Научная статья на тему 'МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / АНИМАЦИЯ / РАСКАДРОВКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булавкина Елена Борисовна, Юренкова Елена Алексеевна

В статье рассматривается инновационная образовательная технология « Мультипликация» как средство развития речи на уроках литературного чтения в начальной школе. Подробно описан процесс создания мультфильма и технология организации данного вида образовательной деятельности на уроке. Приведен пример урока литературного чтения во 2 классе. Создание мультипликационных фильмов относится к аудиовизуальным технологиям, которые рассчитаны на зрительное, слуховое или зрительно-слуховое восприятие содержащейся информации. Данная технология значительно ускоряет развитие речевых и коммуникативных навыков детей, ведь речь мультипликационных героев должна быть понятной для зрителей. Школьники перерабатывают информацию из литературного произведения, создают на его основе сценарий, описывая сцены, образы героев, их действия, диалоги. При озвучивании главных героев учащиеся стараются говорить правильно, следят за произношением, что ускоряет процесс автоматизации и систематизации поставленных звуков. Технология создания мультипликации позволяет легко и доступно объяснять сложный учебный материал, оказывать всестороннее развитие, развивать личностные качества учащихся, занимательно представлять информацию, выводить изученный материал в речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавкина Елена Борисовна, Юренкова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATION AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with the innovative educational technology "Animation" as a means of developing speech in the lessons of literary reading in elementary school. The process of creating a cartoon and the technology for organizing this type of educational activity in a lesson are described in detail. An example of a literary reading lesson in grade 2 is given. The creation of animated films refers to audiovisual technologies that are designed for visual, auditory or visual-auditory perception of the information contained. This technology significantly accelerates the development of children's speech and communication skills, because the speech of cartoon characters should be understandable to the audience. Schoolchildren process information from a literary work, create a script based on it, describing scenes, images of characters, their actions, dialogues. When voicing the main characters, students try to speak correctly, monitor pronunciation, which speeds up the process of automation and systematization of the set sounds. The technology of creating animation makes it easy and accessible to explain complex educational material, to provide comprehensive development, to develop the personal qualities of students, to present information in an entertaining way, to bring the studied material into speech.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Булавкина Елена Борисовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студентка Юренкова Елена Алексеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается инновационная образовательная технология « Мультипликация» как средство развития речи на уроках литературного чтения в начальной школе. Подробно описан процесс создания мультфильма и технология организации данного вида образовательной деятельности на уроке. Приведен пример урока литературного чтения во 2 классе. Создание мультипликационных фильмов относится к аудиовизуальным технологиям, которые рассчитаны на зрительное, слуховое или зрительно-слуховое восприятие содержащейся информации. Данная технология значительно ускоряет развитие речевых и коммуникативных навыков детей, ведь речь мультипликационных героев должна быть понятной для зрителей. Школьники перерабатывают информацию из литературного произведения, создают на его основе сценарий, описывая сцены, образы героев, их действия, диалоги. При озвучивании главных героев учащиеся стараются говорить правильно, следят за произношением, что ускоряет процесс автоматизации и систематизации поставленных звуков. Технология создания мультипликации позволяет легко и доступно объяснять сложный учебный материал, оказывать всестороннее развитие, развивать личностные качества учащихся, занимательно представлять информацию, выводить изученный материал в речь.

Ключевые слова: мультипликация, анимация, раскадровка, мультимедийные технологии, литературное образование, метод обучения.

Annotation. The article deals with the innovative educational technology "Animation" as a means of developing speech in the lessons of literary reading in elementary school. The process of creating a cartoon and the technology for organizing this type of educational activity in a lesson are described in detail. An example of a literary reading lesson in grade 2 is given. The creation of animated films refers to audiovisual technologies that are designed for visual, auditory or visual-auditory perception of the information contained. This technology significantly accelerates the development of children's speech and communication skills, because the speech of cartoon characters should be understandable to the audience. Schoolchildren process information from a literary work, create a script based on it, describing scenes, images of characters, their actions, dialogues. When voicing the main characters, students try to speak correctly, monitor pronunciation, which speeds up the process of automation and systematization of the set sounds. The technology of creating animation makes it easy and accessible to explain complex educational material, to provide comprehensive development, to develop the personal qualities of students, to present information in an entertaining way, to bring the studied material into speech.

