Научная статья на тему '«Мировое» налогообложение: статистические аспекты (на примере сельского хозяйства)'

«Мировое» налогообложение: статистические аспекты (на примере сельского хозяйства) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1219
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATISTICS / INTERNATIONAL COMPARISON / TAX BURDEN / TAXATION / AGRICULTURE / СТАТИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Анна Витальевна

В статье рассмотрены проблемы международной статистики налогообложения сельского хозяйства. Автором проведена сравнительная характеристика «налогового поля» сельскохозяйственных товаропроизводителей отдельных стран. Рассмотрен опыт сбора и обработки информации в сфере налогообложения Евростатом и Росстатом. Проведен анализ налоговой нагрузки на экономику, а также налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации в странах ЕС. Выявлена необходимость дифференциации налоговой нагрузки в сельском хозяйстве по видам сельскохозяйственного производства. В результате исследования автором разработан методический подход к оценке налогообложения сельского хозяйства на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “world” taxation: statistical aspects (evidence from agriculture)

The article is dedicated to the problems of international statistics of agriculture taxation. The author has performed a comparative characteristic of the “tax field” of agricultural producers from certain countries. Eurostat’s and Rosstat’s (Russian Federal State Statistics Service) experiences of data collection and processing in the taxation field have been considered. The tax burden of the economy, as well as tax burden of the agricultural organizations in EU countries have been analyzed. The need to differentiate tax burden in agriculture according to agricultural production types has been explained. In result of the research, the author has developed a methodological approach to the assessment of agriculture taxation on the international level.

Текст научной работы на тему ««Мировое» налогообложение: статистические аспекты (на примере сельского хозяйства)»

Тихонова А.В. «Мировое» налогообложение: статистические аспекты (на примере сельского хозяйства) // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 19-40. — doi: 10.18334/ppib.3.1.3518O

Язык публикации: русский

Food Policy and Security, 2016, Volume 3, Issue 1

The "world" taxation: statistical aspects (evidence from agriculture)

Anna Tikhonova12®

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Russian Federation

2 Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Russian Federation

ABSTRACT_

The article is dedicated to the problems of international statistics of agriculture taxation. The author has performed a comparative characteristic of the "tax field" of agricultural producers from certain countries. Eurostat's and Rosstat's (Russian Federal State Statistics Service) experiences of data collection and processing in the taxation field have been considered. The tax burden of the economy, as well as tax burden of the agricultural organizations in EU countries have been analyzed. The need to differentiate tax burden in agriculture according to agricultural production types has been explained. In result of the research, the author has developed a methodological approach to the assessment of agriculture taxation on the international level.

The article has been prepared with funding from Russian Foundation for Humanities (grant No. 15-2201004 a(M)).

KEYWORDS_

statistics, international comparison, tax burden, taxation, agriculture

CITATION_

Tikhonova, A.V. (2016). The "world" taxation: statistical aspects (evidence from agriculture). Food Policy and Security, 3(1), 19-40. doi: 10.18334/ppib.3.1.35180

JEL: H21, O57, Q14 Original Research Language: Russian

Received: 27 Jan 2016, Published: 30 Mar 2016

© Tikhonova A.V. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: samozvanka_89@bk.ru

HIGHLIGHTS

► one of the factors enabling a successful functioning of agriculture abroad is a favorable taxation scheme

► provision of fiscal preferences is substantiated by peculiarities of agricultural production: its seasonal character, dependence on weather, prevalence of small producers (family farms)

► the countries of Europe and America are characterized by higher tax and charge rates, but, at the same time, by a broader list of applied tax concessions and tax deductions

► in our opinion, the main disadvantage of the European system is the absence of the data on the collected taxes according to branches and types of economic activities in most published works and databases

► every taxation variant is characterized by the respective list of compulsory payments in the budgetary system; these payments can be labelled as the "taxation field"

► the tax burden analysis in agriculture should begin with analysis of the tax burden of the economy as a whole

► the level of tax burden of business as a whole is rather low if we compare Russia to France or Denmark, for instance

► the highest tax load on agricultural producers is in Denmark and Switzerland

► in spite of high tax rates (in France, for instance) the presence of a large amount of tax concessions and preferences allows to provide quite a low level of tax burden of agriculture (2,7 %); at that, in Russia it amounts to 11,9 %

► usually, tax burden in agriculture is determined as the ratio of the taxes paid by agricultural producers to gross value added created in the industry

Продовольственная политика и безопасность, 2016, Том 3, Выпуск 1

«Мировое» налогообложение:

статистические аспекты

(на примере сельского хозяйства)

