Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГИ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / ПАНДЕМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Хайбат Магомедтагировна

В статье исследуются проблемы формирования налоговых доходов бюджетов одного из ключевых субъектов Северо-Кавказского федерального округа - Республики Дагестан. Проводится подробный анализ поступлений налогов в бюджетную систему республики в период пандемии. Рассматриваются меры бюджетной и налоговой политики, реализуемые в Республике Дагестан, в целях смягчения влияния пандемического кризиса на развитие экономики региона. Выявляются возможные резервы роста налоговых доходов республиканского бюджета. Аргументируются предложения по улучшению администрирования налогов, формулируются основные задачи и приоритетные направлениями налоговой политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF FORMATION AND WAYS OF STRENGTHENING BUDGET REVENUES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC CRISIS

The article examines the problems of the formation of tax revenues of the budgets of one of the key subjects of the North Caucasian Federal District - the Republic of Dagestan. A detailed analysis of tax revenues to the budgetary system of the republic during a pandemic is carried out. The article considers the measures of budgetary and tax policy implemented in the Republic of Dagestan in order to mitigate the impact of the pandemic crisis on the development of the regional economy. Possible reserves for the growth of tax revenues of the republican budget are identified. Proposals for improving tax administration are argued, the main tasks and priority areas of tax policy in the region are formulated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_10_926 УДК 336.14

Мусаева Хайбат Магомедтагировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В статье исследуются проблемы формирования налоговых доходов бюджетов одного из ключевых субъектов Северо-Кавказского федерального округа - Республики Дагестан. Проводится подробный анализ поступлений налогов в бюджетную систему республики в период пандемии. Рассматриваются меры бюджетной и налоговой политики, реализуемые в Республике Дагестан, в целях смягчения влияния пандемического кризиса на развитие экономики региона. Выявляются возможные резервы роста налоговых доходов республиканского бюджета. Аргументируются предложения по улучшению администрирования налогов, формулируются основные задачи и приоритетные направлениями налоговой политики в регионе.

Ключевые слова: бюджетная политика; налоги; Республика Дагестан; налоговые органы; местные налоги; пандемический кризис; налоговая поддержка.

UDC 336.14

Musaeva Haybat Magomedtagirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF FORMATION AND WAYS OF STRENGTHENING BUDGET REVENUES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC CRISIS

The article examines the problems of the formation of tax revenues of the budgets of one of the key subjects of the North Caucasian Federal District - the Republic of Dagestan. A detailed analysis of tax revenues to the budgetary system of the republic during a pandemic is carried out. The article considers the measures of budgetary and tax policy implemented in the Republic of Dagestan in order to mitigate the impact of the pandemic crisis on the development of the regional economy. Possible reserves for the growth of tax revenues of the republican budget are identified. Proposals for improving tax administration are argued, the main tasks and priority areas of tax policy in the region are formulated.

Keywords: budgetary policy; taxes; The Republic of Dagestan; tax authorities; local taxes; pandemic crisis; tax support.

Одним из ключевых субъектов СевероКавказского федерального округа является Республика Дагестан. Данный регион в Российской Федерации занимает особое приоритетное геостратегическое положение на южном направлении. Ключевые отрасли ре-

спублики - «сельское хозяйство, виноделие, рыболовство, народные промыслы, добыча нефти, добыча природного газа, легкая и химическая промышленности, машиностроение, производство электроэнергии» [3].

Социально-экономические процессы в Республике Дагестан в 2010-2020 гг. характери -зуются неустойчивыми и противоречивыми тенденциями. В 2010-2014 гг. наблюдалась устойчивая тенденция роста производства по основным социально-экономическим показателям, позволившая республике войти в двадцатку субъектов-лидеров страны по темпам развития. В 2015-2020 гг., наоборот, в основном наблюдаются стагнация и кризисные процессы в экономике и, соответственно, аутсайдерские позиции региона среди субъектов страны. Тем не менее Республика Дагестан в исследуемом периоде нарастила свой потенциал: в рейтинге социально-экономического положения регионов страны за 2010-2020 гг. позиция региона улучшилась на 15 пунктов (переместилась с 64 на 49 место по итогам 2020 г.). Это свидетельствует в целом об устойчивости социально-экономического положения республики, но устойчивости на относительно низком уровне развития (проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года от 26.09.2021).

