АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Статья / Article
УДК / UDC 342
DOI 10.35231/18136230_2021_2_130
О совершенствовании правового регулирования безопасности людей на водных объектах в Российской Федерации
В. А. Зокоев, К. М. Иванов
Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Правовое регулирование общественных отношений по использованию находящихся на территории России многочисленных водных объектов требует комплексного подхода с целью минимизации рисков для безопасности граждан.
Проанализировано действующее законодательство РФ в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. Рассмотрены: понятие «безопасность», мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Изучены причины гибели людей на воде. Выявлены некоторые правовые пробелы при регулировании безопасности и отдельных его видов.
Обоснована необходимость единообразного применения терминов при правовом регулировании вопросов безопасности людей на водных объектах. Определены пути совершенствования правового регулирования безопасности людей на водных объектах.
Ключевые слова: безопасность, водные объекты, виды безопасности, туризм, маломерные суда, правовое регулирование.
Для цитирования: Зокоев В.А., Иванов К.М. О совершенствовании правового регулирования безопасности людей на водных объектах в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 2 (64). С. 130-142. DOI 10.35231/18136230_2021_2_130
On improving the legal regulation of the safety of people on water bodies in the Russian Federation
Valerii A. Zokoev, Konstantin M. Ivanov
Saint-Petersburg university of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation
© Зокоев В. А., Иванов К. М., 2021
The legal regulation of public relations on the use of numerous water bodies located on the territory of Russia requires a comprehensive approach in order to minimize the risks to the safety of citizens.
The current legislation of the Russian Federation in the field of ensuring the safety of people on water bodies is analyzed. Considered: the concept of "safety", measures to ensure the safety of people on water bodies. The causes of people's deaths on the water have been studied. Some legal gaps have been identified in the regulation of safety and its individual types.
The necessity of uniform application of terms in the legal regulation of human safety issues on water bodies is justified. The ways of improving the legal regulation of the safety of people on water bodies are determined.
Key words: safety, water bodies, types of safety, tourism, small vessels, legal regulation.
For citation: Zokoev, V.A., Ivanov, K.M. (2021). O sovershenstvovanii pravovogo reg-ulirovaniya bezopasnosti lyudej na vodnyh ob"ektah v Rossijskoj Federacii [On improving the legal regulation of the safety of people on water bodies in the Russian Federation]. Len-ingradskii yuridicheskii zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 2 (64). рр. 119-131. DOI 10.35231/18136230_2021_2_119 (In Russian).
Введение
Россия обладает огромной территорией, 13% которой заняты водными объектами. Практически две трети государственных границ России -морские1. Многие населенные пункты России находятся около водных объектов или расположены на них. Моря, озера, реки привлекают большое количество туристов. На водных объектах или рядом с ними располагаются гидротехнические сооружения, предприятия транспортной инфраструктуры, промышленности, которые могут оказывать воздействие на жизнь и деятельность людей, на состояние окружающей среды. Люди используют водные объекты для купания, разведения биоресурсов, осуществления коммерческой деятельности. Часто используются маломерные суда для отдыха и туризма, в качестве транспорта, для добычи рыбы и других биоресурсов, в том числе в промысловых масштабах, в качестве источника дохода, оказывая услуги по перевозке или предоставляя свои суда для оказания подобных услуг. Данные обстоятельства требуют глубокого, детального, внимательного, всестороннего правового регулирования вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах.
1 О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году: государственный докл. М.: Минприроды России; МГУ им. М.В. Ломоносова, 2020. 1000 с.
Причины гибели людей на водных объектах
В соответствии с официальными статистическими данными происшествия на водных объектах ежегодно сокращаются, однако их количество является существенным. Например, в 2019 г. в России произошло 3483 происшествия, в результате которых погибло 3034 чел., т. е. каждый день в России на водных объектах в среднем погибает по восемь человек. Причины гибели людей: купание в необорудованных местах; неправильная эксплуатация маломерных судов, неумелое маневрирование ими; игнорирование требований безопасности судоходства; несоблюдение мер безопасности на льду; неорганизованный туризм; отсутствие контроля за детьми; состояние алкогольного опьянения1.
