В рамках реализации отраслевой стратегии генерируемой Минэнерго России в организационном контуре крупных корпоративных групп электроэнергетических компаний с государственным участием (ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Рус-Гидро», ГК «Росатом» и пр.) с целью оптимизации сквозных инвестиционно-технологических проектов для упорядочения процессов модернизации целесообразно сформировать электронную матрицу универсального типового проекта, вписанного в отраслевую технологическую платформу «Интеллектуальная энергетическая система России» на основе стандартов ISO с возможностью поддержания различных технологических реализаций, относящихся к конкретным проектным приложениям в секторах ЕЭС России.
Литература:
1. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист, 2007. №5. С.21.
2. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. № 1. С. 32-34.
3. Логинов Е.Л., Руднев А.В. Проблемы формирования информационных систем управления транспортировкой природного газа // Инженерная физика, 2006, №3. С.73-76.
4. Логинов Е.Л., Чикова О.Г. Электронные финансовые операции в Интернете: проблемы развития в условиях глобализации // Финансы и кредит. 2004. № 23. С. 55-63.
5. Логинов Е.Л., Шевченко И.В. Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в условиях изменения структуры государственной власти России // Финансы и кредит. 2000. № 11. С. 126-129.
6. Райков А.Н. Фундамент корпоративного менеджмента// Открытые системы. СУБД. 2000. № 1-2. С. 22.
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»
В статье рассматриваются проблемы формирования единого научно-технического и производственно-технологического стратегического комплекса для достижения поставленных целей модернизации на основе модели технологического перевооружения производственных мощностей российской промышленности на новой технологической базе.
Ключевые слова: управление, модернизация, сценарии, промышленность, инновации.
FORMATION OF A UNIFIED SCIENTIFIC-TECHNICAL AND INDUSTRIAL-TECHNOLOGICAL COMPLEX IN STRATEGIC INDUSTRIES
Chanaliev V., Ph.D., competitor of FGBOU Institution «Russian State Humanity University»
The article is devoted to the problems of the formation of a unified scientific-technical and of the production and technological complex for achieving the strategic goals of modernization based on the model of technological upgrading production capacities of the Russian industry on a new technological basis.
Keywords: management, modernization, scripts, industry, innovation.
На основе системного внедрения организационно-информационных механизмов в российской промышленности для органов госуправления появляется возможность получать первичную информацию от промышленных предприятий независимо от их территориально-отраслевой принадлежности и формы собственности для координированности процессов реализации технологических программ путем выявления «опорных» инновационно-производственных центров для их инвестиционной накачки с целью генерации инновационно-инвестиционного воздействия на кооперированные с ними предприятия и создание сети национальных научных центров исследований и разработок для достижения уверенного технологического превосходства в области критических и базовых технологий (табл.2).
Формирование отечественной НИС как важного инструмента повышения конкурентоспособности российской промышленности, требуется создание единого межотраслевого автоматически пополняемого и обновляемого электронного каталога научно-технических разработок и создания соответствующих электронных торговых площадок для обеспечения структурно-отраслевой сбалансированности инновационных изменений в экономике через расширение объема и оборота инновационных активов нематериального характера [1].
Этим достигается обеспечение всесторонней интеграции научно-технической и производственно-технологической деятельности в экономике, повышение уровня взаимодействия, а также достижение синергетического эффекта за счет улучшения управления и координации управления инновационными бизнес-транзакциями [2].
В условиях усиливающейся экономической турбулентности необходима выработка управленческих механизмов ориентированных не только на традиционный иерархический принцип управления, но и на платформоцентрические, сетецентрические и сетевые
принципы синхронизации инновационных бизнес-транзакций с учетом реально изменяющейся научно-технической обстановки в процессах экономической жизнедеятельности и для превращения российской промышленности в единый научно-технический и производственно-технологический стратегический комплекс все части которого находятся в едином многомерном виртуально-управленческом пространстве, позволяющем обеспечивать ускоренный социально-экономический, научно-технический и производственный рост [3].
