Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая подготовка / методический модуль / особенности методической подготовки / methodological training / methodological module / areas of methodological training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.И. Попова, В.Ю. Абрамова, С.Б. Бахвалова

В статье рассматриваются актуальные вопросы, затрагивающие проблему особенностей методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. На основе контекстно-компетентностного подхода представлена организация базовых форм деятельности бакалавров в процессе изучения методических дисциплин. Особенности методической подготовки раскрыты через структуру и содержание Б.1.5 Модуля «Методический», который способствует формированию методических знаний и умений. Особенности содержания учебных дисциплин Б.1.5 Модуля «Методический» учитывают основные направления методической деятельности учителя учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при решении профессиональных задач различных типов. Реализация методической деятельности и ее направлений осуществляется в ходе изучения методических дисциплин и различных типов практик. Оценка результативности осуществляется в процессе формирования методической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.И. Попова, В.Ю. Абрамова, С.Б. Бахвалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF METHODOLOGICAL TRAINING OF BACHELORS IN THE FIELD OF HEALTH SAFETY EDUCATION

The article deals with topical issues affecting the problem of the peculiarities of methodological training of bachelors of education in the field of life safety. On the basis of the context-based competence approach, the organization of the basic forms of bachelors’ activity in the process of studying methodological disciplines is presented. Features of methodological training are disclosed through the structure and content of B.1.5 of the “Methodical” module, which contributes to the formation of methodological knowledge and skills. Features of the content of academic disciplines B.1.5 of the “Methodical” module take into account the main directions of the methodological activity of the teacher of the subject “Fundamentals of life safety” in solving professional problems of various types. The implementation of methodological activity and its directions is carried out in the course of studying methodological disciplines and various types of practices. Performance evaluation is carried out in the process of formation of methodological competence.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

23. Ван Я. Обучение русскому языку китайских студентов-филологов: грамматический аспект. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021; № 6: 70 - 72

24. Жеребцова Ж.И., Павлова В.В., Фролова И.И., Мизис И.Ю. Лингводидактические основы формирования межкультурной компетенции при обучении русскому языку как неродному (на примере Республики Дагестан). Вестник ТГУ. 2019; 180: 106 - 117.

25. Жеребцова Ж.И. «Россиеведение» в аспекте изучения русского языка и культуры. Неофилология. 2017; № 3 (11): 44 - 51.

References

1. Kul'sha D.N., Ryabokoneva O.V. Izuchenie russkogo yazyka v universitetah Turcii: dinamika poslednih let. Rusistika. 2020; T. 18, № 3: 359 - 370.

2. Almatova R.A. Obuchenie russkomu yazyku v uzbekskih vuzah: dinamika poslednih let. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 6: 65 - 66.

3. Dzhevin'ska A. Russkij yazyk «s nulya» kak tretij / ocherednoj inostrannyj yazyk v vuze inzhenernogo profilya. Russkijyazyk v inostrannojauditorii. Teoriya, praktika, celi irezul'taty prepodavaniya. Lodz': Izdatel'stvo Lodzinskogo universiteta. 2015: 246 - 252.

4. Satretdinova A.H., Penskaya Z.P. Mezhkul'turnoe obrazovanie v kontekste obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Izvestiya VGPU. 2021; № 2 (155): 99 - 103.

5. Koneva E.V. Russkij yazyk kak inostrannyj v Val'dorfskih shkolah Germanii. Yazyk i kul'tura. 2018; № 44: 219 - 228.

6. Andrienko N.I. «Uchet nacional'no-kul'turnoj specifiki arabskih uchaschihsya na nachal'nom 'etape obucheniya RKI». 'Ekologiya yazyka ikommunikativnayapraktika. 2017; № 2: 144 - 149.

7. Lihacheva M.E. «Osobennosti organizacii obucheniya RKI v mononacional'nyh i polinacional'nyh gruppah». Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2017; № 11: 57 - 61.