Key words: animation, animation, storyboarding, multimedia technologies, literary education, teaching method.

Введение. Грамотная речь - одно из важнейших условий всестороннего развития личности ребенка. Богатая и правильная речь ребенка позволяет ему легко высказывать свои мысли, познавать окружающую действительность, содержательно и полноценно общаться со взрослыми и сверстниками.

Сейчас компьютерные технологии предоставляют возможность работать над развитием речи с помощью мультипликации. Не подвергается сомнению, что искусство создания мультфильмов оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, его мироощущение и взаимоотношения с другими людьми. При этом с каждым годом на экранах появляется большое количество различных мультипликационных фильмов. В такой ситуации трудно проследить, какое воздействие на ребенка оказывает тот или иной мультфильм. Именно поэтому вопрос о роли влияния мультфильмов на ребенка и создание собственных совместных мультипликационных продуктов актуален в педагогической среде: в программу современного школьного образования уже предлагалось включить дисциплины «Медиаобразование», «Медиакультура» или «Медиапсихология», в рамках которых ребенка будут обучать правильному использованию и обработке той информации, которую несут мультипликационные фильмы [7]. Вот уже несколько десятилетий педагоги изучают и ищут новые способы повышения эффективности процесса передачи знаний от человека к человеку. И по мере развития сферы образования исследователи обнаружили, что люди лучше усваивают информацию с помощью мультимедийного обучения, особенно когда оно включено в традиционные методы и приемы педагогики. Оказывая влияние на разные виды мышления и являясь мощным средством формирования личности ребенка, мультипликация, с одной стороны, способствует личностному, морально-этическому, эстетическому развитию, но, с другой стороны, к примеру, негативный и агрессивный контент оказывает отрицательное влияние на формирование ценностных ориентиров детей. При этом анимационное искусство в силу специфичности и универсальности своего языка обладает уникальными возможностями воспитательного и развивающего воздействия в процессе обучения, с его помощью особенно важно на уроках литературного чтения обсуждать темы о Добром и Вечном, это необходимо для воспитания и обучения детей любого возраста. Сегодня мультипликация обладает мощной притягательной силой.

Изложение основного материала статьи. Мультипликация (лат. multiplicatio - умножение, размножение) - это комплекс технических приемов для создания эффекта движущихся объектов. Основой мультипликации являются статические рисунки или кадры в четкой последовательности. Один кадр сменяет другой и рисунок будто «оживает» [10].

Спустя десять лет после появления первого кинофильма, в 1905 году, американцы У. Маккей и С. Блектон попробовали снять на кинопленку несколько похожих рисунков, отличающихся расположением некоторыми деталей, то есть создали прототип мультипликационного кино. Рисунки ожили. Для "оживления" нужно использовать множество рисунков, где один объект будет изображаться немного по-другому. Позднее появились предметная (куклы, предметы) и перекладная (плоские вырезки, марионетки) анимация.

Мультипликация в образовательном процессе - это и современный вид проектной деятельности, направленный на всестороннее развитие школьников. Мультфильм сам по себе - наиболее эффективный метод обучения, так как сочетает в себе слово (текст) и картинку. Таким образом, можно сказать, что данный приём обучения активизирует два органа восприятия: зрение и слух одновременно. А значит является одним из эффективных наглядных материалов. Мультфильмы могут объяснить школьнику многие процессы, познакомить с окружающим их миром, удовлетворить эмоциональные потребности.

Мультипликационные фильмы строятся на сказочном (волшебном) сюжете. Произведения мультипликации достаточно красочны, насыщены яркими образами, музыкой, динамикой развития повествования той или иной истории. Сама специфика мультипликации, ее безграничные творческие возможности позволяет расширить кругозор младшего

школьника, активизировать познавательную мотивацию. При просмотре мультфильмов дети приобретают некий жизненный опыт, узнают о способах взаимодействия с окружающими их людьми. Формируются также и эталоны хорошего и плохого поведения. Школьники иногда плохо отличают правду от вымысла, поэтому воспринимаются все установки, первичные представления о добре и зле заложенные в мультфильме.

