Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЕЧНОГО РЕГИСТРА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЕЧНОГО РЕГИСТРА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУДА СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ / ПЛАВУЧИЕ ОБЪЕКТЫ / РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР / ENVIRONMENTAL SAFETY / THE VESSELS MIXED (RIVER-SEA) NAVIGATION / FLOATING OBJECTS / RUSSIAN RIVER REGISTER

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Васькин Сергей Владимирович, Рехалова Наталья Александровна, Сустретова Наталья Владимировна

Целью выполнения работы являлась разработка требований, направленных на повышение экологической безопасности судов, поднадзорных Российскому Речному Регистру и эксплуатируемых, в основном, в морских районах, но не совершающих международные рейсы. В статье представлены результаты разработки предложений по изменению и дополнению Правил Российского Речного Регистра по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов и плавучих объектов нефтесодержащими, сточными и балластными водами, мусором и предотвращению загрязнения атмосферы с судов. Разработка указанных предложений выполнялась на основе анализа большого количества нормативных правовых и нормативно-технических национальных и международных документов, содержащих требования к экологической безопасности различных типов судов. Уточнен также состав информации, которую необходимо указывать в документах, выдаваемых Российским Речным Регистром эксплуатируемым в морских районах судам, включая маломерные суда и плавучие буровые установки. Отмечены проблемы, возникшие при разработке и совершенствовании требований Российского Речного Регистра к экологической безопасности. Показаны результаты расчетов по различным методикам суточного накопления нефтесодержащих вод, образующихся в машинных отделениях судов и сравнительный анализ результатов расчетов. Представленные в статье сведения могут использоваться при подготовке последующих редакций Правил Российского Речного Регистра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Васькин Сергей Владимирович, Рехалова Наталья Александровна, Сустретова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUGGESTIONS FOR AMENDMENTS AND ADDITIONS IN THE REQUIREMENTS OF THE RUSSIAN RIVER REGISTER IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

The purpose of the work was to develop requirements aimed at improve the environmental safety of ships supervised by Russian River Register and operated mainly in marine areas, but not making international voyages. The article presents the results of the proposals development to amend and supplement the Rules of the Russian River Register for the prevention of environmental pollution from ships and floating objects with oily, waste and ballast water, garbage and prevention of atmospheric pollution from ships. The development of these proposals was carried out on the basis of the analysis of a large number of regulatory legal and normative-technical national and international documents containing requirements for the environmental safety of different vessels types. The composition of the information to be specified in the documents issued by the Russian River Register to vessels operating in marine areas, including small vessels and floating drilling rigs, has also been clarified. The problems encountered in the development and improvement of the requirements of the Russian River Register for environmental safety are noted in the article. The article represents the results of calculations by different methods of daily accumulation of oil-containing waters formed in the engine rooms of ships and the comparative analysis of the results of calculations. The information presented in the article can be used in the preparation of subsequent editions to the Rules of the Russian River Register.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЕЧНОГО РЕГИСТРА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

УДК 629.5

Васькин Сергей Владимирович, к.т.н., доцент кафедры Гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов, ФГБОУ ВО «ВГУВТ», e-mail: serwaskin@mail.ru

Рехалова Наталья Александровна, к.т.н., доцент кафедры Гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов ФГБОУ ВО «ВГУВТ», e-mail: nrekhalova@yandex.ru

Сустретова Наталья Владимировна, к.т.н., доцент кафедры Гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов ФГБОУ ВО «ВГУВТ», e-mail: SustretovaNV@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЕЧНОГО РЕГИСТРА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: экологическая безопасность, суда смешанного (река-море) плавания, плавучие объекты, Российский Речной Регистр.

Аннотация. Целью выполнения работы являлась разработка требований, направленных на повышение экологической безопасности судов, поднадзорных Российскому Речному Регистру и эксплуатируемых, в основном, в морских районах, но не совершающих международные рейсы. В статье представлены результаты разработки предложений по изменению и дополнению Правил Российского Речного Регистра по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов и плавучих объектов нефте-содержащими, сточными и балластными водами, мусором и предотвращению загрязнения атмосферы с судов.

Разработка указанных предложений выполнялась на основе анализа большого количества нормативных правовых и нормативно-технических национальных и международных документов, содержащих требования к экологической безопасности различных типов судов. Уточнен также состав информации, которую необходимо указывать в документах, выдаваемых Российским Речным Регистром эксплуатируемым в морских районах судам, включая маломерные суда и плавучие буровые установки. Отмечены проблемы, возникшие при разработке и совершенствовании требований Российского Речного Регистра к экологической безопасности. Показаны результаты расчетов по различным методикам суточного накопления нефтесодержащих вод, образующихся в машинных отделениях судов и сравнительный анализ результатов расчетов. Представленные в статье сведения могут использоваться при подготовке последующих редакций Правил Российского Речного Регистра.