Требуется налаживание межкорпоративного обмена данными и управления знаниями, внедрение облачных сервисов для автоматизации научно-технической и производственно-технологической деятельности для максимального задействования организационно-информационных резервов развития [4]. Такой обмен способствует повышению управляемости путем формирования трансграничных узлов финансовых, товарных и информационно-когнитивных потоков с опорой на зональную концентрацию инноваций для создания и распространения новых технологий и управленческих компетенций как основы повышения конкурентоспособности российской промышленности [5].
Формирование управленческих механизмов анализа, обмена информацией и регулирования научно-технической и производственно-технологической деятельности в российской промышленности, ориентированно не только на традиционный иерархический принцип управления, но и на достижение общей интероперабель-ности организации всех видов индустриальной и постиндустриальной деятельности в российской промышленности [6].
В результате сложится возможность оптимизации процесса согласования задач реструктуризации традиционных (технологически «зрелых») и формирования новых рынков промышленной продукции с учетом реально изменяющейся ситуации в российской и мировой экономике как основы для активного перераспреде-
ления энерго-сырьевой ренты в высокотехнологичные отрасли.
Можно сформулировать следующие приоритеты развития отраслевой системы распределенного мониторинга, планирования, координирования и контроля бизнес-процессов научно-технической и производственно-технологической деятельности в структурах органов госуправления и корпораций, формирования на этой основе условий для модернизации российской промышленности:
1. Разработка программ по развитию институциональных структур формирующих пул организационных, информационных и технологических компонентов развития научно-технической и производственно-технологической деятельности целевой направленности и корпоративные форматы консолидации в нашей стране добавленной стоимости от выпуска и реализации высокоприбыльной продукции энерго-сырьевого и высокотехнологичного характера.
2. Использование всех организационно-экономических, правовых и т.п. инструментов для создания условий и стимулов для развития научно-технической и производственно-технологической деятельности, а также организации финансирования из всех возможных источников революционных и высокорентабельных фундаментальных исследований, вызывающих коренные изменения конкурентоспособности промышленных предприятий.
3. Достижение способности структурных подразделений органов государственного управления и корпораций планировать и вы-
полнять свои задачи там, тогда и где, когда и как они обеспечат наибольшую эффективность не только своих действий, но и действий взаимодействующих с ними других государственных структур и корпораций в условиях быстрой смены конъюнктуры на национальных и международных рынков.
4. Интеграция элементов информационной инфраструктуры для стратегической координации и композиционной «переупаковки» динамических организационных архитектур государственных ведомств и корпораций для реализации объединенных кооперационных действий в интересах повышения эффективности использования и направлений финансовых потоков и соответствующей структуры финансирования научно-технической и производственно-технологической деятельности для новой индустриализации экономики России через технологическую модернизацию российской промышленности.
На рис. 1 приведена схема реализации стратегии реализации государственных приоритетов путем интеграции имеющихся управленческих возможностей и переведения их на качественно новый уровень координированной научно-технической и производственно-технологической деятельности в российской промышленности.
Создаваемая система предназначена для решения следующих основных задач:
Таблица 1. Оценка необходимости поддержки мер реорганизованных инновационных бизнес-транзакций
Формы поддержки
Основные тренды новой индустриализации экономики России на новой технологической базе
Органи-зацион-
но-админи-стратив-ная
Формирование базовой инновационной инфраструктуры, лежащей в основе повышения эффективности процессов модернизации и инновационного развития
Создание единой виртуальной среды распределенного мониторинга, планирования, координирования и контроля научно-технической и производственно-технологической деятельности
«Переупаковка» динамических организационных архитектур государственных ведомств и корпоративных структур для реализации объединенных кооперационных действий
Внедрение многофакторного инновационного маркетинга и, своего рода, брокерских услуг в инновационной сфере
Интеграция в рамках информационной платформы различных проблемно-ориентированных информационных систем, сервисов и информационных ресурсов (баз данных, баз знаний и т.д.) Ускорение фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, патентования результатов, производства и реализации наукоемкой высокоприбыльной продукции нового поколения
°а°наа
до оооп
□о о гаи о о ддо до
