Б01: 10.47026/2499-9636-2020-4-7-14
УДК 336.22 ББК У261.411.1
Т.Ю. ВАСИЛЬЕВА
ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ключевые слова: налоговая нагрузка, отраслевое налогообложение, налоговые платежи, налоговый режим.
Все более актуальным становится вопрос о сбалансированном перераспределении налоговых доходов, генерируемых на территории субъекта Российской Федерации. Их величина в значительной степени зависит от налоговой нагрузки на экономику региона, которая, в свою очередь, определяется не только действующей системой налогов и сборов, но и отраслевой структурой экономики. В этой связи исследованы особенности отраслевого налогообложения на примере такого дотационного субъекта Российской Федерации, как Чувашская Республика, что и явилось целью исследования. Применены такие методы исследования, как аналитический, сравнительный методы изучения, метод группировки, графическое изображение. Рассмотрены и сопоставлены динамика и структура налоговых поступлений и валового регионального продукта исходя из видов экономической деятельности. Выявлено, что первое место по доле валового регионального продукта в Чувашской Республике занимают обрабатывающие производства, второе место приходится на торговлю, третье - на сельское хозяйство. В то же время в 2018-2019 гг. предприятия обрабатывающих производств обеспечивали 47% всех налоговых платежей Чувашской Республики, второй по значимости явилась торговая деятельность (12,7% всех платежей в 2019 г.), на долю строительства пришлось 7,3% всех налоговых платежей. В связи с тем, что налоговая нагрузка на экономику региона является критерием оценки влияния налогообложения на социально-экономическое развитие региона с учетом проводимой им региональной налоговой политики и его отраслевой структуры, приведен расчет уровня фактической налоговой нагрузки как соотношения мобилизованных налоговых платежей к валовому региональному продукту по основным видам экономической деятельности в Чувашской Республике. Как показали расчеты, значительную налоговую нагрузку несут такие виды деятельности, как обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых и строительство. Сельское хозяйство обеспечило только 0,4% поступивших налоговых платежей в целом по Чувашии по всем видам деятельности и несет самую минимальную налоговую нагрузку из-за особенностей налогообложения в данной отрасли. Таким образом, налоговая нагрузка крайне неравномерно распределена по видам экономической деятельности.
Для развития федеративных отношений все более актуальным становится вопрос о сбалансированном перераспределении налоговых доходов, генерируемых на территории субъекта Российской Федерации. Их величина в значительной степени зависит от налоговой нагрузки на экономику региона, которая, в свою очередь, определяется не только действующей системой налогов и сборов, но и отраслевой структурой экономики. Целью данного исследования явилось проведение сравнительного анализа отраслевой налоговой нагрузки в Чувашской Республике.
Чувашская Республика является традиционно дотационным регионом России [1. С. 156]. В данном регионе практически отсутствует ресурсно-
сырьевая база и, как следствие, нет налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который занимает первое место в России (27,1% в 2019 г.) по структуре поступивших налогов (рис. 1).
Налог
налоги
3,5%
Рис. 1. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2019 г. (диаграмма составлена на основе статистической налоговой отчётности по Ф. 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» [3])
Рассматриваемый регион характеризуется зависимостью консолидированного бюджета от безвозмездных перечислений и низким уровнем собственных налоговых доходов. Так, в 2018 г. удельный вес безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики составил 47,4% [5. С. 90].
Анализ структуры производства валового регионального продукта за 2018 г. показал, что основным видом экономической деятельности для Чувашии являются «обрабатывающие производства», их доля составила 27,9%, далее по убыванию следуют «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» - 13,8%, «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» - 8,3%, «деятельность по операциям с недвижимым имуществом» - 7,2% и т.д., а на последнем месте находится «добыча полезных ископаемых» - 0,1% [4]. Таким образом, в исследуемом регионе первое место по доле валового регионального продукта занимают обрабатывающие производства, второе место приходится на торговлю, третье - на сельское хозяйство.
Рассмотрим вклад данных видов экономической деятельности в Чувашии в пополнение государственной казны в виде налоговых поступлений, для примера рассмотрим два года - 2018 и 2019 гг.
Таблица 1
Динамика и структура налоговых доходов, мобилизованных в Чувашии в 2018-2019 гг.