Анна Тихонова12®

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

2 Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, г. Москва

АННОТАЦИЯ_

В статье рассмотрены проблемы международной статистики налогообложения сельского хозяйства. Автором проведена сравнительная характеристика «налогового поля» сельскохозяйственных товаропроизводителей отдельных стран. Рассмотрен опыт сбора и обработки информации в сфере налогообложения Евростатом и Росстатом. Проведен анализ налоговой нагрузки на экономику, а также налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации в странах ЕС. Выявлена необходимость дифференциации налоговой нагрузки в сельском хозяйстве по видам сельскохозяйственного производства. В результате исследования автором разработан методический подход к оценке налогообложения сельского хозяйства на международном уровне.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 15-22-01004 а(м)).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

статистика, международное сопоставление, налоговая нагрузка, налогообложение, сельское хозяйство

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Тихонова А.В. «Мировое» налогообложение: статистические аспекты (на примере сельского хозяйства) // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 19-40. — doi: 10.18334/ppib.3.1.35180

JEL: H21, O57, Q14 Язык публикации: русский

© Тихонова А.В. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: samozvanka_89@bk.ru

ТЕЗИСЫ

► одним из факторов, позволяющих успешно функционировать сельскому хозяйству за рубежом, является «щадящий» налоговый режим

► предоставление фискальных преференций обосновано специфическими особенностями сельскохозяйственного производства: сезонностью, зависимостью от погодного фактора, преобладанием мелких семейных производителей

► страны Европы и Америки характеризуются более высокими ставками налогов и сборов, но при этом более широким перечнем применяемых налоговых льгот

и вычетов

► главным недостатком европейской системы, на наш взгляд, является отсутствие в большинстве публикаций и базах данных информации о собранных налогах в разрезе отраслей и видов экономической деятельности

► каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговое поле»

► анализ налоговой нагрузки в сельском хозяйстве следует начинать с анализа налоговой нагрузки на экономику в целом

► уровень налоговой нагрузки на бизнес в целом в Российской Федерации является относительно низким по сравнению, к примеру, с Францией и Данией

► наиболее высокая налоговая нагрузка на сельскохозяйственных товаропроизводителей наблюдается в Дании и Швеции

► несмотря на высокие ставки налогов (к примеру, во Франции), наличие большого количества налоговых льгот и преференций позволяет обеспечить достаточно низкий уровень налоговой нагрузки на сельское хозяйство (2,7 %), при этом в России она составляет 11,9 %

► традиционно налоговая нагрузка в сельском хозяйстве определяется как отношение налогов, уплаченных сельскохозяйственными предприятиями к валовой добавленной стоимости, созданной в отрасли

Об авторах:

Тихонова Анна Витальевна, младший научный сотрудник, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва; ассистент кафедры статистики и эконометрики, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, г. Москва (samozvanka_89@bk.ru)

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности стали предметом активного рассмотрения мировым сообществом с середины 70-х годов прошлого века. Одним из условий достижения необходимого уровня продовольственной защищенности является наличие стабильно функционирующего агропромышленного комплекса, обеспечивающего производство продуктов питания, и прежде всего его центрального элемента - сельского хозяйства. В условиях распространения кризисных явлений достижение продовольственной безопасности страны возможно лишь посредством активного государственного вмешательства, оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Одним из важных элементов системы государственной финансовой поддержки является налоговое стимулирование. Однако практика применения налоговых льгот показала, что эффект от их предоставления незначителен, в некоторых случаях даже отрицателен (например, отмена НДС при едином сельскохозяйственном налоге). Это вызывает необходимость поиска путей совершенствования системы налогообложения аграриев. Одним из наиболее действенных вариантов, по нашему мнению, может стать заимствование опыта зарубежных стран. Данная позиция и определяет актуальность темы научного исследования.

Цель исследования - провести сравнительную характеристику подходов к аграрной налоговой статистике в России и за рубежом, и на этой основе разработать унифицированный показатель международного сопоставления налоговой нагрузки на сельское хозяйство разных стран мира.

«Налоговое поле» сельскохозяйственных товаропроизводителей за рубежом

Важнейшим принципом организации налоговых систем во всех странах мира выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия) существуют два уровня бюджетов - центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей. В федеративных государствах (США, Германия, Канада) организованы три уровня бюджета и, соответственно, три уровня налоговых платежей - федеральные, региональные, местные.

Вторым принципом традиционно является единство, выражающееся в единой законодательной и нормативно-правовой базе на всем экономическом пространстве государства:

— все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;

— подход к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, един для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства.