Условия, при которых происходят трагедии, различны. Но главной причиной гибели людей на воде остается несоблюдение требований безопасности. Поскольку каждая человеческая жизнь бесценна, считаем вопросы совершенствования правового регулирования безопасности людей на водных объектах в РФ весьма актуальными и требующими пристального рассмотрения на страницах юридической литературы. Целью исследования является выявление особенностей правового регулирования безопасности людей на водных объектах в России и закрепление единого подхода в правовом регулировании исследуемых вопросов.
Направления использования водных объектов
Деятельность по использованию водных объектов может осуществляться по самым различным направлениям. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, водные объекты привлекают туристов. Туристская деятельность в России активно развивается, открываются новые направления. При реализации туристских услуг на водных объектах используются речные, маломерные суда, гидроциклы, оказываются услуги по катанию туристов. При этом такие услуги могут оказываться гражданами, не зарегистрированными в установленном порядке, без выполнения требований безопасности. Купание людей может организовываться в необорудованных местах.
В последние годы развивается промышленный туризм. Например, Центр арктического туризма «Грумант», созданный ГТ «Арктикуголь»,
1 Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году». М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 259 с.
132
предоставляет туристские услуги на архипелаге Шпицберген. Центр имеет небольшие морские катера и организует перевозки, рыбалку, экскурсии. Отмечается, что Центр ежегодно обслуживает более 35 тыс. как российских, так и иностранных туристов. До 2017 г. направление промышленного туризма было развито плохо. Однако затем данное направление поддержало государство, и мы предполагаем его планомерное развитие.
Перспективным направлением нам видится размещение гостиниц и мест отдыха на воде.
Во-вторых, граждане могут использовать маломерные суда как средство передвижения. На наш взгляд, это особенно актуально для крупных городов, расположенных на водных объектах, которых в России достаточно много.
В-третьих, граждане могут использовать принадлежащие им суда в коммерческих целях, осуществляя перевозки, или для развлекательных мероприятий. Использование водного транспорта предполагает и использование объектов морского и речного транспорта.
В-четвертых, граждане активно используют водные объекты для купания. Причем не всегда для этого используются оборудованные пляжи. Вместе с тем пляжи - это места массового пребывания людей, что означает необходимость соблюдения требований и мер безопасности для таких объектов.
В-пятых, на водных объектах могут располагаться различные объекты экономики, например атомные электростанции, гидротехнические сооружения.
В-шестых, различные отрасли промышленности могут использовать водные объекты для реализации своих целей, что иногда приводит к столкновению интересов компаний и граждан. При этом промышленность может оказывать серьезное влияние на экологию водных объектов.
В-седьмых, часть граждан России осуществляет рыболовецкий промысел, используя маломерные суда.
В-восьмых, не стоит забывать о специфических видах деятельности, таких как охота на водно-болотных угодьях России.
Реализацию указанных видов деятельности по использованию водных объектов трудно представить вне категории безопасности. Без её обеспечения невозможна нормальная, полноценная жизнь и деятельность людей ни в профессиональной, ни в личной сфере.
Правовое регулирование безопасности в Российской Федерации
Безопасность - понятие многогранное, комплексное. Оно является предметом научных дискуссий. Базовый, применительно к данному понятию, Федеральный закон РФ «О безопасности» содержит принципы обеспечения безопасности, определяет, что в себя включает деятельность по обеспечению безопасности, однако понятия безопасности не содержит1. Представляется не совсем верным решение законодателя не раскрывать понятие безопасности. «Безопасность» - категория, имеющая фундаментальное значение для жизнедеятельности государства, общества и граждан, а значит и для правового регулирования общественных отношений. При этом в предыдущем Законе «О безопасности» 1992 года данное определение раскрывалось.
Во-первых, мы считаем целесообразным закрепить и раскрыть в законе 2010 года понятие «безопасность». Во-вторых, в целях недопущения различных толкований и обеспечения «стройной», логичной системы правового регулирования вопросов безопасности считаем необходимым в законе привести классификацию безопасности.
