DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_4_304 УДК 336.22
Гамзатова Сабина Асамудиновна,
магистрант второго года обучения по направлению «Финансы и кредит», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: sabina.gamzatova. [email protected]
Ниналалова Фатима Ибрагимовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестан ский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Статья посвящена исследованию динамики и структуры налоговых доходов бюджета Республики Дагестан. Проанализированы налоговые поступления за 2018-2020 гг. в консолидированный бюджет республики, который включает в себя республиканский и местные бюджеты. Аналитические данные представлены на основании официальных данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджет; налоговые доходы; НДС; НДФЛ; консолидированный бюджет; безвозмездные поступления; налоговый федерализм.
UDC 336.22
Gamzatova Sabina Asamudinovna,
Master student of the second year of study in the direction of "Finance and Credit", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: sabina.gamzatova. [email protected]
Ninalalova Fatima Ibragimovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF FORMATION OF TAX REVENUES OF THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
The article is devoted to the study of the dynamics and structure of tax revenues of the budget of the Republic of Dagestan. Tax revenues for 2018-2020 are analyzed. to the consolidated budget of the republic, which includes the republican and local budgets. Analytical data are presented on the basis of official data of the Federal Tax Service of the Russian Federation.
Keywords: budget; tax revenues; VAT; personal income tax; consolidated budget; gratuitous receipts; tax federalism.
Бюджет выступает ключевым звеном экономической системы любой страны, а налоги выступают одним из источников формирования доходов бюджетов всех уровней. В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений [1-4].
Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства. Возникновение налогов связано с разделением общества на определенные слои и, в частности, с возникновением государства. Появление налогов предопределило
своего рода необходимость разработки теоретических основ налогообложения. Налог представляет собой обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с плательщиков налогов (физических и юридических лиц) в форме отчуждения имущества и средств, принадлежащих им на праве собственности, для обеспечения финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Государству удается выполнять присущие ему функции и в полной мере удовлетворять различные потребности его граждан в основном за счет налоговых поступлений. Ведь, как правило, налоговые доходы - это основа доходов всех бюджетов. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90 %.
К налоговым относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также штрафов и пеней по ним [6].
Анализ исследования начнем с рассмотрения консолидированного бюджета Республики Дагестан. Так, в табл. 1 отразим динамику налоговых доходов консолидированного бюджета, который включает в себя бюджет Республики Дагестан и бюджеты муниципальных образований (сельских поселений, городских округов и т. д).
Таблица 1 - Динамика налоговых доходов по видам бюджета за 2018-2021 гг. (млн руб.)
Вид бюджета 2018 г. А 2019 г. А 2020 г. А 2021 г.
Консолидированный бюджет Республики Дагестан 30 049 +4773 34 822 + 2995 37 817 + 5815 43 632
Бюджет Республики Дагестан 22 252 +2939 25 184 + 2085 27 269 + 4597 31 866
Местные бюджеты 7 797 +1841 9638 + 910 10 548 + 1218 11 766
Налоговые доходы каждого вида бюджета за 2018-2021 гг. растут, однако темпы прироста каждый год разные. В налоговых доходах консолидированного бюджета Республики Дагестан налоговые доходы регионального бюджета занимают более 72-74 %. Налого-
вые доходы местных бюджетов при формировании консолидированного бюджета составляют 26-28 %.
На рис. 1 отражена динамика общей суммы доходов консолидированного бюджета и налоговых доходов за 2018-2021 гг.
Рисунок 1 - Динамика доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2018-2021 гг. (тыс. руб.)
На рис. 1 видим, что в 2018-2021 гг. налоговые доходы занимают небольшую часть всех доходов консолидированного бюджета региона: в 2018 г. - 26 %, в 2019 г. - 25 % и в 2020 г. - 21 %, в 2021 г. - 22 %. Такие значения долей налоговых доходов объясняется тем, что в бюджете Республики Дагестан
и в местных бюджетах территорий, которые административно входят в республику, львиную долю составляют безвозмездные поступления.
В табл. 2 рассмотрена структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан.
Вид налогового дохода 01.01,2019 А 01.01.2020 Д 01.01.2021
Налог на прибыль 4 802 +187 4 989 -277 4712
организаций
Налог на доходы физических 16 330 +2 981 19311 +3 800 23 1 И
лиц
Акцизы по подакцизным 1 474 + 1 180 2 654 -725 1 929
товарам
Налоги па имущество 5 706 +129 5 &35 +274 6 109
Налоги, сборы и регулярные 23 +16 39 -5 34
платежи до пользование
природными ресурсами
Государственная пошлина 92 +36 128 +7 135
Доходы от налогов на 1 622 +244 1 866 -85 1 781
совокупны 11 доход
Итого; 30 049 +4 773 34 822 +2 995 37817
Таблица 2 - Динамика структуры налоговых доходов консолидированного бюджета
Республики Дагестан (млн руб.)