Единство законодательной и нормативно-правовой базы системы налогообложения означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том числе и территориальные образования, в соответствии с законом.

Одним из факторов, позволяющих успешно функционировать сельскому хозяйству за рубежом, является «щадящий» налоговый режим. Система налогообложения сельского хозяйства за рубежом существует в двух вариантах:

— первый предполагает традиционную систему обложения, но при расширенном предоставлении налоговых льгот (широко используется в развитых странах Европы, США, Китае);

— второй, помимо общей системы налогообложения, характерной для всех субъектов экономики, предполагает наличие специального режима налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (постсоветские страны - Беларусь, Украина).

Предоставление фискальных преференций обосновано специфическими особенностями сельскохозяйственного производства: сезонностью, зависимостью от погодного фактора, преобладанием мелких семейных производителей (таблица 1).

Таблица 1

«Налоговое поле» сельского хозяйства некоторых стран мира

Виды налогов США Франция Италия Великобритания

Подоходный налог От 10 до 39,6 % по прогрессивной ставке От 10 до 3.9,6 % по прогрессивной ставке 23-48,6 % (0 %. для дохода ниже ¡3000 евро/год) до 50%

Корпоративный налог Федеральный уровень: 15-35%; Штат: от 5,5 %. База - прибыль корпораций 20,9 % Ваза - прибыль корпораций Национальный - 27,5 % Региональный - 3,6 %. 30 % - для компаний, доход кнтарых превышает 1,6 миллиона фунтов. Для компаний с меньшим доходом -19 %.

Налог на имущество Ставка налога обычно пропорциональны н невелики (от 1,6 до 3 %) Общая сумма налога и подоходного налога не должна превышать 86 % дохода плательщика - Не подлежат налогообложению сельскохозяйственная земля и постройки на ней (исключая жилые здания)

Земельный налог - Облагается 50 % стоимости. Ставки не более 2,5 средней ставки предыдущего годэ. Освобождены здания сельхозназначения. - -

НДС - Стандартная ставка -19,6 * и пониженная - 7 % или 5,5 % или 2.1 % Стандартная ставка -22% и пониженная - 10 %, 6 %, или 4 % Стандартная ставка - 20 % и пониженная - 5 % и 0 %

Налог с продаж 4 до 9 % в зависимости от штата - - -

Социальные выплаты Взносы по безработице -6,2 % В ПФ - в равном размере работодатель и работник. Ставки утверждаются ежегодно. 40-50 % 9,2 % платят работники, 23,8 % работодатели 11 % от зарплаты, плюс 12.3 % за каждого наемного работника

Продолжение таблицы ]

Виды налогов Германия Канада Китай Белоруссия Украина

Подоходный налог От 14 до 47,5% От 15 до 29% От 5 до 45 % 12 15,17%

Корпоративный налог 15 % и дополнительно с надбавкой на солидарность 5,5 % составляет 15,825 %. Если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 29-31 %. Федеральный уровень: 29%. Обрабатывавшая промышленность (21 %) и малый бизнес (12%). Региональный уровень: от 5 до 17. 25 %. 20%-для малых малорентабельных предприятий Спецрежим (50 % выручки) - 1%. Общий режим -освобождаются от налога на прибыль. 16 %. сумма налога уменьшается земельный налог с сельхозэемель (не менее 50 %). Сельскохозяйственный налог (товарооборот -75%) База-гектары, ставки от 0,03 до 1 %.

Налог на имущество - Обрабатываемые земли -25 % от ставки 1 класса имущества -жилье / фермерское хозяйство [0.56 %) База - недвижимость минус 10-30 % от суммы аренды. Ставка 1,2%, с аренды-12 %. Налог на недвижимость. 1 %-для организаций, 0,1 %- для физических лиц -

Земельный налог 1,2% ОТ кадастровой стоимости объекта Входит в налог на имущество Налог на использование городских земель. Ставки-от 0,6 до 30 юаней за кв метр От 5690 бел р / га до 54400 бел. р. 1 га Для пашни, сенокосов и пастбищ-0,1 %; для многолетних насаждений-0,03%

НДС Стандартная ставка -19 % и пониженная - 7 % Федеральный уровень: 7 %. Региональный уровень: от 5 % Общая ставка -17%; пониженная -2 3.4. 613% Стандартная ставка - 20% и пониженная-10% Стандартная ставка - 20% и пониженная-0 %

Налог с продаж - - - - -

Социальные выплаты Пенсионный фонд - 9,3 %; фонд страхования от болезней - 6,9: фонд занятости - 3.25 % 6 % платят работодатели. 5 % - работники 33% 29% От 36,76 до 49,7 в зависимости от класса профессионального риска производства

Источник:составлено автором

Некоторые из налоговых льгот применяются в российской экономике (единый сельскохозяйственный налог, нулевая ставка по налогу на прибыль с сельскохозяйственной деятельности), однако не оказывают положительного влияния на финансовое состояние и показатели экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций.