8. Vladimirova T.E. i dr. Gosudarstvennyj standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. 'Elementarnyj uroven'. Moskva - Sankt-Peterburg: «Zlatoust», 2001.

9. Nahabina M.M. i dr. Gosudarstvennyj standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Bazovyj uroven'. Moskva - Sankt-Peterburg: «Zlatoust», 2001.

10. Chistyakova I. Russian Speech Culture: Russian As A Foreign Language. International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism». 2020: 3604 - 3608.

11. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Arti-Glasso, 2000.

12. Alefirenko N.F. «Yazyk» i «tekst» kul'tury. Litera. 2015; № 4: 50 - 58.

13. Vos M. Rol' sovremennoj rossijskoj pesni v formirovanii lingvo-kommunikativnoj kompetencii studentov, izuchayuschih russkij yazyk kak inostrannyj (tema: «Chelovek - druzhba, lyubov'»). Studia Rossica Posnaniensia. 2015; T. 40, № 2: 201 - 207.

14. Kiili K., Lainema T., de Freitas S., Arnab S. Flow framework for analyzing the quality of educational games. Entertain-ment Computing. 2014; Vol. 5, Is. 4: 367 - 377.

15. Moyer-Gusé E. Toward a theory of entertainment persuasion: Explaining the persuasive effects of entertainment-education messages. Communication Theory. 2008; № 18 (3): 407 - 425.

16. D'yakonova O.O. Ponyatie «'Ed'yutejnment» v zarubezhnoj i otechestvennoj pedagogike. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; № 6: 182 - 184.

17. Sapuh T. Didactic Features of Educational Technology "Edutainment" in English Language Classroom at the University. Perspectives of science and education. 2018; № 36: 182 - 186.

18. Hangel'dieva I.G. 'Ed'yutejnment kak edinstvo soznatel'nogo i bessoznatel'nogo. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2018; № 3: 47 - 59.

19. Shurkalina N.A., Afanas'ev A.S. Obraz goroda v tvorchestve Zemfiry Ramazanovoj. Russkaya rok-po'eziya: tekstikontekst. 2019; № 19: 282 - 287.

20. Bzhuzy A. «Osobennosti liricheskogo geroya po'ezii Zemfiry». Russkaya rok-po'eziya: tekst i kontekst. 2018; № 18: 172 - 177.

21. Afanas'ev A.S. Mifologema «Marina Cvetaeva» v rok-kompozicii Z.T. Ramazanovoj «Ya polyubila Vas». Filologiya i kul'tura. 2012; № 3: 107 - 110.

22. Devdariani N.V., Rubcova E.V. «Rol' autentichnyh videomaterialov v obuchenii vospriyatiyu teksta na sluh». Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologii. 2021; T. 10, № 1 (34): 82 - 84.

23. Van Ya. Obuchenie russkomu yazyku kitajskih studentov-filologov: grammaticheskij aspekt. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; № 6: 70 - 72

24. Zherebcova Zh.I., Pavlova V.V., Frolova I.I., Mizis I.Yu. Lingvodidakticheskie osnovy formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii pri obuchenii russkomu yazyku kak nerodnomu (na primere Respubliki Dagestan). Vestnik TGU. 2019; 180: 106 - 117.

25. Zherebcova Zh.I. «Rossievedenie» v aspekte izucheniya russkogo yazyka i kul'tury. Neofilologiya. 2017; № 3 (11): 44 - 51.