В Республике Дагестан реализуется государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», целью которой является создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Республике Дагестан с 2019 г. начал реализо-вываться национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Республика Дагестан участвует в следующих федеральных проектах национального проекта:

- Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

- Акселерация субъектов малого и средне -го предпринимательства. Реализуются такие мероприятия, как предоставление субсидий на развитие центров «Мой бизнес», оказание услуг и мер поддержки субъектам малого и

среднего предпринимательства, предоставление субсидий для поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

- Популяризация предпринимательства. Данное направление предусматривает распределение субсидии на реализацию комплексных программ по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию созданию собственного бизнеса [3].

Основные направления налоговой и бюджетной политики республики предусматривают реализацию задач, обозначенных в По -слании Президента России, «майских» указах и Послании Главы Республики Народному Собранию, а также учитывают «рекомендации Министерства финансов Российской Федерации. Увеличение сроков бюджетного планирования требует учета рисков неопределенности и вероятности изменения бюджетных показателей под влиянием перемены внешних и внутренних факторов» [3].

Одним их важнейших факторов стабильности региона является устойчивость доходов бюджетной системы. В Российской Федерации начался процесс внедрения политики по сокращению объема финансовой помощи, предоставляемой консолидированным бюджетам субъектов. В этой связи безвозмездные трансферты не должны оставаться основным резервом увеличения доходов субъектов. Для повышения уровня самообеспеченности нашего региона, в частности бюджетной системы Республики Дагестан, необходимо выявлять дополнительные финансовые резервы, которые могут в дальнейшем наращивать собственную доходную базу. Решение проблем роста налоговых доходов в Республике Дагестан стоит наиболее остро. Доходы консолидированного и республиканского бюджета Республики Дагестан формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

Стратегической среднесрочной целью бюджетной политики в Республике Дагестан является восстановление ее бюджетной устойчивости и снижение государственного долга. В числе приоритетных задач можно выделить: оптимизацию функций органов государственной власти республики; сбалансированную политику в области межбюд-

жетных отношений, на региональном и муниципальном уровнях; сокращение объемов государственного долга; сокращение задолженности перед республиканским бюджетом; сокращение финансовой зависимости муниципальных образований от республиканского бюджета; сокращение зависимости региона от федерального уровня.

Распространение новой коронавирусной инфекции «внесло изменения почти во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что не могло не оказать влияние на сферу налогообложения», в том числе и на региональном уровне [4]. В современных условиях Республика Дагестан переживает сложный этап, связанный с процессами стабилизации и укрепления экономики, связанный с последствиями пандемического кризиса и вынужденными ограничительными мерами по развитию отраслей экономики. В настоящее время в республике, как и во многих других регионах Российской Федерации, проводятся мероприятия по смягчению влияния пандемического кризиса на экономику и социальную сферу. С целью предотвращения массового банкротства малого и среднего бизнеса, резкого снижения реальных доходов граждан в Республике Дагестан была запущена программа государственной поддержки субъектов предпринимательства. В рамках данной программы реализуется, в частности, предоставление налоговых каникул и снижение ставок налогов на определенный период времени, в том числе и по местным налогам.

Так, помимо льгот, предусмотренных федеральным законодательством, в Республике Дагестан с 2020 г. в два раза снижены ставки земельного налога. Такое решение в условиях кризиса представляется правиль-

Укрепление доходной части бюджета, повышение собираемости налогов, характер взаимоотношений с налогоплательщиками во многом зависят от качества контрольной работы налоговых органов.

ным, но здесь главное не допустить снижения и без того низкой налоговой базы муниципалитетов. В данном случае должен быть четко прописан механизм компенсации выпадающих доходов, чтобы не привести к резкому снижению собственных доходов местных бюджетов.

По итогам 2020 г. удельный вес налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан в общем объеме ВРП, несмотря на определенные позитивные тенденции в плане собираемости налогов, продолжает оставаться одним из самых низких в СКФО и составляет всего 5,9 %. Доля собственных налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов региона составляет менее 35 %, тогда как на долю безвозмездных поступлений из федерального бюджета приходиться выше 65 % всех поступлений. Таким образом, регион только на 1/3 обеспечивает финансовую самостоятельность своего бюджета. В связи с высоким уровнем зависимости от центра проблема собираемости налогов особенно актуальна для республики.

