Научные междисциплинарные исследования
УДК 373.2
Баймухаметова Ирина Габделнуровна Baymukhametova Irina Gabdelnyrovna
Студент Student
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ANIMATION AS A MEANS OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Аннотация: В статье рассматриваются возможности мультипликационной деятельности во всестороннем развитии и воспитании детей. Проведен анализ научной литературы на теоретическом и научно-методическом уровне. Раскрыто понятие «мультипликация» и обосновано значение мультипликации в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Описаны основные виды и этапы создания мультипликации.
Abstract: The article discusses the possibilities of animation activities in the comprehensive development and upbringing of children. The analysis of scientific literature at the theoretical and scientific-methodological level is carried out. The concept of "animation" is revealed and the significance of animation in the artistic and aesthetic development of preschool children is justified. The main types and stages of animation creation are described.
Ключевые слова: Мультипликация, анимация, художественно-эстетическое развитие, режиссёр, рисованная мультипликация, кукольная мультипликация, пластилиновая анимация.
Key word: Animation, artistic and aesthetic development, Director, hand-drawn animation, puppet animation, plasticine animation.
На сегодняшний день гуманистически ориентированное образование представляет ребёнка как главного субъекта образовательного процесса и делает акцент на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) выделение проблемы становления художественно -
VI Международная научно-практическая конференция эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности
дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества:
одним из принципов государственной политики в области образования является
приоритет свободного развития личности, создание условий для ее
самоопределения, самореализации [11].
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования ФГОС ДО (2013), художественно-эстетическое развитие подразумевает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [10, с. 7-8].
Таким образом, с выделенными задачами под художественно-эстетическим развитием понимается вовлечение дошкольника в самостоятельную творческую деятельность, становление эстетического отношения и понимание произведений искусства.
Отечественные педагоги и психологи трактуют художественно-эстетическое развитие как самоценность ребёнка и его личностное качество (Л.СВыготский, Б.М.Теплов), как деятельность, непосредственную и существенную для развития способностей каждого дошкольника (ЛА.Венгер, H.A.Ветлугина, A.B.Запорожец, B.C.Мухина, H.H.Поддьяков, Б.М.Теплов и др.)
В теоретической и практической деятельности дошкольного образования собран значительный опыт художественно-эстетического развития детей в разных видах искусства, в том числе: в изобразительном (А.В.Бакушинский, Т.С.Комарова, Ж.В.Мацкевич, С.В.Погодина, Н.П.Сакулина и др.), в художественно-речевом (Н.С.Карпинская, ЛА.Пеньевская, О.С.Ушакова,
Научные междисциплинарные исследования В.И.Яшина и др.), в музыкальном (Н.А.Ветлугина, М.Б.Зацепина, Н.А.Метлов,
О.П.Радынова и др.)
На современном этапе художественно-эстетическое развитие характеризуется стремлением исследователей к поиску эффективных способов развития творческого потенциала ребенка в условиях интеграции разных видов искусства: театральном (Н.Э.Басина, О.А.Суслова), музыкальном (Г.П.Новикова, В.Н.Шацкая), изобразительном (Т.Н.Доронова, Р.М.Чумичева). Вопреки значительному вкладу исследователей в изучение рассматриваемой проблемы детей дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно изученными.
Одним из способов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста можно выделить мультипликационную деятельность.
Д.Н. Бабиченко считал, что мультипликация - это вид киноискусства, произведения которого создаются способом покадровой съёмки порядковых фаз перемещения изображенных (графическая или рисованная анимация) или объёмных (кукольная анимация) объектов [2].
По мнению Т.Ф. Ефремовой мультипликация представляет собой киносъемку последовательных фаз движения рисованных или объемных фигур, в результате которой при показе на экране у зрителя создается иллюзия их движения [6].
