Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РОСТА'

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любовцева Елена Геннадьевна, Гордеева Ирина Александровна

Причины постоянного внимания к проблемам разработки бюджетов различного уровня общеизвестны и объяснимы, так как бюджет является основой государственных, региональных и местных финансов, формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного значения и местного самоуправления. Актуальность темы формирования доходов регионального бюджета заключается в том, что такой бюджет является основным инструментом, направленным на регулирование и стимулирование экономики региона. Доходы регионального бюджета направляются на обеспечение экономического, социального и политического развития, поэтому так важно повышать доходы бюджета региона. Цель исследования заключается в определении источников пополнения доходной части регионального бюджета. Для раскрытия темы исследования были использованы методы статистического анализа. В статье проведен анализ собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики. Повышение эффективности налогового администрирования оказывает положительное влияние на рост собственных доходов регионального бюджета. В статье проведен анализ динамики и структуры доходов регионального бюджета, приведены фактические данные доходов бюджета Чувашской Республики за несколько лет. На региональном уровне формирование доходов имеет ряд проблем, связанных с ограниченностью правового характера, а также с нехваткой собственных доходов для покрытия расходной части бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF REGIONAL BUDGET REVENUE GENERATION AND WAYS OF ITS GROWTH

The reasons for the constant attention to the problems of developing budgets at various levels are well known and understandable, since the budget is the basis of state, regional and local finance, it is the form of formation and spending of the cash fund intended for the financial provision of tasks and functions of state importance and local self-government. The relevance of the topic of the formation of regional budget revenues consists in the fact that such a budget is the main instrument aimed at regulating and stimulating the regional economy. Regional budget revenues are channeled to ensure economic, social and political development, it is therefore important to increase regional budget revenues. The purpose of the study is to identify the sources of the regional budget revenues. Methods of statistical analysis were used to reveal the research topic. The article analyzes the own incomes of the consolidated budget of the Chuvash Republic. Improving the efficiency of tax administration has a positive effect on the growth of the regional budget's own revenues. The article analyzes the dynamics and structure of regional budget revenues, provides actual data on budget revenues of the Chuvash Republic for several years. At the regional level, the generation of income has a number of problems associated with limited legal nature, as well as with the lack of own income to cover budget expenditures.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РОСТА»

Б01: 10.47026/2499-9636-2021-3-26-34

УДК 336.2:353 ББК У261.714

Е.Г. ЛЮБОВЦЕВА, И.А. ГОРДЕЕВА

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РОСТА

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, формирование доходов бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы.

Причины постоянного внимания к проблемам разработки бюджетов различного уровня общеизвестны и объяснимы, так как бюджет является основой государственных, региональных и местных финансов, формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного значения и местного самоуправления. Актуальность темы формирования доходов регионального бюджета заключается в том, что такой бюджет является основным инструментом, направленным на регулирование и стимулирование экономики региона. Доходы регионального бюджета направляются на обеспечение экономического, социального и политического развития, поэтому так важно повышать доходы бюджета региона. Цель исследования заключается в определении источников пополнения доходной части регионального бюджета. Для раскрытия темы исследования были использованы методы статистического анализа. В статье проведен анализ собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики. Повышение эффективности налогового администрирования оказывает положительное влияние на рост собственных доходов регионального бюджета.

В статье проведен анализ динамики и структуры доходов регионального бюджета, приведены фактические данные доходов бюджета Чувашской Республики за несколько лет. На региональном уровне формирование доходов имеет ряд проблем, связанных с ограниченностью правового характера, а также с нехваткой собственных доходов для покрытия расходной части бюджета.

Формирование бюджетной политики Российской Федерации на очередной финансовый год осуществляется в настоящее время в крайне неблагоприятных условиях мирового финансового кризиса. Правительством Российской Федерации проделана большая работа по разработке и реализации мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовом рынке, поддержку реального сектора экономики и решение острых социальных проблем. Для «России характерна высокая степень дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, что обусловлено различиями в обеспеченности природными ресурсами, климатическими условиями, обычаями и традициями коренного населения и многими другими факторами объективного и субъективного характера» [3], а «рациональное финансовое обеспечение, отвечающее современным реалиям, является важнейшим фактором социального развития страны» [4].

