Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ"'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ / ЭКСПЕРИМЕНТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / САМООЦЕНКА / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев Андрей Вячеславович, Платонов Андрей Владимирович, Бородин Михаил Павлович, Киселева Элеонора Михайловна

В статье рассматриваются проблемы формирования мотивации студентов к изучению дисциплины «Безопасность на водных объектах». Данные, полученные в ходе опроса, позволили сделать вывод, что наиболее сложным оказалось выявление проблемных вопросов в области обеспечения безопасности на водных объектах. Результаты самоанализа показали, что студенты считают свою подготовку по предметной области знаний «Безопасность на водных объектах» недостаточно полной. При этом большинство студентов выразили заинтересованность и согласились с необходимостью включения дисциплины «Безопасность на водных объектах» в учебный процесс на факультативных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуев Андрей Вячеславович, Платонов Андрей Владимирович, Бородин Михаил Павлович, Киселева Элеонора Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING STUDENTS' MOTIVATION IN STUDYING THE DISCIPLINE "SAFETY ON WATER BODIES"

The article deals with the problems of formation of students' motivation to study the discipline "Safety at water objects". The data obtained during the survey led to the conclusion that the identification of problematic issues in the field of ensuring safety at water bodies turned out to be the most difficult. The results of the self-analysis showed that students consider their training in the subject area of knowledge "Safety at Water Objects" to be insufficiently complete. At the same time, the majority of students expressed interest and agreed with the need to include the discipline "Safety at water bodies" in the educational process in optional classes.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ"»

лее трудные для реагирования сектора хоккейной площадки №1 и №4 для ловли отбивания шайбы.

Рисунок 4 - Картография бросков в ворота вратаря ЦСКА И. Федотова из секторов хоккейной площадки в

спортивном сезоне 2021-2022 гг.

Таким образом, использование в подготовке вратарей программы «InStatHockey» позволит индивидуализировать тренировочный процесс и повысить эффективность их технико-тактических действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кукушкин В.В. Большая Красная Машина: документально-художественное издание / В. В. Кукушкин - Москва : Спорт, Человек, 2016. - 256 с.

2. Савин В.П. Теория и методика хоккея : учебник / В.П. Савин. - Москва : Академия, 2003. - 398 с.

REFERENCES

1. Kukushkin, V.V. (2016), Big Red Machine: documentary and artistic publication, Sport, Man, Moscow.

2. Savin, V.P. (2003), Hockey theory and methodology, Academy, Moscow.

Контактная информация: popov-pavel96@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2022

УДК 378.12

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ»

Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Андрей Владимирович Платонов, кандидат философских наук, доцент Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Михаил Павлович Бородин, кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург; Элеонора Михайловна Киселева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования мотивации студентов к изучению дисциплины «Безопасность на водных объектах». Данные, полученные в ходе опроса, позволили сделать вывод, что наиболее сложным оказалось выявление проблемных вопросов в области обеспече-

ния безопасности на водных объектах. Результаты самоанализа показали, что студенты считают свою подготовку по предметной области знаний «Безопасность на водных объектах» недостаточно полной. При этом большинство студентов выразили заинтересованность и согласились с необходимостью включения дисциплины «Безопасность на водных объектах» в учебный процесс на факультативных занятиях.

Ключевые слова: мотивация, обучение, образовательный процесс, уровень знаний, безопасность на водных объектах, эксперимент, анкетирование, самооценка, факультативные занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p195-199

PROBLEMS OF FORMING STUDENTS' MOTIVATION IN STUDYING THE DISCIPLINE "SAFETY ON WATER BODIES"

Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, docent, Andrey Vladimi-rovich Platonov, the candidate of philosophy sciences, docent, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St.Petersburg; Mikhail Pavlovich Borodin, the candidate of historical sciences, senior teacher, St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations ofRussia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev, St. Petersburg; Eleonora Mikhailovna Kiseleva, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Herzen State Pedagogical University of Russia

Abstract

The article deals with the problems of formation of students' motivation to study the discipline "Safety at water objects". The data obtained during the survey led to the conclusion that the identification of problematic issues in the field of ensuring safety at water bodies turned out to be the most difficult. The results of the self-analysis showed that students consider their training in the subject area of knowledge "Safety at Water Objects" to be insufficiently complete. At the same time, the majority of students expressed interest and agreed with the need to include the discipline "Safety at water bodies" in the educational process in optional classes.

Keywords: motivation, training, educational process, level of knowledge, safety at water bodies, experiment, questioning, self-assessment, extracurricular activities.

ВВЕДЕНИЕ

Важной задачей для образовательной деятельности, для повышения качества образования является проблема мотивации студентов к обучению.