Статья поступила в редакцию 29.01.22

УДК 378.147

Popova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: regina_popova@bk.ru

Abramova V.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: vera.jurievna@mail.ru

Bakhvalova S.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: s_bachvalova@mail.ru

SPECIAL ASPECTS OF METHODOLOGICAL TRAINING OF BACHELORS IN THE FIELD OF HEALTH SAFETY EDUCATION. The article deals with topical issues affecting the problem of the peculiarities of methodological training of bachelors of education in the field of life safety. On the basis of the context-based competence approach, the organization of the basic forms of bachelors' activity in the process of studying methodological disciplines is presented. Features of methodological training are disclosed through the structure and content of B.1.5 of the "Methodical" module, which contributes to the formation of methodological knowledge and skills. Features of the content of academic disciplines B.1.5 of the "Methodical" module take into account the main directions of the methodological activity of the teacher of the subject "Fundamentals of life safety" in solving professional problems of various types. The implementation of methodological activity and its directions is carried out in the course of studying methodological disciplines and various types of practices. Performance evaluation is carried out in the process of formation of methodological competence.

Key words: methodological training, methodological module, areas of methodological training.

Р.И. Попова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: regina_popova@bk.ru

B.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vera.jurievna@mail.ru

C.Б. Бахвалова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: s_bachvalova@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы, затрагивающие проблему особенностей методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. На основе контекстно-компетентностного подхода представлена организация базовых форм деятельности бакалавров в процессе изучения методических дисциплин. Особенности методической подготовки раскрыты через структуру и содержание Б.1.5 Модуля «Методический», который способствует формированию методических знаний и умений. Особенности содержания учебных дисциплин Б.1.5 Модуля «Методический»

учитывают основные направления методической деятельности учителя учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при решении профессиональных задач различных типов. Реализация методической деятельности и ее направлений осуществляется в ходе изучения методических дисциплин и различных типов практик. Оценка результативности осуществляется в процессе формирования методической компетентности. Ключевые слова: методическая подготовка, методический модуль, особенности методической подготовки.

Повышение качества методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности является одной из важных проблем высшего педагогического образования на современном этапе. Решение данной проблемы связано с изменением целей, содержания, методов, способов и результатов обучения в высшем педагогическом образовании. Как показывает практика обучения, профессионализм и конкурентоспособность будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности определяется не только системой знаний и умений, но и способностью самостоятельно решать профессиональные задачи различных типов. Направления деятельности педагога в области безопасности жизнедеятельности при решении профессиональных задач характеризуется целевой направленностью, из которой вытекает необходимость в знании о способах практических действий, ориентированных на реализацию целей обучения. В практике обучения бакалавра эту необходимость удовлетворяют методические знания, в то же время методической подготовке будущего педагога на различных этапах развития методики обучения безопасности жизнедеятельности не всегда уделялось должное внимание, что вызывало совокупность проблем:

- формирование и развитие системы методических знаний, содержание которых отражает направления работы педагога в области безопасности жизнедеятельности;

- соотношение теоретического и практического направления подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности;

- отражение студентами результатов личной практико-ориентированной методической деятельности в выпускной квалификационной работе.

В связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов высшего и общего образования и проектированием новых стандартов все больше исследований посвящено различным направлениям образовательного процесса в высшей школе. Различные аспекты подготовки представлены в трудах С.В. Абрамовой, Л.А. Акимовой, Е.Н. Боярова, М.А. Картавых, В.П. Соломина, П.В. Станкевича, других ученых [1; 2; 3; 6; 7; 8]. Несмотря на серьезный вклад ученых-исследователей в решение проблемы методической подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности, она остается одной из наиболее важных, но недостаточно исследованных, что и обусловливает актуальность данного исследования.

Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, готовых к различным видам профессиональной деятельности в образовательных организациях различных типов.

Реализация цели исследования связана с выполнением следующих задач:

- определение основополагающего методологического подхода для обновления методической подготовки бакалавров;

- разработка и реализация на основе контекстно-компетентностного подхода модуля, включающего методические дисциплины, отражающие направления деятельности педагога в области безопасности жизнедеятельности;

- определение содержательных линий методической подготовки, способствующих формированию и развитию системных методических знаний и умений;

- разработка и внедрение комплекса практик различных типов, следующих после методических дисциплин;

- проектирование системы контроля методической подготовки бакалавров.

