Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
469
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОРСКИЕ СУДА / СУДА ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / МАЛОМЕРНЫЕ СУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолаев Петр Михайлович, Лукичев Дмитрий Иванович, Склярова Людмила Михайловна

Проведен анализ международного и национального законодательства, устанавливающего требования пожарной безопасности для российских морских судов, судов внутреннего водного транспорта и маломерных судов. Проанализированы полномочия различных федеральных органов исполнительной власти, органов классификации и освидетельствования по контролю соблюдения требований пожарной безопасности. Сделан вывод о необходимости оптимизации нормативных требований и ликвидации дублирующих контрольно-надзорных функций. Даны предложения по их оптимизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ермолаев Петр Михайлович, Лукичев Дмитрий Иванович, Склярова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUTORY FIRE SAFETY PROVISION ON INLAND WATERWAYS AND TERRITORIAL SEA OF THE RUSSIAN FEDERATION

The analysis of international and national legislation establishing fire safety requirements for Russian sea vessels, inland water transport vessels and small vessels is carried out. The author analyzes the powers of various Federal Executive authorities, classification and inspection bodies to monitor compliance with fire safety requirements. It is concluded that it is necessary to optimize regulatory requirements and eliminate duplicate control and supervisory functions. Suggestions for this optimization are given

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 614.8

Нормативное обеспечение пожарной безопасности на внутренних водных путях и территориальном море Российской Федерации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

П.М. Ермолаев, Д.И. Лукичев, Л.М. Склярова

Аннотация

Проведен анализ международного и национального законодательства, устанавливающего требования пожарной безопасности для российских морских судов, судов внутреннего водного транспорта и маломерных судов. Проанализированы полномочия различных федеральных органов исполнительной власти, органов классификации и освидетельствования по контролю соблюдения требований пожарной безопасности. Сделан вывод о необходимости оптимизации нормативных требований и ликвидации дублирующих контрольно-надзорных функций. Даны предложения по их оптимизации.

Ключевые слова: пожарная безопасность; нормативное обеспечение; морские суда; суда внутреннего водного транспорта; маломерные суда.

Statutory Fire Safety Provision on Inland Waterways and Territorial Sea of the Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

P. Ermolaev, D. Lukichev, L. Sklyarova

Abstract

The analysis of international and national legislation establishing fire safety requirements for Russian sea vessels, inland water transport vessels and small vessels is carried out. The author analyzes the powers of various Federal Executive authorities, classification and inspection bodies to monitor compliance with fire safety requirements. It is concluded that it is necessary to optimize regulatory requirements and eliminate duplicate control and supervisory functions. Suggestions for this optimization are given.

Key words: fire safety; regulatory support; sea vessels; inland water transport vessels; small vessels.

12.05.2020

Анализ исследований в области нормативного обеспечения пожарной безопасности на водных объектах за последние 10 лет показывает их явную недостаточность. Вопросам нормативного обеспечения пожарной безопасности на водных объектах посвящены исследования М.Ю. Баринова в 2006 г [1] и авторского коллектива в составе: В. И. Вострякова, А. В. Гитцовича, А. П. Зима и Б. В. Потанина, в 2007 г. [2]. Однако, как показывает анализ выполненных исследований, научная проработка вопросов обеспечения пожарной безопасности нуждается в дальнейших исследованиях в связи с реформированием структуры федеральных органов исполнительной власти и значительным изменением законодательства е этой области.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), пожары на российских морских и речных судах в среднем составляют около 8% в год (источник: https://sea.rostransnadzor.ru) от общего числа аварий с судами, однако последствия таких аварий наносят значительный экономический ущерб.

Так, например, 11.06.2016 на акватории морского порта Махачкала, на стоящем под выгрузкой у причала танкере «ВФ ТАНКЕР-16», в машинном отделении произошел пожар. В результате аварии погибло 4 члена экипажа, 2 человека получили ожоги средней степени тяжести. Судну причинен значительный материальный ущерб.