о по по га
Выработка и реализация упреждающих конкурентов стратегических и оперативных управленческих решений в научно-технической сфере, организации разработки и внедрения инноваций, вызывающих коренные качественные преобразования в производственном
11 П Ч.-Г11 РПР.Р.хтхт
гао гао га
о о
Комплексирование научных, технологических, производственных потенциалов и финансовых ресурсов в целях повышения синергетической конкурен-
тпгттпр.пбипгти
Переход на стадию производства когнитивных товаров, получая от этого сверхприбыли при продаже инновационной продукции с качественно новым - когнитивным - содержанием
аа°°а°
о гао гао о
•• - ISI.ILUK N С ^ |
финансовые I фш
затраты ^^^ зат
164 TRANSPORT RTTSTNFSS TN RTTSSTA
- зоны первоочередной потребности в поллеожке
->
Достижение российской экономикой мирового уровня конкурентоспособности
Ж
Формирование госполитики
Обеспечение новой индустриализации на новой технологической базе предприятий, отраслей, комплексов
промышленности России
V
V
Реализация федеральных государственных приоритетов в отраслях промышленности и отдельных корпорациях
Т"
Изменение практики
действия научно-технических и производственных структур с распределенным характером деятельности
Формирование конвергентной совокупности научно-технических и производственно-технологических видов предметной деятельности, имеющей синтетический характер и непрерывный спектр своего развития
Интеграция имеющихся управленческих возможностей и переведение их на качественно новый уровень координированной научно-технической и
производственно-технологической деятельности
Приближение фундаментальной и прикладной науки к потребностям производства и обмена информацией для коммерциализации инноваций
Формирование и функционирование единой информационной платформы
V
т
Информационные итерации
Т"
Внедрение платформоцентриче-ских, сетецентрических и сетевых методов оптимизации кооперации промышленных предприятий и научных организаций
Ж
Развитие высокоскоростных сетей передачи данных и высокопроизводительных вычислительных комплексов
Оптимизация информационно-коммуникационных связей государственных ведомств и улучшение координации между различными управленческими, научно-техническими и производственными структурами
Т"
Налаживание связей между органами госуправления, инвесторами, инноваторами,сервисными и инжиниринговыми компаниями
Ж
Ускорение научно-технических и производственно-технологических циклов
Т"
"ф"
Внедрение схем и методов мультипликации технологического и финансового эффекта от инноваций
Расширение научно-производственной кооперации, формирование парт-нерств в сфере НИОКР и высокотехн. производств
Обеспечение инновационной кластеризации предприятий с учетом поддержки реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники
Реализация мер стратегического конфигурирования мер экономического, научно-технического и производственного характера, реализуемых государственными ведомствами
Налаживание организационного взаимодействия между удаленными участниками научно-технической и производственно-технологической деятельности
Переход на стадию производства когнитивных товаров, получая от этого сверхприбыли при продаже инновационной продукции с качественно новым - когнитивным - содержанием
V
V
V
V
Концентрация в России добавленной стоимости от выпуска высокоприбыльной продукции высокотехнологичного характера
Осуществление прогрессивных структурных преобразований на новой технологической базе
Закрепление российских промышленных предприятий в системе глобальных инновационно-технологических связей
Переход от преимущественного энерго-сырьевого экспорта к высокотехнологичному экспорту
Оптимизация управления инновационной деятельностью государственных ведомств и корпоративных структур с целью достижения более высокого уровня эффективности национальной инновационной системы России
Организационно-управленческие итерации
* \ /
Синхронизация научно-технических и производственно-технологических элементов Выработка и реализация упреждающих конкурентов стратегических и оперативных управленческих решений в научно-технической сфере
Превращение российской промышленности в единый научно-производственный комплекс все части которого находятся в едином многомерном виртуально-управленческом пространстве
N ' \ ! \ /
Рис. 1. Схема стратегии реализации государственных приоритетов путем интеграции имеющихся управленческих возможностей и переведение их на качественно новый уровень координированной научно-технической и производственно-технологической
деятельности
- организация мониторинга, разработка аналитических моделей и других прикладных информационно-аналитических сервисов для поддержки принятия решений на основе интегрированных отраслевых структур данных и баз знаний, технологии прогноза и отслеживания ситуации в реальном времени, необходимых для обеспечения решения управленческих задач в инновационной сфере российской промышленности;
- переход на информационно-технологическую основу интеллектуальных сетей и систем управления, обеспечивающую предприятиям возможность независимо от территориально-отраслевой принадлежности и формы собственности получать информацию для реализации инновационных бизнес-транзакций с выходом на коммерческие результаты;