«"Доходы бюджета" как финансовая категория играет особую роль в формировании экономических отношений между государственными органами власти, юридическими и физическими лицами» [6].

Цель исследования заключается в определении источников пополнения доходной части регионального бюджета, поскольку «размер доходной части

бюджета региона показывает уровень социально-экономического состояния субъекта» [1].

Региональный бюджет Чувашии (далее по тексту ЧР) включает в себя налоговые доходы, сумму полученных неналоговых доходов и размер безвозмездных поступлений.

Рассмотрим динамику консолидированного бюджета Чувашии за 2018— 2020 гг.

Профицит, дефицит (-)

Расходы

Безвозмездные поступления

Неналоговые доходы

Налоговые доходы

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000 90000

млн руб.

□ 2018 г. П2019 г. □ 2020 г.

Рис. 1. Показатели динамики консолидированного бюджета ЧР за 2018-2020 гг.

Данные рис. 1 показывают, что доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики выросли на 14,1% в 2019 г. и сократились на 2,6% в 2020 г. ввиду снижения полученных налоговых доходов на 5,1% и безвозмездных поступлений на 0,8%.

На рис. 2 представлена структура консолидированного бюджета ЧР за 2018-2020 гг.

В доходах консолидированного бюджета ЧР наибольший удельный вес занимают налоговые доходы - 49,5% в 2018 г., 44,6% в 2019 г., 43,5% в 2020 г., т.е. за три последних года доля налоговых доходов, полученных в консолидированный бюджет ЧР, снизилась, соответственно возросла доля полученных безвозмездных поступлений с 47,4% в 2018 г. до 52,3% в 2019 г. и до 53,2% в 2020 г. Рост безвозмездных поступлений из федерального бюджета положительно сказывается на экономке региона, так как данные средства направляются на социальное обеспечение, развитие ЖКХ, здравоохранение и в другие сферы.

В 2018 г. консолидированный бюджет ЧР исполнен с профицитом, размер которого составил 1979,5 млн руб., в 2019 г. он вырос до 4939,9 млн руб., а в 2020 г. сократился до 543,1 млн руб.

|54:

543,1 493 1979

9,9

□ 2630 ,6

□ 2543 ,7

Л 2241

34206

349 36 357

42682 4302

09,7 759,4 12,2

7

70179,

79681,4 7388,4

2

5,2

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% -

-3!

47,4

49,5

3,1

52,3

44,6

3,3

53,2

43,5

2018 г.

2019 г.

2020 г.

□ Налоговые доходы □ Неналоговые доходы □ Безвозмездные поступления

Рис. 2. Показатели структуры консолидированного бюджета ЧР за 2018-2020 гг.

Доходы бюджета региона ЧР возросли с 47 721,9 млн руб. в 2018 г. до 58 719,3 млн руб. в 2019 г. и до 64 991,1 млн руб. в 2020 г. Это было связано с ростом налоговых и неналоговых поступлений на 31,4% в 2019 г., а также с увеличением сумм безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджет ЧР на 9,1% в 2019 г. по сравнению с аналогичным показателем годом ранее. В 2020 г. наблюдаются сокращение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 22,4% и рост безвозмездных поступлений на 77,2% (рис. 3).

Профицит (+), |720'1

дефицит (-)

Расходы

Безвозмездные поступления

Налоговые и неналоговые доходы

724.6

759.7

I 642'

0,7

I 34574,1

1

19502 17876,2

30417

Т

29845,7

46

39217,3

962,2

7994,7

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000

млн руб.

□ 2018 г. П2019 г. □ 2020 г.

Рис. 3. Показатели динамики бюджета ЧР за 2018-2020 гг.