Международная морская организация (ИМО)1, обеспокоенная авариями, связанными с взрывами и пожарами на море, в результате которых гибнут люди, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, вырабатывает и принимает меры, призванные предотвратить и уменьшить последствия таких аварий в форме международных конвенций, резолюций и циркулярных писем (далее — применимые инструменты ИМО). Требования основных международных конвенций носят обязательный характер и являются международными договорами Российской Федерации. Суда, совершающие международные рейсы, обязаны выполнять эти требования. Основными применимыми инструментами ИМО, регулирующими вопросы пожарной безопасности, являются:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК СОЛАС-74, англ.— International Convention for the Safety of Life at Sea» (SOLAS-74) — одна из основных конвенций, которая определяет требования к конструкции судна, его оборудованию, спасательным средствам, в том числе требования к системе противопожарной защиты, системе обнаружения и тушения пожаров на различных типах судов (Глава II-2); устанавливает требования к перевозке грузов и нефтяного топлива (Глава VI), требования к перевозке опасных грузов (Глава VII) и специальные меры по усилению охраны на море в целях антитеррористической защищенности судов и портовых средств (Глава XI-2). Главной задачей МК СОЛАС-74 является установление минимальных

Рис. Проверка работоспособности противопожарного оборудования на пассажирском судне

требований по безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов.

Международный кодекс по опасным грузам (МК МПОГ) устанавливает требования к транспортировке опасных грузов морем, включая взрывчатые и огнеопасные; вводит процедуры действий экипажей при чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) с судном и опасными грузами.

Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) устанавливает требования к транспортировке опасных грузов по внутренним водным путям в международном сообщении.

Международное руководство по безопасности нефтяных танкеров и терминалов (ИЗГОТТ) предоставляет членам экипажей судов и береговому персоналу, рекомендации по безопасной эксплуатации нефтяных танкеров и обслуживающих их терминалов.

Международная конвенция о подготовке и дипломи-ровании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (ПДНВ) устанавливает требования к квалификации членов экипажей судов, включая требования в области пожарной безопасности и навыков по ликвидации и тушению возгораний.

Национальная система обеспечения пожарной безопасности на морских судах, судах внутреннего водного транспорта

Нормативное регулирование пожарной безопасности в отношении российских морских судов, судов внутреннего водного транспорта и маломерных судов происходило под влиянием ряда причин. Существенное влияние на законодательство в области пожарной безопасности на морском и речном транспорте оказали реформирование в 2004 году системы федеральных органов исполнительной власти и перераспределение между ними государственных функций, что потребовало внесения изменений в законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные документы.

1 Международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией со странами — членами ИМО по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. https://ru.wikipedia.org

Структурные подразделения Минтранса России: пожарно-технические инспекции в морских торговых портах, государственная речная судоходная инспекция (ГРСИ) на внутренних водных путях, с началом административной реформы были ликвидированы, а их отдельные функции в области обеспечения пожарной безопасности, контроля и надзора на основании соответствующих положений, утверждаемых Правительством Российской Федерации, были распределены между Минтрансом России, Росморречфлотом и Ространснадзором.

Основными национальными нормативными документами, регулирующими отношения в области пожарной безопасности на водных объектах, являются:

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Он определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации; регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и иными юридическими лицами и гражданами [3]. Он не регулирует отношения в области пожарной безопасности на водных объектах, однако его статья 12 предусматривает возможность создания в федеральных органах исполнительной власти подразделения ведомственной пожарной охраны;

Федеральный закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (КТМ РФ), регулирует отношения в сфере торгового мореплавания. Правила, установленные КТМ РФ, распространяются на: морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям; суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном;

Федеральный закон от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (КВВТ), регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях (ВВП), и определяет их права, обязанности и ответственность;

Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620, устанавливает обязательные минимальные требования безопасности для морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям и внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт. Он требует соблюдения российскими судами международных норм, как

этого, например, требует МК СОЛАС-74 (требования к конструкции судна, к системе противопожарной защиты, системе обнаружения и тушения пожаров). Выполнение требований Технического регламента призвано обеспечить взрывопожарную и термическую безопасность судна;

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности судов, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов. Выполнение требований Технического регламента обеспечивает пожарную безопасность объектов регулирования.