Совершенствование требований Правил Российского Речного Регистра (далее -РРР) в области охраны окружающей среды и документов, выдаваемых РРР на суда, выходящие на морские пути, выполнялось в рамках сотрудничества с РРР. Актуальность проведения такой работы была обусловлена следующими обстоятельствами:

- наличием судов, поднадзорных РРР и эксплуатируемых, в основном, в морских районах, но не совершающих международные рейсы;

- отсутствием в действующих Правилах требований к отдельным типам судов (в частности, к плавучим буровым установкам и маломерным судам);

- внесением в редакцию Кодекса внутреннего водного транспорта от 03.07.2016 г. понятия «плавучий объект» и необходимостью включения в Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (ППЗС) РРР требований к таким объектам.

Разработка предложений по изменению требований РРР в области обеспечения экологической безопасности судов выполнялась на основе анализа большого количества национальных и международных требований. При этом рассматривались нормативные правовые и нормативно-технические документы, содержащие требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов нефтью, сточными и балластными водами, мусором, а также предотвращению загрязнения воздушной среды применительно к судам, эксплуатируемым на морских путях [1].

По результатам анализа были разработаны предложения по изменению и дополнению нормативных документов РРР, содержащие:

- требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов, выходящих на морские пути, нефтесодержащими, сточными и балластными водами, мусором и предотвращению загрязнения атмосферы с судов;

- предложения по составу (объему) информации, которую необходимо указывать в оформляемых РРР документах к выходящим на морские пути судам (включая маломерные суда и плавучие буровые установки).

Изменения и дополнения вносились в Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (ППЗС), Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ), Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (ПТНП), Правила классификации и постройки судов (ПКПС) в редакции 2015 г., в Руководство Р.042-2015 «Освидетельствование плавучих буровых установок» и Руководство Р.044-2016 «Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов».

Далее представлены основные дополнения и изменения, внесенные в указанные документы, а также проблемы, возникшие при разработке и совершенствовании требований РРР к экологической безопасности.

В пункт «Область распространения» ППЗС включены плавучие буровые установки (ПБУ) и плавучие объекты, в других разделах плавучие объекты упоминаются лишь в случаях, когда к ним предъявляются требования отличные от требований к судам.

В ППЗС уточнены определения терминов «Мусор», «Сточные воды» и «Отходы бытовые», а также внесены новые определения таких категорий мусора, как «Пластмасса», «Остатки груза», «Зола из инсинераторов», «Кулинарный жир» и «Орудия лова» для учета их образования и накопления на судах, эксплуатируемых в морских районах. Формулировки указанных выше определений не противоречат положениям конвенции МАРПОЛ 73/78. Также были добавлены определения терминов: «Пурифи-кация», «Шлам сточных вод», «Установка для обработки сточных вод», «Летучие органические соединения (ЛОС)», «Система сбора и выдачи паров груза».

Включены дополнительные требования к наличию танков для сбора нефтяных остатков на судах, эксплуатируемых на внутренних водных путях и оснащенных фильтрующим оборудованием и/или установками для пурификации топлива, и требования о сборе утечек нефти.

Поскольку на плавучих объектах отсутствуют главные двигатели, при расчете вместимости сборных цистерн нефтесодержащих вод для таких объектов предлагается принимать мощность двигателей дизель-генераторных агрегатов, если такие агрегаты установлены на плавучем объекте.

Расчетные удельные величины суточного накопления нефтесодержащих вод на судах внутреннего плавания в зависимости от мощности главных двигателей, приведенные в ППЗС, соответствуют значениям, указанным в письме Минтранса РФ № НС-23-667 от 30.03.2001 г. Для морских судов значения суточного накопления нефтесодержащих вод в зависимости от водоизмещения судна приводятся в ОСТ

5.5064-83 «Суда морские. Предотвращение загрязнения моря нефтью. Технические требования». Увязать между собой указанные нормативы не представляется возможным ввиду отсутствия формальной связи между водоизмещением судна и мощностью его главных двигателей с учетом всего разнообразия назначений и типов судов. В то же время, сотрудниками Севастопольского национального технического университета были проведены исследования на 73 судах по определению суточного объема образующихся нефтесодержащих вод. В результате была предложена методика для определения среднестатистического суточного накопления льяльных вод в зависимости от водоизмещения судна или мощности главной энергетической установки, типа судна и его возраста [2].

