УДК 338.332
ПРОБЛЕМЫ ВЫХОДА НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Самгородецкая О.В., директор филиала РГГУ, г. Наро-Фоминск, Россия, instityteb@mail.ru
В статье рассматриваются проблемы выхода на мировой уровень конкурентоспособности обрабатывающих производств в промышленности России.
Ключевые слова: экономика, промышленность, технологические цепочки, циклы, управление.
THE CHALLENGE OF GLOBAL COMPETITIVENESS OF MANUFACTURING
INDUSTRY IN RUSSIA
Samogorodechkaya O., Branch director of RSHU, Naro-Fominsk, Russia, instityteb@mail.ru The problems of access to the world the level of competitiveness of manufacturing industry in Russia. Keywords: economy, industry, process chains, loops, management.
В современных условиях совершенствование управления программами технологического перевооружения обрабатывающих производств в промышленности России предполагает использование адекватной - глобализационно-детерминированной управленческой концепции [12]. Переход к новой управленческой концепции от существующей управленческой практики сопровождается изменением технологических факторов конкурентоспособности с опорой на оптимизацию технологической кооперации через взаимодействие бизнес-единиц обрабатывающих производств с российскими и зарубежными научными, проектными и производственными структурами [5].
Актуальность такого подхода проявляется в повышении важности совершенствования функционального взаимодействия при управлении программами технологического перевооружения обрабатывающих производств в промышленности России [9]. При этом требуется формирование отраслевого интегрированного механизма анализа, планирования и координации деятельности промышленных предприятий всех форм собственности на основе единой отраслевой информационной системы и реорганизации системы госуправления в отрасли для координации корпоративных программ технологического перевооружения всей российской промышленности [7].
Необходимо формирование в экономике нашей страны интегрированных информационных систем поддержки управленческих процессов технологического перевооружения обрабатывающих производств в промышленности России для координации кооперационно-инновационных взаимосвязей предприятий всех форм собственности и обеспечения кооперационно-инновационной интеграции корпоративных высокотехнологичных производственных потенциалов [6]. Это целесообразно сделать в рамках группы системообразующих диверсифицированных промышленных корпораций на основе кластеризации научных, проектных и производственных бизнес-единиц обрабатывающих производств как основы для частно-государственного партнерства - с выходом на международную научную и производственную кооперацию [4].
Управление развитием обрабатывающих производств в промышленности России для повышения ее конкурентоспособности предполагает необходимость осуществления оптимизирующих мероприятий на основе формирования в нашей стране эффективной системы управления программами технологического перевооружения, в т.ч. инновационной реорганизации оргструктуры и методов управления программами технологической модернизации [2].
Здесь осуществляется переход процессов и процедур управления к новому качеству управления различными видами научной и производственной деятельности, ориентированного на использование трансферта передовых технологий из-за рубежа [3]. Это необходимо для наращивания импортозамещающего выпуска высокотехнологичной продукции и итогового выхода высокотехнологичного сектора промышленности России на высокую конкурентоспособность с учетом потребности формирования мощностей машиностроительного производства в рамках стратегии новой индустриализации на новой технологической базе, рассматриваемой как императив модерниза-ционной политики [1].
Стратегия новой индустриализации должна быть ориентирована
на наращивание импортозамещающего выпуска высокотехнологичной продукции на основе формирования в секторах обрабатывающей промышленности сквозных технологических и управленческих решений и типовых проектов, синхронизации НИОКР и поставок продукции обрабатывающих производств, встроенных в мировые научно-технологические циклы.
Подобные изменения являются основной предпосылкой совершенствования управления программами технологического перевооружения обрабатывающих производств в промышленности России на основе государственной организационно-финансовой поддержки импортозамещающего выпуска товаров и услуг в сфере высокотехнологичной продукции [8]. Требуется выстраивание инновационной инфраструктуры обрабатывающих производств в промышленности нашей страны с опорой на информационно-вычислительные услуги, предоставляемые центрами облачных сервисов [10].
Проблематика технологического перевооружения для возрастания конкурентоспособности выводит на первый план формирование механизмов координации модернизационных программ высокотехнологичных дивизиональных структур предприятий любых форм собственности на межкорпоративном уровне - отрасли и региона. Ориентиром является реализация перспективных задач постепенного встраивания в технологическую и организационную инфраструктуру мировой промышленности. Необходима российская и международная кластеризация научных, проектных и производственных бизнес-единиц обрабатывающих производств.
Такая потребность может быть реализована, с одной стороны, посредством совершенствования уже существующего способа управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике. Другим вариантом является выбор нового способа путем формирования кооперационных связей бизнес-единиц обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики с зарубежными мультитехнологическими центрами. Данные меры ориентированы на повышение научно-технического уровня обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики, а также анализа, планирования и реализации программ системно-технологического переоснащения (модернизации) всей совокупности предприятий и организаций высокотехнологичного сектора промышленного комплекса нашей страны. Применение определенного способа управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике на основе современных или качественно конкурентоспособных информационно-инструментальных управленческих технологий формирования интегрированных цепочек высокотехнологичных дивизиональных структурных единиц хозяйственных образований любых форм собственности и организационно-правовых форм является предметом выбора мер государственной стимулирующей политики. Особенно важна такая политика в отношении системно-технологического переоснащения (модернизации) и импортозамещающего выпуска продукции обрабатывающих предприятий промышленности.