С.В. Асенин рассматривал мультипликацию как синтетическое искусство, в основе которого последовательный ряд специально созданных и оживших на экране рисованных, живописных или объемно-кукольных образов, зафиксированных на пленке методом покадровой съемки [1].
Таким образом, можно сказать, что мультипликация представляет собой творческий вид кинематографа, позволяющий оживлять рисунки и предметы.
Мультипликационная деятельность как современная технология деятельностного подхода позволяет обеспечить развитие мотивации и способностей. Дети дошкольного возраста могут попробовать свои силы в различных направлениях, так как создание мультфильма включает в себя
VI Международная научно-практическая конференция разнообразные виды детской деятельности. В результате чего у дошкольников формируются и развиваются важные личностные качества [7].
Художественно-эстетическое развитие можно реализовать различными видами мультипликации. Рассмотрим три основных вида традиционной мультипликации, которые выделяет Д.В. Велинский и которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста: объёмная, плоскостная и рельефная [3].
Методом объёмной мультипликации выступает кукольная анимация, при создании которой применяется макет-сцена и куклы-актеры. Сцена фиксируется покадрово с внесением минимальных изменений. При воспроизведении полученных последовательных кадров возникает иллюзия движения объектов.
Плоскостная мультипликация - покадровая съемка рисунков, лежащих на горизонтальной плоскости. Плоскостную, в свою очередь, можно поделить на рисованную и перекладку.
Рисованная мультипликация требует от детей дошкольного возраста владения умениями и навыками рисунка: ребенок должен уметь создавать декоративные, предметные и сюжетные композиции, использовать разные материалы в работе, правильно сочетать цветовые гаммы в создании изображений, владеть различными видами рисования [3].
Перекладка в своей технологии очень проста и может быть доступна в использовании дошкольниками. Для создания мультфильма необходимо для начала нарисовать и вырезать персонажа по деталям, затем соединить проволками-шарнирами. Основная работа происходит в следующих действиях: подвинули персонаж, убрали руки - сняли кадр. К этому всему добавляются различные звуки и реплики.
Рельефная мультипликация осуществляется покадровой съемкой объемных или полуобъемных предметов, находящихся на горизонтальной плоскости. К ней можно отнести песочную и пластилиновую анимации, отличающиеся своей красотой и пластичностью.
Научные междисциплинарные исследования
А. Войнова трактует песочную (сыпучую) анимацию, как технологию создания последовательных рисунков в мультипликационный сюжет просеянным песком на световом столе. Дети дошкольного возраста могут наглядно рассматривать, как изменяются объекты и пространство, легко изменять детали в созданной песочной анимации [4].
Пластилиновая анимация представляет собой вид мультипликации, создаваемый путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с перестройкой движений в интервалах между кадрами. Старшие дошкольники с помощью пластилина могут легко менять движения объектов, не используя дополнительных эффектов и пользоваться рабочими заготовками бесконечное число раз [7].
К экзотическим видам мультипликации относятся оригинальные способы создания мультфильмов:
- игольчатый - создается с помощью вертикальной плоскости, через которую пропущены иглы. Меняя положение игл, можно получить визуальные образы;
- теневой - создается способом съемки живых персонажей;
- процарапывание изображения на засвеченной кинопленке;
- покадровая съемка живых персонажей и другие [3].
В последние годы все популярней становится LEGO-анимация, техника создания объемной мультипликации с применением LEGO конструктора. Данная технология может стать помощником дошкольника в навыках конструирования, а также в развитии его фантазии, умении создавать безграничные миры и давать настоящую жизнь своим персонажам.
Д.В. Велинский подчеркивает: «...возможности мультипликации неисчерпаемы. Её выразительные средства, разнообразие видов и техник, их соединение стимулирует творческую активность авторов, раскрепощает их мышление, даёт полную возможность выразить и реализовать себя»[3, с.6].
Процесс создания мультипликационного фильма включает в себя несколько этапов:
VI Международная научно-практическая конференция
1. Создание сценария. На первом этапе разрабатывается общая концепция, идея мультфильма.