Как видно из данных табл. 1, основные параметры республиканского бюджета на 2021 г. составили: по доходам - 134,1 млрд руб. (снижение к 2020 г. на 4,5 млрд руб.), что объясняется существенным уменьшением федеральных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение; по расходам - 137,3 млрд руб. (уменьшение по сравнению с 2020 г. на 1,2 млрд руб.; дефицит -3,2 млрд руб.) (Закон Республики Дагестан от 25.12.2019 № 118 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»). Источ -никами финансирования дефицита определены остатки бюджетных средств.

Проведем анализ поступлений налогов в консолидированный бюджет Дагестана по данным Управления федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан (УФНС России по РД). Для обеспечения эф-

Таблица 1 - Сравнительные данные об основных параметрах республиканского бюджета Республики Дагестан на 2020-2021 гг. (по данным Минфина Республики Дагестан)

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. Отношение 2021 г. к 2020 г., % Отклонение 2021 г. от 2020 г.

Доходы 138 556,5 134 092,5 96,8 -4 464,0

Расходы 138 556,5 137 328,6 99,1 -1 227,8

Дефицит (-), профицит (+) 0,0 -3 236,1 х х

фективного использования имеющего налогового потенциала, достижения неуклонного роста доходной части консолидированного и местного бюджета, осуществления на этой основе стабильного экономического и социального развития республики, выработке мер по расширению налоговой базы и увеличению налоговой отдачи от субъектов предпринимательства налоговые органы Республики Дагестан прилагают значительные

В 2020 г., по сравнению с 2019 г., в наибольшей степени выросли поступления по таким налогам, как НДФЛ, транспортный налог и налог на имущество организаций. Так, поступления НДФЛ выросли на 3800,9 млн руб., или 19,1 %, налога на имущество организаций на 97,2 млн руб. (темпы роста -102,9 %). Объемы мобилизации в бюджет транспортного налога в абсолютном выражении повысились на 167,2 млн руб. (темпы роста - 127,1 %) и составили 1261,8 млн руб., против 992,9 млн руб. в 2019 г. По официальным данным Минфина РД, «в 2020 г. бюджетные назначения республиканского бюджета РД были исполнены по следующим налогам: НДФЛ - 119,2 %, акцизы на алкоголь - 107,5 %, транспортный налог - 115,3 %, налог на имущество организаций - на 106,1 %. Однако по отдельным налогам не были исполнены бюджетные назначения по мобилизации в бюджет, в частности, по налогу на прибыль организаций на 9,6 % (-501,4 млн руб.), акцизам на ГСМ - на 1,8 % (-116,6 млн руб.), налогу на добычу полезных ископаемых - на 24,7 % (-10,5 млн руб.)» (Справка «Предварительные итоги исполнения плана мобилизации доходов в бюджет за первое полугодие 2021 г.». Одобрена коллегией УФНС РФ по РД от 8.07.2021).

усилия. Так, за 2019 г. налоговые органы обе -спечили поступления в бюджетную систему Российской Федерации на сумму 45,3 млрд руб. Прирост налоговых поступлений, относительно 2019 г. составил 15,3 %.

По данным официальным УФНС России по РД за 2020 г., с территории Республики Дагестан в консолидированный бюджет было собрано налогов и сборов на 36358,4 млн руб., что на 11,4 % больше, чем в 2019 г. (табл. 2).

В части укрепления и развития собственной доходной базы республиканского и местных бюджетов в 2021 г. в целях стимулирования роста доходной части бюджетов муниципалитетов сохранилась практика:

1) передачи транспортного налога в виде субсидии на финансовое обеспечение дорожной деятельности муниципальных образований;

2) выделения нормативов от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов на уровне 22 %;

3) проведения оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот и отмену неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам). [2].

Снижение деловой активности в реальном секторе экономики Республики Дагестан, обусловленное принятыми в стране ограничительными мерами в связи с распространением новой коронавирусной инфекции «Covid-19», повлекло не только необходимость корректировки бюджетных параметров текущего года, но и будет влиять на предсто -ящие годы [2].

За 2020 г. в бюджеты муниципальных образований Республики Дагестан поступило налоговых и неналоговых доходов на 12 120,9 млн руб. При этом исполнение

Таблица 2 - Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2019-2020 гг. (по данным Минфина Республики Дагестан за 2019-2021 гг.)