По сравнению с 2018 г. в 2019 г. наблюдается положительная динамика поступлений по всем видам налогов. В абсолютном выражении это увеличение равно 4 773 млн руб. В 2020 г. сумма налоговых доходов увеличилась уже не на столь большую величину. Отметим, что в 2020 г. наблюдается отрицательная динамика по некоторым видам налогов: налог на прибыль организаций, акцизы по подакцизным товарам и специальные налоговые режимы. Об этом говорится в комментарии аналитиков рейтингового агентства НКР, поступившем в РБК [5].
Рассмотрим отдельно республиканский бюджет Дагестана за 2018-2020 гг. (рис. 2).
В доходах бюджета Республики Дагестан большую роль играют безвозмездные поступления. Их доля в 2018 г. равна 74 %, в 2019 - 77 % и в 2019 г. - 80 %. Наибольшую долю безвозмездные поступления в доходах бюджета занимают в 2020 г. Увеличение абсолютной величины этого показателя в 2019 г. объясняется тем, что Дагестан являлся самым крупным получателем дотаций. Так, из федерального бюджета в 2019 г. республика
получила дотации в размере более 66 млрд рублей, что на 7,2 млрд рублей больше, чем в 2018 г. Такой уровень зависимости региона от федерального бюджета во многом зависит от уровня собираемости налогов. А с этим некоторые республики СКФО испытывает большие проблемы.
Отметим, что по итогам первых пяти месяцев 2020 г. значительно возросла зависимость региональных бюджетов от поддержки федерального бюджета в виде безвозмездных поступлений. Для регионов такого рода поддержка позволила компенсировать резкое снижение налоговых поступлений в бюджеты.
В табл. 3 представлены суммы и доли каждого вида налога, поступившего в бюджет Республики Дагестан в 2018-2020 гг.
В 2018-2020 гг. НДФЛ занимает более 50 % от всей суммы налоговых доходов бюджета. Среди налоговых доходов поступления по налогу на прибыль на втором месте по значимости. Однако за рассматриваемый период его доля снизилась с 21 % до 17 %. Доля налогов на имущество за три года также по-
01.01.2019 01.01.2020 01.01.2021
I Доходы республиканского бюджета РДГ всего Налоговые доходы бюджета РД Неналоговые доходы бюджета РД Безвозмездные поступления бюджета РД Рисунок 2 - Динамика доходов бюджета Республики Дагестан за 2018-2020 гг. (тыс. руб.)
казывает отрицательную динамику и снижается на 3,6 % (с 15 % до 12 %).
Рассматривая подробнее структуру налогов на имущество, можем отметить, что на-
лог на имущество организаций в бюджете республики занимает 3,3 %, 3,2 % и 2,5 % за 2018-2020 гг. соответственно. Значение доли транспортного налога равно 0,6 %, 0,7 % и
Таблица 3 - Динамика структуры налоговых доходов регионального бюджета Республики Дагестан (млн руб.)
Вт налогового дохода 20(8 % 2019 % 2020 %
Налог на нрнпыль органпшции 4 802,1 21,55 4958,7 19,81 4 712,4 17,28
НДФЛ 11 635,1 52,29 13 160,6 52,26 15 889,4 58,27
Акцизы по подакцизным товарам 1 474,0 6,62 2 654,0 10,54 1 929,8 7.07
Налог 11Е1» имущество; 4 317,4 19,40 4340,5 17,23 4 702,6 17,25
В том числе:
Налог на имущество организаций 3 519,0 15,81 3 332,5 13,23 3 429,7 12,58
Тр анс портны й налог 786,6 3,54 992,9 3,94 1 261,8 4,63
Налог на игорный бизнес 11,8 0,05 15,3 0.06 11,2 0,04
Налоги, сборы л регулярные илатсжн 1» пользование природными ресурсами 22,6 1,00 38,6 0,16 33,9 0,12
В том числе:
Налог на добычу полезных ископаемых 21,4 0,95 37,3 0,15 31,8
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объекта ми водных биологических ресурсов 1,2 0,05 1,6 0,01 2,1 0,0]
Государственная пошлина 1,6 0.01 1,6 0.01 0,3 0,0]
) (того: 22 252,3 100 25 183,9 100 27 26У 100
0,8 %. Наименьшую долю среди налогов на имущество занимает налог на игорный бизнес. Роль этого налога во всех доходах бюджета незначительная.