Таким образом, анализ системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей показывает, что в странах -бывших советских социалистических республиках (Беларусь, Украина) наиболее сходные с Россией режимы налогообложения в сельском хозяйстве. Другие же государства (страны Европы и Америки), наоборот, характеризуются более высокими ставками налогов и сборов, но при этом более широким перечнем применяемых налоговых льгот и вычетов.

Налоговая статистика в странах Евросоюза и России

В современном мире все большее значения приобретают международные статистические исследования, позволяющие сопоставить уровень налогообложения в различных странах, определить конкурентоспособность и привлекательность налоговых систем, а также эффективность государственной налоговой политики (в рамках данного исследования - применительно к сельскому хозяйству).

Статистическое управление Европейских сообществ (Евростат), ведущая международная статистическая организация, по нашему мнению, является не только разработчиком международных статистических стандартов, но и лидером «качества» предоставляемой информации. На официальном сайте Евростата с определенной периодичностью обновляются и дополняются базы данных, содержащие основные экономические и социальные показатели в Евросоюзе. Особое внимание уделяется отслеживанию формирования инновационной экономики: организацией подготовлено руководство по региональным аспектам статистики науки и инноваций.

Немаловажная роль в работе Европейской статистической комиссии отведена статистике налогообложения. Вот уже несколько лет Евростат публикует сборники «Налоговые тенденции в Евросоюзе» («Taxation trends in the European Union» - Н.Т.), в которых дается анализ налоговых поступлений по странам, в том числе анализ динамических рядов показателей [11]. В последних выпусках данного сборника содержатся сведения о тенденциях налогообложения с 1970-х гг.

до настоящего времени, налоговых последствиях мирового финансового кризиса 2008 года, а также возможных перспективах в объеме и уровне собираемости налогов в странах ЕС1.

Статистический анализ налоговых поступлений в ЕС проводится в трех плоскостях: по виду налогов, по уровням управления налоговыми доходами, по выполняемым налогами экономическим функциям [11].

Большое внимание в сборнике уделено не только количественным показателям налогообложения, но и качественным характеристикам налогов (ставки, налоговые базы с особенностями их расчета и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В налоговой статистике России применяются группировки данных по видам налогов, отраслям экономики, федеральным округам, субъектам Российской Федерации. Представители Счетной палаты России для целей анализа предлагают свои группировки регионов, помогающие систематизировать налоговые льготы.

В России источниками информации о налогах и налогоплательщиках, налогооблагаемой базе служат отчетность Росстата, а также формы отчетности, используемые Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой РФ.

Информация о налогах, наиболее широко представлена в специализированных формах налоговой отчетности - налоговых декларациях. Декларации сдаются в установленные законодательством сроки, на определенных бланках в отделения ФНС России по каждому виду налога отдельно. На основании предоставленных отчетов Налоговая служба публикует на официальном сайте сводные сведения об уплате, начислении, налоговых базах и т. п. по видам налогов, регионам, периодам.

Более подробно рассмотрим статистическую налоговую отчетность, составляемую налоговыми органами, в которой отражаются сводные сведения о налогах и сборах по всем типам организаций. Данные формы утверждаются ежегодно приказами Федеральной налоговой службы на следующий год. По элементному составу налогообложения выделены следующие группы:

1. Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей (№ 1-НМ, № 1-НОМ).

1 Taxation trends in the European Union. Data for the EU Member States, Iceland and Norway. 2013 edition: Statistical book. - Luxembourg: Eurostat, 2013. - 316 p; Taxation trends in the European Union. Data for the EU Member States, Iceland and Norway. 2014 edition: Statistical book. - Luxembourg: Eurostat, 2014. - 314 p.

2. Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям (№ 4-НМ, № 4-НОМ).

3. Отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам (№ 1-НДС, № 5-П, № 5-ИБ, № 5-ЕНВД, № 5-ЕСХН, № 5-УСН, № 5-НП, № 5-ПВ, № 5-АЛ, № 5-АМ, № 5-ТИ, № 5-МН, № 5-НДПИ, № 5-НИО, № 5-ВН, № 5-ТН, № 5-ВБР, № 5-КГНМ).

4. Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля (2-НК, 2-НМ, 1-ККТ).

