Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ'

ДЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3498
851
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская мультипликация / анимация / перекладка / сыпучая анимация / объемная анимация / информационно-коммуникативные технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижуховская Татьяна Вячеславовна, Лешкунова Елена Юрьевна

Данная статья посвящена развитию детей дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультипликационных фильмов в условиях ДОУ. Предложенный материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений, а также педагогам дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хижуховская Татьяна Вячеславовна, Лешкунова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»



УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

ДЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Хижуховская Татьяна Вячеславовна, Лешкунова Елена Юрьевна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11, г. Армавир

E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена развитию детей дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультипликационных фильмов в условиях ДОУ. Предложенный материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений, а также педагогам дополнительного образования.

Ключевые слова: детская мультипликация, анимация, перекладка, сыпучая анимация, объемная анимация, информационно-коммуникативные технологии.

Дошкольный возраст - самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности. Проблема современности в том, что на фоне кажущегося благополучия информационного пространства, предоставляющего огромный объем познавательных, развивающих программ, передач, компьютерных игр, дети воспринимают предметы и явления окружающего мира как данность [5].

В некоторой степени инертность, пассивность мышления, снижение познавательной активности, отсутствие пытливости ума не толкает ребенка на более глубокое изучение свойств предмета или явления.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми.

В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

является развитие информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии используются при создании конечного продукта реализации образовательных проектов. Успешность реализации ФГОС дошкольного образования невозможна без обновления методик и педагогических технологий, совместного планирования и организации деятельности педагога и детей как равноправных партнеров. Роль педагога состоит в создании условий творческого взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей, специалистов). Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать у детей любознательность, познавательную и творческую активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности [4].

Большую роль в развитии ребенка-дошкольника играют мультфильмы.

Мультипликация, или анимация, - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями [2].

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста [1].

Детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, отвечающая требованиям современных образовательных стандартов. В процессе работы над мультфильмом ребёнок имеет возможность выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело.

Создание мультфильма - это многогранный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. в результате чего у дошкольников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:

- речевого развития детей (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);

- художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);

- социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта - мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);

- физическое развитие (развитие мелкой моторики рук).

В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Создание анимационного фильма предполагает наличие следующих этапов:

- определение общей идеи мультфильма;

- написание сценария мультфильма или знакомство с готовым художественным произведением;

- изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.

- покадровая съемка мультфильма.

- соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.

- озвучивание фильма.

- совместный просмотр.

- организация данной деятельности имеет следующие особенности:

Особенность организации рабочего пространства для создания

мультфильма предполагает специально оборудованное место, оснащенное необходимыми для детского творчества материалами. Из технических устройств обязательным условием является наличие фотоаппарата, компьютера с программой для создания мультфильмов, штатива и дополнительных источников света [6].

Постановка приоритетных целей и задач является основополагающим условием деятельности по созданию мультфильмов, определяющим направление

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

работы педагога и детей, выбор художественного произведения, технику исполнения. Педагогические цели данной деятельности могут быть направлены на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольников. После определения цели и задач мультипликационной деятельности с детьми встает проблема выбора художественного произведения, соответствующего по содержанию поставленной цели.

Произведение должно соответствовать следующим требованиям:

- простота четкость ритма (если оно имеет стихотворную форму);

- небольшой объем;

- простота и ясность знакомым детям образов;

- отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Создание мультфильма предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности (оговоренных в ФГОС ДО): восприятие художественной литературы, коммуникативной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования, продуктивной, изобразительной и конструкторской деятельности. Организация наблюдения и экспериментирования в процессе создания мультфильма заключается в побуждении дошкольников к активному предварительному исследованию и изучению изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи [8].

Организация продуктивной деятельности дошкольников в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов. Выбор материала предоставляется детям.

Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределении ролей между дошкольниками, необходимым условием является участие в постановке каждого ребенка, разучивании текста произведения, диалогов, монологов. Далее осуществляется звукозапись текста с использованием микрофона и компьютерной программы.

Организация съемки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. Педагог, используя штатив и неподвижные источники света, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов, дальнего и ближнего планов. Чем большее количество кадров отснято, тем плавнее и правдоподобнее будет мультфильм.

Монтаж мультфильма в компьютерной программе производит педагог: выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта группой дошкольников, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей [7].

Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:

Перекладка - создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вылепленных, вырезанных из бумаги и т.д.), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путем перемещения объектов по фону. Для создания мультфильма в данной технике предусмотрены краски (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, сангина, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей). Также используются пластилин, глина, природные материалы (шишки, семеа растений, гербарии, веточки, ракушки, камешки и т.д.).

Сыпучая анимация предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др.), движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.

Объемная анимация - изготовление объемных персонажей и декораций, их перемещение в трехмерном пространстве. Дает возможность использования в работе природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины. Является наиболее трудоемкой и сложной в исполнении техникой создания мультфильма.

Организованная деятельность по созданию мультфильмов дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности [3].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по созданию мультфильмов может выступать эффективным средством комплексного развития детей дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Литература:

1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии.//Искусство в школе. - 2009. - № 6. - С. 13-16.

2. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. - М.: Издательство Робинс, 2012. - 66 с.

*

9

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 5. - С. 54 - 59.

4. Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - 2013 г. - № 8. - С. 20 - 23.

5. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. - М.: Просвещение, 2007. - 175с.

6. Милборн А. Я рисую мультфильм. - М.: РОСМЭН, 2006 -. 64с.

7. Тимофеева Л.Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель, 2009. - № 10. - С. 25-28.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.; 2013. - 29с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.