Кроме того, в российском законодательстве не всегда определяются и отдельные виды безопасности. Указом Президента России закрепляется понятие «национальная безопасность», которое, на наш взгляд, не может заменить понятие «безопасность», поскольку является более узким по отношению к нему2.
Проводимое нами исследование целесообразно начать с изучения понятия безопасности людей на водных объектах, которое, однако, не нашло законодательного закрепления в России. Данное определение можно было бы сформулировать на основе базового ФЗ РФ «О безопасности», но в нем, к сожалению, данного определения нет. Считаем, что данное обстоятельство в целях обеспечения «стройного», единообразного, фундаментального правового регулирования вопросов безопасности людей на водных объектах требует скорейшего устранения.
В отношении безопасности водных объектов или их использования в РФ существуют множество нормативных правовых актов, среди которых
1 О безопасности: федер. закон РФ от 28.12.2010 № 390-Ф3 // СЗ РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 2.
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
134
имеются и кодифицированные, например: Водный кодекс1, Кодекс торгового мореплавания (КТМ)2, Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ)3.
Водный кодекс РФ регулирует отношения по использованию и охране водных объектов. КТМ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. КВВТ регулирует отношения по осуществлению судоходства на внутренних водных путях России. Несмотря на важность сфер общественных отношений, которые регулируют указанные выше нормативные акты, тем не менее они направлены на регулирование пусть широких, но определенных сфер жизнедеятельности общества.
На наш взгляд, в России не хватает общего закона, определяющего фундаментальные понятия и принципы правового регулирования вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах, учитывающего, насколько это возможно, все аспекты использования водных объектов гражданами. Поскольку данные отношения достаточно разнообразны, данный нормативный правовой акт в форме федерального закона мог бы решить задачу обеспечения единообразия в правовом регулировании вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах. Поскольку данный закон установит принципы правового регулирования, то его реализация позволит, при наличии правового пробела в регулировании исследуемых отношений, применить их в регламентировании сходных общественных отношений.
Обеспечение безопасности людей на водных объектах реализуется выполнением следующих мероприятий: организация поиска и спасания людей; государственный надзор и контроль; мониторинг и информирование; обучение и повышение квалификации судовладельцев, судоводителей, должностных лиц и граждан.
Безопасность людей на водных объектах обеспечивается различными органами государственной власти, которые объединены в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В этой системе важнейшую координирующую роль играет МЧС России. Существует четыре основных направления деятельности МЧС России. К ним относится в первую очередь гражданская оборона,
1 Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ // СЗ РФ. 05.06.2006. № 23. Ст. 2381.
2 Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ // СЗ РФ. 03.05.1999. № 18. Ст. 2207.
3 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ // СЗ РФ. 12.03.2001. № 11. Ст. 1001.
не менее важными направлениями являются защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарная безопасность и безопасность людей на водных объектах. При этом по первым трем направлениям приняты Основы государственной политики, утвержденные указами президента РФ. Поэтому, помимо необходимости разработки и принятия указанного выше закона, существует также необходимость в принятии Основ государственной политики РФ в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. Это позволит не только законодательно закрепить основные угрозы в этой области, приоритетные направления государственной политики, механизмы их реализации, но и своевременно корректировать и актуализировать государственную политику России в области безопасности людей на водных объектах. Реализация же Основ позволит оптимизировать систему мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах с учетом современных угроз и, следовательно, снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций посредством развития системы по их мониторингу и прогнозированию.
Вместе с тем в процессе определения направлений обеспечения безопасности людей на водных объектах должны участвовать общественные объединения и другие некоммерческие организации, добровольцы и волонтеры. Особое внимание необходимо уделить привитию населению основ культуры безопасности на воде.