Многие дети любят воплощать в сюжетно-ролевой игре какой-либо мультфильм, примерять на себя наиболее полюбившиеся роли, воплощать сюжет в жизнь, что не только развивает память (дословное воспроизведение развития повествования, реплик героев), но и позволяет совершенствоваться коммуникативным навыкам.

Мультипликация как метод обучения сам по себе интересен детям. Ведь теперь можно не только воплотить полюбившееся произведение, но и создать, наглядно сохранить его или своё видение чего-либо.

Мультипликация в себя включает разнообразные виды искусств: изобразительное (создание героев, декораций, сюжетов: лепка, живопись, декоративно-прикладное творчество), музыкальное (подбор звуков, озвучивание персонажей, фоновая музыка), литературное (то, на основе чего создается мультфильм). Создание собственного мультфильма - это увлекательная работа, позволяющая учителю решать задачи в соответствии с ФГОС НОО.

Сформированная идея мультипликатора выражается не только в звуковой и изобразительной форме, но и на уровне текста (сценария мультфильма). Как уже было отмечено, мультипликационное творчество возникло в особом синтезе с литературным началом, поэтому в его основе лежит текст. Так, проблема выбора художественных приемов и выразительных средств мультипликатором и писателем или поэтом решается исходя из их фантазии. Фантастический, вымышленный мир, опирающийся на реальность, исходя из нее, заключает в себе художественную природу произведения. Художественность анимации, обусловлена использованием таких приемов, как гиперболизация, символ, аллегория, метафора, гротеск и тому подобное. Особенность их функционирования заключается в том, что в мультипликации они представлены как в изображении мира и героев, так и в сценарном тексте, в отличии от литературы, где они использованы только непосредственно в самом тексте произведения.

Мультипликационный фильм, снятый школьниками по литературному произведению, имеет большой педагогический потенциал и может быть широко применен как на уроке литературы, успешно включен в урок чтения, так и на уроках русского языка, технологии и ИЗО в младших классах.

Не является секретом, что речь современного школьника не соответствует потребностям устного и письменного общения. Педагоги сталкиваются с шаблонностью речевых конструкций, бедностью словарного запаса. На это большей частью влияет современный ритм жизни. Посвятив большую часть свободного времени на увлекательную, сосредоточенную работу в компьютере (просмотр роликов на YouTube, увлечение компьютерными играми), учащиеся становятся невнимательными и рассеянными на уроке или же могут быть сосредоточенными на непродолжительное время.

Так как сейчас главной задачей является не нагрузить ребенка как можно большим количеством предметных знаний, а научить его универсальным учебным действиям, с помощью которых он сможет развиваться и самосовершенствоваться в нашем быстро развивающемся обществе, проблема наличия связной речи младших школьников стоит достаточно остро [11].

До непосредственной съемки мультфильма, при подготовке, перед детьми стоят вопросы, которые побуждают их анализировать сложные ситуации, думать над проектом в целом, делать выводы. Таким образом происходит совершенствование умственного развития, которое тесно связано с развитием связной речи.

На этапе продумывания сюжета дети сами проговаривают, обсуждают основную линию повествования, главных и второстепенных героев, отношения между ними. Далее описывают внешний вид героев, отдельных предметов, локаций. Затем продумывают характеры персонажей.

Самая трудно выполнимая вещь - это написание реплик героев. Здесь дети используют весь накопленный жизненный опыт, систематизируют его, и осуществляют подбор слов, фраз, речевых конструкций, подходящих для данной ситуации, характера персонажа.

Дети стараются логично выстроить речь героев, чтобы звуковая часть мультфильма стала понятна любому будущему зрителю. Тем самым, незаметно для самих себя, работают над связностью своей собственной речи, через проецирование диалога (монолога) персонажей.

При озвучивании реплик героев пополняется активный словарь детей, развивается фонематическая сторона речи. Героев обычно в мультфильме несколько (два и более действующих персонажа, персонаж и закадровые слова автора и т.д.), что улучшает диалогическую речь. Так перед школьником становится необходимость понятно, четко и ясно изъясняться.

