Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРУППОВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бруевич Марина Юрьевна, Зуев Андрей Вячеславович, Киселева Элеонора Михайловна

В статье рассматривается методика развития готовности к безопасности на водных объектах у бакалавров на факультативных занятиях. Для этого был разработан учебно-методический комплекс. Целью исследования является анализ методического обеспечения подготовки бакалавров в области безопасности на водных объектах. Разработанная методика представлена учебнометодическим комплексом, включающим программу, учебники и учебно-методические пособия и методические материалы (разработки лекций, практических занятий, семинаров). Выделены эффективные методы и технологии. Такие как, групповая обучающая система кейс-технологии, проектные технологии, моделирование, составление логических диаграмм, решение проблемных задач и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бруевич Марина Юрьевна, Зуев Андрей Вячеславович, Киселева Элеонора Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF BACHELORS' READINESS FOR SAFETY ON WATER BODIES

The article discusses the methodology of developing readiness for safety on water bodies for bachelors in elective classes. For this purpose, the educational and methodological complex was developed. The purpose of the study is to analyze the methodological support of bachelor's degree training in the field of safety at water bodies. The developed methodology is represented with the educational and methodical complex, including the program, textbooks and teaching aids and methodological materials (development of lectures, practical classes, seminars). Effective methods and technologies are highlighted. Such as, the group learning system of case technologies, design technologies, modeling, drawing logical diagrams, solving problem problems and others.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ»

и болезни костно-мышечной системы 11%. Анализируя качество жизни пациентов старшей возрастной группы, нельзя не упомянуть и о коморбидности. Наличие сопутствующих заболеваний, в нашем случае, имело место от 2 до 4 заболеваний, всегда негативно сказывается на состоянии пациентов, как на анатомо-физиологическом, так и психологическом уровне, снижая качество жизни и адаптации в условиях Севера. [1] Все эти заболевания склонны к хроническому рецидивирующему течению, часто поражают трудоспособное население, снижая качество жизни. Особенность клинического течения заболеваний совпадает с климатическими изменениями в наиболее холодное время года.

ВЫВОДЫ

Резюмируя представленные исследования, можно заключить, что при малоподвижном образе жизни рекомендуется умеренная физическая нагрузка. Заболевания опорно-двигательного аппарата начинаются за долго до диагностики острых болей, на начальном этапе человек не чувствует болей и не обращает внимание на изменения работы мышц, компенсирующих ослабленные участки тела. Анализ физической подготовки студентов показал, что среди девушек повышен риск развития заболеваний опорно-двигательного аппарата в молодом возрасте. Для профилактики заболеваний необходимо внести коррективы в учебную программу по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Общая физическая подготовка» с учетом индивидуальных траекторий развития девушек, что включает физическую подготовку, повышение скоростно-силовых показателей, развития выносливости, уменьшение жира в составе тела и повышения мышечной массы и основам правильного питания на Севере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессонов П.П. Показатели лечебной работы дневного стационара ГБУ РС(Я) Поликлиники 1 г. Якутска / П.П. Бессонов, Н.Г. Бессонова // Вестник СВФУ им М.К. Аммосова. Серия «Медицинские науки». - 2017, - № 2 (07) - С. 23-26.

2. Остеохондроз позвоночника. Клинические рекомендации / Общероссийское общественное организация ассоциация травматологов-ортопедов России (АТОР). 2016 год // URL.: osteohondroz-pozvonochnika.pdf (дата обращения: 29.07.2022).

3. Особенности лечения и профилактики остеоартрита в молодом возрасте. / М.А. Страхов, Н.В. Загородний, А.В. Скороглядов, Г. Д. Лазишвили, .Г. Гаев // Русский медицинский журнал. - 2016. -№ 8. - С. 498-504.

REFERENCES

1. Bessonov, P.P. and Bessonova, N.G. (2017), "Indicators of medical work of the day hospital of the State Budgetary Institution of the RS (Y) Polyclinic 1 of Yakutsk", Bulletin of NEFU named after M.K. Ammosov. Series "Medical Sciences", No. 2 (07), pp. 23-26.

2. All-Russian public organization association of traumatologists and orthopedists of Russia (ATOR) (2016), Osteochondrosis of the spine. Clinical recommendations, available at: http://osteohondroz-pozvonochnika.pdf (Accessed: 29 Yuly 2022).