Совершенствование правового регулирования обеспечения безопасности людей на водных объектах
Обеспечение безопасности людей на водных объектах включает в себя мероприятия, относящиеся к различным сферам общественных отношений, например: обеспечение судостроителями, судовладельцами безопасности судов, безопасности людей, использующих их; разработка и реализация норм и требований к производству и эксплуатации судов и иных процессов, осуществляемых в судостроительной отрасли; разработка и реализация норм по обеспечению безопасности пользования людьми водными объектами, объектами морского и речного транспорта; обеспечение экологической безопасности океанов, морей, озер, рек и других водных объектов; осуществление поиска и спасания людей на водных объектах, в том числе обеспечение взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления и организаций для решения указанных задач.
Данные сферы общественных отношений требуют правового регулирования. В РФ это находит отражение в виде закрепления соответствующих требований и норм в документах различного уровня: от федеральных законов до методических рекомендаций. При этом, поскольку существует достаточно много аспектов безопасности людей на водных объектах, то, соответственно, существует множество нормативных правовых актов и документов ненормативного характера. Соответственно этому научные работы в области проводимого нами исследования, касаются изучения отдельных аспектов безопасности людей на водных объектах.
Множество существующих в России документов нормативного и ненормативного характера при отсутствии общего, единого закона, создают базу для правового регулирования, но не могут составить единую целостную систему правового регулирования безопасности людей на водных объектах. Это возможно только при наличии единых фундаментальных основ и принципов.
Мы ставили перед собой цель исследовать обеспечение безопасности людей на водных объектах как комплексное, но единое явление, процесс, существующий в рамках правового пространства России. Такое исследование поможет рассмотреть «безопасность людей на водных объектах» как единую систему, включающую в себя разнообразные сферы жизнедеятельности общества. Следовательно, это создает основу для выстраивания логичной взаимосвязанной системы правового регулирования в Российской Федерации указанных вопросов с ясно определенными взаимосвязями её структурных элементов.
Вопросы обеспечения безопасности людей на водных объектах исследовали многие авторы. Мы также на протяжении многих лет интересовались данными аспектами жизни и деятельности. Можем отметить, что работ, посвященных исследованию вопросов обеспечения конкретных видов безопасности на водных объектах, или вопросов, связанных с отдельными аспектами деятельности по обеспечению данного вида безопасности, много. Например, исследуются: перспективы развития водного права России [3], особенности полярного права [2], особенности использования объектов транспортной инфраструктуры [4], особенности использования и охраны водных объектов, ликвидаций аварий на водных объектах [1], правовые аспекты обеспечения экологической безопасности водных объектов, особенности юридической ответственности за нарушения водного законодательства России, правовые вопросы обеспечения
безопасности технических сооружений на водных объектах, вопросы совершенствования деятельности органов государственной власти РФ по обеспечению безопасности людей на водных объектах и многие иные вопросы.
Не углубляясь в разнообразные научные исследования, проводимые в иностранных государствах, отметим, что в некоторых из них, например Китае, уделяется внимание вопросам управления водными ресурсами в контексте недостаточности водных ресурсов и необходимости эффективно управлять ими, в том числе необходимости обеспечения их безопасности [6]. Некоторые европейские государства применяют морское пространственное планирование, которое рассматривают в качестве элемента обеспечения безопасности на водных объектах [7].
Исследуя вопросы правового регулирования обеспечения безопасности людей на водных объектах за рубежом, мы, во-первых, встретили несколько терминов, связанных с безопасностью при использовании воды или водных объектов, например, «water security», «water safety». В работе «Water Security, Hydrosolidarity, and International Law: A River Runs Through It ...» авторы отмечают существующую угрозу безопасности водным ресурсам, рассматривают проблему нехватки воды, отмечают, что вода может оказывать влияние на международную безопасность. В понятие «Water Security» авторы включают: наличие качественной безопасной воды и доступ к ней; защиту от стихийных бедствий, связанных с водой; сохранение биоразнообразия [8]. Во-вторых, мы пришли к выводу, что правовая регламентация исследуемых вопросов направлена на регулирование различных аспектов обеспечения безопасности на воде: экологических, экономических, природоресурсных, транспортных и др. Например, одна из основополагающих директив в Европе - The Water Framework Directive 2000/60/EU - регулирует вопросы управления и охраны водных ресурсов, направлена на охрану водных объектов в зависимости от их категорий [5].