Доля налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в доходах регионального бюджета, как и в налоговых доходах бюджета, показывает положительную динамику и равна в 2018 г. -1 %, в 2019 г. - 0,16 и в 2020 г. - 0,12 %.
Наконец, наименьшая доля как в налоговых, так и в общем объеме всех доходов Республики Дагестан приходится на государственную пошлину. Доля за три года остается неизменной и равна 0,01 %.
Таким образом, рассмотрев состав, структуру и динамику доходов республиканского бюджета Республики Дагестан, можно прийти к выводу, что в нем преобладает доля безвозмездных поступлений и наблюдается небольшая доля налоговых и неналоговых поступлений. Это говорит о том, что бюджет уровня является высокодотационным и нарушает один из принципов бюджетной системы - принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) [8, с. 171].
Недопоступление налогов в бюджет имеет свои причины и последствия. Причинами неполучения налогов в бюджет являются: отсутствие у налогоплательщика финансовой возможности своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы; нежелание налогоплательщика платить налоги, установленные законодательством; нарушение налогоплательщиком правил исчисления уплаты налогов и сборов, установленных налоговым законодательством; несоответствие налоговых обязательств, налагаемых государством на налогоплательщика, его финансовым возможностям и т. д. [7, с. 254].
В любом случае, независимо от причины, по которой налог не был уплачен организацией или физическим лицом, налоговой инспекции необходимо проанализировать хозяйственную деятельность организации или физического лица, чтобы установить реальную причину налоговой задолженности. По результатам такой проверки вносить предложения о принудительном взыскании неуплаченных сумм налогов или о списании безнадежной налоговой задолженности.
Отметим, что наряду с причинами задолженность по налогам имеет послед-
ствия: увеличивается налоговая нагрузка на налогоплательщика; увеличивается вероятность быть наказанным в административном порядке, а при повторном - наказанным в уголовном порядке за нарушение налогового законодательства; финансовая деятельность организации снижается из-за уплаты наложенных штрафов и санкций за нарушение налогового законодательства; налоговые сборы снижают поступления в бюджет, что приводит к невыполнению региональными властями своих расходных обязательств, связанных с социально-экономическим развитием региона; срывается строительство и ввод в эксплуатацию социально значимых объектов, необходимых обществу, таких как детские сады, школы, спортивные площадки и т. д.
Одной из причин неуплаты налогов было отмечена несоответствие налоговых обязательств, налагаемых государством на налогоплательщика, его финансовым возможностям. Это приводит к применению налогоплательщиками незаконных механизмов минимизации налоговой базы. Устранить данную проблему можно путем повышения налогового администрирования, а не за счет увеличения налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков [9; 10; 12].
Для увеличения объема налоговых поступлений в бюджет необходимо: наряду с фискальной функцией налогов усилить регулирующую, контролирующую функции; работать над выводом налогоплательщиков из тени, бороться с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов; максимально упростить механизм налогообложения, сократить льготы, заменив их более широкой налоговой базой; упростить и, по возможности, снизить налогообложение заработной платы; добиться согласованности в работе органов, относящихся к этой сфере деятельности государства [11, с. 218].
Неуплаченная задолженность по налогам является предпосылкой для увеличения объемов межбюджетных трансфертов в республиканский бюджет. Такая ситуация наглядно свидетельствует не только о недостатках в деятельности налоговых органов, но и ставит вопрос о неэффективной реализации принципов налогового федерализма.
На сегодняшний день вопрос неэффективной реализации принципов налогового федерализма является весьма актуальным. Российская модель налогового федерализма требует кардинального пересмотра вопросов разграничений налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы. Отметим, что вопросы налоговой централизации и децентрализации в последние годы стали предметом научных изысканий многих зарубежных и отечественных ученых, это связано с высоким уровнем теоретической и прикладной значимости данной темы.
Как известно, налоги классифицируются на регулирующие и закрепленные. Регулирующие налоги - налоги, часть из которых будет перечислена в бюджет другого уровня, а закрепленные - налоги, оседающие в бюджете того уровня, на котором они были собраны.
Итак, изучив вопрос налогового федерализма и учитывая мнения разных специалистов, можно прийти к выводу, что для эффективной реализации функций налогового федерализма необходимо: развивать налоговую конкуренцию между субъектами страны, это будет требовать улучшения делового климата и способствовать развитию налогового потенциал регионов, отнести к налогам регионов основные налоги, приносящие доход в бюджет (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций); разделить налоги с общей налоговой базой в единых пропорциях (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость).
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Закон Республики Дагестан от 24.09.2019 № 83 "Об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за 2018 год" // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561543989 (дата обращения: 02.01.2022).
