УДК 338.332
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИУКЛАДНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Борисова Е.Е., старший научный сотрудник Национального института энергетической безопасности
В статье рассматриваются проблемы формирования мультиукладного технологического комплекса в машиностроительной отрасли России через стратегическое формирование межкорпоративных технологических кластеров и машиностроительных холдингов.
Ключевые слова: промышленность, информационные системы, кластеры, управление, инновации.
PROBLEMS OF FORMATION OF MULTI-MODE PROCESSING FACILITY IN MACHINE-BUILDING INDUSTRY OF RUSSIA
Borisova E., Senior Scientist of the National Institute of Energy Security
The article is devoted to the problem of forming multi-mode processing facility in the engineering industry in Russia through the formation of inter-corporate strategic technology clusters and machine-building holding companies.
Keywords: industry, information systems, clusters, management, innovation.
Эффективность управления интегрированными программами технологической модернизации машиностроительного комплекса России на основе инновационно-технологической кооперации машиностроительных предприятий предопределяется возможностями создания межкорпоративных технологических кластеров[4]. Здесь требуется максимизация экономического эффекта для всего мультиукладного технологического комплекса предприятий машиностроительного комплекса России [13]. Это достигаетсяпутем поддержки масштабных инновационных программ бизнеса на уровне регионов и отраслей, в частности, поддержки кластерных инициатив и формирования инновационно-технологических платформ
[9].
Этим обеспечивается своевременность включения новых инноваций в управленческий массив применительно к межкорпоративной интеграции процессов управления корпоративно автономными машиностроительными предприятиями через стратегическое формирование межкорпоративных технологических кластеров и машиностроительных холдингов [11]. Такие структуры необходимо использовать как организационную платформу для обеспечения инновационных преобразований мультиукладного технологического комплекса предприятий машиностроительного комплекса России в условиях постиндустриальной трансформации инновационно-технической конкуренции.
Определяющим фактором в процессах управления машиностроительными предприятиями машиностроительного комплекса, интегрирующимися в мировые рынки машиностроительной продукции становится поддержка реализации крупных проектов с учетом перспективных направлений НТП, которые должны будут обеспечить технологическое лидерство страны [10].
Критическая зависимость эффективности проектов технологической модернизации машиностроительного комплекса России и интеграции в мировые процессы производства и продаж машиностроительной продукции при географической диверсификации инновационных связей, обусловили на потребность в оптимизации информационно-управляющих связей между структурами сферы НИОКР и машиностроительных предприятий, и кооперации их действий.
Необходимо отметить тенденцию роста важности формирования и реализации построения прогнозно-упреждающих конфигураций полисегментных бизнес-стратегий и ускорению на этой основе бизнес-циклов машиностроительных предприятий в рамках продвижения на рынки новых российских разработок в сфере производства машиностроительной продукции. Такие меры реализуются на основе интеграции в единое информационное пространство множества различных структур, решающих задачи конкретного этапа управления жизненным циклом машиностроительной продукции, и обеспечивающих эффективное взаимодействие между всеми предприятиями, связанными единым бизнес-циклом на межкорпоративном уровне предприятий машиностроительного комплекса. Необходимо подчеркнуть значимость этой сферы не только как фактора поддерживающего конкурентоспособность предприятий машиностроительного комплекса, но и как стратегического ориентира развития всего машиностроительного комплекса России.
Концентрация «прорывных» технологий, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичного оборудования и машиностроительной продукции нового поколения, развития новых индустрий, модернизации широкого круга секторов экономики в условиях дальнейших трансформационных рыночных преобразований сформировали возможность предоставлять гарантированно качественный машиностроительный продукт [3]. Политикой государственного управления - должна стать совокупность действий и программ научно-технического и производственно-технологического развития в рамках глобализационных императивов технологической модернизации машиностроительного комплекса России по определению и предоставлению ожидаемых потребителем свойств машиностроительной продукции, обеспечивающих удовлетворение потребностей в пределах платежеспособного спроса [1].