3. Strakhov, M.A., Zagorodniy, N.V., Skoroglyadov, A.V., Lazishvili, G.D. and Gaev. G. (2016), "Features of treatment and prevention of osteoarthritis at a young age", Russian Medical Journal, No. 8, pp. 498-504.

Контактная информация: sci2019@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.07.2022

УДК 378.12

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К БЕЗОПАСНОСТИ НА

ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

Марина Юрьевна Бруевич, кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н.

Зиничева, Санкт-Петербург; Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Элеонора Михайловна Киселева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается методика развития готовности к безопасности на водных объектах у бакалавров на факультативных занятиях. Для этого был разработан учебно-методический комплекс. Целью исследования является анализ методического обеспечения подготовки бакалавров в области безопасности на водных объектах. Разработанная методика представлена учебно-методическим комплексом, включающим программу, учебники и учебно-методические пособия и методические материалы (разработки лекций, практических занятий, семинаров). Выделены эффективные методы и технологии. Такие как, групповая обучающая система кейс-технологии, проектные технологии, моделирование, составление логических диаграмм, решение проблемных задач и другие.

Ключевые слова: методика, обучение, безопасность на водных объектах, электронный учебник, тренажерный комплекс, педагогические технологии, групповая обучающая система.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p55-60

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF BACHELORS' READINESS FOR

SAFETY ON WATER BODIES

Marina Yurievna Bruevich, the candidate of jurisprudence, docent, St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev, St. Petersburg; Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, docent, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the

Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg; Eleonora Mikhailovna Kiseleva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Herzen State Pedagogical University of Russia, St.

Petersburg

Abstract

The article discusses the methodology of developing readiness for safety on water bodies for bachelors in elective classes. For this purpose, the educational and methodological complex was developed. The purpose of the study is to analyze the methodological support of bachelor's degree training in the field of safety at water bodies. The developed methodology is represented with the educational and methodical complex, including the program, textbooks and teaching aids and methodological materials (development of lectures, practical classes, seminars). Effective methods and technologies are highlighted. Such as, the group learning system of case technologies, design technologies, modeling, drawing logical diagrams, solving problem problems and others.

Keywords: methodology, training, safety on water bodies, electronic textbook, gym complex, group training system.

ВВЕДЕНИЕ

Отсутствие умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе и на водных объектах, приводит к увеличению рисков сохранения жизни и здоровья молодежи. Вот почему проблема подготовки обучающихся к безопасности на водных объектах является актуальной для системы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Готовность обучающихся к безопасности на водных объектах, прежде всего зависит от сформированности комплекса предметных знаний:

- об источниках опасности и угрозах;

- о способах охраны водных объектов;

- о профилактике водных ЧС;

- о предупреждении возникновения опасности.

Готовность обучающихся к безопасному поведению включает в себя и развитие определенных личностных качеств.

Для методического обеспечения подготовки бакалавров к безопасности на водных объектах нами был разработан учебно-методический комплекс - авторские учебные программы и учебные курсы; проанализированы учебники, используемые в учебном процессе ряда российских вузов [1, 2].

ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА

Применительно «к формированию компонента интегративной готовности» была разработана авторская программа по дисциплине: «Безопасность на водных объектах».

Содержание дисциплины «Безопасность на водных объектах» включает следующие темы:

- теоретические и правовые основы обеспечения безопасности на водных объектах;

- основные принципы водного законодательства;

- организация рекреационного использования водных объектов;

- нормы обустройства зон массового отдыха граждан на различных водных объектах;

- государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;

- основные задачи по обеспечению безопасности на водных объектах и порядок оказания первой помощи пострадавшего на воде.

Основной задачей дисциплины «Безопасность на водных объектах» является формирование профессиональной культуры безопасности на водных объектах. В процессе обучения «предлагается использовать электронный учебно-методический комплекс, содержащий лекционный материал и учебно-методические материалы» [3] для семинаров.

Курс разбит на шесть основных разделов. Материал, представленный в электронном учебнике, структурирован, имеет и теоретическую, и практическую направленность, сопровождается фото и видео элементами. Для самостоятельной проверки знаний включен раздел тестирования.

На практических занятиях у бакалавров формируются умения и навыки по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению мер безопасности на водных объектах.

Предложенная методика развития готовности бакалавров базируется на использовании современных педагогических технологий, направленных на формирование «мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, использовать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения на основе полученных знаний и умений» [3].