Необходимо отметить, что исследования, которые направлены на изучение отдельных элементов обеспечения безопасности людей на водных объектах, позволяют решить многие частные задачи. Однако, на наш взгляд, с целью развития и совершенствования системы нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечения эффективности их реализации в жизни и деятельности каждого человека, необходим комплексный
анализ исследуемых вопросов, что позволит решить фундаментальные вопросы, создать основу правового регулирования безопасности людей на водных объектах. Это обусловлено тем, что данный вид безопасности не может быть обеспечен только одним органом государственной власти или только органами местного самоуправления или только организациями или гражданами. Обеспечение исследуемого вида безопасности -комплексная задача всех уровней власти, а также личная задача граждан. Исходя из этого, необходим единый комплексный подход к решению задачи обеспечения безопасности людей на водных объектах и совершенствованию правового регулирования данной области в России. Используя существующие работы, мы постарались обосновать необходимость посмотреть на проблему комплексно и решить эту задачу путем разработки и применения единого закона о безопасности людей на водных объектах. Актуальность данного исследования определяется отсутствием в РФ подобного комплексного исследования.
Заключение
С учетом географического расположения России, нахождения на её территории множества водных объектов, активного их использования, считаем, что безопасность людей на водных объектах имеет не менее важное значение, чем остальные виды безопасности. Следовательно, и правовому регулированию указанных вопросов следует уделять не менее пристальное внимание.
Для достижения цели закрепления единого подхода в правовом регулировании обеспечения безопасности людей на водных объектах в России, считаем целесообразным начать с определения в Федеральном законе РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» общего базового понятия безопасности и его видов.
Следующим этапом в выстраивании «стройной» и логически выверенной системы правового регулирования безопасности людей на водных объектах в России можно назвать создание федерального закона, регулирующего данную сферу общественных отношений, определяющего основные принципы и нормы правового регулирования безопасности людей на водных объектах. По нашему мнению, Федеральный закон РФ «О безопасности людей на водных объектах» мог бы определять общее единообразное правовое регулирование исследуемой области. Целесообразно, чтобы сфера действия данного закона распространялась не только на действия граждан России, но и на иностранных граждан и лиц
139
без гражданства, а также на деятельность органов власти, органов местного самоуправления, юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
Данный закон должен включать в себя: понятие безопасности людей на водных объектах. Целесообразно, чтобы данное понятие соотносилось с общим понятием безопасности, которое пока отсутствует в ФЗ «О безопасности», но, на наш взгляд, его законодательное закрепление крайне необходимо; виды или сферы безопасности людей на водных объектах, в том числе использование водных объектов в туристских целях, использование маломерных судов как частного вида транспорта; цели правового регулирования; принципы обеспечения безопасности людей на водных объектах; основные мероприятия (или содержание деятельности) по обеспечению безопасности людей на водных объектах; полномочия органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций по обеспечению безопасности людей на водных объектах; особенности государственного управления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; основные права и обязанности граждан в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; особенности международного сотрудничества в данной области.
Также в целях определения и законодательного закрепления современных и актуальных угроз безопасности людей на водных объектах, механизмов их предотвращения, порядка обеспечения мероприятий по реализации государственной политики целесообразно принять Основы государственной политики РФ в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, которые должны включать в себя: оценку состояния и основные тенденции в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; цель, задачи и приоритетные направления, механизмы реализации государственной политики в данной области; показатели состояния безопасности людей на водных объектах и оценка эффективности реализации государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; задачи и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации при реализации государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; порядок обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Список литературы
1. Горбунов А.А., Шепелюк С.И., Нестеренко А.Г., Драпей К.И., Иваницкая Е.В. Сравнительный анализ способов ликвидации аварийных разливов нефти в условиях арктических морей // Безопасность труда в промышленности. 2020. № 3. С. 18-26.
2. Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. Полярное право: монография / под ред. А.С. Скаридова. М.: Юстиция, 2017. 398 с.
