Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ / ЭКСПЕРИМЕНТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / БАКАЛАВР / ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев С.А., Зуев А.В., Бахвалова С.Б.

В статье определяются основания для поиска эффективной модели развития системы предметных знаний по дисциплине «Безопасность на водных объектах». Целью исследования является оценка состояния первоначальных знаний у бакалавров в области безопасности на водных объектах. Рассматривая предметные знания обучающихся как наиболее надежный показатель эффективности обучения, основное внимание в исследовании было уделено методу анкетирования. Полученные в ходе анкетирования данные позволили сделать вывод, что уровень знаний студентов в области безопасности на водных объектах невысокий. Наличие, в основном, бессистемных знаний можно объяснить тем, что в настоящее время по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в учебных заведениях недостаточное внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности на водных объектах. Анализ ответов студентов привели нас к убеждению в необходимости включения дисциплины «Безопасность на водных объектах» в образовательный процесс на факультативных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев С.А., Зуев А.В., Бахвалова С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STATE OF INITIAL KNOWLEDGE OF BACHELORS IN THE FIELD OF WATER SAFETY

The article defines the grounds for searching for the effective model for development of the system of subject knowledge in the discipline "Safety at water bodies". The purpose of the study is to assess the state of initial knowledge of bachelors in the field of safety at water bodies. Considering the subject knowledge of students as the most reliable indicator of the effectiveness of training, the focus of the study was on the questioning method. The data obtained during the survey allowed us to conclude that the level of students' knowledge in the field of safety at water bodies is low. The presence of mostly unsystematic knowledge can be explained by the fact that at present, in the discipline "Life Safety" in educational institutions, insufficient attention is paid to the issues of ensuring safety at water bodies. An analysis of the students' answers led us to the conviction of the need to include the discipline "Safety at water bodies" in the educational process in optional classes.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ»

ные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 385-387.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A., Zinoviev, A.N. and Nadyrshina, M.Yu. (2020), "Development of statokinetic stability in young skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 9-12.

2. Dveirina, O.A. (2019), The concept and programming of coordination training of an athlete in accordance with the specifics of the sport, dissertation, St. Petersburg.

3. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

4. Rybakova E.O. (2020), "Development of coordination abilities of karate 11-13 years old using the simulator coordination ladder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 385387.

Контактная информация: vkalisev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.07.2022

УДК 378.12

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

Сергей Александрович Киселев, аспирант, Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Светлана Борисовна Бахвалова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье определяются основания для поиска эффективной модели развития системы предметных знаний по дисциплине «Безопасность на водных объектах». Целью исследования является оценка состояния первоначальных знаний у бакалавров в области безопасности на водных объектах. Рассматривая предметные знания обучающихся как наиболее надежный показатель эффективности обучения, основное внимание в исследовании было уделено методу анкетирования. Полученные в ходе анкетирования данные позволили сделать вывод, что уровень знаний студентов в области безопасности на водных объектах невысокий. Наличие, в основном, бессистемных знаний можно объяснить тем, что в настоящее время по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в учебных заведениях недостаточное внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности на водных объектах. Анализ ответов студентов привели нас к убеждению в необходимости включения дисциплины «Безопасность на водных объектах» в образовательный процесс на факультативных занятиях.

Ключевые слова: методика, обучение, уровень знаний, безопасность на водных объектах, эксперимент, анкетирование, бакалавр, предметные знания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p137-140

ASSESSMENT OF THE STATE OF INITIAL KNOWLEDGE OF BACHELORS IN THE

FIELD OF WATER SAFETY

Sergei Alexandrovich Kiselev, the post-graduate student, Andrey Vyacheslavovich Zuev, the

candidate of historical sciences, docent, Svetlana Borisovna Bakhvalova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

Abstract

The article defines the grounds for searching for the effective model for development of the system of subject knowledge in the discipline "Safety at water bodies". The purpose of the study is to assess the state of initial knowledge of bachelors in the field of safety at water bodies. Considering the subject knowledge of students as the most reliable indicator of the effectiveness of training, the focus of the study

was on the questioning method. The data obtained during the survey allowed us to conclude that the level of students' knowledge in the field of safety at water bodies is low. The presence of mostly unsystematic knowledge can be explained by the fact that at present, in the discipline "Life Safety" in educational institutions, insufficient attention is paid to the issues of ensuring safety at water bodies. An analysis of the students' answers led us to the conviction of the need to include the discipline "Safety at water bodies" in the educational process in optional classes.