Для установления сопоставимости значений суточного количества образующихся на судах льяльных вод нами были проведены расчеты с использованием данных, содержащихся в ППЗС РРР и методике [2]. Полученные результаты представлены на рис. 1 в виде графических зависимостей.

Как видно из рис. 1, объемы образующихся на судне нефтесодержащих вод, определенные по Методике ППЗС и методике [2], имеют близкие значения только для судов с мощностью главных двигателей до 200 кВт. С ростом мощности нормы, получаемые по методике ППЗС, начинают существенно превышать значения, рассчитанные по методике [2]. Разница достигает максимума для судов с мощностью двигателей 1000 кВт и составляет более 50%.

Н 0,350

й X

Л

«

о о 1) н

1) К

0,300

0,250

0,200

0,150

0,100

£ 0,050

В о

0,000

200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 Мощность главных двигателей, кВт

- ППЗС_2015_до_5_лет нормы_Украина_5 -10_лет -нормы_Украина_15-20_лет

нормы_Украина_до_5_лет нормы_Украина_10-15_лет ППЗС 2015 свыше 5 лет

0

Рис. 1. Графики зависимостей суточного накопления нефтесодержащих вод на судах, рассчитанные по различным методикам

По нашему мнению, методика, разработанная севастопольскими учеными, позволяет более точно определить количество образующихся в машинных отделениях судов нефтесодержащих вод. Она учитывает большее количество факторов: тип судна и

его возраст с более широкой градацией по срокам службы. Кроме того, исследования проводились на судах, реально эксплуатирующихся в морских районах.

Содержащиеся в ППЗС РРР нормативы накопления нефтесодержащих вод представляются завышенными, поскольку на момент их создания большинство речных судов имело возраст от 10 до 40 лет, устаревшую конструкцию и значительный износ дейдвудных уплотнений, сальников насосов, арматуры трубопроводов судовых систем, других узлов и механизмов, что способствовало росту утечек воды и нефтепродуктов в машинном отделении. В то же время, учитывая медленное обновление флота на внутренних водных путях и значительную долю в нем судов с большим сроком службы, рассматриваемые нормативы продолжают оставаться актуальными, а для их пересмотра необходимы отдельные научные исследования.

В действующих Правилах ППЗС РРР указано, что наряду с предлагаемыми значениями суточного накопления нефтесодержащих вод допускается применение других методов, учитывающих специфику условий эксплуатации. На настоящий момент целесообразно в ППЗС РРР в качестве характеристики судна, определяющей суточное количество образующихся на нем нефтесодержащих вод, принимать суммарную мощность всех двигателей, установленных на судне, а не только главных.

С целью предупреждения загрязнения водных объектов, добавлено требование к автоматическому прекращению сброса с судов нефтесодержащих вод при выходе из строя сигнализатора или устройства для автоматического прекращения сброса, содержащееся в резолюции ИМО МЕРС.107(49) «Пересмотренные руководство и технические требования по оборудованию для предотвращения загрязнения из льял машинных помещений судов» [3].

В санитарных правилах для судов, эксплуатируемых в морских районах, приводятся иные нормы образования сточных вод, чем указано в ППЗС. В связи с этим Приложение 1 к ППЗС рекомендовано дополнить данными об удельных значениях накопления сточных вод на судах, эксплуатируемых в морских районах в соответствии с действующими в настоящее время нормативами, а также указать порядок определения норм накопления сточных вод на судах специального назначения.

Условия и нормативы сброса сточных вод (районы сброса, интенсивности, концентрации примесей) на морских и внутренних водных путях различны. Поэтому в ППЗС были внесены дополнения, учитывающие условия и нормативы сброса нефте-содержащих, сточных вод и мусора при эксплуатации судов как на внутренних водных, так и на морских путях.

В Приложение 2 к ППЗС введены дополнения, касающиеся допустимых условий сброса сточных вод с судов, эксплуатируемых в морских районах и не являющихся пассажирскими судами и ПБУ, и расчетом интенсивности сброса сточных вод, как это указано в резолюции МЕРС.157(55) [4]. Эти условия, в частности, допускают сброс с судов измельченных и обеззараженных при помощи специальных установок сточных вод в морских районах. В связи с этим в раздел 5 ППЗС включены требования к установкам для обработки сточных вод, соответствующие МК МАРПОЛ 73/78 [5] и санитарным правилам для судов, эксплуатируемых в морских районах. Кроме того, в указанное Приложение добавлены уточненные нормативные значения степени очистки сточных вод на пассажирских судах и ПБУ, эксплуатируемых в морских районах.