5. Отчеты о работе по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц (1-ЮР, 1-ИП).

6. Отчеты по налогу на доходы физических лиц (5-НДФЛ).

7. Отчеты о количестве выданных патентов (1-ПАТЕНТ).

Своевременный и качественный сбор, обработку и передачу

отчетов в установленные сроки на федеральный уровень в соответствии с методическими указаниями по формированию отчетности обеспечивают руководители управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Формирование статистической налоговой отчетности в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется соответствующими структурными подразделениями, к предмету деятельности которых относится указанная отчетность.

Отчеты составляются по итогам периода в разрезе каждого муниципального образования нарастающим итогом с начала отчетного года и представляются инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации составляют отчеты в разрезе муниципальных образований и сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации. Отчеты в разрезе муниципальных образований в Федеральную налоговую службу не направляются. Сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации направляется в Федеральную налоговую службу.

Значения показателей отчета указываются на основании данных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками за налоговый период, а также данных информационного ресурса «Реестр регистрации налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности», утвержденного приказом ФНС России от 24.10.2006

№ САЭ-3-25/729@, и данных информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки», утвержденного приказом от 17.11.2003 № БГ-3-06/627@ «Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам» с учетом изменений и дополнений.

Статистические органы получают информацию о налогообложении сельскохозяйственных предприятий из данных переписей и выборочных обследований (по личным подсобным хозяйствам и хозяйствам населения), а также из отчетности. В частности:

1. Форма 1-предприятие содержит сведения о применении налоговых режимов, о начисленных взносах в ПРФ, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (строка 100), о налогах и сборах, включаемых в себестоимость продукции (стоки 113-117), о сумме НДС начисленной и подлежащей к уплате в бюджет (строка 167-168), ЕНВД (строка 170), ЕСХН (строка 169), УСН (строка 171).

2. Форма П-3 содержит сведения о кредиторской задолженности перед бюджетом (строки 15-18), о НДС по приобретенным ценностям (ст. 47).

3. Наибольший объем информации по налогам и сборам среди всех форм отчетности для пользователей предоставляет форма № 6-АПК. Форма включает в себя раздел V «Справка о налогах, сборах и страховых взносах». В нем представлена информация по видам налогов (задолженность, начислено, уплачено).

Рассмотрев отечественную систему сбора информации по налогообложению, можно выделить недостатки и ее преимущества по сравнению с европейской системой. Главным недостатком европейской системы, на наш взгляд, является отсутствие в большинстве публикаций и базах данных информации о собранных налогах в разрезе отраслей и видов экономической деятельности, что существенно усложняет процесс анализа. Однако у этой системы есть важное преимущество. В сборниках Евростата регистрируются изменения налогового законодательства стран Евросоюза в период острой фазы экономического кризиса, введенные в действие в 2009 и 2010 гг. По ряду налогов приняты изменения, согласно которым существенно поменялись отдельные элементы и правила их исчисления. Все эти изменения также отражаются в статистических данных, что существенно облегчает процесс сопоставления международных данных и увеличивает достоверность полученных выводов.

В результате проведенного анализа отметим, что такой важный раздел статистики, как налоговая, в России находится в стадии становления и поиска аналитических схем обработки и представления информации. Вместе с тем, предоставление и обобщение статистических данных о налогообложении товаропроизводителей, позволят не только более точно оценить современное их состояние, но определить степень влияния налоговой политики на эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций в стране в целом и в рамках отдельных регионов.

Налоговая нагрузка на экономику и на сельское хозяйство в развитых странах мира

Методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы.

Цель методики - сравнить уровень налоговой нагрузки как для организаций, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для организаций, находящихся в разных налоговых системах, то есть в различных государствах.

При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри налоговых систем существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т. д. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговое поле», введенным В. С. Занадворовым [3]. Характеристика налогового поля сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторых стран рассмотрена нами ранее (таблица 1).

Анализ налоговой нагрузки в сельском хозяйстве следует начинать с анализа налоговой нагрузки на экономику в целом, так оно позволяет определить общие условия ведения предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования.

Рейтинг налоговой нагрузки в разных странах мира с середины первого десятилетия XXI века публикует журнал Forbes. Последняя публикация представлена журналом за 2009 год (рисунок 1).

Основной недостаток такой характеристики налогообложения разных стран состоит в том, что налоговая нагрузка представляет собой некий абстрактный показатель, равный сумме ставок по основным видам налогов. Следует отметить, что такой показатель может лишь косвенно характеризовать налогообложение, так как главную роль в налогообложении помимо налоговой ставки играет налоговая база.