2. Создание персонажей мультфильма в предложенной детьми или педагогом технике. К разработке персонажей, обычно, приступают, когда уже известны основные задачи мультфильма и стилистика. По сценарию разрабатывается образ каждого из героев мультфильма.
3. Раскадровка - это отрисовка основных сцен мультфильма в статике.
4. Выбор ролей и распределение заданий. Выполнение упражнений -моделирование движений.
5. Покадровая съемка.
6. Озвучивание мультфильма. Озвучивание может быть разного уровня сложности и состоять из следующих составляющих: озвучивание персонажей и событий в мультфильме, наложение музыки, песни, сведение своего материала.
7. Монтаж мультфильма в компьютерной программе. Монтаж включает в себя не только обычную склейку кадров, но и обработку материалов: цветокоррекцию, наложение звука и т.д. [6].
Для более активного ознакомления детей дошкольного возраста с мультипликацией может быть разработана структурно-функциональная модель по художественно-эстетическому развитию. Основными задачами которой будут выступать: совершенствование технических и изобразительно-выразительных умений в мультипликационной деятельности; обогащение и углубление представлений дошкольников о мультипликации, как виде современного искусства; создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами необходимых при проектировании и создании мультфильмов; мотивирование к самостоятельному поиску выбору тем, содержания и способов создания мультипликации; поддерживание и инициирование стремления детей к созданию оригинальных мультфильмов с применением изобразительно -живописных и графических техник [8].
Научные междисциплинарные исследования
Таким образом, мультипликация, как творческий вид деятельности эффективен для художественно-эстетического развития дошкольников. Организация дополнительного образования и совместное создание мультфильмов окажет положительное влияние на дошкольников и внесет значительный вклад в воспитательную систему подрастающего поколения.
Библиографический список:
1. Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М., 1974. 285 с.
2. Бабиченко Д.Н. "Искусство мультипликации". М. "Искусство", 1964.
Баймухаметова И.Г.
3. Велинский, Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки / Д. В. Велинский. - Новосибирск: Поиск, 2011. - 6 с.
4. Войнова, А. Песочное рисование [Текст] / А.Войнова. - М., 2014.- 114 с.
5. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. 538 с.
6. Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребенок в детском саду, 2006. - №5. - 78 с.
7. Мультипликационная деятельность дошкольников: Материалы исследования участников инновационной деятельности. Ч.1 /под ред. Н. Ш. Сыртлановой. - Уфа: Изд-во ПРИНТ-ЛЕНД, 2018. - 64 с.
8. Мультипликация [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/4716
9. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.firo .ru/
VI Международная научно-практическая конференция 11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovami-rf-poslednyaya-redaktiya-2016
© И.Г. Баймухаметова, 2020
УДК 372.881.1
Гусева Елена Николаевна Guseva Elena Nicolaevna
Старший преподаватель Senior teacher, Нецветаева Виктория Олеговна Netsvetaeva Victoria Olegovna
Преподаватель Teacher
Академия ФСИН России Academy of the FPS of Russia
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ В ПРЕПОДВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
FEATURES OF THE USAGE OF COMMUNICATIVE LANGUAGE
TEACHING IN ENGLISH
Аннотация: в статье рассматривается «коммуникативный подход» как некое общее направления в преподавании иностранного языка включающее в себя разные методы, приемы и техники обучения и преимущества его применения для обучения студентов неязыковых вузов и приводится сравнение данного подхода с классическими методиками.
Abstract: the article deals with the "communicative approach" as a kind of general direction in teaching a foreign language, which includes different methods and teaching techniques and the advantages of its usage for teaching students of non-linguistic universities and compares this approach with classical methods.
Ключевые слова: коммуникативный подход, метод обучения иностранному языку, коммуникативная методика в преподавании иностранных языков, языковая среда.