В ППЗС отсутствуют требования к цистернам для сбора шлама, образующегося при очистке сточных вод, в то время как «Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» [6] предусматривается наличие специальных цистерн, предназначенных для этих целей. Указанное несоответствие устранено путем введением требований о необходимости оборудования судов цистернами для сбора шлама от установки для обработки сточных вод или использования для этих целей сборных цистерн сточных вод. Кроме того, уточнены требования к конструкции сливного трубопровода и насосам системы сдачи сточных вод.

Экологическую безопасность плавучих объектов предложено обеспечивать нако-

плением образующихся на них нефтесодержащих и сточных вод с последующей их сдачей в приемные устройства. Удельные нормы накопления сточных вод для пассажирских и несамоходных судов с людьми на борту распространены на плавучие объекты [7].

Требования к оборудованию судов устройствами для накопления и обработки мусора рекомендованы в новой редакции, учитывающей применение раздельных емкостей для накопления сухого бытового мусора, пищевых отходов и эксплуатационных отходов. Вместимость устройств для сбора мусора определяется отдельно по каждому его виду.

Решение о необходимости оборудования судов инсинераторами возлагается на судовладельца. Установка инсинератора по результатам расчетов автономности плавания по мусору по существующим в настоящее время нормам накопления мусора в большинстве случаев не потребуется. Поэтому целесообразно принимать решение об оборудовании судов инсинераторами, ориентируясь на конкретные условия эксплуатации судна. В ППЗС введены требования к температурному режиму инсинератора при сжигании в нем нефтяных остатков. Требования к противопожарной защите в помещении инсинераторов внесены в часть III ПКПС «Противопожарная защита».

В раздел 5 ППЗС «Дополнительные требования к судам классов «М-СП», «М-ПР» и «О-ПР» включены требования к оборудованию судов для предотвращения загрязнения нефтесодержащими водами при их эксплуатации в пределах полярных вод, определенных Международным Полярным кодексом [8].

Необходимость оснащения судов танками для сбора нефтяных остатков указывается не только при оснащении судна фильтрующим оборудованием, но и/или оборудованием для пурификации топлива. Для удаления содержимого шламовых танков в приемные сооружения предусматривается отдельный трубопровод со стандартным сливным соединением, при этом должна быть исключена возможность попадания шлама в льяла, танки и трубопроводы нефтесодержащих вод.

Область распространения главы 5.11 «Требования к оборудованию и устройствам судов по предотвращению загрязнения сточными водами» расширена в соответствии с требованиями МК МАРПОЛ 73/78 [5] для судов валовой вместимостью 400 и более и количеством людей на борту более 15 чел. Требования к расположению на судах сборных цистерн сточных вод соответствуют указаниям, содержащимся в Санитарных правилах для морских судов СН 2641-82.

Уточнены параметры для установок обеззараживания и измельчения сточных вод. В соответствии с правилом 9 Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 [5] установки для измельчения и обеззараживания сточных вод должны иметь одобрение Администрации. В настоящее время требования к характеристикам такого оборудования содержатся лишь в санитарных правилах для морских судов, где указано, что обеззараживание сточных вод перед сбросом их за пределами трехмильной зоны должно обеспечивать значение коли-индекса не более 2500. Конкретных требований к степени измельчения взвешенных частиц в этих санитарных правилах не содержится, отмечается лишь, что «степень измельчения должна быть такой, чтобы исключалось появление в воде видимых плавающих частиц». Существовавшее ранее в Правилах предотвращения загрязнения с судов Российского Морского Регистра (1992 г.) требование размеру измельченных частиц не более 25 мм в действующих ныне Правилах РС отсутствует [9].

Для установления степени измельчения был проведен обзор и анализ характеристик выпускаемых различными производителями установок для обработки воды и систем для измельчения и обеззараживания. Было установлено, что данные по степени измельчения производителями оборудования приводятся крайне редко. В частности, в установках, производимых компаниями HAMANN AG (установки типа HL-CONT) и TECHNI S.A. (установки типа BIOCON), оборудованных насосами-измельчителями, размер измельченных взвешенных частиц составляет 0,5...1,0 мм. Таким образом, максимальный размер измельченных частиц предложено установить равным 1 мм.