В связи с этим разработка новых принципов организационно-информационной координации как основы осуществления прикладных НИОКР, технологических и организационных инноваций предполагает формирование целостной и работоспособной национальной инновационной системы, адекватной расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики.
Необходимо изменение характера развития промышленности нашей страны на принципах технологической модернизации машиностроительного комплекса России путем интеграции управления совокупностью корпоративно автономных машиностроительных предприятий с одновременным упрощением процедур согласования и координации их производственной деятельности на основе планирования всего жизненного цикла комплектных товарных линеек машиностроительной продукции [2].
Для организационного решения перечисленных проблем при формировании современного индустриально-инновационного потенциала машиностроительного комплекса России необходимо создание специализированных межкорпоративных технологических кластеров и преобразование организационных структур с опорой на инфраструктурные решения управления жизненным циклом комплектных товарных линеек машиностроительной продукции в нашей стране и за рубежом [6]. При этом применение концепции управления жизненным циклом комплектных товарных линеек машиностроительной продукции в сложном многооперационном производстве, характерном для предприятий машиностроения, является необходимым условием повышения конкурентоспособности каждого предприятия за счет повышения качества выпускаемой продукции и степени удовлетворенности заказчика[5].
В условиях мультикорпоративного характера комплектации машиностроительной продукции эффективность управления на отраслевом, территориальном и корпоративном уровнях предполагает использование кооперационной управленческой концепции, переход к которой от существующих концепций, требует выработки соответствующих управленческих бизнес-моделей на основе использования информационно-аналитических инструментов нового типа [14]. Задача таких инструментов - работа с пространственными, трудноструктурируемыми, комплексными данными в реальном масштабе времени для стратегического взаимодействия тер-
риториально разбросанных производств в рамках межкорпоративных технологических кластеров как организационной платформы обеспечения инновационных преобразований предприятий машиностроительного комплекса в условиях постиндустриальной трансформации [8]. Это проявляется в повышении важности перехода процессов и процедур управления в информационно-структурированную управленческую среду, позволяющую обеспечить эффективное взаимодействие объектов и субъектов управления на уровне отдельных предприятий, их корпоративных и территориальных групп, кластеров российского и международного характера [15]. При этом система инновационно-технологических структур инноваций формируется путем интеграции совокупности институциональных структур [корпоративных, региональных, кластерных и т.п.] в сфере производства машиностроительной продукции с учетом курса на инновационное развитие [7].
Рассмотренные приоритетные подходы к формированию механизмов управления на основе формирования и реализации кооперации производственно-взаимосвязанных машиностроительных предприятий с выходом на новые бизнес-модели управления интегрированными программами технологической модернизации машиностроительного комплекса России должны быть дополнены мерами реализации потенциала органов государственного управления в отношении машиностроительных предприятий в виде последовательностей взаимосвязанных мер господдержки инвестиционных проектов и программ.
Необходимо обеспечить расширение взаимодействия смежных сегментов организационных структур с опорой на инфраструктурные решения управления жизненным циклом комплектных товарных линеек машиностроительной продукции для формирования цифровых технологий предприятий машиностроительного комплекса, в частности, введения единых стандартов, осуществления взаимосвязанного комплекса организационных, аппаратных, программных инструментов мониторинга, обработки данных и обмена информацией.
Важным аспектом является внедрение модернизационно-ори-ентированных моделей управления для формирования благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для интегрированных программ технологической модернизации в сфере машиностроения, а также организацию скоординированной работы всех участников жизненного цикла изделия и формирования единого информационного пространства территориально разнесенных кластеров машиностроительных предприятий, вызывающих повышение конкурентоспособности при условии коренного - интеллектуального - изменения организации производства и реинжиниринга бизнес-процессов.