Мы рассматриваем методическую подготовку как обучение основам предметной методики в ходе освоения теоретических методических дисциплин с учетом применения практической деятельности в период учебных и производственных практик. Рассматривая особенности методической подготовки с точки зрения системного подхода, мы хотели бы остановиться на методологическом, содержательном, процессуальном и результативном направлениях.

Теоретическая значимость исследования заключается в использовании методологии контекстно-компетентностного подхода [4], который направлен на формирование профессиональной позиции будущих педагогов в области предметного образования через организацию базовых форм деятельности бакалавров (учебно-познавательной академического типа, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной) в практическом и теоретическом направлениях процесса подготовки [5].

Рассмотрим на примере темы «Использование образовательных технологий в различных формах работы с обучающимися» дисциплины «Образовательные технологии (образование в области безопасности жизнедеятельности)» модуля «Методический» организацию базовых форм деятельности бакалавров. Учебно-познавательная деятельность академического типа организуется в ходе усвоения методических знаний и умений на лекциях и практических занятиях различных типов. Квазипрофессиональная деятельность реализуется при решении проблемных ситуаций, ситуационных и практико-ориентированных заданий в ходе практических занятий различных видов (практикумов, семинаров и других). Учебно-профессиональная деятельность осуществляется в ходе выполнения исследовательских заданий, прохождения различных видов учебных и производ-

ственных практик. Рассмотрим примеры реализации форм деятельности бакалавров в табл. 1.

Таблица 1

Использование базовых форм различных типов деятельности бакалавров

Тип деятельности Формы деятельности

Учебно-познавательная академического типа - дискуссия на лекции по определению терминологического аппарата; - дискуссия на лекции «Какие виды технологий целесообразно использовать с целью формирования знаний по чрезвычайным ситуациям техногенного характера?»

Квазипрофессиональная деятельность - ролевая игра «Элементы технологии проектного обучения»; - решение ситуационных задач по теме «Методика применения технологии проектного обучения»; - составление фрагментов урочных, внеклассных и внеурочных занятий с использованием образовательных технологий

Учебно-профессиональная деятельность - проведение мини-исследования по изучению мнения педагогов по проблемам использования образовательных технологий на урочных и внеурочных занятиях по ОБЖ

Анализ учебных планов по направлению «Педагогическое образование» позволил определить содержательное направление методической подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности. В ходе реализации программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» профиля «Образование в области безопасности жизнедеятельности» важно учесть, что Б.1. «Дисциплины (модули)» содержит учебные дисциплины, характеризующие содержание направления подготовки и учебные дисциплины, определяющие специфику профиля. Нами был изучен модуль Б.1.5 «Методический», изучение которого способствует формированию методических знаний и умений. Рассмотрим особенности данного модуля, направленного на усвоение методических компетенций и развитие мотивации к различным видам методической деятельности.

Дисциплина Б.1.5.1 «Введение в профессию» (1 з.е.) направлена на развитие системы знаний об основных характеристиках профессии педагога в области безопасности жизнедеятельности. Структуру учебной дисциплины составляют понятия «педагогическое мастерство педагога», «элементы педагогического мастерства», «педагогическое воздействие». В рамках данной дисциплины бакалавры усваивают знания о задачах, структуре и содержании различных направлений деятельности учителя ОБЖ, преподавателя-организатора ОБЖ. Особое внимание уделяется профессиональным требованиям, предъявляемым к преподавателю - организатору ОБЖ, его основным функциональным и должностным обязанностям.

В учебной дисциплине Б.1.5.2 «Современные основы обучения» (2 з.е.) раскрыты теоретические основы обучения в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Изучение теоретических вопросов предлагается осуществлять комплексно с учетом современных требований: концепций обучения; технологий обучения; методов обучения; диагностики планируемых результатов обучения.

Также в содержание дисциплины включены знания о воспитании и духовно-нравственном развитии учащихся в процессе обучения безопасности жизнедеятельности с учетом их социальных, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей. Важным направлением деятельности обучающихся является изучение и реферирование основных нормативных документов различных уровней (федерального, регионального, локального и др.).