Технические регламенты, перечисленные выше, определяют требования к конструкции судна, судовому оборудованию, к конструкции противопожарной защиты, систем обнаружения и тушения пожаров, а также определяют компетенцию контрольно-надзорных органов и органов классификации и освидетельствования судов, отнесенных к объектам морского и внутреннего водного транспорта.

Требования применимых инструментов ИМО и требования технических регламентов внесены в правила российских органов классификации и освидетельствования судов: ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РМРС) и ФАУ «Российский речной регистр» (РРР), такие как:

Правила классификации и постройки морских судов РМРС, часть VI «Противопожарная защита» НД № 2-020101-082. Эти правила устанавливают технические требования на конструктивные элементы судовой противопожарной защиты, системы пожаротушения и пожарной сигнализации, а также на противопожарное оборудование и снабжение;

Правила классификации и постройки судов (РРР), Часть III «Противопожарная защита», утверждены приказом ФАУ «Российский речной регистр» от 09.09.2015 № 35-П. Они устанавливают требования к конструктивной противопожарной защите судов, системам и станциям пожаротушения, противопожарному снабжению, пожарной безопасности систем бытового и общесудового назначения, пожарной сигнализации, запасным частям и инструменту для систем пожаротушения.

Правила РМРС и РРР применяются на всем жизненном цикле российских судов: при проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации.

РМРС и РРР по результатам ежегодных освидетельствований выдают на суда свидетельства и сертификаты, подтверждающие соответствие судна техническим требованиям и возможность судов перевозить опасные грузы соответствующего класса.

Правила пожарной безопасности на морских судах, рекомендованных к применению постановлением Технического комитета (ТК «Морфлот») от 31.10.2003 № 10 (далее — Правила). Данные Правила не были введены в действие установленным порядком. Согласно ст. 8 и ст. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 нормативные правовые

акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не служат основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Несмотря на хорошее качество разработки данного нормативного документа, Правила носят рекомендательный характер и нуждаются в введении в действие установленным порядком с целью общеобязательности их применения.

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утверждены приказом Минтранса России от 24.12.2002 № 158. Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река — море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Данные Правила необходимо довести до уровня современности с учетом измененной в 2004 году структуры федеральных органов исполнительной власти и их полномочий и введения в действие с 2012 года Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Минтранса России от 15.03.2012 № 62 (введено приказом Минтранса России от 13.05.2015 № 167), устанавливает: порядок прохождения подготовки, учета стажа плавания, проведения квалификационных испытаний кандидатов на получение дипломов; порядок выдачи дипломов, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, квалификационных свидетельств, подтверждений к дипломам для работы на танкерах, свидетельств о квалификации судовых поваров (далее — квалификационные документы), требуемых в соответствии с Конвенцией ПДНВ для членов экипажей судов, используемых в целях торгового мореплавания, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и спортивных парусных судов.

Особенности нормативного регулирования пожарной безопасности на маломерных судах

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в КТМ РФ и КВВТ РФ в части: определения компетенции надзорных органов в отношении маломерных судов (в зависимости от цели использования маломерного судна — коммерческая, некоммерческая); установления требований по регистрации маломерных судов в судовых реестрах Российской Федерации, а также иные изменения, связанные с дифференцированием требований по безопасности на маломерных судах.