Вопрос об использовании технологии создания авторской мультипликации по прочитанному произведению на уроках литературы средней школы поднимала Карабицкая Ю.П. Описывая опыт создания учащимися собственных анимационных фильмов на материале басни Крылова И.А. «Волк и Ягнёнок», она представляет методические приемы, использующиеся при организации подобной деятельности, указывает средства и ресурсы, необходимые при работе над мультипликационным продуктом [3, 4]. Исследователь подробно описывает алгоритм создания мультфильмов:

- знакомство с основными понятиями кинематографического искусства;

- составление сценария: определение главной идеи мультфильма, составление композиционной схемы, плана записи кадров;

- продумывание деталей внешности героев и мира (можно применить приём устного словесного рисования);

- выбор техники создания мультфильма и поиск ресурсов, программ и так далее (при обсуждении можно использовать приём ассоциативной беседы);

- создание видеоряда;

- презентация результатов и рефлексия (можно предложить учащимсязаполнитьбланкоценок) [3].

Технологию создания мультфильма учащимися (младшими школьниками) рассматривала Гончарова М.В. [2]. Раскрывая каждый шаг создания мультипликационного фильма, она предлагает систему вопросов для беседы с учащимися (как поставить цель, как выбрать и разработать сюжет, как раскрыть замысел и так далее), методические и практические рекомендации. Исследователь выделяет следующие этапы создания мультфильма:

1. подготовительный (обсуждение любимых учащимися мультфильмов, определение понятия анимационного фильма, знакомство с профессиями, связанных с созданием мультфильмов, и техниками его создания);

2. создание сценария (выбор сюжета, определения замысла, раскадровка);

3. распределение ролей между учащимися, изготовление персонажей и декораций;

4. съёмка, озвучка и монтаж ролика [2].

Все исследователи, занимающиеся мультипликацией как методом обучения, подчеркивают воспитательную и образовательную значимость анимации. Одни в своих работах предлагают сопоставительный анализ литературных произведений и их мультипликационных интерпретаций, другие описывают технологию создания мультфильмов во

внеурочной деятельности, и лишь единицы представляют непосредственно методику работы с мультипликационным фильмом на уроке литературы.

Создание мультфильма нужно чётко планировать: во-первых, написать сценарий, сделать раскадровку сюжета, создать декорации, фон, героев, во-вторых, снять покадрово сюжет, в соответствии с раскадровкой, в-третьих, озвучить фильм, и самое сложное, это монтаж ( часть, которую чаще всего выполняет учитель).

Интеграция мультипликации и образовательного процесса на уроках литературного чтения оказывает положительное влияние как на развитие речи ребенка, так и на усвоение учебного материала.

Многие произведения из школьной программы имеют мультипликационные интерпретации, поэтому актуально методическое обоснование их места на уроках литературы. Мультипликация является учебным инструментом, который развивает у учащихся интерес к художественному произведению и непосредственно к самому предмету; мультфильм способен активизировать тех учащихся, кто обычно пассивен на уроке, чтобы привлечь внимание к изучаемому материалу.

Будучи интерпретацией, мультфильм расширяет представление учеников о возможностях истолкования литературного произведения, стимулируя литературное творчество читателей-школьников. Что непосредственным образом влияет на развитие грамматически правильного способа построения отдельных высказываний, не больших текстов.

Интеграция в урок мультипликационных фильмов может происходить с разной целью на разных этапах урока:

• литературное произведение изучено, и требуется проверка его понимания, толкования (посткоммуникативный этап школьного анализа);

• материал находится в процессе освоения, то есть непосредственно во время анализа произведения.

Можно познакомить детей с мультипликацией непосредственно на самом уроке литературного чтения. Но следует учитывать, что времени на создание самого мультфильма останется мало. Поэтому лучше заранее подготовится к предметной или перекладной анимации ( создать куклы, предметы мебели, плоские вырезки героев).

Например: на внеурочной деятельности детей можно познакомить с мультипликацией и созданием мультипликационных фильмов.

Вот способ, который пользуется популярностью во всех учебных организациях. Учащиеся создают фон, на котором будет разворачиваться сюжет (их может быть несколько). Затем приступают к моделированию героев, выполненных из пластилина, бумаги и т.д. Создается ряд фотографий, которые быстро сменяют друг друга, сливаясь в одно движение.

В большинстве случаев, для создания мультипликации нам необходимо организовать групповую работу, где происходит распределение ролей между учащимися. Необходимо четко продумать как будет устроена групповая работа.