Раздел 5 ППЗС предлагается дополнить главой 5.12, в которую вносятся дополнительные требования к количеству емкостей для накопления мусора для выходящих в море судов. В связи с необходимостью учета накопления на судах различных видов отходов, Приложение 1 к ППЗС дополнено нормами накопления пластмасс и расчетной формулой количества золы, образующейся при сжигании мусора в инсинерато-рах, удельный насыпной объем золы (м3/кг) в которой принят по данным сжигания твердых бытовых отходов на береговых мусоросжигательных установках. Приложение 2 к ППЗС предложено дополнить требованиями к сбросу мусора с судов, эксплуатируемых в морских районах, в соответствии с поправками к Приложению V | МАРПОЛ 73/78, вступившим в силу 1 января 2013 года [5].

Однако с 1 марта 2018 года вступили в силу новые поправки к Приложению V МАРПОЛ 73/78 (резолюция МЕРС.277(70)) [10], в соответствии с которыми категория мусора «Остатки груза» разделяется на вредные (HME) и невредные (non-HME) для морской среды, добавлены определения электронных отходов. Приведены критерии классификации твердых навалочных грузов, а правила сброса для остатков груза, не приносящих вред окружающей среде, содержат менее строгие требования по сбросу, чем правила для вредных остатков груза. Кроме того, внесены изменения в форму Журнала операций с мусором, который теперь делится на две части: одна применяется ко всем судам, а другая предназначена для судов, перевозящих твердые навалочные грузы. Таким образом, количество категорий мусора расширилось, и, возможно, потребуется корректировка этого раздела ППЗС в соответствии с новыми требованиями.

Допускаемые значения выбросов оксидов азота рекомендовано оставить без изменения, что соответствует поправкам к Приложению VI МАРПОЛ 73/78, вступившим в силу 1 января 2013 года [11]. Однако, на 71-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО (2017 г.) приняты поправки к Приложению VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78 в части придания районам Балтийского и Северного морей статуса «районов контроля выбросов окислов азота с судов» (NECA). Требования к выбросам оксидов азота в этих районах более строгие (Tier III), чем указано в настоящее время в ППЗС. Поправки вступят в силу и будут применяться к новым судам с 1 января 2021 года, что может потребовать доработки ППЗС в этой части.

В ПКПС РРР предложено внести дополнительные требования к системе сбора и выдачи паров груза, касающиеся наличия в грузовых танках на нефтеналивных судах системы контроля за переливом, независимой от устройств замера уровня груза закрытым способом и др. Принятие решения о необходимости оборудования судна системой сбора и выдачи паров груза возложена на судовладельца.

В номенклатуру объектов технического наблюдения (ПТНП) внесены дополнительные объекты наблюдения - система сбора и выдачи паров груза нефтеналивных судов и шламовые цистерны.

Состав технического проекта судна, указанный в типовом перечне технической документации, представляемой на рассмотрение Речному Регистру (ПТНП), предложено дополнить принципиальной схемой системы сбора и выдачи паров груза, рабочую документацию судна, подлежащую согласованию с филиалом - монтажными чертежами системы сбора и выдачи паров груза.

Система сбора и выдачи паров груза внесена в состав систем, требующих освидетельствования. В раздел 14 «Освидетельствование оборудования и устройств судов по предотвращению загрязнения с судов» (ПОСЭ) внесено требование проверки погрешности и калибровки сигнализатора, входящего в оборудование по предотвращению загрязнения нефтью, при очередном освидетельствовании. При ежегодном освидетельствовании фильтрующего оборудования и установки для обработки сточных вод анализ проб должен быть выполнен в организации, имеющей государственную аккредитацию.

Внесены изменения в перечень документов, выдаваемых на суда классов «М-СП», «М-ПР» и «О-ПР». Формы РР-1.1, РР-1.3а, РР-1.17 «Свидетельство о готовности судна к плаванию» для разных районов плавания включают в себя сведения об основных технических данных судна, в том числе и раздел «Оборудование экологической безопасности», в котором изменено название «Свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором» на «Свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна» формы РР-1.8, РР-1.9, РР-1.8.1. Указанные формы документов дополнены недостающими сведениями об оборудовании по предотвращению загрязнения сточными водами, загрязняющим атмосферу веществам.

Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (МК BWM-2004 или Конвенция) вступила в силу 8 сентября 2017 года.

Суда, совершающие международные рейсы, должны управлять балластными водами в соответствии с определенными для них стандартами в зависимости от объема балластных вод: при определенных условиях в открытом море или через специальное оборудование (система управления балластными водами, СУБВ), которое устанавливается на судно. Должна быть проведена подготовка членов экипажа, участвующих в управлении балластными водами и назначено лицо командного состава, ответственное за обеспечение Плана управления балластными водами.