Б.1.5.3 «Методика обучения и воспитания (образование в области безопасности жизнедеятельности)» (8 з.е.) определяется как ключевая дисциплина данного модуля, способствует формированию и развитию методических компетенций за счет знаний о теоретических и методических основах обучения безопасности жизнедеятельности. Специфика содержания дисциплины отражена в особенностях структуры и выбора приоритетных направлений методики обучения безопасности жизнедеятельности, подробно рассмотрены методы, приемы, способы, формы, средства обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. Дисциплина предполагает ознакомление с основными направлениями

организации и проведения самостоятельной работы, а также с основами профо-риентационной работы по безопасности жизнедеятельности. В содержании определены подходы различных авторов к понятиям «внеклассная работа», «внеурочная работа», «внеурочная деятельность» и др. Особое значение придается методическим аспектам профильного обучения безопасности жизнедеятельности. Большое внимание уделено вопросам организации и проведению массовых мероприятий по безопасности жизнедеятельности в школе по различным темам и направлениям, в том числе по профилактической работе, защите от последствий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Учебная дисциплина Б.1.5.4 «Образовательные технологии (образование в области безопасности жизнедеятельности» (3 з.е.) направлена на изучение особенностей использования образовательных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности, в содержании которой конкретизированы сведения о роли, структуре, классификации образовательных технологий. Рассмотрены вопросы

использования образовательных технологий в историческом аспекте, включены знания о зарубежном опыте реализации образовательных технологий, а также предусмотрено ознакомление с особенностями применения образовательных технологий во внеурочной деятельности, внеклассной работе, домашней работе, элективных курсах.

Задачами дисциплины Б.1.5.5 «Решение профессиональных задач учителя» (3 з.е.) являются:

- овладение комплексом современных методик диагностики обучаемых в ходе учебно-воспитательного процесса по безопасности жизнедеятельности;

- применение проектирования и прогнозирования при организации различных видов деятельности обучаемых на урочных и внеурочных занятиях по безопасности жизнедеятельности;

- овладение самооценкой и самоанализом собственной педагогической деятельности.

Таблица 2

Содержательные линии и дидактические единицы дисциплин модуля «Методический

Название дисциплин модуля Дидактические единицы Содержательные линии

«Введение в профессию» - задачи обучения, развития и воспитания обучающихся в области безопасности жизнедеятельности; - основные направления работы учителя ОБЖ; - функциональные обязанности преподавателя - организатора ОБЖ, учителя ОБЖ теоретические и методологические основы обучения безопасности жизнедеятельности

«Современные основы обучения» - особенности Федеральных государственных стандартов основного и полного общего образования; - нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс; - локальные документы, регламентирующие образовательный процесс по ОБЖ нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности

- направления обучения, воспитания и развития в образовательной области безопасности жизнедеятельности теоретические и методологические основы обучения безопасности жизнедеятельности

«Методика обучения и воспитания (образование в области безопасности жизнедеятельности)» - особенности Федеральных государственных стандартов основного и полного общего образования; - нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя ОБЖ (федерального, регионального, локального уровней) нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности

- сущность, этапы формирования, классификация понятий в области безопасности жизнедеятельности; - этапы и условия формирования различных видов умений в процессе обучения безопасности жизнедеятельности; - особенности планирования образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности; - особенности организации самостоятельной работы на уроках ОБЖ; - роль, виды и применение контроля по ОБЖ; - особенности, виды и использование методов, форм и средств обучения безопасности жизнедеятельности методические основы обучения безопасности жизнедеятельности

- особенности организации и проведения различных видов профилактической работы по безопасности жизнедеятельности с обучающимися; - особенности организации и проведения объектовых тренировок с обучающимися; - особенности организации и проведения массовых мероприятий с обучающимися частные аспекты методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности

- особенности планирования, используемого в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности (перспективное, тематическое, урочное); - особенности проектирования урочных, внеклассных и внеурочных занятий по безопасности жизнедеятельности; - особенности организации проектной деятельности обучаемых на урочных и внеурочных занятиях по безопасности жизнедеятельности планирование и конструирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности

«Образовательные технологии (образование в области безопасности жизнедеятельности») - значение, сущность и виды образовательных технологий, используемых в обучении безопасности жизнедеятельности; - особенности и использование образовательных технологий на урочных и внеурочных занятиях по безопасности жизнедеятельности использование различных технологий на урочных и внеурочных занятиях по безопасности жизнедеятельности

- использование образовательных технологий при различных видах профилактики; - использование образовательных технологий при организации профориентационной работы по безопасности жизнедеятельности с обучающимися частные аспекты методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности

«Решение профессиональных задач учителя» - структура и основные виды профессиональной деятельности педагога; - особенности организации, содержание и структура педагогической поддержки обучаемых на урочных и внеурочных занятиях по безопасности жизнедеятельности теоретические и методологические основы обучения безопасности жизнедеятельности

- сущность, структура, виды диагностик, используемых в обучении безопасности жизнедеятельности; - методики диагностики планируемых результатов обучения на урочных, внеклассных и внеурочных занятиях по безопасности жизнедеятельности методические основы обучения безопасности жизнедеятельности

- особенности проектирования различных видов учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучаемых на урочных и внеурочных занятиях по безопасности жизнедеятельности планирование и конструирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности

Теоретический уровень дисциплины «Решение профессиональных задач учителя» повышается за счет рассмотрения типологии профессиональных задач педагога в области безопасности жизнедеятельности, возможности их использования в практике обучения, в том числе конкретизации структурно-содержательных характеристик различных видов профессиональной деятельности педагога.

Отбор содержания учебных дисциплин модуля «Методический» учитывает основные направления деятельности учителя ОБЖ при решении профессиональных задач. В основе содержания учебных дисциплин модуля «Методический» находятся следующие содержательные линии:

- теоретические и методологические основы обучения безопасности жизнедеятельности;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методические основы обучения безопасности жизнедеятельности;

- планирование и конструирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности;

- частные аспекты методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности;

- использование различных технологий на урочных и внеурочных занятиях по безопасности жизнедеятельности.

Содержательные линии представлены дидактическими единицами модуля «Методический» в табл. 2.

Следовательно, содержание методической подготовки реализуется в результате сочетания содержательных линий и дидактических единиц, входящих в их состав, в результате изучения модуля «Методический».

Процессуальное направление методической подготовки бакалавров реализуется в ходе формирования различных видов методической деятельности. Методическую деятельность бакалавров мы определяем как составляющую профессиональной деятельности, направленную на проектирование, систематизацию и организацию компонентов образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях его улучшения. Среди видов методической деятельности бакалавров мы выделяем познавательную, проектную, контролирующую, исследовательскую. Рассмотрим представленные виды подробнее:

- познавательная деятельность включает изучение нормативно-правовых документов различных уровней (федерального, регионального, локального), регламентирующих деятельность участников образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности, изучение содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и его адаптацию для различных возрастных групп;

- проектная деятельность включает разработку методик и технологий по безопасности жизнедеятельности, проектирование содержания урочных и

Библиографический список

внеурочных занятий по безопасности жизнедеятельности, разработку контрольно-измерительных материалов для различных уровней образовательных организаций;

- контролирующая деятельность включает диагностирование, проверку, оценивание планируемых результатов обучения;

- исследовательская деятельность включает изучение направлений, структуры и методов исследований в области образования безопасности жизнедеятельности.