В процессе проведения занятий бакалавров предлагается использовать традиционные и инновационные методики и технологии. Так эффективным представляется использование методики анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах, а также решение ситуационных задач. Заданиями, «формирующими компонент интегративной готовности «безопасность в чрезвычайных ситуациях», может стать разработка следующих творческих проектов:

1. Информационные технологии и проблемы обеспечения безопасности людей на водных объектах.

2. Риск и безопасность на водных объектах.

3. Влияние состояния окружающей водной среды на здоровье человека» и другие.

На факультативных занятиях, выполняя практические задания «студенты могли бы

заниматься решением проблемно-ситуационных задач», связанных с безопасностью на

водных объектах.

Например:

1. Вы живете рядом с рекой или озером.

Как бы Вы могли оценить свои знания о мерах безопасности на водных объектах?

2. Вы приехали на отдых на водный объект.

Какие чрезвычайные ситуации на водных объектах вы могли бы назвать и смогли бы Вы оказать первую помощь пострадавшему на водных объектах?

Следует отметить, что вопросы безопасности, являясь приоритетными направлениями современного образования, включены в образовательные программы высших учебных заведений уровня бакалавра. Авторы программ особое внимание уделяют внедрению практико-ориентированного, деятельностного подхода в реализации образовательного процесса. Традиционные представления методической науки и практики, базируясь на достижениях технического прогресса, расширяют сферу средств обучения, используя инновационные приемы и технологии.

Групповая обучающая система - программное средство, которое может быть использовано, для подготовки бакалавров на факультативных занятиях в области безопасности на водных объектах. Данная групповая обучающая система предназначена для комплексной подготовки студентов.

Главными задачами групповой обучающей системы являются:

- подготовка бакалавров на факультативных занятиях в области безопасности на водных объектах;

- практическая отработка студентами различных задач, связанных с обеспечением безопасности людей на водных объектах;

- автоматизация процесса подготовки бакалавров.

Групповая обучающая система осуществляет реализацию принципа понятийного освоения основного и вспомогательного оборудования, позволяет отрабатывать основные приемы работы с оборудованием, детализирует знания структурных схем и функциональных возможностей оборудования.

Групповая обучающая система включает в себя:

1. Геоинформационную систему водного района (ГИС).

2. Комплексную обучающую систему (КОС).

3. Симуляторы маломерных судов (СМО).

4. Сетевую систему обучения (ССО).

5. Автоматизированные учебные курсы (АУК).

Наиболее эффективным в практической подготовке бакалавров к безопасности на водных объектах будет применение учебных тренировочных комплексов. Аналогичные комплексы используются для подготовки инспекторов ГИМС МЧС России, штурманов и лоцманов.

Занятия на тренажерах позволяют развивать готовность «выполнять задачи в области проведения аварийно-спасательных работ на водных объектах, обеспечения безопасности и реагирования на кризисные ситуации различного характера, отражения террористических нападений на водные объекты». Качественная визуализация внешней среды и физических моделей способствует отработке решений задач в условиях, приближенных к реальным. Эргономика и простота интерфейса рабочего места преподавателя позволяют быстро освоить функционал программы и начать процесс обучения. Такие тренировочные комплексы можно использовать для обучения, подбирая необходимый уровень сложности заданий.

Для проведения практических занятий по дисциплине «Безопасность на водных объектах» можно использовать технологию составления логических диаграмм. Закрепление «изученного материала, а также диагностика знаний и умений студентов» [3] по дисциплине «Безопасность на водных объектах» должны рационально проводиться с исполь-

зованием тестового обучения. По окончании тестирования выдается сообщение о проценте правильных ответов. После этого систему можно закрыть или продолжить тестирование.

Теоретические вопросы обучения студентов «в области безопасности жизнедеятельности в контексте смешанного обучения» [3] уже достаточно хорошо изучены в научной литературе.

Для смешанного обучения с возможным применением дистанционных технологий представляется важным создать электронный учебник по безопасности на водных объектах. Возможной основой для его создания могли бы стать технологии обучения инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам, которые проводятся с использованием электронных учебников. Текст, при этом играет в электронном учебнике вспомогательную, поясняющую роль.

С бакалаврами возможно моделирование задач «по порядку государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянки и использования во внутренних водах и в территориального моря Российской Федерации и обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах» [2]. Вопросы, обсуждаемые с бакалаврами:

1. Что такое прогулочное судно?