Решение этих потребностей может быть обеспечено за счет модернизации механизмов государственной стимулирующей политики в отношении системно-технологического переоснащения (модернизации) и импортозамещающего выпуска продукции обрабатывающих предприятий промышленности. Необходимо превращение обрабатывающих предприятий промышленности в ядро отраслевой и территориальной организации промышленного производства применительно к различным уровням иерархии управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике. В первую очередь необходима реализация стимулирующих мер в отношении специализации российских производителей на производстве мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг.
В XXI веке произошло усиление положительной корреляции между развитием мультитехнологически-ориентированных диверсифицированных агрегированных хозяйственных групп российских производителей для производства мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера и развитием иной промышленности, уменьшение инерционности экономической системы, превалирование тенденции к инновациям. Здесь требуется разработка, внедрение и последующее совершенствование механизмов управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики. Необходимо также расширение спектра планирования и реализации мер совершенствования кооперационно-постиндустриального операционно-взаимосвязанного функционирования бизнес-единиц высокотехнологичного сектора промышленного комплекса нашей страны. Это позволяет сделать вывод о потребности в реализации конкурентоспособных подходов построения эффективных методов, механизмов, инструментов и технологий управления обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики.
Здесь осуществляется переход процессов и процедур управления к новому качеству управления различными видами научно-производственной бизнес-деятельности, ориентированной на наращивание импортозамещающего выпуска мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера [13]. Итогом должен быть выход секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике на высокую интероперабельность с учетом потребности формирования мощностей производства мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера на новой технологической базе [15].
Инновационная трансформация секторов обрабатывающей промышленности в российской экономике может быть реализована как взаимосвязанный процесс формирования мультитехнологической программ. Эти новые программы обусловливают соответствующие изменения характера и содержания мультитехнологически-ориентированных диверсифицированных агрегированных хозяйственных групп российских производителей для производства мирококонкурентной продукции высокотехнологичного характера. Необходима постиндустриальная трансформация внутренней структуры организации обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики и системы управления программами системно-технологического переоснащения (модернизации) обрабатывающих производств в промышленном комплексе российской экономики.
В отечественной управленческой практике необходима реализация нового этапа модернизации, характеризующегося переходом от локальных [корпоративных, ведомственных и т.п.] программ формирования структур производства комплектных линеек машиностроительного оборудования импортозамещающего характера к комплексным межведомственным программам. Такие программы должны включать в себя трансферт технологий из-за рубежа и международную технологическую кооперацию со структурами глобальных ТНК, лидирующими в конкретных секторах обрабатывающих производств мировой экономики.
Предпочтительна модель формирования группы укрупненных предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства, при которой развитие структуры предприятий обрабатывающего сектора промышленности России является результатом комплексного развития механизмов управления на основе государственной организационно-финансовой поддержки импортозамещающего выпуска товаров и услуг в сфере высокотехнологичной продукции с расширением доли постиндустриальных производств и приобретения производственных активов за рубежом.
Такая модель направлена на реализацию стратегии новой индустриализации с опорой на получение иностранных технологий и оборудования для реализации научной и производственной кооперации российских предприятий и иностранных структур [14]. Необходимо также восстановление технологических цепочек инновационно-ориентированных обрабатывающих производств в условиях интеграции российских предприятий в мировые научно-технологические циклы и глобализации научной и производственной деятельности [11].
В решении рассматриваемых проблем необходимо активное сотрудничество производственных предприятий и научных организаций постсоветских стран, что наиболее эффективно можно реализовать в рамках модели Таможенного союза. Прогрессивные сдвиги в научной и производственной структуре производства высокотехнологичной продукции обрабатывающих производств в рамках Таможенного союза [с опорой на ядро российской индустриальной системы] предполагают дальнейшие сдвиги в организационной сфере - экономическую интеграцию и координацию национальных модернизационных стратегий стран - участников.
Литература:
1. Апканеев А.В. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.
2. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энергоинфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.
3. Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами // Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.
4. Барикаев Е.Н. Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энерго-транспортной инфраструктуре России // Вестник Московского университета МВД, 2013, №7. С.247-250.
5. Булгаков О.В. Иностранные инвестиции в российской экономике: проблемы регионального управления. - Краснодар: Издательский дом «ЮГ», 2000. - 256 с.
6. Деркач Н.Л. «Интеллектуальные сети» (smart grid) в электроэнергетике: проблемы управления и безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №20. С.49-55.
7. Зеленин Д.В. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки, 2010, №70. С.156-161.
8. Иванов С.Н., Логинов Е.Л., Стрельцов Г.А. Малая энергетика России: стратегические проблемы энергетического развития в XXI веке. Монография. - М.: Цифровичок, 2009. - 338 с.
9. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №28. С.2-10.
10. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №29. С.28-32.
11. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Международное комплексирова-ние экспорта пакета базовых топливно-энергетических ресурсов при построении трансконтинентальной энергетической инфраструктуры на базе энергетической, нефте- и газотранспортной систем России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №1. С.25-32.
12. Проблемы управления национальной экономикой на основе стратегического оперирования инвестиционными факторами. -Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2004. - 251 с.
13. Сараев В.Н., Кобяков А.А., Вайно А.Э. и др. Глобальная система мониторинга рынка, основанная на радиочастотной идентификации // Патент на полезную модель RUS 98275 14.04.2010
14. Светлицкий С.Ю. и др. Модернизация энергетики России: проблемы, пути решения, перспективы. М.: НИЭБ, 2010. - 808 с.
15. Шевченко И.В. Проблемы эксплуатации и развития энергосетевого комплекса как точка бифуркации энергоэффективности экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №28. С.2-7.