ'

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / нравственные качества / мультфильм / мультипликация / подростки / развитие / изобразительное искусство / morality / moral qualities / cartoon / animation / teenagers / development / fine art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асылгареева Роза Умаркуловна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме исследования, суть которой заключается в поиске и теоретическом обосновании наиболее эффективных методов развития нравственных качеств подростков в процессе создания мультфильмов. На теоретическом уровне были рассмотрены понятия «нравственные качества» и «мультипликация», а также обоснованы методы развития нравственных качеств на уроках изобразительного искусства. С практической точки зрения выведен общий алгоритм создания мультфильма, приведены примеры заданий, которые основываются на наиболее эффективных методах развития нравственных качеств подростков в процессе создания мультфильма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асылгареева Роза Умаркуловна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to an urgent research problem, the essence of which is to find and theoretically substantiate the most effective methods of developing moral qualities of adolescents in the process of creating cartoons. At the theoretical level, the concepts of "moral qualities" and "animation" were considered, as well as the methods of developing moral qualities in the lessons of fine arts were substantiated. From a practical point view, a general algorithm for creating a cartoon is derived, examples of tasks are given that are based on the most effective methods of developing the moral qualities of adolescents in the process of creating a cartoon.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ»

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ

студентка Асылгареева Роза Умаркуловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова ОксанаАлександровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. У современных детей появилось больше опасности сталкиваться с информацией, не отвечающей критериям нравственности, благодаря появлению интернета и доступностью любых материалов на просторах глобальной сети. В особую категорию опасности попадают дети подросткового возраста, которые в силу своих возрастных особенностей склонны подражать, как положительным, так и отрицательным героям фильмов, передач, видеороликов, в силу чего нравственные категории могут трактоваться подростками не совсем объективно. Все это является препятствием в развитии нравственных качеств детей подросткового возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается необходимость духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования указана необходимость формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам [7]. Все это подчеркивает актуальность обозначенной темы.

Нравственные качества представляют собой жизненный опыт каждого человека и заинтересованность самого человека в собственном нравственном развитии. Развивать нравственность необходимо с раннего возраста, еще в детстве формируется сознание человека, определяются понятия «хорошо» и «плохо», «нравственно» и «безнравственно».

Существуют различные средства развития нравственных качеств обучающихся: экскурсии, уроки, домашняя или учебная работа, предметные кружки. Во внеучебной деятельности средствами развития данных качеств авторы называют классные часы, этические беседы, встречи с выдающимися мультипликаторами, сценаристами или режиссерами [8]. Также средствами развития нравственных качеств являются мультфильмы, восприятие и создание которых позволит проявить эмпатию к героям мультфильмов, а также создать собственных героев с точки зрения различных нравственных качеств и ситуаций. Именно включение в деятельность по восприятию и созданию мультфильмов позволит развить у подростков определенные нравственные качества. Мультфильмы могут являться средством постижения новых знаний и нравственно-эстетического опыта.

К сожалению, современные подростки редко задумываются о мультфильмах как о глубоких произведениях, несущих не только развлекательный и эстетический характер, но и способных передать верные знания о жизни и обучить нравственности, поскольку в искусстве, в разных видах и жанрах, заложен опыт ценностных отношений, в том числе и нравственных взаимоотношений и поступков. В мультипликацию, как и любое творчество можно погрузиться с головой, не заметив течения времени, втянувшись в процесс творчества. М.М. Бахтин писал «Художнику нечего сказать о процессе своего творчества - он весь в созданном продукте, и ему остается только указать нам на свое произведение» [1, С. 34].

В современных школах используются различные, в том числе традиционные технологии, методики развития нравственных качеств обучающихся. К.Д. Ушинский описывает такие способы развития нравственных качеств подростков, как личный пример педагога, умелое обращение с учениками, педагогический такт и другое [6].

Но, к сожалению, недостаточно разработаны способы развития нравственных качеств подростков в процессе создания мультфильмов.

Изложение основного материала исследования. В словаре Ожегова С.И. «Нравственные качества - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [5].

Л.А. Григорович дал следующее определение понятия «нравственные качества» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [9, С. 104].

Согласно толковому словарю Ефремовой Т.Ф., понятие «анимация» (от лат. animatio - одушевление, оживление, от anima - душа) означает одушнвление [2]. Эти слова наилучшим образом отражают реальность. Анимация - это иллюзия движения и жизни, созданная путем умножения и наложения кадров.