Вид экономической деятельности 2018 2019 Темп роста, %
тыс. руб. уд.вес.,% тыс. руб. уд.вес.,%
Обрабатывающие производства 23 134 719 47,0 24 943 192 46,9 107,82
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 6 017 509 12,2 6 746 837 12,7 112,12
Строительство 3 503 012 7,1 3 901 489 7,3 111,38
Деятельность профессиональная, научная и техническая 1 611 019 3,3 2 080 902 3,9 129,17
Транспортировка и хранение 1 815 098 3,7 1 889 751 3,6 104,11
Деятельность финансовая и страховая 2 030 232 4,1 1875784 3,5 92,39
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 1 859 533 3,8 1743784 3,3 93,78
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 1 574 504 3,2 1 734 041 3,3 110,13
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 1 629 468 3,3 1 707 213 3,2 104,77
Образование 1 610 756 3,3 1 706 287 3,2 105,93
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 1 413 087 2,9 1 295 767 2,4 91,70
Деятельность в области информации и связи 906 716 1,8 1 029 943 1,9 113,59
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов 518 599 1,1 839 578 1,6 161,89
Деятельность административная 446 282 0,9 453 235 0,9 101,56
Деятельность гостиниц и предприятий общепита 332 303 0,7 396 089 0,7 119,20
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга 357 462 0,7 361 210 0,7 101,05
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 188 046 0,4 216 150 0,4 114,95
Предоставление прочих видов услуг 149 818 0,3 152 589 0,3 101,85
Добыча полезных ископаемых 103 817 0,2 87 461 0,2 84,25
Примечание. Табл. 1 составлена по статистической налоговой отчётности по Ф. 1-НОМ «Отчет о поступлении налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской федерации по основным видам экономической деятельности» [3].
В табл. 1 представлена структура налоговых поступлений в Чувашии по видам экономической деятельности, в которой преобладают обрабатывающие производства, причем в составе данных производств следует выделить производство электрооборудования, пищевых продуктов, машин и оборудования. Заметим, что в целом по России характерна иная структура налоговых платежей - с превалированием добычи полезных ископаемых. В 2018-2019 гг. предприятия обрабатывающих производств обеспечивали
47% всех налоговых платежей Чувашской Республики, второй по значимости явилась торговая деятельность (12,7% всех платежей в 2019 г.). На долю строительства пришлось 7,3% всех налоговых платежей.
Далее рассмотрим уровень налоговой нагрузки в Чувашии в отраслевом разрезе как соотношение мобилизованных налоговых платежей к валовому региональному продукту (рис. 2). Рассмотрена именно налоговая нагрузка на экономику региона как показатель «оценки влияния налогообложения на социально-экономическое развитие региона с учетом его отраслевой структуры и проводимой им региональной налоговой политики» [2. С. 365].
Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Водоснабжение; водоотведение Строительство Деятельность профессиональная, научная... Обеспечение электрической энергией,. Деятельность административная Деятельность в области культуры, спорта Торговля оптовая и розничная; ремонт АТС
Образование Предоставление прочих видов услуг Деятельность в области информации и. Транспортировка и хранение Деятельность в области здравоохранения. Госуправление и обеспечение военной. Деятельность гостиниц и предприятий. Деятельность по операциям с. Сельское, лесное хозяйство, охота,.
,9
5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0
Рис. 2. Фактическая налоговая нагрузка по экономической деятельности Чувашской Республики в 2019 г., % (диаграмма составлена по статистической налоговой отчётности по Ф. 1-НOМ «Отчет о поступлении налогов, сборов и страховых взносов
в бюджетную систему Российской федерации по основным видам экономической деятельности» и статистическим данным Росстата [3, 4])
Как видно из рис. 2, значительную налоговую нагрузку несут следующие виды деятельности: обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, строительство. Итак, и в структуре ВРП, и в структуре налоговых платежей лидируют такие виды деятельности, как обрабатывающие производства и торговля. При этом сельское хозяйство занимает третье место
по доле ВРП и последнее место по уровню налоговой нагрузки. Сельскохозяйственная отрасль обеспечила всего 0,4% мобилизованных налоговых доходов в Чувашии.
Связано это с тем, что, согласно действующему Налоговому кодексу Российской Федерации, организации и предприниматели могут применять следующие системы (режимы) налогообложения:
- общая система налогообложения;
- специальный режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- специальный режим в виде упрощенной системы налогообложения (УСН);
- специальный режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
- патентная система налогообложения (только для индивидуальных предпринимателей).
Как показал проведенный нами углубленный анализ налоговых статистических форм отчетности, специальные налоговые режимы преимущественно применяются в торговой сфере - так, в 2019 г. поступило 1,16 млрд руб. налогов и сборов, или 34% общей величины поступивших налогов от всех спецрежимов. Затем следуют строительство (409,5 млн руб., или 11,97%, соответственно) и обрабатывающие производства (387,6 млн руб., или 11,33%, соответственно) [3].