Хотя конвенция применима к судам вне зависимости от их размера, освидетельствование с выдачей Свидетельств согласно МК BWM-2004 требуется только для судов валовой вместительностью 400 и более. На все строящиеся морские суда, за исключением серии атомных ледоколов, которые планируется использовать только на Северном морском пути, устанавливаются системы обработки балласта. Инспекции портового контроля крупнейших российских портов (Санкт-Петербург, Новороссийск и др.) готовы к проверкам судов на соответствие МК BWM-2004. При инспекции на судне проверяются: План управления балластными водами (BWMP), Журнал операций с балластом (BWRB), а также наличие Международного свидетельства по управлению балластными водами (IBWMC).

По результатам проведения исследований на кафедре гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов ФГБОУ ВО «ВГУВТ», было выяснено, что для судов смешанного (река-море) плавания, построенных по Правилам РРР, в силу их конструктивных особенностей, эксплуатационных характеристик и ограниченности района плавания, единственно возможным и безопасным решением проблемы управления балластными водами в настоящее время является обезвреживание балласта на борту судна.

Российским морским регистром судоходства разработано Руководство по применению требований Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлению ими 2004 года (НД №2-030101-030) [12]. В правилах РРР какие-либо требования по предотвращению загрязнения окружающей среды балластными водами отсутствуют. В них содержатся лишь требования к балластным водам нефтеналивных судов с точки зрения исключения загрязнения их нефтепродуктами; биологическое загрязнение балластных вод и соответствующая опасность их для окружающей среды не рассматривается. Вследствие этого, в ППЗС РРР предложено внести ряд дополнений.

В главу «Термины и определения» ввести новые определения для принятия единой международной терминологии, соответствующей Конвенции.

Раздел 5 «Дополнительные требования к судам классов «М-СП», «М-ПР» и «О-ПР» предлагается ввести новую главу 5.13 «Требования к судовым системам управления балластными водами», в которую вводится понятие «Система управления балластными водами (СУБВ)». Требования к подобным системам включают в себя наличие инструкции по эксплуатации и обслуживанию, схемы расположения системы на судне, данных о надежности, положения о возможности и способах контроля и др.

Настоящий раздел распространяется на суда смешанного (река-море) плавания классов «М-СП», «М-ПР» и «О-ПР» вне зависимости от того, самоходное судно или | нет. Если на борт судна смешанного плавания принимается балластная вода, то оно должно быть оснащено системой управления балластными водами (СУБВ).

Возможность сброса загрязненных балластных вод с судов должна быть исключена, если качество вод не соответствует заданным стандартам.

Нормативы качества балластных вод в настоящее время в Правилах отсутствуют, поэтому в ППЗС предложено ввести в Приложение 2 таблицу «Нормативные значения степени очистки балластных вод на судах смешанного плавания». Предлагаемые нормативы дублируют значения показателей стандарта качества балластных вод Конвенции для принятия единых международных стандартов.

Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации (ПОСЭ) РРР содержат раздел 14 «Освидетельствование оборудования и устройств по предотвращению загрязнения с судов», в котором отсутствуют сведения об оборудовании и устройствах по предотвращению загрязнения балластными водами. Приведенное оборудование рекомендовано рассматривать как объект освидетельствования наряду с прочими, указанными в данном разделе.

В соответствии с предлагаемыми изменениями раздел 11 ПТНП РРР дополнен требованиями по техническому наблюдению за оборудованием и устройствами для предотвращения загрязнения балластными водами.

Таким образомобразом, можно считать, что сотрудниками кафедры был выполнен | значительный объем работ по совершенствованию требований РРР по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов, которые, как мы надеемся, найдут отражение в последующих редакциях соответствующих Правил.

Список литературы:

[1] Васькин С.В., Лобастов В.П., Рехалова Н.А., Этин В.Л. Анализ требований в области охраны окружающей среды к судам, выходящим на морские пути // Труды 18-го международного научно-промышленного форума «Великие реки-2016». Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, специалистов и студентов «Проблемы использования инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек». Секция I Технические и экологические аспекты эксплуатации флота, водных путей и гидросооружений Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. - Вып. 5.- Режим доступа: httpV/вф-река-море.рф

[2] Истомин В.И. Нормы суточного накопления нефтесодержащих вод машинных помещений судов и методика расчета пропускной способности судовых систем очистки // Техническое регулирование в судостроении. Руководящие материалы РМ 9 - 2008. НИИ стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 2008. - С. 17-24.