3. Сиваков Д.О. К вопросу о состоянии и перспективах развития водного права России // Журнал российского права. 2018. № 5. С. 139-147.
4. Чижиков Э.Н., Лукин В.Н. Безопасность на водных объектах как элемент экономической безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2019. № 1 (25). С. 60-70.
5. Directive 2000/60/EC of the European Parliament and of the Council of 23 October 2000 establishing a framework for Community action in the field of water policy // Official Journal L 327, 22/12/2000 P. 0001 - 0073.
6. Fan, L., Wang, H., Lai, W. & Wang, C. Administration of water resources in Beijing: problems and countermeasures. Water Policy.№ 17 (4). 2015. Р. 563-580.
7. Magel I., Luttmann A. Marine spatial planning as an instrument of sustainable development of the seas. Vestnik SPbSU. Law, 2017, vol. 8, issue 4, pp. 468-478.
8. Wouters, Patricia and Vinogradov, Sergei and Magsig, Bjorn-Oliver. Water Security, Hydrosolidarity, and International Law: A River Runs Through It ... Yearbook of International Environmental Law.2009. Р. 97-134.
References
1. Gorbunov, A.A., Shepelyuk, S.I., Nesterenko, A.G., Drapei, K.I., Ivanitskaya, E.V. (2020). Sravnitel'nyi analiz sposobov likvidatsii avariinykh razlivov nefti v usloviyakh ark-ticheskikh morei [Comparative analysis of ways to eliminate emergency oil spills in Arctic sea conditions]. Bezopasnost' truda v promyshlennosti - Occupational safety in industry. No 3. pp. 18-26. (In Russian).
2. Mordvinova, T.B., Skaridov, A.S., Skaridova, M.A. (2017). Polyarnoe pravo: mono-grafiya [Polar Law: monograph]. Moscow: Yustitsiya. 398 p. (In Russian).
3. Sivakov, D.O. (2018). K voprosu o sostoyanii i perspektivakh razvitiya vodnogo prava Rossii [To the question of the state and prospects for the development of water law in Russia]. Zhurnal rossiiskogo prava - Journal of Russian law. No 5. pp. 139-147. (In Russian).
4. Chizhikov, E.N., Lukin, V.N. (2019). Bezopasnost' na vodnykh ob"ektakh kak element ekonomicheskoi bezopasnosti [Security in water bodies as an element of economic security]. Natsional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie - National security and strategic planning. No 1 (25). pp. 60-70. (In Russian).
5. Fan, L., Wang, H., Lai, W. & Wang, C. (2015). Administration of water resources in Beijing: problems and countermeasures. Water Policy. No 17 (4). pp 563-580.
6. Magel, I., Luttmann, A. (2017). Marine spatial planning as an instrument of sustainable development of the seas. Vestnik SPbSU. vol. 8, issue 4, pp. 468-478.
7. Wouters, Patricia and Vinogradov, Sergei and Magsig, Bjorn-Oliver. (2009). Water Security, Hydrosolidarity, and International Law: A River Runs Through It ... Yearbook of International Environmental Law. pp. 97-134.
8. Directive 2000/60/EC of the European Parliament and of the Council of 23 October 2000 establishing a framework for Community action in the field of water policy // Official Journal L 327, 22/12/2000 P. 0001 - 0073.
Вклад соавторов
Соавторство неделимое.
Co-authors' contribution
Co-authorship is indivisible.
Об авторах
Зокоев Валерий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: zva80@bk.ru
Иванов Константин Михайлович, кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: lawk@yandex.ru
About the author
Valerii A. Zokoev, Cand. Sci. (Law), Assistant Professor, Saint-Petersburg university of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation; e-mail: zva80@bk.ru
Konstantin M. Ivanov, Cand. Sci. (Law), Assistant Professor, Saint-Petersburg university of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation; e-mail: lawk@yandex.ru
Поступила в редакцию: 13.04.2021 Received: 13 April 2021
Принята к публикации: 27.05.2021 Accepted: 27 May 2021
Опубликована: 29.06.2021 Published: 29 June2021