В толковом словаре Ефремовой Т.Ф., «мультипликация» означает (от лат. multiplicatio - «умножение, увеличение, возрастание, размножение» умножение [2]. Мультипликация - это технология создания анимационного фильма, которая заключается в создании большого количества отдельных кадров, которые затем последовательно прокручиваются с высокой скоростью, создавая иллюзию движения.

Самым главным отличием анимации от мультипликации является тот факт, что «анимация» означает «душа, одушевленный», то есть в процессе рисунки «оживают», приобретают личность, чувства и эмоции, рисунки словно обретают жизнь. Мы начинаем сопереживать и проявлять чувства к героям. Анимация - это не бездушное повторение кадров - это имитация жизни. Анимация больше относится к компьютерной графике, где на основе скелетов программа создает движение персонажа. Мультипликация - это техника «размножения» кадров, в основном это делается вручную и относится к покадровой, классической мультипликации. Мультипликация является трудоемким процессом, в котором необходим ручной труд для создания кадров. Как писала Кузнецова Е. М. «мультипликационный кинематограф является одним из самых молодых видов кинематографического искусства, но, несмотря на это, проделал огромный путь в своем развитии, превратившись из яркой технической игрушки в могущественное и зрелое искусство» [3, С. 261].

Для разработки алгоритма создания мультфильмов и методов реализации этапов алгоритма, необходимо изучить специфику создания мультфильмов и возрастные особенности подростков.

По мнению М. Мухиной, подростковый возраст - это период жизни человека начиная с детства до юности в классификации (от 11-12 до 15-16 лет) [4, С. 5]. Нравственность играет важную роль в жизни каждого человека и особенно в жизни подростков. Для того, чтобы вырасти в нравственного, честного и доброго человека, необходимо развивать нравственные качества еще с раннего детства. Однако, рост и развитие нравственности не является легким процессом,

который проходит без препятствий. У подростков имеются некоторые возрастные особенности, которые влияют на развитие нравственных качеств.

Потребность в самоутверждении - этот период сопровождается желанием подтвердить свое место в обществе, научиться общаться с людьми, устанавливать социальные связи. В то же время, не всегда подросткам удается найти нужное место в обществе, что влияет на их нравственность.

Эмоциональная нестабильность - на этом этапе подростки часто не могут контролировать свои эмоции, что может приводить к конфликтам и нарушениям моральных принципов. Подросткам нужно помочь в этой ситуации, обучая их контролировать свои эмоции и научив их правильно реагировать на негативные ситуации.

Стремление к подражанию - подростки часто придерживаются поведения своих кумиров, которое может быть негативным и повредить их нравственным качествам. Необходимо показывать положительные примеры, в том числе и в мультипликации, и научить детей оценивать свое поведение, а не просто копировать чужое.

Стремление к индивидуальности и оригинальности - в этот период подростки часто начинают искать свой путь, чувствовать свое присутствие в мире, испытывать желание проявить свою индивидуальность. В то же время родители должны оказывать свою поддержку и помочь подросткам понять, что индивидуальность не должна противоречить нормам нравственности.

Нравственное поведение - это признак высокой культуры общества и нашей цивилизации. Развитие нравственных качеств подростков возможно на уроках изобразительного искусства в процессе создания мультфильма, подросток может повысить свою самооценку за счет созданного им анимационного ролика или передать свои переживания, раздражительность и какую-либо досаду герою мультфильма. Перенеся на персонажа весь дискомфорт и изменения, которые переживает подросток, постепенно психоэмоциональное состояние приходит в норму. Вместе с персонажем он уже не один, их уже двое. У них одна схожая проблема и вместе эта проблема уже не выглядит такой большой и сложной. В процессе создания сценария и сюжета, в котором персонаж переживает различные трудности и идет «через тернии к звездам», у подростка развивается нестандартное мышление и способность видеть проблему со стороны, это помогает ему решить какие-либо жизненные трудности, посмотрев на себя, как на персонажа мультфильма и на то, как можно решить данную проблему самым благоприятным образом.