Наиболее интересен, на наш взгляд, показатель налоговой нагрузки, рассчитанный как доля налоговых платежей и социальных взносов к валовому внутреннему продукту по данным Евростата (рисунок 2).

Различия в уровнях новой нагрузки среди государств - членов ЕС довольно заметны - вариация показателя составляет более двадцати пунктов, от 27,1 % - в Литве, до 47,6 % - в Дании. Эти различия зависят в основном от выбранного варианта социальной политики, от степени занятости населения или государственной деятельности и т. д. Некоторые государства ЕС обеспечивают социальную или экономическую помощь через предоставление обширного перечня налоговых льгот, а не за счет прямого бюджетного субсидирования. Следует также подчеркнуть, что значение ВВП, который является знаменателем налоговой нагрузки, включает в себя также оценку производства от неформального сектора (так называемой «серой» и «черной» экономики); таким образом, не только льготная налоговая политика, но и высокое уклонение от уплаты налогов может привести к низкому значению общего показателя налоговой нагрузки2.

Таким образом, уровень налоговой нагрузки на бизнес в целом в Российской Федерации является относительно низким по сравнению, к примеру, с Францией и Данией. Однако необходимо оценить налоговую нагрузку непосредственно в сельском хозяйстве, так как эта отрасль пользуется большим количеством налоговых льгот и преференций в большинстве стран.

2 Taxation trends in the European Union. Data for the EU Member States, Iceland and Norway. 2012 edition: Statistical books. - Luxembourg: Eurostat, 2013. - 316 p.

Примечание: Corporate Income - налог на прибыль; Personal Income - НДФЛ; Wealth Tax - налог на богатство; Employer Social Security - налог на социальное обеспечение; Employee Social Security - налог на социальное обеспечение, взимаемый с работника; VAT/Sales - НДС / налог с продаж. Первая колонка - изменение суммарной ставки за год; вторая колонка - суммарное налоговое бремя; далее - вклад различных налогов.

Рисунок 1. Рейтинг налоговой нагрузки по данным журнала Forbes, 2009 Источник: по материалам журнала Forbes: Anderson J 2009 Tax Misery & Reform Index [Electronic resource] // Forbes.com. - 2009. - Mode of access: http://www.forbes.com/global/2009/0413/034-tax-misery-reform-index.html

50,0 40,0

Рисунок 2. Уровень налоговой нагрузки в странах мира в 2012 году, % Источник: составлено по данным официального сайта Eurostat

Процесс определения налоговой нагрузки был осложнен в связи с тем, что самые крупные международные статистические организации предоставляют информацию о налогах в разрезе видов налогов (на доходы корпораций, на доходы от труда, страховые взносы и прочее), классификация же налоговых поступлений в отраслевом разрезе не представлена ни одной действующей статистической организацией. В связи с чем нами были использованы данные по налоговой нагрузке, предоставленные Институтом исследования экономики в Мюнхене (IFO).

Таблица 2

Налоговая нагрузка сельскохозяйственных товаропроизводителей

в странах Европы, %

Налоговая нагрузка на: Дания Швеция Германия Нидерланды Австрия Франция Италия Великобритания

сельскохозяйственных производителей, средняя 14 11,3 6,8 6,1 6 2,7 2,3 1,8

традиционное земледелие 15,8 14,3 7,7 5,7 6,1 2,9 2,6 1,8

молочное производство 7,8 8 5,9 4,7 5,2 1,9 2 1,5

переработку сельскохозяйственной продукции 15 6 4,8 6,3 4,2 2,3 3,7 1,9

производство экологически чистых продуктов 10,1 9,1 6,1 4,6 5 2,1 2,1 1,2

Источник: составлено автором по [13]

Налоговая нагрузка в данном случае учитывается как соотношение налогов на доходы к прибыли сельскохозяйственных компаний.

Прежде всего необходимо отметить, что дифференциация налоговой нагрузки в Европе наблюдается на внутриотраслевом уровне; это вытекает из того, что отдельные элементы налогообложения (льготы, ставки) предусмотрены для конкретных подотраслей (животноводство, растениеводство, переработка продукции сельского хозяйства). Молочное животноводство более освобождено от налогов (Дания - 7,8 %, Швеция -8,0 %, Германия - 5,9 %), нежели растениеводство (15,8 %, 14,3 %, 7,7 % соответственно). Государство, таким образом, воздействует не только на развитие сельского хозяйства в целом, но и на конкретные его направления деятельности. При этом наиболее высокая налоговая нагрузка на сельскохозяйственных товаропроизводителей наблюдается в Дании и Швеции. Возможность применения подобной практики в российских условиях привлекательна, так как в отечественном АПК сложилась ситуация, в которой свиноводство и птицеводство находятся в лучшем положении, нежели остальные подотрасли сельского хозяйства. Это связано в первую очередь с сокращенным периодом оборачиваемости продукции и более коротким сроком окупаемости капвложений. При этом налоговые условия для всех участников сельскохозяйственного производства одинаковы, что с экономической точки зрения не совсем справедливо.