Рассмотрим такую важную отрасль для экономики Чувашии, как сельское хозяйство. Структура уплаченных налогов по сельскому хозяйству в Чувашии представлена в табл. 2.
Таблица 2
Структура уплаченных налогов в Чувашии по виду деятельности «Растениеводство и животноводство, охота...» за 2019 г.
Налог Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
Налог на прибыль организаций 56 032 9,9
НДФЛ 348 286 61,3
НДС -379 766 -
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 1 686 0,3
Налог на имущество организаций 63 822 11,2
Транспортный налог 9 942 1,7
Налоги по специальным налоговым режимам 73 280 12,9
Прочие налоги 15 293 2,7
Итого 188 575 100,0
Примечание. Табл. 2 составлена на основе статистической налоговой отчётности по Ф. 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» [3, 4].
Данные табл. 2 показывают, что удельный вес поступивших налоговых платежей по сельскому хозяйству от спецрежимов составил всего 12,9% всех уплаченных налогов этой отрасли без учета НДС. Одновременно сумма нало-
говых платежей, поступивших от единого сельскохозяйственного налога за 2019 г., составила 34 643 тыс. руб., это около половины всех налоговых поступлений по спецрежимам. Получается, что в Чувашской Республике на сельскохозяйственную деятельность приходятся 8,3% ВРП и только 0,4% налоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве минимальный (рис. 2), что объясняется отрицательной суммой НДС (табл. 2), высокой долей затрат в сельском хозяйстве. Вследствие того, что продажа сельхозпродукции облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, а «входной» НДС с покупок - по ставке 20%, то по данному налогу возникает задолженность бюджета перед налогоплательщиком (начисленный НДС меньше входного НДС). Величина уплачиваемого единого сельскохозяйственного налога незначительна из-за низкой налоговой ставки (6%) при высокой доле расходов в данной отрасли. При общей системе налогообложения от налога на прибыль полностью освобождается прибыль от продаж сельхозпродукции, прошедшей первичную переработку.
До 2019 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям, желающим применять специальный налоговый режим, было предпочтительным использование ЕСХН, который уплачивается по ставке 6% с полученной прибыли. Но с 2019 г. НДС при применении ЕСХН подлежит обязательной уплате, кроме случаев, когда величина доходов, к примеру, за 2019 г. не превысит 90 млн руб. (предельная величина ежегодно снижается) - тогда НДС не уплачивается при обращении налогоплательщика в Федеральную налоговую службу. Данное правило по обязательной уплате НДС при применении ЕСХН даже может оказаться выгодным, так как дает сельскохозяйственным товаропроизводителям возможность продавать свою продукцию крупным организациям, которые применяют обычную налоговую систему и которым важно возмещать НДС с покупок. Если же в числе контрагентов-покупателей в основном физические лица, а также организация и предприниматели, не уплачивающие НДС, то оптимально сравнить сумму уплачиваемых налогов при использовании единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения (когда НДС не уплачивается, но ставка единого налога 15%).
В случае же, если сельскохозяйственный товаропроизводитель работает с физическими лицами или организациями и предпринимателями, которые не уплачивают НДС, целесообразно просчитать и сравнить налоговую нагрузку при применении упрощенной системы налогообложения (уплачивается 15% с прибыли, НДС не платится) и ЕСХН. Также стоит учесть, что при применении ЕСХН и общей системы налогообложения сумма НДС обычно не уплачивается сельскохозяйственными товаропроизводителями, так как получается к налоговому вычету из-за разных ставок НДС по покупкам и продажам товаров. При этом входной НДС не принимается в расходы при ЕСХН, как было до 2019 г.
Таким образом, налоговая нагрузка крайне неравномерно распределена по видам экономической деятельности. Например, самую низкую налоговую нагрузку несет сельское хозяйство, а повышенную налоговую нагрузку в Чу-
вашской Республике несут обрабатывающие производства в связи со сложившейся структурой экономики региона, высокой оснащенностью основными средствами, значительной длительностью производственного цикла, а также высоким уровнем налогового контроля налоговых органов (особенно крупных налогоплательщиков). Для расчета налоговой нагрузки основными показателями явились фактические налоговые поступления, мобилизуемые на территории Чувашской Республики, и валовой региональный продукт (ВРП). ВРП использован в качестве показателя, который на региональном уровне агрегирует налоговую базу по таким налогам, как налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, удельный вес которых в структуре уплаченных налогов в Чувашской Республике в 2019 г. составил 84%. Проведенный анализ практики налогообложения на региональном уровне в отраслевом разрезе представляет интерес с точки зрения оценки перспектив потенциальных налоговых доходов.