В процессе создания мультфильмов у подростков могут развиваться такие нравственные качества как: трудолюбие (чтобы создать хороший мультфильм, необходимо действовать и трудиться); эмпатия и сопереживание (подросток вместе с героем проходит через различные трудности и понимает его эмоции, сопереживает персонажу); патриотизм (подростки развивают отечественную мультипликацию, повышается любовь и уважение к родине) и другие.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «нравственные качества подростков в процессе создания мультфильмов», на которые опирались в выявлении и разработке алгоритма создания мультфильмов и методов развития нравственных качеств подростков в процессе создания мультфильмов. Мы определяем данное понятие как качества, которыми руководствуется обучающийся на основе этических норм и правил поведения, которые проявляются у персонажей мультфильма в ходе сочинения школьниками сюжета, в ходе создания этих персонажей в выбранной технологии создания мультфильма и в ходе демонстрации мультфильма сверстникам.

Для развития нравственных качеств подростков в процессе создания мультфильмов нами был разработан алгоритм создания мультфильмов на уроке изобразительного искусства.

Алгоритм создания мультфильма:

1. восприятие и анализ мультфильмов (с точки зрения нравственной тематики и ее отражения средствами художественной выразительности);

2. сочинение обучающимися сюжета будущего мультфильма на нравственную тематику;

3. обучение школьников технологии создания мультфильма;

4. осуществление проектной деятельности по созданию школьниками в группах мультфильма на нравственный сюжет;

5. презентация мультфильма сверстникам. Оценка полученных результатов.

С практической точки зрения нами были определены методы развития нравственных качеств подростков на уроках изобразительного искусства. По нашему мнению, нравственные качества подростков на уроках изобразительного искусства в процессе создания мультфильмов можно развивать следующими методами:

- метод восприятия и анализа мультипликационных фильмов. После просмотра отрывков мультфильмов учитель разъясняет сложные для понимания подростков посылы, символы и смысл, использованные в мультфильме, что открывает для подростка анимацию с новых сторон. Также подростки на этом этапе делают наброски персонажей мультфильмов, и уже на этом этапе им дается возможность подумать о будущем сюжете анимационного ролика, который они хотят создать. В процессе восприятия и создания мультипликационных роликов стимулируется творческое начало и возможность самовыражения подростков. В процессе рождается желание погрузиться в изучение какого-либо материала по искусству, участие в различных творческих конкурсах по данному направлению, открытие в себе скрытых талантов в данной сфере. Метод восприятия и анализа анимационного произведения способствует развитию у учащихся сопереживания, доброты, решительности, уважения к другим;

- метод эссе используется для создания сценария, в котором подростки сочиняют историю, по мотивам которой будет создан мультипликационный видеоролик, затем совместно с учителем создается сценарий самого мультфильма. Метод эссе способствует развитию таких нравственных качеств подростков как целеустремлённость, наблюдательность, мудрость, доброта, любовь и сопереживание (героям мультипликационных сюжетов);

- практический метод - это метод, в котором учащиеся учатся пользоваться программами для мультипликации (Toon Boom Harmony 21 Premium), монтажа и попробуют совместно с учителем сделать анимацию. Данный метод развивает у школьников дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, отзывчивость, уважение к другим;

- метод проекта - в ходе реализации проекта школьники делятся на группы и создают совместный короткометражный мультфильм, используя полученные раннее знания, при необходимости пользуясь уже сделанными на прошлых уроках заготовках персонажей и сценария. У учеников на этом этапе есть возможность обращаться за помощью и советом к учителю, но основную массу работ они должны выполнить самостоятельно в группах. На данном этапе можно проследить, как у подростков будут развиваться такие нравственные качества как коммуникабельность, инициативность, ответственность, отзывчивость, пунктуальность, терпеливость, поскольку им необходимо будет работать в группе;

- метод рефлексии. На данном этапе обучающиеся просматривают короткометражные анимационные ролики своих одноклассников и собственные ролики, затем проводится рефлексия для самоанализа и самооценки школьников, необходимая для их дальнейшего личностного и образовательного роста. Метод рефлексии развивает самокритичность, трудолюбие, ответственность, честность, совесть, самостоятельность.

Несмотря на то, что создание мультфильмов трудоемкий и кропотливый процесс, он помогает подросткам развиться не только нравственно, но и умственно, открыть для себя новые знания, углубиться в какие-либо науки, воплотить свои интересы хотя бы частично в собственных мультфильмах.