Итоги проведенного анализа подтверждают следующее: несмотря на высокие ставки налогов (к примеру, во Франции), наличие большого количества налоговых льгот и преференций позволяет обеспечить достаточно низкий уровень налоговой нагрузки на сельское хозяйство (2,7 %), при этом в России она составляет 11,9 %.

Разработка единого методического подхода к определению налоговой нагрузки в сельском хозяйстве

Основным показателем, характеризующим налогообложение в сельском хозяйстве, является показатель налоговой нагрузки. Традиционно налоговая нагрузка в сельском хозяйстве определяется как отношение налогов, уплаченных сельскохозяйственными предприятиями к валовой добавленной стоимости, созданной в отрасли. Нами выделены три проблемы, возникающие при международном сопоставлении налогообложения:

—различия в критериях отнесения к сельскохозяйственным товаропроизводителям в странах;

— разность в системах и моделях налогообложения;

— вопросы оценки и методики расчета валовой добавочной стоимости.

Валовая добавленная стоимость отрасли является аналогом валового внутреннего продукта в государственном масштабе, поэтому вопросы ее сопоставления мы рассмотрим через призму применения паритета покупательной способности. Паритет покупательной способности - соотношение валют, определяемое на основе равенства стоимости сопоставимого набора товаров и услуг, исчисленной в ценах и валютах сравниваемых экономик [6].

О числителе налоговой нагрузки: неоднократно в научной и практической литературе можно обнаружить мнение о том, что неправильно и нерационально складывать налоги и сопоставлять суммы уплаченных налогов разных стран, так как налоговые системы и условия существования организаций в них слишком разные. Однако, на наш взгляд, не стоит забывать, что основная цель налоговой нагрузки -сопоставить тяжесть налогового бремени сельскохозяйственных организаций разных государств.

Один из вопросов, который в настоящее время остается спорным среди большинства экономистов: стоит ли относить взносы на обязательное страхование к фискальным платежам, учитываемым при расчете налоговой нагрузки? Большинство российских ученых считает, что по своей сути взносы на социальное страхование представляют собой налоговые платежи, они лишь вынесены за рамки Налогового Кодекса Российской Федерации [1, 7]. Другим аргументом отнесения страховых взносов к налогам является то, что несмотря на социальные цели, из-за которых и введен данный вид платежей, для субъектов рыночного хозяйствования они представляют собой лишь фискальный платеж.

Аналогичная практика используется в США: благодаря тому что платежи в систему социального страхования в США не являются добровольными, то их принято относить больше к налогам, чем к страховым взносам. В Германии же принципиально иная позиция, однако в международной практике при расчете налоговой нагрузки принято суммировать взносы на социальное страхование с налогами.

Для определения валовой добавленной стоимости отрасли следует использовать международные стандарты с некоторой адаптацией

к аграрной и налоговой специфике, согласно которым валовая добавленная стоимость представляет собой сумму прибыли, оплаты труда работников, начисленной амортизации и бюджетных субсидий (средств целевого финансирования). Для целей определения налоговой нагрузки страховые взносы и налоги на производство исключены из состава ВДС, так как они искажают показатель налоговой нагрузки. Кроме того, исключены косвенно измеряемые услуги финансового посредничества, так как это показатель для финансового сектора, он не относится к сельскому хозяйству.

Таким образом, отношение абсолютной суммы уплаченных налогов к валовой добавленной стоимости, вне зависимости от налоговой политики, и будет характеризовать уровень налогообложения.

Предлагаемая формула расчета налоговой нагрузки для сельского хозяйства имеет следующий вид:

НН=Нуп/ВДСсх*100,

где НН - уровень налоговой нагрузки, %;

Нуп - сумма налоговых платежей, уплаченных сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней (включая взносы на страхование и таможенные пошлины), скорректированная на паритет покупательной способности, долларов США;

ВДСсх - сумма валовой добавленной стоимости сельского хозяйства, скорректированная на паритет покупательной способности, долларов США.