Мотивация является решающим фактором успешной самореализации личности, готовой к активной профессиональной и социальной деятельности в обществе. Высокая мотивация способствует реализации социально профессиональной мобильности человека, способности перестраивать себя и свою деятельность в соответствии с изменившимися условиями труда, его функциями и сферой [1].

Важным аспектом развития учебной мотивации студентов считаем создание ситуации психологического дискомфорта, в которой студент может анализировать свою подготовку в области конкретного актуального знания, осознать противоречие между имеющимися представлениями и научным знанием. Для решения данной задачи в практике обучения используются технологии кейс-стади, анализируются конкретные ситуации.

С целью выявления отношения студентов к осознанию необходимости изучения дисциплины «Безопасность на водных объектах» было проведено анкетирование, в ходе которого было проанализировано 100 анкет обучаемых. Проведённое исследование является продолжением уже проводимых исследований, связанных с методикой развития готовности к обучению [2] и оценкой состояния первоначальных знаний у бакалавров в области безопасности на водных объектах [3]. Отдельные вопросы обеспечения безопасности на водных объектах уже были предметом исследований [4-6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Студенты отвечали на следующие вопросы анкеты:

1) «Интересуетесь ли Вы современными проблемами в области безопасности на водных объектах?»;

2) «Какие проблемные вопросы в области безопасности на водных объектах могли бы Вас бы заинтересовать?»;

3) «Оцените Ваши знания о мерах безопасности на водных объектах»;

4) «На каком уровне Вы подготовлены к изучению дисциплины «Безопасность на водных объектах?»;

5) «Хотели ли Вы узнать подробнее о дисциплине и изучать ее в рамках факультативных занятий?».

При анализе ответов студентов на вопрос «Интересуетесь ли Вы современными проблемами в области безопасности на водных объектах», большая часть ответов (53,0%) показала недостаточный интерес к проблемам безопасности на водных объектах. Однако результаты уточняющих бесед со студентами обнаружили повышение их интереса к современным проблемам в области безопасности, что свидетельствует о готовности студентов к расширению знаний по дисциплине «Безопасность на водных объектах» в рамках факультативных занятий.

Поэлементный анализ ответов студентов на третий вопрос анкеты представлен в материалах таблицы.

Таблица — Анализ ответов студентов на вопрос, «Какие проблемные вопросы в области безопасности на водных объектах могли бы Вас бы заинтересовать?» (в % к числу опрошенных)_

Элементы содержания ответа Частота встречаемости (в %)

Личная безопасность граждан, находящихся на водных объектах (наличие на пляжах спасательных постов, доступность спасательных средств, оказание первой помощи, юридическая ответственность владельцев маломерных судов) 81,0

Меры по обеспечению безопасности населения на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах 69,0

Меры обеспечения безопасности детей на воде 45,0

Защита окружающей водной среды 32,0

Количество респондентов 100

Вопрос, направленный на выяснение у студентов заинтересованности в выяснении проблемных вопросов в области безопасности на водных объектах могли бы Вас бы заинтересовать, оказался наиболее трудным. Основными элементами содержания ответов студентов являлись: «личная безопасность» (81,0%), «меры по обеспечению безопасности населения» (69,0%), «меры обеспечения безопасности детей на воде» (45,0%), защита окружающей водной среды (32,0%).

На вопрос «Оцените Ваши знания о мерах безопасности на водных объектах» большинство студентов (64,0%) ответили, что «знают только теоретические вопросы», 21,0% «убеждены, что имеют достаточный объем знаний», 4,0% полагают, что «имеют мало знаний», остальные 11,0% считают, что «в полной мере обладают теоретическими знаниями и смогут применить их на практике» (рисунок 1).

Вопрос «На каком уровне вы готовы к изучению дисциплины «Безопасность на водных объектах»» был задан студентам с целью определения их уровня готовности к восприятию содержания дисциплины на факультативных занятиях. В то же время мы получили следующие результаты: «плохо подготовленные, сложные концепции» (51,0%), «средняя подготовленность» (36,0%), «хорошая подготовка в области безопасности жизнедеятельности» (13,0%). Результаты самоанализа студентов показывают, что они считают свою подготовку в предметной области знаний «Безопасность на водных объектах» недостаточно полной (рисунок 2).

