Научная статья на тему 'Проблемы выхода на мировой уровень конкурентоспособности обрабатывающих производств в промышленности России'

Проблемы выхода на мировой уровень конкурентоспособности обрабатывающих производств в промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ / ЦИКЛЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ECONOMY / INDUSTRY / PROCESS CHAINS / LOOPS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самгородецкая О. В.

В статье рассматриваются проблемы выхода на мировой уровень конкурентоспособности обрабатывающих производств в промышленности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самгородецкая О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHALLENGE OF GLOBAL COMPETITIVENESS OF MANUFACTURING INDUSTRY IN RUSSIA

The problems of access to the world the level of competitiveness of manufacturing industry in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы выхода на мировой уровень конкурентоспособности обрабатывающих производств в промышленности России»

УДК 338.332

ПРОБЛЕМЫ ВЫХОДА НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Самгородецкая О.В., директор филиала РГГУ, г. Наро-Фоминск, Россия, [email protected]

В статье рассматриваются проблемы выхода на мировой уровень конкурентоспособности обрабатывающих производств в промышленности России.

Ключевые слова: экономика, промышленность, технологические цепочки, циклы, управление.

THE CHALLENGE OF GLOBAL COMPETITIVENESS OF MANUFACTURING

INDUSTRY IN RUSSIA

Samogorodechkaya O., Branch director of RSHU, Naro-Fominsk, Russia, [email protected] The problems of access to the world the level of competitiveness of manufacturing industry in Russia. Keywords: economy, industry, process chains, loops, management.

В современных условиях совершенствование управления программами технологического перевооружения обрабатывающих производств в промышленности России предполагает использование адекватной - глобализационно-детерминированной управленческой концепции [12]. Переход к новой управленческой концепции от существующей управленческой практики сопровождается изменением технологических факторов конкурентоспособности с опорой на оптимизацию технологической кооперации через взаимодействие бизнес-единиц обрабатывающих производств с российскими и зарубежными научными, проектными и производственными структурами [5].

Актуальность такого подхода проявляется в повышении важности совершенствования функционального взаимодействия при управлении программами технологического перевооружения обрабатывающих производств в промышленности России [9]. При этом требуется формирование отраслевого интегрированного механизма анализа, планирования и координации деятельности промышленных предприятий всех форм собственности на основе единой отраслевой информационной системы и реорганизации системы госуправления в отрасли для координации корпоративных программ технологического перевооружения всей российской промышленности [7].

Необходимо формирование в экономике нашей страны интегрированных информационных систем поддержки управленческих процессов технологического перевооружения обрабатывающих производств в промышленности России для координации кооперационно-инновационных взаимосвязей предприятий всех форм собственности и обеспечения кооперационно-инновационной интеграции корпоративных высокотехнологичных производственных потенциалов [6]. Это целесообразно сделать в рамках группы системообразующих диверсифицированных промышленных корпораций на основе кластеризации научных, проектных и производственных бизнес-единиц обрабатывающих производств как основы для частно-государственного партнерства - с выходом на международную научную и производственную кооперацию [4].

Управление развитием обрабатывающих производств в промышленности России для повышения ее конкурентоспособности предполагает необходимость осуществления оптимизирующих мероприятий на основе формирования в нашей стране эффективной системы управления программами технологического перевооружения, в т.ч. инновационной реорганизации оргструктуры и методов управления программами технологической модернизации [2].

Здесь осуществляется переход процессов и процедур управления к новому качеству управления различными видами научной и производственной деятельности, ориентированного на использование трансферта передовых технологий из-за рубежа [3]. Это необходимо для наращивания импортозамещающего выпуска высокотехнологичной продукции и итогового выхода высокотехнологичного сектора промышленности России на высокую конкурентоспособность с учетом потребности формирования мощностей машиностроительного производства в рамках стратегии новой индустриализации на новой технологической базе, рассматриваемой как императив модерниза-ционной политики [1].

Стратегия новой индустриализации должна быть ориентирована

на наращивание импортозамещающего выпуска высокотехнологичной продукции на основе формирования в секторах обрабатывающей промышленности сквозных технологических и управленческих решений и типовых проектов, синхронизации НИОКР и поставок продукции обрабатывающих производств, встроенных в мировые научно-технологические циклы.

Подобные изменения являются основной предпосылкой совершенствования управления программами технологического перевооружения обрабатывающих производств в промышленности России на основе государственной организационно-финансовой поддержки импортозамещающего выпуска товаров и услуг в сфере высокотехнологичной продукции [8]. Требуется выстраивание инновационной инфраструктуры обрабатывающих производств в промышленности нашей страны с опорой на информационно-вычислительные услуги, предоставляемые центрами облачных сервисов [10].

Проблематика технологического перевооружения для возрастания конкурентоспособности выводит на первый план формирование механизмов координации модернизационных программ высокотехнологичных дивизиональных структур предприятий любых форм собственности на межкорпоративном уровне - отрасли и региона. Ориентиром является реализация перспективных задач постепенного встраивания в технологическую и организационную инфраструктуру мировой промышленности. Необходима российская и международная кластеризация научных, проектных и производственных бизнес-единиц обрабатывающих производств.

Такая потребность может быть реализована, с одной стороны, посредством совершенствования уже существующего способа управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике. Другим вариантом является выбор нового способа путем формирования кооперационных связей бизнес-единиц обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики с зарубежными мультитехнологическими центрами. Данные меры ориентированы на повышение научно-технического уровня обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики, а также анализа, планирования и реализации программ системно-технологического переоснащения (модернизации) всей совокупности предприятий и организаций высокотехнологичного сектора промышленного комплекса нашей страны. Применение определенного способа управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике на основе современных или качественно конкурентоспособных информационно-инструментальных управленческих технологий формирования интегрированных цепочек высокотехнологичных дивизиональных структурных единиц хозяйственных образований любых форм собственности и организационно-правовых форм является предметом выбора мер государственной стимулирующей политики. Особенно важна такая политика в отношении системно-технологического переоснащения (модернизации) и импортозамещающего выпуска продукции обрабатывающих предприятий промышленности.