Для расчета показателя предполагается в качестве денежной валюты использовать доллар США, так как чаще всего именно в этой валюте публикуются данные международными организациями. Разработанный показатель предлагается использовать при международных сопоставлениях налогообложения в сельском хозяйстве.

Выводы

Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения сельскохозяйственных производителей, представляющего собой важный регулятор и элемент государственной поддержки сельского хозяйства, показал, что большинству развитых стран удалось достичь положительных результатов в развитии отрасли и достижении

внутренней продовольственной безопасности, во многом благодаря эффективной и грамотно построенной государственной, в том числе налоговой, политики. Российская система налогообложения аграриев в данном аспекте не столь проработана: она не учитывает «естественную» дифференциацию эффективности различных видов

сельскохозяйственного производства. В дополнение к тому, отсутствует стабильно функционирующая статистическая система сбора данных об аграрном налогообложении, и, как следствие, возможность проведения анализа в режиме «реального времени» и внесения соответствующих корректировок в Налоговый Кодекс Российской Федерации. Эти факторы «тормозят» развитие сельскохозяйственного производства, а значит, и обеспечение продовольственной безопасности России - вот почему имплементация зарубежного опыта представляется нам чрезвычайно актуальной и необходимой. В международных сопоставлениях аграрных налоговых систем кроются пути построения наиболее эффективного налогообложения отрасли, направленные на рост объемов производства и повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей. Это и предопределяет значимость полученных в рамках проведенного исследования выводов о:

— необходимости заимствования положительного опыта статистического сбора и обработки данных Европейского статистического агентства, что позволит иметь на постоянной основе актуальную информацию о состоянии налогообложения в сельском хозяйстве (и других отраслях экономики) и оперативно принимать новые управленческие решения, обеспечивающие достижение продовольственной безопасности России;

— возможности имплементации дифференцированных ставок налогообложения в сельском хозяйстве, что сделает налогообложение рассматриваемой отрасли более «справедливым» и экономически обоснованным;

— использовании в международном сопоставлении авторской методики расчета налоговой нагрузки, наиболее объективно отражающей изъятую в форме фискальных платежей часть валовой добавленной стоимости сельского хозяйства и соотносящей сумму налогов с фактическими плательщиками налогов, что позволит сопоставить фискальные условия производства для аграриев и оценить их конкурентоспособность по сравнению с зарубежными товаропроизводителями.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бунько В.А. Методы анализа налоговой нагрузки на предприятии // Управление

экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 10. -С. 50-55.

2. Домбровский Е.А. Налоговые льготы: практика применения, значение для

региональных бюджетов и методы оценки эффективности // Финансы и кредит. -

2011. - № 8. - С. 75-80.

3. Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных

финансов. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006.

4. Зинченко А.П., Трунтнева Н.Ю. Анализ производства и доходов сельского хозяйства

региона в системе национального счетоводства. - М.: Издательство РГАУ-МСХА,

2012. - 160 с.

5. Зинченко А.П., Уколова А.В. О программе Всероссийской сельскохозяйственной

переписи 2016 года // Вопросы статистики. - 2014. - № 2. - С. 10-16.

6. Итоги сопоставлений ВВП на основе паритета покупательной способности валют по

данным за 2011 год (по материалам статкомитета СНГ) // Вопросы статистики. -2014. - № 7. - С. 53-56.

7. Кирова Е.А. Налоговая нагрузка: как ее определять? // Финансы. - 2009. - № 4. - С. 29-33.

8. Оспанов Б.С. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта налогового

регулирования [Электронный ресурс] // Repository.enu.kz. - Режим доступа: http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/2257/Mussaif-G- ospanov-BS-Sravnitelnyi-analiz-zarubezhnogo.pdf

9. Пинская М.Р. Льготы по налогообложению прибыли, имущества, земли: региональный

аспект // Налоговая политика и практика. - 2012. - № 12. - С. 30-34.

10. Пьянова М.В. Зарубежный опыт налогового стимулирования аграрного сектора

экономики // Налоги и налогообложение. - 2009. - № 8. - С. 62-64.

11. Тютюрюков Н.Н. Налоговая статистика в странах Евросоюза и России // Финансовая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономика. - 2010. - № 4. -С. 87-99.

12. Шадрина М.А., Митюрева В.В. Новое в налогообложении

сельхозтоваропроизводителей // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2013. - № 2. -С. 51-57.

13. Parsche R., Radulescu D. M. Taxing Means of Agricultural Production in Germany: A

Relatively High Tax Burden Compared to Other Important EU Competitors // CESifo DICE Report. - 2004. - Vol. 2. - № 2. - P. 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.