Наименование показателя 2019 2020

Сумма, млн руб. Уд. вес, % Сумма, млн руб. Уд. вес, %

Всего налоговых доходов, из них: 32 628,1 100 36358,4 100,0

Налог на прибыль организаций 4987,6 14,8 4712,4 12,9

НДФЛ 18910,2 56,3 23111,9 63,5

Акцизы 2654,0 7,9 2297,4 6,3

УСН 1424,6 4,2 1471,7 4,1

Налог на имущество организаций 3332,5 9,9 3429,7 9,4

Налог на имущество физических лиц 272,3 0,8 286,7 0,8

Транспортный налог 992,9 2,9 1261,8 3,4

Земельный налог 1227,5 3,6 1119,9 3,1

бюджетных назначений составило в 2020 г. 103,7 %. Бюджетные назначения по мобилизации доходов в местные бюджеты за 2020 г. были исполнены по НДФЛ - 118 % (+1103,6 млн руб.), УСН - 114,6 %. Вместе с тем бюджетные назначения были не исполнены по земельному налогу на 15 %, акцизам на ГСМ - на 7,9 %, налогу на имущество физических лиц - 39,9 %.

Несмотря на неисполнения бюджетных назначений, в 2020 г. доходы местных бюджетов Республики Дагестан относительно 2019 г. увеличились: НДФЛ - 117,4 %, УСН -103,3 %, ЕСХН - 102,3 %, налогу на имущество физических лиц - 107,3 %. В то же время по отдельным налогам в 2020 г. относительно 2019 г. наблюдалось снижение налоговых поступлений. Так, уменьшились поступления по земельному налогу на 8,8 %, акцизам на ГСМ - на 2,1 %.

Основной причиной неисполнения бюджетных параметров и снижения поступлений по отдельным налогам (по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и специальным налоговым режимам) в Республике Дагестан в 2020 г. относительно 2019 г. послужило ухудшение экономической ситуации в регионе, связанной с распространением COVID-19 и реализацией на федеральном и республиканском уровнях антикризисных мероприятий, в том числе по переносу сроков уплаты авансовых платежей по налогам.

Следует также отметить, что в соответствии с Указом Главы Республики Дагестан от 31.03.2020 № 24 «О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции «Covid-19» в Республике Дагестан» в мае 2020 г. приняты ряд законов, предусматривающих снижение налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства (по УСН, ЕСХН, налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогу). Было принято распоряжение Правительства Республики Дагестан от 09.09.2020 № 106-р об отсрочке уплаты арендных платежей для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся арендаторами государственного или муниципального имущества, пострадавших в результате экономического кризиса (Отчет о деятельности

Счетной палаты Республики Дагестан за

2020 год. Одобрен постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Дагестан от 17.02.2021 № 5).

В российской практике местные налоги обладают весьма низкой фискальной и регулирующей ролью. На протяжении последнего десятка лет доля ключевого местного налога, в частности налога на имущество физических лиц (НИФЛ), «в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ не превышала 0,22 процента» [1]. Для сравнения, в других странах доля аналогичного налога составляет от 1 до 5 % от налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что УФНС России по Республике Дагестан в целом проводится работа по повышению информированности налогоплательщиков и улучшению собираемости налогов. Регулярно проводятся информационно-разъяснительные мероприятия, в том числе по доведению до налогоплательщиков реквизитов бюджетной классификации для перечисления налогов. Проводятся тематические налоговые семинары по вопросам правильности заполнения платежных поручений.

Кадастровая палата и УФНС России по РД систематически создают рабочие группы, с приглашением представителей Управления Росреестра по РД, проводят работу по идентификации сведений о земельных участках, недвижимом имуществе и транспортных средствах, находящихся в собственности физических лиц. В целях исполнения плановых назначений по имущественным налогам с физических лиц проводится значительная работа по информированию населения об изменениях в налоговом законодательстве и вопросам уплаты имущественных налогов.

С 2021 г. в регионе прослеживается положительная тенденция налоговых поступлений. По отчетным данным УФНС России по Республике Дагестан, за январь - июнь

2021 г. в консолидированный бюджет республики собрано налоговых платежей на 20164,9 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом 2020 г. поступления налогов увеличились в 1,5 раза, или на 6784,6 млн руб. (по данным справки «Предварительные итоги исполнения плана мобилизации доходов в бюджет за первое полугодие 2021 г.».