Сокращение доходов республиканского бюджета Чувашии в 2020 г. объясняется результатом ухудшения экономической ситуации в стране на фоне пандемии коронавируса. «В сложившихся условиях государство всегда ставит

перед собой задачу поиска новых источников финансирования установленных публичных задач и функций» [5]. Ряд предприятий не выдержали кризисной ситуации и закрылись, что повлекло за собой увольнение работников. Также значительно сократилось объемы прибыли действующих предприятий. В итоге поступление налогов на прибыль и НДФЛ в бюджет сократились. Рост объема безвозмездных поступлений в региональный бюджет Чувашии в 2020 г. составил 77,2% по сравнению с 2019 г. Государство всячески помогало регионам. Это оказало положительное влияние на исполнение бюджета 2020 г. с профицитом в 720,4 млн руб.

Наибольшая доля среди доходов регионального бюджета Чувашии в 2020 г. приходится на безвозмездные поступления - 53,2%, соответственно на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 46,8% всех доходов бюджета республики.

Изменение структуры доходов регионального бюджета Чувашской Республики за 2018-2020 гг. представлено на рис. 4.

2020 г.

2019 г.

2018 г.

0 20 40 60 80 100 120

%

□ Налоговые и неналоговые доходы □ Безвозмездные поступления

Рис. 4. Изменение структуры доходов регионального бюджета Чувашской республики за 2018-2020 гг.

Собственные доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики включают налоговые и неналоговые доходы (таблица).

Данные табл. показывают, что размер собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики вырос на 3,6% в 2019 г. и на 15,8% в 2020 г.

Рассматривая налоговые доходы, можно отметить, что их увеличение было обеспечено ростом поступлений в консолидированный бюджет ЧР в 2019 г.: НДФЛ - 5,5%, акцизов - 14,3%, налоговых сборов на совокупный доход -12,3%, налога на имущество - 1,1%, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами - 19,4%. По остальным налогам в 2019 г. наблюдается сокращение поступлений в бюджет Чувашской Республики,

46,8 53,2

66,8 33,2

62,5 37,5

а в 2020 г. наблюдается сокращение налоговых доходов по всем поступающим в бюджет налогам.

Динамика и структура собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики за 2018-2020 гг.

Темп

2018 г. 2019 г. 2020 г. изменения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели %

сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, % 2019 от 2018 2020 от 2019

Собственные доходы, всего 37 953,2 100,0 39 303,1 100,0 37 540,3 100,0 103,6 115,8

Налоговые доходы 35 712,2 94,1 36 759,4 93,6 34 909,7 93,0 102,9 94,9

налог на прибыль орга- 9 170,9 24,2 8 541,0 21,7 8 519,1 22,7 93,1 99,7

низации

налог на доходы физиче- 13 340,6 35,2 14 078,3 35,8 12 878,1 34,3 105,5 91,4

ских лиц

акцизы по подакцизным 4 061,5 10,7 4 642,3 11,8 4 457,5 11,9 114,3 96,0

товарам (продукции),

производимым на

территории РФ

налоги на совокупный 3 048,3 8,0 3 423,0 8,7 3 216,2 8,6 112,3 93,9

доход

налоги на имущество 4 739,5 12,5 4 792,5 12,2 4 625,8 12,3 101,1 96,5

налоги, сборы и регуляр- 21,1 0,1 25,2 0,1 26,3 0,1 119,4 104,4

ные платежи за пользо-

вание природными ре-

сурсами

доходы от использова- 1 245,6 3,3 1 175,9 2,9 1 105,5 2,9 94,4 94,0

ния имущества, находя-

щегося в государствен-

ной и муниципальной собственности

платежи при пользовании 84,7 0,2 81,2 0,2 80,9 0,2 95,9 99,6

природными ресурсами

Неналоговые доходы 2 241,0 5,9 2543,7 6,4 2630,6 7,0 113,5 103,4

Доля налоговых доходов консолидированного бюджета ЧР за 2018-2020 гг. сократилась с 94,1% в 2018 г. до 93,6% в 2019 г. и до 93% в 2020 г., а доля неналоговых доходов выросла с 5,9% в 2018 г. до 6,4% в 2019 г. и до 7% в 2020 г.