Так, можно разделить класс на "декораторов", "художников", "мультипликаторов" [12]. Например, для создания пластилиновой мультипликации на основе русской народной сказки "Лиса и журавль", можно разделить класс следующим образом: делимся на 4 группы, чтобы изготовить из пластилина героев, сделать фон, мебель.

На данном уроке дети знакомятся с мультипликацией и проводят подготовительную работу перед съемкой и озвучиванием. Которые можно провести на следующем уроке литературного чтения. Чтобы все дети смогли поучаствовать в данном процессе, школьников можно разделить на группы. Каждая группа будет снимать одну определенную сцену. Таким образом, ребята совместными усилиями создадут мебельную обстановку в кадре и будут передвигать, контролировать подвижность и перемещение героев, согласно сценарию.

Если же, согласно учебному плану, это был последний урок на изучение данного произведения, то рекомендуется провести съемку в тот же день, на внеурочной деятельности.

Процесс создание школьниками авторского анимационного продукта на материале литературного произведения - это своеобразный инструмент для активизации читательской интерпретации произведений.

Технология создания мультипликации, используемая для формирования речевых умений и навыков на уроках литературного чтения, дает возможность изучить практику жизни средствами русского языка.

Создание мультфильмов на уроках литературного чтения является очень перспективным направлением в обучении, потому что мы живем в активно развивающемся обществе, которое не стоит на месте. Необходимо создавать такие условия, которые бы оказывали благоприятное влияние на повышение интереса к учебной деятельности. Это возможно реализовать благодаря использованию различных средств визуализации. Технология создания мультипликации позволяет значительно упростить и в то же время сделать намного эффективнее процесс обучения.

Восприятие учебного материала с помощью данной технологии позволяет учащимся получить более глубокие впечатления и дает возможность педагогу способность удерживать внимание учащихся на более длительный период времени.

Выводы. Создание мультипликационных фильмов относится к аудиовизуальным технологиям, которые рассчитаны на зрительное, слуховое или зрительно-слуховое восприятие содержащейся информации. Данная технология значительно ускоряет развитие речевых и коммуникативных навыков детей, ведь речь мультипликационных героев должна быть понятной для зрителей. Школьники перерабатывают информацию из литературного произведения, создают на его основе сценарий, описывая сцены, образы героев, их действия, диалоги. При озвучивании главных героев учащиеся стараются говорить правильно, следят за произношением, что ускоряет процесс автоматизации и систематизации поставленных звуков.

Технология создания мультипликации позволяет легко и доступно объяснять сложный учебный материал, оказывать всестороннее развитие, развивать личностные качества учащихся, занимательно представлять информацию, выводить изученный материал в речь.

Литература:

1. Асенин, С.В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации социалистических стран / С.В. Асенин. - Москва: Искусство, 1986. - С. 60

2. Гончарова, М.В. Творческая социализация детей на внеклассных занятиях в процессе коллективного создания мультфильмов / М.В. Гончарова // Педагогический поиск. - 2020. - № 4.

3. Карабицкая, Ю.П. Создание мультфильма как форма проектной деятельности на уроках литературы в 5-6 классах / Ю.П. Карабицкая, Л.Н. Савина // Магистр - науке и образованию: актуальные проблемы современного литературного образования. - 2019. - № 23.

4. Карабицкая, Ю.П. Технология создания анимационного фильма на уроках литературы в 5-6 классах / Ю.П. Карабицкая // Магистр - науке и образованию: актуальные проблемы современного литературного образования. -2018. - № 34.

5. Катханова, Ю.Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности / Ю. Ф. Катханова. -Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - 223 с.

6. Колокольцев, Е.Н. Составление киносценария как прием школьного анализа литературного произведения / Е.Н. Колокольцев // Литература в школе. - 2010. - № 4.

7. Кривуля, Н.Г. «Музыка революции» в анимации: особенности экранизации поэмы Александра Блока / Н.Г. Кривуля // Международный журнал исследований культуры. - 2018. - № 2 (31).

8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред. А.Н. Николюкина. - Москва: МПК «Интервак», 2001. - С. 1596

9. Основные понятия, виды анимации // Анимация URL: https://www.sites.google.com/site/animaciaschool/osno (дата обращения: 10.10.2021).