Нормативное регулирование пожарной безопасности маломерных судов, используемых в коммерческих целях, осуществляется Минтрансом России на

основании законодательства Российской Федерации. В отношении таких судов применяются нормативы, установленные для транспортных судов, а также осуществляются процедуры:

классификация и освидетельствование таких судов РМРС и РРР;

контроль со стороны органов портового контроля и Ространснадзора (транспортный контроль);

дипломирование членов экипажей судов по процедурам, установленным Минтрансом России для морских и речных судов.

Нормативное регулирование пожарной безопасности маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется МЧС России на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и других международных нормативных правовых актов, например:

Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 № 835. В пункте 2 этого Положения регламентирована его деятельность в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Оно является базовым нормативным актом, определяющим основные задачи, функции и полномочия ГИМС МЧС России [3];

Технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012). Он вступил в силу с 01.02.2014. Им систематизированы и установлены единые обязательные требования к маломерным судам, как к продукции, к процессам их разработки, изготовления, реализации, эксплуатации, транспортирования, хранения и утилизации. Им также установлены требования к противопожарному оборудованию, системам и имуществу. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований указанного регламента осуществляется ГИМС МЧС России в рамках осуществления государственного надзора, в пределах установленной компетенции;

Правил государственного надзора за маломерными судами, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820;

Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820;

постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 № 532 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;

постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2016 № 349 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по осуществлению классификации и технического наблюдения за маломерными судами в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;

Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется должностными лицами ГИМС МЧС России в форме рейдов и патрулирований и включает в себя: проверку документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна; право судоводителя управлять маломерным судном и годность маломерного судна к плаванию. При этом контроль и надзор за соблюдением законодательства об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации маломерных судов сводится к проверке наличия документа, подтверждающего годность судна к плаванию, а иные действия, связанные с проверкой наличия на судне противопожарного оборудования, систем и имущества, не осуществляются.

Контроль за выполнением требований пожарной безопасности

Применимыми инструментами ИМО и национальными нормативными документами, регулирующими отношения в области пожарной безопасности на водных объектах, предусмотрен контроль за выполнением требований в области пожарной безопасности.

Организация контроля является обязательным элементом государственного управления в сфере обеспечения безопасности в целом и пожарной безопасности в частности, так как такое управление влечет за собой ответственность государства перед обществом и гражданами за принятие соответствующих мер [2]. Контроль судов, как это требуется МК СОЛАС-74 (правило 6, часть В, Глава I), должен осуществляться уполномоченными администрацией должностными лицами, инспекторами или признанными организациями.

В Российской Федерации контрольно-надзорная деятельность в отношении морских судов, судов внутреннего водного транспорта и маломерных судов регулируется большим количеством нормативных документов, основными из которых являются:

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Общие правила стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденные приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463. Они также содержат: правила плавания судов и управления движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним; правила захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов; правила стоянки судов в морских портах и на подходах к ним; правила обеспечения безопасности мореплавания, контроля

судов, оформления судов на выход из морских портов и контроля наличия на судах судовых документов;

В каждом морском порту с учетом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей морского порта в порядке, установленном Законом о морских портах, и с учетом настоящих Общих правил Минтрансом России разрабатываются и утверждаются обязательные постановления о морских портах.

В целях выполнения требований применимых инструментов ИМО в Российской Федерации создана многоуровневая система контроля за безопасной эксплуатацией судов.

Исследование системы контрольно-надзорной деятельности на внутренних водных путях и территориальном море требует отдельного анализа в связи с большим количеством действующих нормативных документов, многоуровневой системы контроля, чрезмерно сложной для понимания.

Из приведенного выше анализа можно сделать следующие выводы:

Нормативное обеспечение пожарной безопасности морских судов, судов внутреннего водного транспорта и маломерных судов на внутренних водных путях и территориальном море Российской Федерации регулируется значительным количеством нормативных документов, которые в отдельных случаях не введены в действие установленным порядком. Необходимо привести ведомственные нормативные документы в соответствие с требованиями основополагающих документов:

на морском транспорте — КТМ РФ: на внутреннем водном транспорте — КВВТ РФ. Пожарный контроль за морскими судами, судами внутреннего водного транспорта и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, в отдельный вид контроля не выделен, а осуществляется в рамках общих процедур проведения портового контроля. При этом контроль за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, за пределами морских портов и ВВП не осуществляется.