Выводы. Проанализировав литературу и рассмотрев определения понятий «нравственные качества», «анимация» и «мультипликация», мы уточнили рабочее определение «нравственные качества подростков в процессе создания мультфильмов». Выявленные и описанные нами алгоритм создания мультфильмов и методы развития нравственных качеств подростков в процессе создания мультфильмов достаточно эффективны, так как способствуют развитию всех обозначенных в уточненном определении качеств.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме исследования, суть которой заключается в поиске и теоретическом обосновании наиболее эффективных методов развития нравственных качеств подростков в процессе создания мультфильмов. На теоретическом уровне были рассмотрены понятия «нравственные качества» и «мультипликация», а также обоснованы методы развития нравственных качеств на уроках изобразительного искусства. С практической точки зрения выведен общий алгоритм создания мультфильма, приведены примеры заданий, которые основываются на наиболее эффективных методах развития нравственных качеств подростков в процессе создания мультфильма.

Ключевые слова: нравственность, нравственные качества, мультфильм, мультипликация, подростки, развитие, изобразительное искусство.

Annotation. The article is devoted to an urgent research problem, the essence of which is to find and theoretically substantiate the most effective methods of developing moral qualities of adolescents in the process of creating cartoons. At the theoretical level, the concepts of "moral qualities" and "animation" were considered, as well as the methods of developing moral qualities in the lessons of fine arts were substantiated. From a practical point view, a general algorithm for creating a cartoon is derived, examples of tasks are given that are based on the most effective methods of developing the moral qualities of adolescents in the process of creating a cartoon.

Key words: morality, moral qualities, cartoon, animation, teenagers, development, fine art.

Литература:

1. Бахтин, M.M. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - Санкт-Петербург: "Азбука", 2000. - 336 с.

2. Ефремова, Т.Ф. Словари и энциклопедии / Т.Ф. Ефремова// Gufo.me: [сайт]. -URL: https://gufo.me/search7term

3. Кузнецова, Е.М. О специфике мультипликации / Е.М. Кузнецова // Научные ведомости. - 2013. -№23 (166).-С. 296.

4. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / B.C. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов // Slovariki: [сайт]. - URL: https://slovariki.org/search?did=tolkovyj-clovar-ozegova&word=HpaBCTBeHHOCTb (дата обращения: 05.06.2023)

6. Ушинский, К.Д. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности ведущими представителями отечественной педагогики второй половины XIX века / К.Д. Ушинский // Superinf.ru: [сайт]. - URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3129 (дата обращения: 05.06.2023)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) / [Электронный ресурс] // ГРАНТ.РУ: [сайт]. -URL:https://base.garant.ru/55170507/53fB9421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (дата обращения: 05.06.2023)

8. Формы, методы, средства нравственного воспитания. / [Электронный ресурс] // Справочник Автор24: [сайт]. -URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/formy_metody_sredstva_nravstvennogo_vospitaniya/ (дата обращения: 05.06.2023)

9. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / В.Т. Чепиков. - М.: Гродно, 2001. - 189 с.

УДК 372

ОПЫТ УЧИТЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ В ОПОРЕ НА ЯЗЫКОВУЮ ДОГАДКУ

студент Безродных Наталья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам Сунгурова Ольга Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственныйуниверситет» (г. Киров)

Постановка проблемы. Языковая догадка является одним из важнейших компонентов понимания иноязычного текста, она способствует более быстрому пониманию содержания изложенного, развитию когнитивных способностей, повышению познавательного интереса и мотивации, что особенно актуально для изучения второго иностранного языка, следующего за английским. В широком смысле языковая догадка понимается как навык самостоятельной семантизации, как способность раскрыть значение незнакомого слова (словосочетания) через контекст, опираясь на знания в области словообразования, на владение интернациональными словами, на умение понять новые значения знакомых многозначных слов [2]. Например, обращение к языковой догадке при изучении французского языка в опоре на знакомые английские лексические единицы вполне обосновано в силу исторического контекста и наличия большого количества случаев межъязыковых обменов (заимствований). Тем не менее, некоторые учителя предпочитают более экономный по времени и менее энергозатратный способ семантизации слов - переводной. В книгах для учителя к учебно-методическим комплексам (далее УМК) не предусмотрено достаточное количество заданий, направленных на развитие языковой догадки с целью ее применения в процессе обучения иноязычному чтению. Важно подчеркнуть, что языковая догадка входит в кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) по иностранному языку, в том числе французскому: в пункте 2.6 «Компенсаторные умения» одним из требований является использование «языковой и контекстуальной догадки при чтении и аудировании» [1, С. 8]. Возникает вопрос: каков опыт учителей-практиков в области применения языковой догадки? Каково место ее внедрения в учебный процесс по иностранному языку, специфика применения, эффективность и обучающий потенциал?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.