Keywords: methodology, training, level of knowledge, safety at water bodies, experiment, questioning, bachelor, subject knowledge.

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку дисциплина «Безопасность на водных объектах» в настоящее время преподается лишь в нескольких учебных заведениях страны, то «при организации экспериментального исследования мы основывались на опыте, накопленном в педагогической науке и практике подготовки студентов по предметным знаниям в области безопасности жизнедеятельности» [1].

Определение оснований для поиска эффективной модели развития системы предметных знаний по дисциплине «Безопасность на водных объектах» для бакалавров обусловило необходимость выявления уровня первоначальных знаний обучаемых в области безопасности на водных объектах.

В научных исследованиях авторы (С.Б. Бахвалова, А.В. Зуев, Э.М. Киселева, В.М. Рублев, И.В. и др.) отмечают недостаточность круга предметных знаний выпускников школы в области безопасности жизнедеятельности. Источником дополнительных предметных знаний, в основном, являются интернет, СМИ и жизненный опыт. Нередко полученная информация не имеет научного обоснования, недостоверна и может принести вред в условиях чрезвычайных ситуациях.

Вот почему важной задачей для образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности является создание условий для самообразования, личностного развития и успешной жизненной самореализации. Эффективным направлением в решении данных задач становится развитие системы дополнительной образовательной деятельности на всех уровнях образования - от профориентационной работы в средние школы до внедрения новых программ дисциплин, факультативов, научных секций и кружков в вузовскую практику [2].

Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного университета морского и речного флота им. С.О. Макарова (ГУМРФ им. С.О. Макарова) со студентами в группах направлений (специальностей) подготовки: «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» по очной форме обучения. Численность студентов составила 68 человек.

Кроме того, в эксперименте также приняли участие студенты юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена). Всего экспериментом было охвачено 32 студента (направление юриспруденция, учителя права).

В ходе проводимого эксперимента нами было проанализировано 100 анкет студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При рассмотрении предметных знания студентов как наиболее надежного показателя эффективности обучения основное внимание в исследовании было уделено методу анкетирования. При разработке анкеты использовались ранее проведённые научные исследования [1-3]. Вопросы были заданы следующим образом:

1) «Что такое безопасность на водных объектах?»;

2) «Перечислите современный комплекс проблем в области безопасности на водных объектах»;

3) «Какие опасные и чрезвычайные ситуации на водных объектах Вы знаете?»;

4) «Приведите примеры безопасного поведения на водных объектах»;

5) «В случае чрезвычайной ситуации на водных объектах могли бы Вы оказать первую помощь пострадавшему».

На вопрос дайте определение «безопасность на водных объектах» были даны такие типичные для студентов выражения, связывающие понятие «на водных объектах» с понятиями «знание об уровне защиты и правил поведения на воде», «спасение утопающих, обучение плаванию, работа с детьми, безопасность береговой линии» или «состояние защищенности объектов, расположенных у водоёмов». К тому же, анализируя ответы на вопросы, мы обнаружили, что большая часть студентов (75,0%) не имеют полноценного представления об этом понятии. При этом большинство респондентов студентов дали неточные и неполные определения понятия (63,0% студентов ГУМРФ им. С.О. Макарова, 52,0% студентов РГПУ им. А.И. Герцена). Кроме того, 21,0% студентов вообще не смогли ответить на этот вопрос.

При анализе ответов на вопрос «Перечислите современный комплекс проблем в области безопасности на водных объектах» (таблица 1) мы выяснили, что в основном студенты отмечали правовые проблемы (отсутствие знаний о законодательных основах, регулирующих вопросы, связанных с водными объектами), проблемы в области экологии (загрязнение водоемов, очистка сточных вод), защита от стихийных бедствий (ураганы, цунами и т. д.), проблемы социальной сферы (в основном алкоголизм во время отдыха на водоемах), техногенные аварии и катастрофы (происшествия и аварии, связанные с маломерными судами, столкновения с береговыми сооружениями). Проведенный анализ полученных ответов позволил сделать вывод о том, что в ответах обучаемых, в основном, используются факты и примеры из интернет-ресурсов, а также жизненного опыта.