Анализ действующего национального законодательства в области контрольно-надзорной деятельности показывает, что количество контролируемых органов в отношении морских, речных и маломерных судов и их функции необходимо оптимизировать. Контроль безопасности мореплавания (судоходства), включая контроль законодательства о пожарной безопасности в российских морских портах и на внутренних водных путях, дублируется органами государственного портового контроля, Ространснад-зором и ГИМС МЧС России. Необходимо уменьшить количество контролирующих органов путем внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

2 Согласно ст. 7 КТМ РФ под «маломерным судном» понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей не должно превышать двенадцать человек.

3 Согласно Правилу 3, п. «а», пп. (и) Главы I СОЛАС-74 данная Конвенция не применяется к грузовым судам валовой вместимостью менее 500 рег.т.

4 Согласно Правилу 2. пп. <Ф> Главы I СОЛАС-74 пассажирское судно означает судно, перевозящее более 12 пассажиров.

Действующий порядок технического наблюдения за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, не соответствует:

международным требованиям в связи с тем, что маломерные суда2 по своей грузовместимости, пас-сажировместимости (как правило, — менее 12 человек) и предназначению не подпадают под категорию «грузовое судно»3 и «пассажирское судно»4, как это определено в применимых инструментах ИМО, и не

должны быть объектами классификации и технического наблюдения со стороны российских классификационных обществ;

национальным требованиям в связи с тем, что маломерные суда не являются объектами технического регулирования, как это определено в технических регламентах о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта, и оценка их технического состояния не может осуществляться в форме классификации.

Литература

1. Баринов М.Ю. «Обеспечение пожарной безопасности на судах», источник: https://www.bibliofond.ru. Библиофонд. 2006.

2. Востряков В.И., Гитцович А.В., Зима А.П., Потанин Б.В. Нормативное регулирование пожарной безопасности на водном транспорте. М.: ВНИИПО, 2007.

3. Скрынник А.М. Международный и национальный контроль

Сведения об авторах

Ермолаев Петр Михайлович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-иссл. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: vnii-gochs@vniigochs.ru

Лукичев Дмитрий Иванович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-иссл. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: vnii-gochs@vniigochs.ru

Склярова Людмила Михайловна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-иссл. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: vnii-gochs@vniigochs.ru

(надзор) в сфере обеспечения безопасности морского судоходства // Проблемы правового регулирования. 2012. № 2. C. 258.

4. Уткин Н.И., Немченко С.Б., Вагин А.В. Обзор законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Интернет-журнал «Вестник» Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, источник: www: https://vestnik.igps.ru/wp-content/ uploads/V64/17.pdf

Information about the authors

Ermolaev Petr M.: FAll-Russian Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of Research Department. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: vnii-gochs@vniigochs.ru

Lukichev Dmitri I.: All-Russian Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of Research Department.. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: vnii-gochs@vniigochs.ru

Sklyarova Lyudmila M.: All-Russian Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of Research Department. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: vnii-gochs@vniigochs.ru

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы, название URL

Андриченко Л.В. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://elibrary. ru/item.asp?id=26340272

Онищук Ю.Ю. и др. Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике. Международная научно-практическая конференция. Звенигород, 68 апреля 2016 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496405

Баньщикова З.Е. и др. Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и средствами органов государственной власти, органов местного самоуправления в мирное и военное время http://elibrary. ru/item.asp?id=26212676

Дурнев Р.А. и др. Технологии подготовки диссертационных работ в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Научно-методическое издание http://elibrary.ru/item.asp?id=26340114

Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496461

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.