[3] Resolution MEPC.107(49) Adopted on 18 July 20 Revised guidelines and specifications for pollution prevention equipment for machinery space bilges of ships. http://www.imo.org/en/ KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Marine-Environment-Protection-Committee-(MEPC)/ Documents/MEPC. 107(49).pdf

[4] Resolution MEPC.157(55) Adopted on 13 October 2006 recommendation on standards for the rate of discharge of untreated sewage from ships. http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/ IndexofIMOResolutions/Marine-Environment-Protection-Committee-(MEPC)/Documents/MEPC. 157(55).pdf

[5] Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., изменённая Протоколом 1978 г. к ней с поправками: МАРПОЛ 73/78, Кн. I и II. - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2012. - 762 с.

[6] «Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 12.08.2010. http://www.consultant.ru

[7] Васькин С.В., Рехалова Н.А., Лобастов В.П. Вопросы обеспечения экологической безопасности плавучих объектов // Труды 19-го международного научно-промышленного форума «Великие реки-2017». Труды 19-го международного научно-промышленного форума «Великие реки - 2017». «Проблемы использования инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек». Секция I Технические и экологические аспекты эксплуатации флота,

водных путей и гидросооружений Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2017. - Вып. 6.- Режим доступа: httpV/вф-река-море.рф

[8] Resolution MEPC.264(68) (adopted on 15 May 2015) International code for ships operating in polar waters (Polar code).http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Marine-Environment-Protection-Committee-(MEPC)/Documents/MEPC.264(68).pdf

[9] Российский морской регистр судоходства. Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и внутренних водных путях Российской Федерации. НД№2020101 -074, СПб, 2018. http://www.rs-class.org/upload/iblock/a56/a56fce14ce95ff5b6 cca10a6cdc8a998.pdf

[10] Resolution MEPC.277(70) (Adopted on 28 October 2016) Amendments to the annex of the international convention for the prevention of pollution from ships, 1973, as modified by the protocol of 1978 relating thereto Amendments to MARPOL Annex V. http://www.imo.org/en/Knowledge Cen-tre/IndexofIMOResolutions/Marine-Environment-Protection-Committee-(MEPC)/ Docu-ments/MEPC.277(70).pdf

[11] Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78), Кн. III, пересмотр. издание. - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2012 г. - 336 с. International Convention for Prevention of Pollution from Ships (MARPOL-73/78), Book III, revised edition

[12] Руководство по применению требований Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлению ими 2004 года (НД №2-030101-030), СПб, 2017. http://rs-class.org/upload/iblock/987/9870bc7588fcf2c6ae01af86687f3a9e.pdf

SUGGESTIONS FOR AMENDMENTS AND ADDITIONS IN THE REQUIREMENTS OF THE RUSSIAN RIVER REGISTER IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vaskin Sergey V., Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor

of the Department of Fluid dynamics, ship theory and environmental safety of ships

Volga State University of Water Transport

Rekhalova Natalia A., Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Fluid dynamics, ship theory and environmental safety of ships Volga State University of Water Transport

Sustretova Natalia V., Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Fluid dynamics, ship theory and environmental safety of ships Volga State University of Water Transport 5, Nesterov st, Nizhniy Novgorod, 603951

Keywords: environmental safety, the vessels mixed (river-sea) navigation, floating objects, Russian River Register

Annotation. The purpose of the work was to develop requirements aimed at improve the environmental safety of ships supervised by Russian River Register and operated mainly in marine areas, but not making international voyages.

The article presents the results of the proposals development to amend and supplement the Rules of the Russian River Register for the prevention of environmental pollution from ships and floating objects with oily, waste and ballast water, garbage and prevention of atmospheric pollution from ships.

The development of these proposals was carried out on the basis of the analysis of a large number of regulatory legal and normative-technical national and international documents containing requirements for the environmental safety of different vessels types. The composition of the information to be specified in the documents issued by the Russian River Register to vessels operating in marine areas, including small vessels and floating drilling rigs, has also been clarified.

The problems encountered in the development and improvement of the requirements of the Russian River Register for environmental safety are noted in the article. The article represents the results of calculations by different methods of daily accumulation of oil-containing waters formed in the engine rooms of ships and the comparative analysis of the results of calculations.

The information presented in the article can be used in the preparation of subsequent editions to the Rules of the Russian River Register.