- мониторинг состояния ситуации в промышленности и организация развития многомерного виртуально-управленческого пространства инновационной направленности на базе информационных систем органов госуправления и корпораций;
- обеспечение устойчивости научно-технического и производственно-технологического развития путем повышения эффективности управления для ускорения инновационной реструктуризации производственного комплекса, создание системы повышения интероперабельности бизнес-процессов и на этой основе повышения эффективности взаимодействия государственных ведомств и корпораций, улучшение координации между различными управленческими, научно-техническими и производственными структурами;
- развитие механизмов синхронизации инновационных бизнес-транзакций, координированной выработки и реализации организационно-экономических мероприятий и поддержания эффективного взаимодействия между российскими и зарубежными инновационными компаниями, встраивания российских предприятий как активных агентов в мировые научно-технические циклы и технологические цепочки;
- интегрированное управление информационными потоками на основе качественно новой информационной среды научно-технической и производственно-технологической деятельности при формировании управленческих механизмов ориентированных не только на традиционный иерархический принцип управления, но и на достижение интероперабельности организации всех видов индустриальной и постиндустриальной деятельности в российской промышленности - оптимизирующий процесс согласования задач
координации деятельности трансграничных инновационных кластеров (рис.2).
Первоочередные проектные задачи информатизации органов госуправления при формировании ведомственных сегментов единой информационной платформы и внедрения перспективных интеллектуальных информационных технологий в процессы сбора информации, ее анализа, оценки обстановки и принятия решений на основе интегрированных отраслевых структур данных и баз знаний, оперативного планирования, а также управления и координации деятельности различных государственных ведомств и корпораций должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
- развертывание в государственных ведомствах необходимого набора информационных систем, обеспечивающих поддержку стандартных функций государственных ведомств (документооборота, бюджетирования, кадровой работы, обучения и пр.), включая взаимодействие с информационными системами других органов государственного управления и корпораций;
- дальнейшее развитие информационно-аналитической, информационно-управляющей и мониторинговой сети как части информационной платформы, обеспечивающей поддержку принятия управленческих решений по реализации государственной модер-низационной политики в промышленности, в том числе с учетом необходимости информационного модуля планирования и анализа, а также планирования и регулирования результативности деятельности органов государственного управления и корпоративных структур при проведении новой индустриализации российской экономики;
- создание специализированных [облачных] центров информационно-аналитической обработки данных на территориальном и корпоративном уровнях и формирование инфраструктуры сбора, хранения и обработки многомерных проблемно-ориентированных баз данных, баз метаданных и знаний по направлениям отраслевого развития и по вопросам кооперационных действий государственных ведомств и корпораций.
Целесообразно включение информационных систем и ресурсов государственных ведомств и корпораций в единое информационное пространство Электронного правительства.
Таким образом, необходимо концентрирование потенциала всех государственных ведомств и корпораций в «единый научно-технический и производственно-технологический стратегический комплекс» для достижения поставленных целей модернизации на осно-
Рис. 2. Схема формирования качественно новой информационной среды научно-технической и производственно-технологической
деятельности
166 ТЯАШРОЯТ БШТКЕББ Ш Я^БТА
ве модели технологического перевооружения производственных мощностей российской промышленности на новой технологической базе с учетом приоритетов сочетания производства и экспорта энерго-сырьевой продукции и высокотехнологичных товаров, концентрируя добавленную стоимость в группе прорывных проектов - с когнитивным - содержанием.
Литература:
1. Алексеевский В.С. Синергетика менеджмента устойчивого развития. - М.: ИД Манускрипт, 2006. - 246 с.
2. Логинов Е.Л. Геостратегические приоритеты развития России в условиях внешних и внутренних угроз // Финансы и кредит. 2008. № 18. С. 63-69.
3. Логинов Е.Л. Парадигма информатизации: критический бифуркационный порог развития мирового сообщества // Финансы и кредит. 2007. № 15. С. 71-75.
4. Логинов Е.Л., Шевченко И.В. Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в условиях изменения структуры государственной власти России // Финансы и кредит. 2000. № 11. С. 126-129.