2. Какие правила пользования маломерными судами вы знаете?

3. Можно ли плавать на надувных предметах, к идущим судам?

В качестве самостоятельной работы бакалаврам предлагается написание эссе, которое требует поиска дополнительной информации: изучения литературы, интернет-сайтов, их обсуждения на семинарах. Приведем примерные темы: «Правовые основы безопасности на водных объектах», «Требования и нормы к обустройству общественных зон отдыха граждан на различных водных объектах» и другие.

ВЫВОДЫ

Таким образом, разработанная методика представлена учебно-методическим комплексом, включающим программу, учебники и учебно-методические пособия и методические материалы (разработки лекций, практических занятий, семинаров). В образовательном процессе могут использоваться инновационные методы и технологии. Такие как, групповая обучающая система кейс-технологии, проектные технологии, моделирование, составление логических диаграмм, решение проблемных задач и другие.

Представленная выше методика может помочь развитию готовности бакалавров не только к безопасности на водных объектах, но и к освоению инновационных технологий организации и проведения различных форм занятий на факультативных занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность на водных объектах: учебник для курсантов, студентов и слушателей образовательных организаций МЧС России / Э.Н. Чижиков, В.А. Онов, П.М. Агеев [и др.]. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2018. - 473 с.

2. Безопасность на водных объектах: учебник / В.С. Артамонов, О.М. Латышев, О.Ю. Заносов [и др.]. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. - 496 с.

3. Киселева Э.М. Подготовка педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности: проблемные аспекты / Э.М. Киселева, А.В. Зуев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 136-141.

REFERENCES

1. Chizhikov, E.N., Ionov, V.A., Ageev P.M. et al (2018), Safety at water facilities, publishing house Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, St. Petersburg.

2. Artamonov, V.S., Latyshev, O.M., Zanosov O.Yu. et al (2016), Safety at water facilities, publishing house Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, St. Peters-

burg.

3. Kiseleva, E.M. and Zuev, A.V. (2021), "Training of teaching staff in the field of life safety: problematic aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 198, N. 8, pp. 136-141.

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 18.07.2022

УДК 796.333

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-

РЕГБИСТОВ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В АСТРАХАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Эльмира Камильевна Бутченко, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань

Аннотация

В данной статье рассматривается индивидуализация и личностно ориентированный подход к технической подготовке студентов занимающихся в секции регби первого этапа обучения. Основное содержание исследования составляет индивидуальный подход в планировании объема и интенсивности технической структуры учебно-тренировочного процесса, самосовершенствование и саморазвитие, формирование здоровья и физической активности. В ходе научного исследования была поставлена цель - повышение эффективности технической подготовки, посредством индивидуального подхода в развитии физических качеств. В эксперименте приняла участие учебная группа в количестве 22 человек. Студенты, выбранные для исследования, занимались на открытом стадионе.

Ключевые слова: регби, индивидуализация, техническая подготовка, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p60-68

INDIVIDUALIZATION OF TECHNICAL TRAINING OF RUGBY STUDENTS AT

THE FIRST STAGE OF TRAINING AT ASTRAKHAN STATE MEDICAL

UNIVERSITY

Elmira Kamilyevna Butchenko, the teacher, Astrakhan State Medical University

Abstract

This article discusses the individualization and personality-oriented approach to the technical training of students engaged in the rugby section of the first stage of training. The main content of the study is an individual approach in planning the volume and intensity of the technical structure of the training process, self-improvement and self-development, the formation of health and physical activity. In the course of the scientific research, the goal was set - to increase the effectiveness of technical training, through an individual approach in the development of physical qualities. The study group of 22 people took part in the experiment. The students selected for the study were engaged in an open stadium.

Keywords: rugby, individualization, technical training, students.

ВВЕДЕНИЕ

Как и в каждой спортивной игре, индивидуальная техника игрока является основным стержнем, на котором строится игра [1]. Без владения техническими приемами ведения игры не осуществляются даже простейшие тактические задачи [6]. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий игрока в постоянно изменяющихся условиях игровой борьбы [3]. Все составные части системы спортивного совершенствования органически взаимосвязаны и взаимообусловлены: незначительное изменение одного из компонентов (техника, уровень развития физических качеств) влечет за собой адекватное изменение другого, что в конечном счете сказывается на динамике спортивных результатов [9]. Техническое совершенствование игрока напря-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.