References:

[1] Vas'kin S.V., Lobastov V.P., Rekhalova N.A., Etin V.L. Analiz trebovaniy v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy k sudam, vykhodyashchim na morskie puti // Trudy 18-go mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma «Velikie reki-2016». Materialy nauch-no-metodicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, spetsialistov i studentov «Problemy ispol'zovaniya innovatsionnogo razvitiya vnutren-nikh vodnykh putey v basseynakh velikikh rek». Sektsiya I Tekhnicheskie i ekologicheskie as-pekty ekspluatatsii flota, vodnykh putey i gidrosooruzheniy Izd-vo FGBOU VO «VGUVT», 2016. - Vyp. 5.- Rezhim dostupa: httpV/вф-река-море. рф

[2] Istomin V.I. Normy sutochnogo nakopleniya neftesoderzhashchikh vod mashinnykh pomeshcheniy sudov i metodika rascheta propusknoy sposobnosti sudovykh sistem ochistki // Tekhnicheskoe regulirovanie v sudostroenii. Rukovodyashchie materialy RM 9 - 2008. NII standartiza-tsii i sertifikatsii «Lot» FGUP «TsNII im. akad. A.N. Krylova, 2008. - P. 17-24.

[3] Resolution MEPC.107(49) Adopted on 18 July 20 Revised guidelines and specifications for pollution prevention equipment for machinery space bilges of ships. http://www.imo.org/en/ KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Marine-Environment-Protection-Committee-(MEPC)/ Documents/MEPC. 107(49).pdf

[4] Resolution MEPC.157(55) Adopted on 13 October 2006 recommendation on standards for the rate of discharge of untreated sewage from ships. http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/ IndexofIMO Resolutions/Marine-Environment-Protection-Committee-(MEPC)/Documents/MEPC. 157(55).pdf

[5] Mezhdunarodnaya konventsiya po predotvrashcheniyu zagryazneniya s sudov 1973 g., izmenennaya Protokolom 1978 g. k ney s popravkami: MARPOL 73/78, Kn. I i II. - SPb.: ZAO «TsNIIMF», 2012. - 762 p.

[6] «Tekhnicheskiy reglament o bezopasnosti ob"ektov vnutrennego vodnogo transporta». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.08.2010. http://www.consultant.ru

[7] Vas'kin S.V., Rekhalova N.A., Lobastov V.P. Voprosy obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti plavuchikh ob"ektov // Trudy 19-go mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma «Velikie reki-2017». Trudy 19-go mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma «Velikie reki - 2017». «Problemy ispol'zovaniya innovatsionnogo razvitiya vnutrennikh vodnykh putey v basseynakh velikikh rek». Sektsiya I Tekhnicheskie i ekologicheskie aspekty ekspluatatsii flota, vodnykh putey i gidrosooruzheniy Izd-vo FGBOU VO «VGUVT», 2017. - Vyp. 6.- Rezhim dostupa: http: //вф-река-море. рф

[8] Resolution MEPC.264(68) (adopted on 15 May 2015) International code for ships operating in polar waters (Polar code).http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Marine-Environment-Protection-Committee-(MEPC)/Documents/MEPC.264(68).pdf

[9] Rossiyskiy morskoy registr sudokhodstva. Pravila po predotvrashcheniyu zagryazneniya s sudov, ekspluatiruyushchikhsya v morskikh rayonakh i vnutrennikh vodnykh putyakh Rossiyskoy Federatsii. НД№2020101 -074, SPb, 2018. http://www.rs-class.org/upload/iblock/a56/ a56fce14ce95ff5b6cca10a6cdc8a998.pdf

[10] Resolution MEPC.277(70) (Adopted on 28 October 2016) Amendments to the annex of the international convention for the prevention of pollution from ships, 1973, as modified by the protocol of 1978 relating thereto Amendments to MARPOL Annex V. http://www.imo.org/en/ KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Marine-Environment-Protection-Committee-(MEPC)/ Documents/MEPC.277(70).pdf

[11] Mezhdunarodnaya konventsiya po predotvrashcheniyu zagryazneniya s sudov (MARPOL-73/78), Kn. III, peresmotr. izdanie. - SPb. : ZAO «TsNIIMF», 2012 g. - 336 p. International Convention for Prevention of Pollution from Ships (MARPOL-73/78), Book III, revised edition

[12] Rukovodstvo po primeneniyu trebovaniy Mezhdunarodnoy konventsii o kontrole sudovykh ballastnykh vod i osadkov i upravleniyu imi 2004 goda (ND №2-030101-030), SPb, 2017. http://rs-class.org/upload/iblock/987/9870bc7588fcf2c6ae01af86687f3a9e.pdf

Статья поступила в редакцию 09.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.