В разрезе налоговых доходов самый высокий удельный вес собственных поступлений в консолидированный бюджет ЧР занимает НДФЛ с долей в 35,2% в 2018 г., в 35,8% в 2019 г. и 34,3% в 2020 г., налог на прибыль организаций с долей в 24,2% в 2018 г., в 21,7% в 2019 г. и в 22,7% в 2020 г. и налог на имущество - с долей в 12,5% в 2018 г., 12,2% в 2019 г., 12,3% в 2020 г.

Налоговые поступления в 2019 г. выросли в результате проведения эффективного налогового администрирования. В 2020 г. снижение поступлений налогов в бюджет связано с сокращением объемов прибыли предприятий, увольнением персонала и недополучением доходов в бюджет от взимаемых налогов.

Основная проблема Чувашии, как и других дотационных республик, недостаточность собственных ресурсов, которыми покрываются расходы региона. Высокая доля в структуре доходов регионального бюджета Чувашии приходится на межбюджетные трансферты.

Привлечение средств из федерального бюджета оказывает влияние на снижение ответственности властей республики при решении вопросов изыскания источников пополнения собственных доходов.

В структуре доходов бюджета Чувашии доля налоговых доходов на конец 2020 г. составила 44,6%, а доля безвозмездных поступлений - 52,3%, т.е. доли практически равны. Также следует отметить, что размер поступаемых местных налогов в бюджет региона очень мал в сравнении с федеральными налогами. Основной налог, за счет которого формируется доход бюджета региона, -это НДФЛ, на его долю приходится около 35% всех доходов консолидированного бюджета Чувашии. Данный налог поступает в бюджет того региона, где работник работает, а не где он прописан. Большое количество людей уезжают из Чувашии работать в Москву и другие крупные города, и НДФЛ с их заработной платы отчисляется в бюджет данных городов, при этом бюджет Чувашии недополучает доходы по НДФЛ.

Одной из проблем является использование земельных участков по нецелевому назначению. На землях, предназначенных для ИЖС, строятся автомойки, станции техосмотров и техобслуживания, магазины, в результате региональный бюджет недополучает доходы в части поступления налога на имущество.

Также на изменение доходов бюджета ЧР большое влияние оказала пандемия коронавируса, в результате чего размер собственных доходов бюджета сократился на 4,4%, или на 436 млн руб., по сравнению с аналогичным показателем за январь-апрель 2019 г. По состоянию на 1 мая 2020 г. они составили 9525 млрд руб.

Рост доходов бюджета Чувашской Республики в перспективе должен быть направлен на развитие налогового потенциала. При этом большое внимание должно уделяться налоговому администрированию и его качеству, разработке мероприятий бюджетного стимулирования, направленных на реализацию приоритетных проектов, которые способны обеспечить рост поступлений доходов в бюджет Чувашской Республики.

Формирование доходов бюджета Чувашской Республики необходимо осуществлять, используя следующие подходы:

- упорядочить систему налоговых льгот, повышать их адресность;

- повышать налоговую нагрузку на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, которые установило федеральное законодательство;

- совершенствовать законодательство о налогах и сборах в целях недопущения сокращения доходной части регионального бюджета;

- сократить возможности уклонения от уплаты налогов и сборов, формировать максимально возможные благоприятные условия для налогоплательщиков, являющихся добросовестными;

- эффективного использовать имущество в регионе.

Чтобы росла доходная часть бюджета ЧР по НДФЛ, необходимо разрабатывать программы, направленные на рост доходов населения, создавать

дополнительные рабочие места, повышать размер заработной платы. Рост МРОТ в 2021 г. повлияет на повышение заработных плат работников предприятий, и, соответственно, повысится размер НДФЛ, отчисляемый в бюджет республики.

Также, рассматривая НДФЛ, можно отметить, что данный налог поступает в региональный бюджет Чувашии от предприятий, чьи работники осуществляют деятельность на территории ЧР. А те жители, которые трудятся за пределами Чувашии, НДФЛ с заработной платы перечисляют в бюджет того региона, где они фактически работают. А возврат НДФЛ осуществляется гражданам из бюджета региона, где они фактически прописаны.