11%

■ Знают только теоретические вопросы

■ Убеждены, что имеют достаточный объем знаний

■ Имеют мало знаний

■ В полной мере обладают теоретическими знаниями и смогут применить их на практике

Рисунок 1 - Самооценка знаний о мерах безопасности на водных объектах

13%

■ Плохо подготовленные, сложные концепции

■ Средняя подготовленность

■ Хорошая подготовка в области безопасности жизнедеятельности

Рисунок 2 - Уровень готовности к изучению дисциплины «Безопасность на водных объектах»

Отвечая на последний вопрос анкеты «Хотели ли Вы узнать подробнее о дисциплине «Безопасность на водных объектах» и изучать ее в рамках факультативных занятий» большинство студентов (86,0%) выразили заинтересованность и согласились с необходимостью включения дисциплины в их образовательный процесс, 5,0% затруднились ответить и 9,0% посчитали, что уже получили все необходимые знания, изучая дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» (рисунок 3).

9%

5%

1 Хотели бы

Затруднились ответить

■ Посчитали, что уже получили все необходимые знания, изучая дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

Рисунок 3 - Желание узнать подробнее о дисциплине «Безопасность на водных объектах»

ВЫВОДЫ

Полученные в ходе анкетирования данные позволили сделать вывод, что выявление проблемных вопросов в области обеспечения безопасности на водных объектах оказалось наиболее трудным. Результаты самоанализа показали, что студенты считают свою подготовку в предметной области знаний «Безопасность на водных объектах» недостаточно полной. При этом большинство студентов выразили заинтересованность и согласились с необходимостью включения дисциплины «Безопасность на водных объектах» в образовательный процесс на факультативных занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Филатова Е.В. Учебно-профессиональная мотивация студентов разных направлений подготовки / Е.В. Филатова, С.Б. Ксенофонтова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2019. Т. 11, № 1. - С. 57-65.

2. Бруевич М.Ю. Методика развития готовности бакалавров к безопасности на водных объектах / М.Ю. Бруевич, А.В. Зуев, Э.М. Киселева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-

гафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 55-60. Киселев С.А. Оценка состояния первоначальных знаний у бакалавров в области безопасности на водных объектах / С.А. Киселев, А.В. Зуев, С.Б. Бахвалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 137-141.

3. Безопасность на водных объектах: учебник для курсантов, студентов и слушателей образовательных организаций МЧС России / Э.Н. Чижиков, В.А. Онов, П.М. Агеев [и др.]. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. - 473 с.

4. Безопасность на водных объектах: учебник / В.С. Артамонов, О.М. Латышев, О.Ю. Заносов [и др.]. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. - 496 с.

5. Киселева Э.М. Подготовка педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности: проблемные аспекты / Э.М. Киселева, А.В. Зуев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 136-141.

REFERENCES

1. Filatova, E.V., Ksenofontova, S.B., (2019), "Educational and professional motivation of students of different areas of training", Historical andsocio-educational thought, V. 11, No. 1, pp. 57-65.

2. Bruevich, M.Yu., Zuev, А.У and Kiseleva, E.M., (2022), " Methodology for the development of readiness of bachelors for safety at water bodies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 7, No. 209, pp. 55-60.

3. Kiselev S.A., E.M., Zuev, АУ. (2022), Bakhvalova S.B."Assessment of the state of initial knowledge of bachelors in the field of safety at water bodies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 8, No. 210, pp. 137-141.

4. Chizhikov, E.N., Ionov, V.A., Ageev P.M. et al (2018), Safety at water facilities, publishing house Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, St. Petersburg.

5. Artamonov, V.S., Latyshev, O.M., Zanosov O.Yu. et al (2016), Safety at water facilities, publishing house Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, St. Petersburg.

6. Kiseleva, E.M. and Zuev, А.У (2021), "Training of teaching staff in the field of life safety: problematic aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 8, No. 198, pp. 136-141.

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 796.386

ПОКАЗАТЕЛИ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЫЖКА У СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ НАСТОЛЬНОГО

ТЕННИСА)

Галина Павловна Иванова, доктор биологических наук, профессор, Александр Григорьевич Биленко, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Елизавета Викторовна Власова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель; Василий Андреевич Голигузов, аспирант. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Анализируется по динамограммам биодинамика прыжков вверх с места квалифицированных спортсменов настольного тенниса. Материал является продолжением ранее опубликованных результатов, определяющих быстродействие человека при разных по задачам прыжков. Предложены коэффициенты: 1- быстродействия прыжка - Кб, как отношение времени полета к полному времени прыжка, и 2- быстроты в подготовительной фазе - Креакт, как отношение времен подфаз: торможения к разгону, что ранее не изучалось. Показатели структуры приседания при подготовке к толчку, времени и силы толчка стали в работе основными индикаторами-определителями быстродействия, достоверность связи между ними в работе доказана статистически.

Ключевые слова: настольный теннис, показатель реактивности подготовки к прыжку, коэффициент быстродействия прыжка, корреляция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.