Таблица 1 - Ответы обучаемых на вопрос «Перечислите современный комплекс проблем в области безопасности на водных объектах» (в % к числу респондентов)_

Элементы содержания ответа Частота встречаемости (в %)

Правовые проблемы (отсутствие знаний о законодательных основах, регулирующих вопросы, связанных с водными объектами) 35,0

Проблемы в области экологии (загрязнение окружающей водной среды, очистка сточных вод) 28,0

Защита от стихийных бедствий (ураганы, цунами и др.) 62,0

Проблемы социальной сферы (в основном алкоголизм во время отдыха на водных объектах) 58,0

Техногенные аварии и катастрофы (происшествия и аварии, связанные с маломерными судами, столкновения с береговыми сооружениями) 77,0

Количество респондентов 100

В ответах студентов (таблица 2) представлен поэлементный анализ на вопрос «Какие опасные и чрезвычайные ситуации на водных объектах Вы знаете?» При этом студенты привели практически одинаковые ответы, используя примеры предыдущего вопроса анкеты.

Таблица 2 - Ответы обучаемых на вопрос: «Какие опасные и чрезвычайные ситуации на водных объектах Вы знаете?» (в % к числу респондентов)_

Элементы содержания ответа Частота встречаемости (в %)

Происшествия и аварии, связанные с маломерными судами, морскими и речными судами 78,0

Столкновения с береговыми сооружениями, разрушение водных и прибрежных сооружений 65,0

Наводнения, ураганы, цунами 62,0

Угроза террористического акта на водных объектах 33,0

Употребление алкогольных напитков вовремя отдыха на пляжах 58,0

Загрязнение окружающей водной среды, очистка сточных вод 28,0

Количество респондентов 100

Проанализировав ответы обучаемых на вопрос «Приведите примеры безопасного поведения на водных объектах» пришли к выводу, что 29,0% обучаемых отметили необхо-

димость соблюдения мер безопасности при нахождении на водных объектах (пляжах, местах массового отдыха), а 71,0% обучаемых в целом не задумываются о безопасном поведении на водных объектах, полагая, что подобные ситуации с ними не произойдут.

На вопрос «В случае чрезвычайной ситуации на водных объектах могли бы Вы оказать первую помощь пострадавшему?» студенты проявили заинтересованность. Их ответы были разносторонними (таблица 3).

Таблица 3 - Ответы обучаемых на вопрос: «В случае чрезвычайной ситуации на водных объектах могли бы Вы оказать первую помощь пострадавшему?» (в % к числу респондентов)_

Элементы содержания ответа Частота встречаемости (в %)

Нет, но хотел бы уметь это делать 31,0

Да, но я не уверен в результате 15,0

В случае чрезвычайной ситуации я смог бы оказать первую медицинскую помощь 32,0

Да, у меня есть необходимые теоретические знания 16,0

Нет, скорее всего, я сделаю только хуже 6,0

Количество респондентов 100

ВЫВОДЫ

На основании оценки полученных данных пришли к выводу о том, что уровень знаний студентов в области безопасности на водных объектах невысокий. Наличие, в основном, бессистемных знаний объясняются тем, что в настоящее время по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в учебных заведениях недостаточное внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности на водных объектах, а также недостаточной определенностью содержательных линий в самой предметной области безопасности на водных объектах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рублев В.М. Формирование предметных знаний в области безопасности жизнедеятельности у студентов гуманитарных специальностей: направлений подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рублев Владимир Михайлович - Санкт-Петербург, 2012. - 19 с.

2. Бахвалова С.Б. Профориентация как фактор профессионального самоопределения школьников / С.Б. Бахвалова, Э.М. Киселева, И.В. Савельева // Мир науки, культуры, образования. -2021. - № 1 (86). - С. 96-99.

3. Бруевич М.Ю. Методика развития готовности бакалавров к безопасности на водных объектах / М. Ю. Бруевич, А. В. Зуев, Э. М. Киселева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 55-60.

REFERENCES

1. Rublev, V.M. (2012), Formation of subject knowledge in the field of life safety among students of humanitarian specialties: areas of training, dissertation, St. Petersburg.

2. Bakhvalova, S.B., Kiseleva, E.M. and Savelyeva, I.V. (2021), "Vocational guidance as a factor of professional self-determination of schoolchildren", The world of science, culture and education, V. 1, N. 86, pp. 96-99.

3. Bruevich, M.Yu., Zuev, А.У and Kiseleva, E.M., (2022), "Methodology for the development of readiness of bachelors for safety at water bodies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 55-60.

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.