Результативное направление методической подготовки реализуется в процессе формирования в бакалавриате методической компетентности, которая, в свою очередь, включает методические компетенции:

- способность использовать методические знания при проектировании образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- способность проектировать структуру и содержание педагогических исследований в области безопасности жизнедеятельности;

- способность вариативно использовать формы, методы, приемы и средства обучения образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- способность разрабатывать и использовать контрольно-измерительные материалы достижений обучаемых при изучении учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Оценивание методических компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности происходит в ходе текущего контроля при изучении дисциплин модуля «Методический»; промежуточного контроля при завершении изучения дисциплин модуля «Методический»; а также по результатам учебных и производственных практик.

Научная новизна исследования заключается в определении содержательных линий, с учетом которых проектировалось содержание модуля Б.1.5 «Методический», и реализации содержания методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, методическая подготовка бакалавров в рамках направления «Педагогическое образование» профиля «Образование в области безопасности жизнедеятельности» рассматривается как процесс обучения, организованный на основе контекстно-компетентностного подхода, для освоения дисциплин модуля «Методический» с учетом методической деятельности в ходе практик на различных этапах формирования методических компетенций будущего педагога. Учет указанных особенностей методической подготовки не только демонстрирует успешное формирование методической компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, но и способствует лучшему взаимодействию студентов и педагогов.

1. Абрамова В.Ю., Авдеева Н.В. Методические аспекты подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности в реализации программ дополнительного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 3 (52): 78 - 80.

2. Абрамова С.В. Теоретические основы подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности в контексте смешанного обучения. Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: сборник материалов X Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Южно-Сахалинск, 2020: 4 - 7.

3. Акимова Л.А. Педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 68-3: 4 - 7.

4. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования. Высшее образование в России. 2010; № 5: 32 - 37.

5. Верещагина Н.О., Попова РИ., Станкевич П.В. Особенности организации педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (уровень образования бакалавриат). Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019; № 194: 156 - 162.

6. Картавых М.А., Веряскина М.А., Петрова E.H. Идеи проблематизации в предметно-методической подготовке бакалавров образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»). Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018; Т. 7, № 4 (25): 123 - 126.

7. Попова РИ., Макарова Л.П., Елизарова И.С. Преемственность методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 265 - 268.

8. Соломин В.П., Станкевич П.В. Основные направления развития педагогического образования (предметная область «Безопасность жизнедеятельности»). Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы XXIV научно-практической конференции. Санкт-Петербург - Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2020: 4 - 9.

References

1. Abramova V.Yu., Avdeeva N.V. Metodicheskie aspekty podgotovki specialistov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v realizacii programm dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 78 - 80.

2. Abramova S.V. Teoreticheskie osnovy podgotovki pedagogov v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v kontekste smeshannogo obucheniya. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: sovremennye vyzovy, nauka, obrazovanie, praktika: sbornik materialov X Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Yuzhno-Sahalinsk, 2020: 4 - 7.

3. Akimova L.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'no-obrazovatel'nyh praktik stanovleniya kul'tury bezopasnogo obraza zhizni buduschego uchitelya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 68-3: 4 - 7.

4. Verbickij A.A. Kontekstno-kompetentnostnyj podhod k modernizacii obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 5: 32 - 37.

5. Vereschagina N.O., Popova R.I., Stankevich P.V. Osobennosti organizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti (uroven' obrazovaniya bakalavriat). Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2019; № 194: 156 - 162.

6. Kartavyh M.A., Veryaskina M.A., Petrova E.N. Idei problematizacii v predmetno-metodicheskoj podgotovke bakalavrov obrazovaniya (profil' «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti»). Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2018; T. 7, № 4 (25): 123 - 126.

7. Popova R.I., Makarova L.P., Elizarova I.S. Preemstvennost' metodicheskoj podgotovki bakalavrov i magistrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 265 - 268.

8. Solomin V.P., Stankevich P.V. Osnovnye napravleniya razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya (predmetnaya oblast' «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti»). Fundamental'nye problemy obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: materialy XXIV nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg - Kazan': Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Buk", 2020: 4 - 9.

Статья поступила в редакцию 28.01.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.