Решение этих потребностей может быть обеспечено за счет модернизации механизмов государственной стимулирующей политики в отношении системно-технологического переоснащения (модернизации) и импортозамещающего выпуска продукции обрабатывающих предприятий промышленности. Необходимо превращение обрабатывающих предприятий промышленности в ядро отраслевой и территориальной организации промышленного производства применительно к различным уровням иерархии управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике. В первую очередь необходима реализация стимулирующих мер в отношении специализации российских производителей на производстве мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг.

В XXI веке произошло усиление положительной корреляции между развитием мультитехнологически-ориентированных диверсифицированных агрегированных хозяйственных групп российских производителей для производства мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера и развитием иной промышленности, уменьшение инерционности экономической системы, превалирование тенденции к инновациям. Здесь требуется разработка, внедрение и последующее совершенствование механизмов управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики. Необходимо также расширение спектра планирования и реализации мер совершенствования кооперационно-постиндустриального операционно-взаимосвязанного функционирования бизнес-единиц высокотехнологичного сектора промышленного комплекса нашей страны. Это позволяет сделать вывод о потребности в реализации конкурентоспособных подходов построения эффективных методов, механизмов, инструментов и технологий управления обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики.

Здесь осуществляется переход процессов и процедур управления к новому качеству управления различными видами научно-производственной бизнес-деятельности, ориентированной на наращивание импортозамещающего выпуска мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера [13]. Итогом должен быть выход секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике на высокую интероперабельность с учетом потребности формирования мощностей производства мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера на новой технологической базе [15].

Инновационная трансформация секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике может быть реализована как взаимосвязанный процесс формирования мультитехнологической программ. Эти новые программы обусловливают соответствующие изменения характера и содержания мультитехнологически-ориентированных диверсифицированных агрегированных хозяйственных групп российских производителей для производства мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера. Необходима постиндустриальная трансформация внутренней структуры организации обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики и системы управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики.

В отечественной управленческой практике необходима реализация нового этапа модернизации, характеризующегося переходом от локальных [корпоративных, ведомственных и т.п.] программ формирования структур производства комплектных линеек машиностроительного оборудования импортозамещающего характера к комплексным межведомственным программам. Такие программы должны включать в себя трансферт технологий из-за рубежа и международную технологическую кооперацию со структурами глобальных ТНК, лидирующими в конкретных секторах обрабатывающих производств мировой экономики.

Предпочтительна модель формирования группы укрупненных предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства, при которой развитие структуры предприятий обрабатывающего сектора промышленности России является результатом комплексного развития механизмов управления на основе государственной организационно-финансовой поддержки импортозамещающего выпуска товаров и услуг в сфере высокотехнологичной продукции с расширением доли постиндустриальных производств и приобретения производственных активов за рубежом.

Такая модель направлена на реализацию стратегии новой индустриализации с опорой на получение иностранных технологий и оборудования для реализации научной и производственной кооперации российских предприятий и иностранных структур [14]. Необходимо также восстановление технологических цепочек инновационно-ориентированных обрабатывающих производств в условиях интеграции российских предприятий в мировые научно-технологические циклы и глобализации научной и производственной деятельности [11].

В решении рассматриваемых проблем необходимо активное сотрудничество производственных предприятий и научных организаций постсоветских стран, что наиболее эффективно можно реализовать в рамках модели Таможенного союза. Прогрессивные сдвиги в научной и производственной структуре производства высокотехнологичной продукции обрабатывающих производств в рамках Таможенного союза [с опорой на ядро российской индустриальной системы] предполагают дальнейшие сдвиги в организационной сфере - экономическую интеграцию и координацию национальных модернизационных стратегий стран - участников.

Литература:

1. Апканеев А.В. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.

2. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энергоинфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.

3. Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами // Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.

4. Барикаев Е.Н. Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энерго-транспортной инфраструктуре России // Вестник Московского университета МВД, 2013, №7. С.247-250.

5. Булгаков О.В. Иностранные инвестиции в российской экономике: проблемы регионального управления. - Краснодар: Издательский дом «ЮГ», 2000. - 256 с.

6. Деркач Н.Л. «Интеллектуальные сети» (smart grid) в электроэнергетике: проблемы управления и безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №20. С.49-55.

7. Зеленин Д.В. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки, 2010, №70. С.156-161.

8. Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Стрельцов Г.А. Малая энергетика России: стратегические проблемы энергетического развития в XXI веке. Монография. - М.: Цифровичок, 2009. - 338 с.

9. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №28. С.2-10.

10. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №29. С.28-32.

11. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Международное комплексирова-ние экспорта пакета базовых топливно-энергетических ресурсов при построении трансконтинентальной энергетической инфраструктуры на базе энергетической, нефте- и газотранспортной систем России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №1. С.25-32.

12. Проблемы управления национальной экономикой на основе стратегического оперирования инвестиционными факторами. -Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2004. - 251 с.

13. Сараев В.Н., Кобяков А.А., Вайно А.Э. и др. Глобальная система мониторинга рынка, основанная на радиочастотной идентификации // Патент на полезную модель RUS 98275 14.04.2010

14. Светлицкий С.Ю. и др. Модернизация энергетики России: проблемы, пути решения, перспективы. М.: НИЭБ, 2010. - 808 с.

15. Шевченко И.В. Проблемы эксплуатации и развития энергосетевого комплекса как точка бифуркации энергоэффективности экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №28. С.2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.