Значительные резервы повышения эффективности проектов технологической модернизации машиностроительного комплекса России заложены во внутреннем механизме управления, в частности, в формировании процессов концентрации инвестиций при ком-плексировании интегрированных программ технологической модернизации, необходимых для эффективности принимаемых оперативных и стратегических решений и выигрыше во времени [12]. Эти процессы требуют формирования целостной национальной инновационной системы для устойчивой работы машиностроительных предприятий в динамичной финансово-экономически нестабильной среде мировой экономики с опорой на инновации.
В настоящее время функциональные области управления на основе инновационно-структурированной совокупности институциональных структур в сфере производства машиностроительной продукции интегрируются на базе информационно-компьютерных технологий. Внедрение методов интегрированного управления в практику управления машиностроительными предприятиями машиностроительного комплекса, интегрированными в мировые рынки машиностроительной продукции позволяет в машиностроительном комплексе России обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей качеством машиностроительной продукции.
Литература:
1. Апканеев А.В., Логинов Е.Л. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.
2. Барикаев Е.Н., Логинов Е.Л. Повышение качества и надежности систем управления в российской энерготранспортной инфраструктуре в условиях попыток перехвата управления по интеллектуальным (активно-адаптивным) сетям // Образование. Наука.
Научные кадры, 2012, №9. С.146-149.
3. Борисов Е.И., Борисова Е.Е., Новиков И.А. Основные элементы формирования интеллектуального управленческого пространства как инструмента решения стратегических проблем перехода к новому качеству управления ЕЭС России // Экономические науки. 2011. № 85. С. 297-301.
4. Борисов Е.И., Борисова Е.Е., Новиков И.А.Проблемы координации развития национальных энергосистем и энергорынков стран Европы и Азии // Транспортное дело России. 2013. № 3. С. 24-25.
5. Борисов Е.И., Борисова Е.Е., Новиков И.А.Проблемы обеспечения энерго-экономической эффективности управления трансграничной структурой энергетических кластеров европейско-ази-атского единого энергетического пространства // Вестник экономической интеграции. 2013. № 5-6. С. 59-63.
6. Борисов Е.И., Борисова Е.Е. Стратегические подходы к решению задачи формирования качественно новой инфраструктуры управления энергетическими компаниями с опорой на принципы интеллектуальной энергетики // Экономические науки. 2011. № 84. С. 148-151.
7. Борисов Е.И., Колибаба В.И. Финансово-экономическая модель функционирования и развития электроэнергетической компании // Энергетик, 2003, № 5.
8. Борисов Е.И. Методология управления на основе системы бюджетирования в электроэнергетике Российской Федерации. / Дис.. д-ра экон. наук. - М., 2003. - 359 с.
9. Иванов С.Н., Иванов Т.В., Логинов Е.Л. Интеллектуальная энергетика: как новый формат геоэнергетической суверенности России // Энергополис, 2011, №5.С.24-27.
10. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. Императивы глобального управления: фазовый переход от «информатизации «хаоса» к «синергии конвергентного управленческого пространства» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №39. С.25-31.
11. Логинов Е.Л., Пинчук В.Н. Проблемы формирования трансграничной информационной среды управления экономикой на основе конвергентно-информационных факторов // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2011, №44. С.7-13.
12. Основы антикризисного управления предприятием / Н.Н. Кожевников, Е.И. Борисов, А.Г. Зубкова и др.; под ред. Н.Н. Кожевникова. М.: Академия, 2005. - 496 с.
13. Светлицкий С.Ю., Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Михайлов С.А. Модернизация энергетики России: проблемы, пути решения, перспективы. М.: НИЭБ, 2010. - 808 с.
14. Экономика и управление энергетическими предприятиями: Учеб. для студ. выс. Учеб. завед./Т. Ф. Басова, Е. И. Борисов, В. В. Бологова и др.; Под ред. Н. Н. Кожевникова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 432 с.
15. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л. Стратегические подходы к использованию RFID - мониторинга для повышения критической надежности систем управления // Образование. Наука. Научные кадры, 2013, №2. С.160-163.