Махачкала. УФНС России по Республике Дагестан, 2021 г.).

Несмотря на позитивные сдвиги в плане мобилизации доходов в бюджет Республика Дагестан остается дотационным субъектом Российской Федерации, поскольку налоговые поступления не удовлетворяют государственным затратам. Валовой региональный продукт на душу населения по итогам 2020 г. был в 3,4 раза ниже, чем в среднем по всем субъектам Российской Федерации. Уровень безработицы составил 22,1 % экономически активного населения региона.

Будущая конкурентоспособность Республики Дагестан во многом будет связана: с развитием и более эффективным использованием природных и социально-культурных ресурсов; с последовательным улучшением структуры региональной экономики; объемами государственных и частных инвестиций в экономику; степенью развития малого и среднего предпринимательства в регионе; эффективной региональной бюджетно-налоговой политикой; с дальнейшим развитием социальной и производственной инфраструктуры, современных видов коммуникаций и цифровизацией экономики.

Приоритетными направлениями бюджетной политики Республики Дагестан являются следующие:

- взаимосвязь формирования и исполнения бюджета с прогнозами, планами и программами социально-экономического развития в целях развития экономики региона и повышения уровня и качества жизни населения;

- улучшение администрирования налоговых платежей при одновременной бюджетной поддержкой налогообразующих отраслей экономики;

- совершенствование нормативно-правовой базы в целях установления экономически обоснованного уровня налоговой нагрузки для бизнеса, прежде всего организаций реального сектора;

- усиление взаимодействия налоговых ор -ганов и органов исполнительной власти при проведении мероприятий, направленных на увеличение налогооблагаемой базы.

Основными резервами роста налоговых доходов республиканского бюджета должны стать комплекс мер по развитию экономики, усилению инвестиционной активности, вку-

пе с целенаправленной работой налоговых служб с убыточными организациями, погашение недоимки, предотвращение использования налогоплательщиками незаконных механизмов минимизации налоговой базы, развитие цифровых технологий и их использование в деятельности налоговых служб, дальнейшее повышение налоговой грамотности субъектов хозяйствования.

В целом на ближайшую перспективу приоритетными направлениями налоговой политики Республики Дагестан должны быть:

- улучшение качества администрирования доходов посредством взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов бюджета;

- увеличение собираемости доходов в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований за счет справедливого распределения налоговой нагрузки и полноты выявления плательщиков;

- развитие налогового потенциала, в том числе посредством стимулирования реального сектора экономики, промышленности, малого и среднего предпринимательства, формирования благоприятных условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций;

- дальнейшее внедрение современных цифровых технологий в практику администрирования налогов, развитие института налогового администрирования налогоплательщиков.

Реализация указанных выше мероприятий обеспечит повышение объемов налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан в перспективе.

Список литературы

1. Богачев, С. В. Налог на недвижимость: зарубежный опыт / С. В. Богачев // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. - № 4 (187). - С. 35.

2. Бюджет для граждан к закону Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». - URL: http://minfinrd.ru/byudzhet-dlya-grazhdan (дата обращения: 13.11.2021).

3. Бюджет для граждан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. - URL: http://minfinrd.ru/ byudzhet-dlya-grazhdan (дата обращения: 06.12.2021).

4. Мартынова, А. О. Влияние пандемии на налоговую систему Российской Федерации / А. О. Мартынова, К. Г Князев, Е. В. Кузьмина // Молодой ученый. 2020. - № 48(338). - С. 518-520.

References

1. Bogachev S.V. Nalog na nedvizhimost': zarubezhny'j opy't. Imushhestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2017. № 4 (187). S. 35.

2. Byudzhet dlya grazhdan k zakonu Respubliki Dagestan «O respublikanskom byudzhete Respubliki Dagestan na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023

godov». URL: http://minfinrd.ru/byudzhet-dlya-grazhdan (data obrashheniya: 13.11.2021).

3. Byudzhet dlya grazhdan na 2019 god i na planovyj period2020i2021 godov. URL: http://minfinrd.ru/byudzhet-dlya-grazhdan (data obrashheniya: 06.12.2021).

4. Marty'nova A.O., Knyazev K.G., Kuz'mina E.V. Vliyanie pandemii na nalogovuyu sistemu Rossijskoj Federacii. Molodojucheny'j. 2020. № 48(338). S. 518-520.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.