По нашему мнению, НДФЛ должен поступать в бюджет региона, где налогоплательщик фактически прописан, а не где он официально трудоустроен.

Также проблемой недополучения доходов в бюджет является то, что физические лица сдают в аренду свои квартиры, при этом не отчитываются перед ИФНС о полученных доходах и не оплачивают налоги в бюджет. Региональными властями предпринимаются попытки выявления таких лиц, сотрудники ИФНС по жалобам осуществляют проверку квартир, доначисляют НДФЛ. Также введение системы налогообложения для самозанятых уже за несколько месяцев 2020 г. положительно повлияло на легализацию доходов от сдачи в аренду жилья.

Сотрудниками налоговых органов выявляются лица, которые незаконно занимаются предпринимательской деятельностью. В частности, сотрудники ИФНС осуществляют проверки введенных в эксплуатацию жилых домов, выявляют лиц, осуществляющих отделочные работы без оформления, доначисляют НДФЛ.

Для пополнения доходной части регионального бюджета Чувашии считаем необходимым поставить на учет земельные участки, которые были незаконно заняты гражданами или предприятиями.

Для решения данной проблемы считаем необходимым провести инвентаризацию таких объектов, поставить их на учет, создав группы сотрудников, которые будут заниматься выявлением объектов недвижимости, не зарегистрированных в соответствующих инстанциях.

«Существующая на сегодняшний день система бюджетного распределения финансовых ресурсов для выравнивания социально-экономического состояния регионов страны ... выступает тормозящим фактором развития депрессивных регионов. Так как отсутствие стимула к экономическому росту порождающееся гарантированной финансовой поддержкой вышестоящих бюджетов влечет сдерживание развития субъекта в целом» [2].

Выводы. Проведенное исследование выявило значительные проблемы в формировании бюджетов субъектов Федерации.

Эти проблемы в первую очередь связаны с недостатками сложившегося налогово-бюджетного механизма. Налоги занимают в бюджете региона менее 50% , при этом в величине налоговых доходов преобладает роль федерального налога (НДФЛ), очень низка доля закрепленных за субъектами РФ налогов: транспортного и налога на имущество организаций.

Большие проблемы имеют местные бюджетами, за которыми закреплены всего 2 налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог. Незначительна доля налога на совокупный доход, который уплачивает малый бизнес в связи с применением специальных налоговых режимов.

Неналоговые доходы, основная часть которых формируется за счет использования имущества, находящегося в собственности регионов, не превышает 6% от общей величины доходов бюджета республики.

По вышеуказанным причинам в общей величине доходов бюджета республики занимают более 50% безвозмездные поступления из федерального бюджета.

По нашему мнению, необходимо перераспределение налогов между бюджетами различных уровней: за регионами закрепить большую часть налогов, что уменьшит долю безвозмездных поступлений, создаст заинтересованность регионов в увеличении своей финансовой базы, уменьшит их зависимость от федерального центра.

Литература

1. Азизкулов Д.М. Пути и способы увеличения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Московской области // Экономические науки. 2018. № 159. С. 32-35.

2. Гаджиева А.Г. Неналоговые доходы регионального бюджета: реалии и пути их роста в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конференции. Махачкала: Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2017. С. 256-260.

3. Зотиков Н.З., Яковлева А. С. Развитие регионов как фактор социально-экономического развития страны (на примере Чувашской Республики и Республики Татарстан) // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. № 3 (22). С. 4-11.

4. Мартышкина А.Е., Аркадьева О.Г. Тенденции финансирования социальной сферы в России [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. 2020. № 4. С. 22-31. URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2020/4/4. DOI: 10.47026/2499-9636-2020-4-22-31.

5. Сергеева К.С., Гордеева И.А. Структурные проблемы формирования доходов федерального бюджета российской федерации // Актуальные вопросы экономики: сб. науч. тр. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. С. 258-262.

6. Ханафеев Ф. Ф. Проблема обеспечения роста неналоговых доходов региональных бюджетов и пути ее решения // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4(34). С. 220-224.

ЛЮБОВЦЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0003-2408-1442).

ГОРДЕЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - ассистент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

Elena G. LYUBOVTSEVA, Irina A. GORDEEVA

ASSESSMENT OF REGIONAL BUDGET REVENUE GENERATION

AND WAYS OF ITS GROWTH

Key words: budget, budget revenues, formation of budget revenues, tax revenues, non-tax revenues.

The reasons for the constant attention to the problems of developing budgets at various levels are well known and understandable, since the budget is the basis of state, regional and local finance, it is the form of formation and spending of the cash fund intended for the financial provision of tasks and functions of state importance and local self-government. The relevance of the topic of the formation of regional budget revenues consists in the fact that such a budget is the main instrument aimed at regulating and stimulating the regional

economy. Regional budget revenues are channeled to ensure economic, social and political development, it is therefore important to increase regional budget revenues. The purpose of the study is to identify the sources of the regional budget revenues. Methods of statistical analysis were used to reveal the research topic. The article analyzes the own incomes of the consolidated budget of the Chuvash Republic. Improving the efficiency of tax administration has a positive effect on the growth ofthe regional budget's own revenues. The article analyzes the dynamics and structure of regional budget revenues, provides actual data on budget revenues of the Chuvash Republic for several years. At the regional level, the generation of income has a number of problems associated with limited legal nature, as well as with the lack of own income to cover budget expenditures.

References

1. Azizkulov D.M. Puti i sposoby uvelicheniya dokhodnoi chasti byudzhetov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii na primere Moskovskoi oblasti [Ways and methods of increasing the revenue side of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation on the example of the Moscow region]. Ekonomicheskie nauki, 2018, no. 159, pp. 32-35.

2. Gadzhieva A.G. Nenalogovye dokhody regional'nogo byudzheta: realii i puti ikh rosta v sovremennykh usloviyakh [Elektronnyi resurs] [Non-tax revenues of the regional budget: realities and ways of their growth in modern conditions]. In: Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki: integratsionnye protsessy i mekhanizmy formirovaniya i sotsial'no-ekonomicheskaya politika regiona: materialy VIIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Proc. of 8th Int. Sci. Conf. «In the collection: Regional problems of economic transformation: integration processes and mechanisms of formation and socioeconomic policy of the region»]. Makhachkala, 2017, pp. 256-260.

3. Zotikov N.Z., Yakovleva A.S. Razvitie regionov kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya strany (na primere Chuvashskoi Respubliki i Respubliki Tatarstan) [Regional development as a factor in the socio-economic development of the country (on the example of the Chuvash Republic and the Republic of Tatarstan)]. Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, 2020, no. 3(22), pp. 4-11.

4. Martyshkina A.E., Arkad'eva O.G. Tendentsii finansirovaniyasotsial'noi sfery v Rossii [Trends in financing the social sphere in Russia]. Oeconomia et Jus, 2020, no. 4, pp. 22-31. Available at: http://oecomia-et-jus.ru/single/2020/4/4. DOI: 10.47026/2499-9636-2020-4-22-31.

5. Sergeeva K.S., Gordeeva I.A. Strukturnye problemy formirovaniya dokhodov federal'nogo byudzheta rossiiskoi federatsii [Structural problems of the formation of incomes of the federal budget of the Russian Federation]. Aktual'nye voprosy ekonomiki: sb. nauch. tr. [Actual problems of economics]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2019, pp. 258-262.

6. Khanafeev F.F. Problema obespecheniya rosta nenalogovykh dokhodov regional'nykh byudzhetov i puti ee resheniya [The problem of ensuring the growth of non-tax revenues of regional budgets and ways of solving it]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki, 2016, no. 4(34), pp. 220-224.

ELENA G. LYUBOVTSEVA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Finance, Credit and Statistics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2408-1442).

IRINA A. GORDEEVA - Assistant Lecturer, Department of Finance, Credit and Economic Security, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

Формат цитирования: ЛюбовцеваЕ.Г., ГордееваИ.А. Оценка формирования доходов регионального бюджета и пути их роста [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2021. - № 3. -С. 26-34. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/3/4. DOI: 10.47026/2499-9636-2021-3-26-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.