3. Закон Республики Дагестан от 02.10.2020 № 48 " Об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за 2019 год" // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/570953068 (дата обращения: 02.01.2022).
4. Закон Республики Дагестан от 25.12.2019 № 118 О республиканском бюджете Республики Дагестан
на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (с изменениями на 8 декабря 2020 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561671293 (дата обращения: 02.01.2022).
5. Аналитики назвали наиболее пострадавшие от пандемии региональные бюджеты. URL: https://www. rbc. ru/economics/24/07/2020/5f1 a6e489a794737446ee 2c0 (дата обращения: 22.02.2022).
6. Бескоровайная H. С., Ермаков И. В. Налоговый федерализм в аспекте выравнивания социально-экономического развития регионов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 3 (66). С. 41-47.
7. Иналкаев А. А. Анализ состояния бюджетной системы субъекта Российской Федерации // Умаровские чтения - 2021. Грозный, 2021. С. 252-258.
8. Магомедова H. Ю., Чумакова М. К. Анализ состава, структуры и динамики доходов бюджета субъектов Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-1 (43). С. 169-173.
9. HДФЛ вырос на пандемии. Коронавирус способствовал выводу работников из тени. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4605491 (дата обращения: 27.02.2022).
10. Официальный сайт ФHС России. URL: https:// www.nalog.ru (дата обращения: 26.02.2022).
11. Савина Л. Л. О роли налоговой системы в обеспечении экономического роста и макроэкономического равновесия России // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1. С. 214-219.
12. Сомоев Р. Г Межбюджетные трансферты как важнейший институт эффективного функционирования федеративной модели бюджетного устройства Российской Федерации // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2021. С. 100105.
References
1. Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 29.11.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».
2.Zakon Respubliki Dagestan ot 24.09.2019 № 83 "Ob ispolnenii respublikanskogo byudzheta Respubliki Dagestan za 2018 god". Elektronny'j fond pravovyx i normativno-texnicheskix dokumentov. URL: https:// docs.cntd.ru/document/561543989 (data obrashheniya: 02.01.2022).
3.Zakon Respubliki Dagestan ot 02.10.2020 № 48 " Ob ispolnenii respublikanskogo byudzheta Respubliki Dagestan za 2019 god". Elektronny'j fond pravovyx i normativno-texnicheskix dokumentov. URL: https:// docs.cntd.ru/document/570953068 (data obrashheniya: 02.01.2022).
4.Zakon Respubliki Dagestan ot 25.12.2019 № 118 O respublikanskom byudzhete Respubliki Dagestan na 2020 god i planovy'j period 2021 i 2022 godov (s izmeneniyami na 8 dekabrya 2020 goda). E'lektronny'j fond pravovyx i normativno-texnicheskix dokumentov. URL: https:// docs.cntd.ru/document/561671293 (data obrashheniya: 02.01.2022).
5.Analitiki nazvali naibolee postradavshie ot pandemii
regional'nye byudzhety. URL: https://www.rbc.ru/eco nomics/24/07/2020/5f1a6e489a794737446ee2c0 (data obrashheniya: 22.02.2022).
6.Beskorovajnaya N. S., Ermakov I. V. Nalogovy'j federalizm v aspekte vy'ravnivaniya social'no-e'konomicheskogo razvitiya regionov. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2018. № 3 (66). S. 41-47.
7. Inalkaev A. A. Analiz sostoyaniya byudzhetnoj sistemy' sub''ekta Rossijskoj Federacii. Umarovskie chteniya - 2021. Grozny'j, 2021. S. 252-258.
8.Magomedova N. Yu., Chumakova M. K. Analiz sostava, struktury' i dinamiki doxodov byudzheta sub''ektov Rossijskoj Federacii (na primere Respubliki Dagestan). Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyx i estestvennyx nauk. 2020. № 4-1 (43). S. 169-173.
9. NDFL vyros na pandemii. Koronavirus sposobstvoval vyvodu rabotnikov iz teni. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4605491 (data obrashheniya: 27.02.2022).
10. Ofícial'ny'j sajt FNS Rossii. URL: https://www. nalog.ru (data obrashheniya: 26.02.2022).
11. Savina L. L. O roli nalogovoj sistemy' v obespechenii e'konomicheskogo rosta i makroe'konomicheskogo ravnovesiya Rossii. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2020. № 1. S. 214-219.
12. Somoev R. G. Mezhbyudzhetny'e transferty' kak vazhnejshij institut e'ffektivnogo funkcionirovaniya federativnoj modeli byudzhetnogo ustrojstva Rossijskoj Federacii. Aktual'nye voprosy sovremennoj e'konomiki v global'nom mire. 2021. S. 100-105.