Литература
1. Васильев П.А. Анализ деятельности налоговой системы на региональном уровне (на примере Чувашской Республики) // Экономика и экология: тренды, проблемы, решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2017. С. 155-157.
2. Васильев П.А. Развитие методики оценки влияния налоговой системы на экономику региона // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: материалы V Всерос. электр. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2016. С. 363-366.
3. Данные по формам статистической налоговой отчётности // Федеральная налоговая служба: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn21/related_activities/ statistics_and_analytics/forms.
4. Официальные публикации Чувашстата // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: https://chuvash.gks.ru/official_publications.
5. Чувашия в цифрах. 2020: Крат.стат.сб./ Чувашстат. Чебоксары, 2020. 210 с.
ВАСИЛЬЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
Tatyana Yu. VASILEVA
FEATURES OF INDUSTRY-SPECIFIC TAXATION IN THE CHUVASH REPUBLIC
Key words: tax burden, industry-specific taxation, tax payments, tax regime.
The question of balanced redistribution of tax revenues generated in the territory of a subject of the Russian Federation is becoming more urgent. Their value depends largely on the tax burden on the regional economy, which in turn is determined not only by the system of taxes and fees currently in force, but by the sectoral structure of the economy as well. It is against this background that the peculiarities of sectoral taxation are studied on the example of such a subsidized subject of the Russian Federation as the Chuvash Republic, which is the purpose of the study. Such research methods as analytical, comparative methods of study, the grouping method, graphic images are applied. The dynamics and structure of tax revenues and gross regional product based on types of economic activity are examined and compared. It is revealed that the first place in terms of the share
in the gross regional product in the Chuvash Republic is taken by manufacturing, the second place falls on trade, the third - to agriculture. At the same time in 2018-2019, manufacturing enterprises provided 47% of all tax payments of the Chuvash Republic, the second most important was trade activity (12.7% of all payments in 2019), construction accounted for 7.3% of all tax payments. Due to the fact that the tax burden on the regional economy is a criterion for assessing the impact of taxation on the socio-economic development of the region taking into account the regional tax policy and its sectoral structure, the authors present calculation of the level of actual tax burden as the ratio of mobilized tax payments to gross regional product by major types of economic activities in the Chuvash Republic. As the calculations showed, activities such as manufacturing, mining and construction bear a significant tax burden. Agriculture provided only 0.4% of received tax payments in general for Chuvashia for all activities and carries the lowest tax burden due to the peculiarities of taxation in this industry. Thus, the tax burden is extremely unevenly distributed by the types of economic activity.
References
1. Vasilev P.A. Analiz deyatelnosti nalogovoi sistemy na regionalnom urovne (na primere Chu-ashskoi Respubliki) [Analysis of the tax system at the regional level (on the example of the Chuvash Republic)]. In: Ekonomika i ekologiya: trendy, problemy, resheniya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Int. Sci. Conf. «Economics and ecology: trends, problems, solutions»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2017, pp. 155-157.
2. Vasilev P.A. Razvitie metodiki otsenki vliyaniya nalogovoi sistemy na ekonomiku regiona [Development of methods for assessing the impact of the tax system on the economy of the region]. In: Problemy i perspektivy razvitiya sotsialno-ekonomicheskogo potentsiala rossiiskikh regionov: materialy V Vseros. elektr. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Russ. Sci. Conf. «Problems and prospects of development of social and economic potential of Russian regions»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2016, pp. 363-366.
3. Dannye po formam statisticheskoi nalogovoi otchetnosti [Data on statistical tax reporting forms]. Available at: https://www.nalog.ru/rn21/related_activities/statistics and analytics/forms.
4. Ofitsialnye publikatsii Chuvashstata [Official publication Chuvash statistics]. Available at: https://chuvash.gks.ru/official_publications.
5. Chuvashiya v tsifrakh. 2020: krat. stat. sb. [Chuvashia in numbers. A brief statistical compilation] Cheboksary, Chuvashstat Publ., 2020, 210 p.
TATYANA Yu. VASILEVA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Accounting and Electronic Business Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Формат цитирования: Васильева Т.Ю. Особенности отраслевого налогообложения в Чувашской Республике [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2020. - № 4. - С. 7-14. -URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2020/4/2. DOI: 10.47026/2499-9636-2020-4-7-14.