10. Отличия мультипликации от анимации // ВидеоЗаяц URL: https://videozayac.ru/blog/multiplikaciya-vs-animaciya-v-chem-raznica/(дата обращения: 10.01.2022).

11. Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы" // Инфоурок URL: https://infourok.ru/statya-razvitie-svyaznoy-rechi-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-2778147.html (дата обращения: 10.01.2022).

12. Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: "Как создать мультфильм?" // Образовательная социальная сеть URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/07/17/urok-literatumogo-chteniya-1-klass-tema-kak-sozdat-multfilm (дата обращения: 10.12 .2021).

Педагогика

УДК 372.851

магистрант, учитель высшей квалификационной категории Быкова Алина Алексеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №28» (г. Новокузнецк);

кандидат физико-математических наук, доцент Фомина Анжелла Владимировна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Статья посвящена проектированию и реализации элективного курса c применением статистической обработки результатов проведенного педагогического эксперимента. Посредством критерия Фишера выявлен уровень эффективности разработанного курса «Задачи оптимизации и методы их решения» в условиях профильной дифференциации обучения математике.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, элективный курс, профильная дифференциация, статистическая обработка, задачи оптимизации, критерий Фишера.

An^tatton. The article is devoted to the design and implementation of an elective course using statistical processing of the results of the conducted pedagogical experiment. Using the Fisher criterion, the level of effectiveness of the developed course "Optimization problems and methods for their solution" was revealed in the conditions of profile differentiation of teaching mathematics.

Key words: pedagogical experiment, elective course, profile differentiation, statistical processing, optimization problems, Fisher criterion.

Введение. Актуальность исследования заключается в рациональном выборе эффективной формы организация деятельности обучающихся на элективных курсах, учитывая, что организация этих курсов и их содержание средств в обучении до сих пор остаются на усмотрение учителя. Определяется проблема исследования: как эффективно спроектировать элективный курс по математике в условиях профильной дифференциации обучения. Цель нашей работы заключалась в проектировании элективного курса по математике в условиях профильной дифференциации обучения с учетом анализа и изучения научной и методической литературы. Предложенный в работе элективный курс послужит возможностью углубления и расширения знаний, раскрытия их творческого потенциала, а также будет являться на начальном этапе подготовкой для получения дальнейшего образования в условиях профильной дифференциации обучения [4, 7, 8].

Для того чтобы удовлетворить государственные запросы, запросы социума, перед образованием была поставлена задача в подготовке обучающихся последних лет по предоставлению спектра трудовой деятельности и предоставлении условий для овладения знаниями в углубленной форме по интересующей их деятельности на базе образовательной организации. Для решения этих задач на уровне школьного образования были привлечены такие приемы, как предпрофильная подготовка и, непосредственно, профильное обучение, которые сопровождаются ведением элективных курсов.

Так или иначе, профильное обучение, если обратиться к федеральному общеобразовательному стандарту (ФГОС), должно реализовываться с учетом развития и становления личности обучающегося, при полном раскрытии его возможностей и внутреннего потенциала. Именно поэтому в современной школе широко внедряется индивидуально-личностный подход в обучении [2, 3]. Но конечной целью реализации профильного обучения остается подготовка выпускников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ), при этом иногда упуская из виду другие цели профильного обучения. В связи с указанными причинами, суть профильного обучения искажается самими же участниками образовательного процесса. Все это вызвано тем, что определенных отработанных систем и четких методик к организации деятельности для обучающихся профильных классов на элективных курсах нет, кроме как пояснительных записок и рекомендаций [6].

Изложение основного материала статьи. Математику можно считать практически единственным учебным предметом, где задачи являются и целью, и средством обучения, реже и предметом обучения. Ограничение во времени для учителя при проведении уроков, нацеленность педагога и школьников на реализацию основных целей, к сожалению, не допускает формирование более глубоких математических навыков в решении примитивных задач, развитию умений в решении творческих задач, а также нестандартных задач, задач повышенной сложности, решение которых требует знания областей математики, которые не изучаются в школьном курсе.

Программа данного элективного курса предназначена для обучающихся 11 классов, рассчитана на 28 часов (по 2 часа в неделю, на первое полугодие).

Цель курса - создание условий для формирования и развития у школьников самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к ЕГЭ и обучению в высших учебных заведениях.

Задачи курса:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.