5. Логинов Е.Л., Шкрабляк А.С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях // Инженерная физика. 2009. № 9. С. 47-53.
6. Шумпетер Й. Теория социально-экономического развития. М.: Прогресс, 1982. - 356 с.
ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО КАРКАСА, СОЧЕТАЮЩЕГО В СЕБЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»
В статье рассматриваются проблемы формирования нового индустриального каркаса, сочетающего в себе индустриальные и постиндустриальные тренды экономического развития для индустриализации национальной экономики на новой технологической базе.
Ключевые слова: управление, модернизация, сценарии, промышленность, инновации.
PRIORITIES FORM A NEW INDUSTRIAL FRAMEWORK, COMBINING INDUSTRIAL AND POST-INDUSTRIAL ECONOMIC TRENDS
Chanaliev V., Ph.D., the competitor of FGBOU Institution «Russian State Humanity University»
The article is devoted to the problems of the formation of a new industrial framework, combining industrial and post-industrial trends of economic development for the industrialization of the national economy on a new technological basis.
Keywords: management, modernization, scripts, industry, innovation.
Необходимость решения социально-экономических проблем нашей страны определила задачу выработать на государственном уровне меры, способствующие повышению конкурентоспособности российской промышленности. Важнейшими приоритетами этой политики являются задачи формирования эффективных механизмов осуществления модернизационных преобразований и создание на этой основе условий для проведения новой индустриализации российской экономики на новой технологической базе.
В условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса и вступления России в ВТО, определяющих необходимость технологического перевооружения промышленности нашей страны, возможность формирования управленческого механизма, структурирующего организационно-экономические форматы научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий и организаций в направлении их соответствия государственным модернизационным приоритетам превратились в значимый фактор развития экономики нашей страны [1].
В связи с этим требуется трансформация государственных и корпоративных управленческих механизмов путем стратегического конфигурирования организационно-экономических мер, реализуемых государственными ведомствами в отношении научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий и организаций для их соответствия модернизационными приоритетам, определенным Президентом и Правительством Российской Федерации [2].
В этой ситуации исследование проблем и определение направлений новой индустриализации экономики России, в том числе создания системных основ эффективности функционирования в российской промышленности элементов национальной инновационной системы, необходимых для возможности выявлять и эффективно удовлетворять научно-технические и производственно-технологические потребности в деятельности промышленных предприятий, содействующих ускоренному использованию достижений науки и технологий представляет несомненный научный и практический интерес [3]. Необходимо повышение эффективности механизмов государственного регулирования и корпоративного
управления развитием российской промышленности для осуществления новой индустриализации национальной экономики на новой технологической базе как целенаправленной долговременной мо-дернизационной политики, то есть трансформации процессов активизации научно-технической и производственно-технологической деятельности из сегментно-этапных управленческих итераций с соответствующими организационными промежутками (паузами) в форму непрерывных высокодинамичных действий инновационного характера [4].
Сохранение энергетического крена грозит России превращением в мирового поставщика энергии, сырья и финансового капитала. Эту тенденцию может переломить только новая индустриализация страны - глубокие структурные сдвиги в пользу наукоемких, высокотехнологичных секторов промышленности [5].
Россия относится к странам с высоким, но неиспользованным потенциалом по привлечению иностранных инвестиций, что свидетельствует о необходимости скорейшего вовлечения национальной экономики в процесс интернационализации производства. Для реализации инвестиционного потенциала стран необходимо усиление привлекательности экономики прежде всего для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по таким направлениям, как: ускорение трансформации стран в развитую рыночную экономику, улучшение состояния условий инвестиционного климата, повышение качества факторов производства, проведение эффективной внешней инвестиционной политики [6].
В условиях - кризисного и посткризисного - обострения конкурентной борьбы на мировых рынках необходима трансформация организационно-экономических механизмов обеспечения инновационных аспектов развития российской промышленности для осуществления новой индустриализации экономики России через формирование нового индустриального каркаса, сочетающего в себе индустриальные и постиндустриальные тренды экономического развития. То есть необходимо достижение системных эффектов от совершенствования процессов научно-технической и производственно-технологической деятельности из сегментно-этапных управленческих итераций с соответствующими организационными промежутками (паузами) в форму непрерывных высокодинамич-