СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 351.813.078(470)
А. Н. АЛЕКСАНДРОВ, заместитель начальника Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина (по учебной работе), кандидат юридических наук, доцент (г. Белгород)
A. N. ALEXANDROV, Deputy Head of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin (on educational work), Сandidate of Law, Associate Professor (Belgorod)
Р. М. СТЕПКИН, начальник кафедры обеспечения безопасности на объектах транспорта Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина, кандидат юридических наук (г. Белгород)
R. M. STEPKIN, Chief of the Chair of Transport Safety of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I. D. Putilin, Candidate of Law (Belgorod)
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
THE FEATURES OF ACTIVITY OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON TRANSPORT FOR THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY AT WATER TRANSPORT FACILITIES
Аннотация. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются приоритетным направлением деятельности территориальных органов МВД России на объектах водного транспорта, так как с увеличением количества пассажиров увеличивается и количество лиц, совершающих противоправные деяния, так или иначе желающих нарушить этот общественный порядок и общественную безопасность. В связи с чем, в статье авторами рассматриваются особенности деятельности территориальных органов МВД России на транспорте по осуществлению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на объектах водного транспорта, также проводится анализ нормативных правовых актов, сформулированы предложения по совершенствованию деятельности территориальных органов МВД России на водном транспорте.
Ключевые слова и словосочетания: общественный порядок, общественная безопасность, водный транспорт, морской транспорт, наряд полиции, транспортная полиция.
Annotation. Protecting public order and ensuring public safety is a priority for the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia at water transport facilities, as the number ofpassengers increases and the number of people who commit illegal acts, in one way or another, wishing to violate
134
this public order and public safety also increases. Therefore, the article considers the peculiarities of activities of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia on transport on the implementation ofpublic order protection and ensuring public safety on the objects of water transport, the legal acts are also analyzed, the proposals for improving the activity of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia on water transport are formulated.
Keywords and phrases: public order, public safety, water transport, sea transport, police squad, transport police.
Водный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы Российской Федерации, производственно-технологическим комплексом с входящими в него организациями, который активно задействован в различных отраслях (гидроэнергетика, сельское хозяйство и др.), но все же основными направлениями остаются пассажирские и грузовые перевозки. Так, в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим для граждан и организаций. В силу этих обстоятельств охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на водном транспорте приобретает стратегическое значение. Осуществляя перевозку пассажиров и грузов, водный транспорт играет чрезвычайно важную социально-экономическую и оборонную роль в государстве. От качества транспортного обслуживания во многом зависят существующий порядок на транспорте, безопасность пассажиров, сохранность имущества, а в конечном итоге и эффективность экономики. К нему как источнику повышенной общественной опасности предъявляются особые требования.
Органы внутренних дел (далее -ОВД) являются органом исполнительной власти, чья деятельность направлена на обеспечение охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Так, в подп. 5 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] (далее - ФЗ «О полиции») указано, что полиция обязана обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в морских и
речных портах и др. Исследование актуальных вопросов деятельности ОВД на водном транспорте по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности необходимо начинать с понятийного аппарата. В специальной литературе под охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности на транспорте понимают систему мер по осуществлению надзора за соблюдением правил, действующих на его объектах, которые обеспечивают:
- общественное спокойствие, общественную нравственность, человеческое достоинство и здоровье граждан;
- нормальное функционирование средств транспорта и обслуживающих его систем;
- предупреждение и пресечение нарушений этих правил, применение мер государственного или общественного воздействия к нарушителям [2, с. 256].
В других источниках понятие «общественная безопасность на объектах транспорта» рассматривается как система общественных отношений, возникающих в процессе пользования источниками повышенной опасности в сфере пассажирских и грузовых перевозок на основе правовых и организационно-технических норм (правил) в целях недопущения (предупреждения и пресечения) вредных последствий, обеспечения нормального состояния и функционирования объектов транспорта, сохранности жизни и здоровья пассажиров и перевозки грузов [3, с. 34]. Обеспечение и организация охраны общественного порядка и безопасности на транспорте осуществляется в сложных специфических условиях деятельности транспортной системы, вклю-
чающей объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта, имеющего свои особенности.
Высочайшим указом от 27 июня 1867 г. было организовано структурное подразделение столичного полицейского управления - речная полиция, в ведении которой находились все реки и каналы России [4]. В соответствии с Инструкцией чины портовой полиции несли охранную службу в пределах установленной компетенции. К основным направлениям ее деятельности относились охрана общественного порядка, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на определенных участках порта и принятие необходимых мер по спасению людей, судов и груза при кораблекрушениях, принятие необходимых мер как к исполнению установленных узаконений и распоряжений, так и к пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, а также принятие мер по предупреждению и тушению пожаров [5].
В учебной литературе указывается, что на особенности деятельности ОВД на транспорте влияют многие факторы и условия (политические, экономические, социально-культурные, правовые, демографические, технические, технологические и др.). Серьезное влияние оказывают:
- специфика функционирования транспорта и система его управления, характеристика объектов оперативного обслуживания, их географическое и иное положение, протяженность, график стоянок и продолжительность отстоев судов, сезонность работы, сроки навигации;
- миграция и плотность населения в районах примыкания транспорта;
- близость крупных промышленных и экономических центров, уровень, состояние и динамика правонарушений и преступлений и многое другое [6, с. 145].
Рассмотрим особенности охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах водного транспорта, в связи с которыми
возникают проблемные вопросы в деятельности ОВД на водном транспорте.
В качестве первой особенности следует выделить постоянную сменяемость граждан, использующих водный транспорт. Как правило, лица, совершающие, например, административные правонарушения, проживают в другом субъекте или в другом государстве, которые не являются зоной оперативного обслуживания линейных подразделений, что требует быстрого реагирования, установления свидетелей, немедленного принятия мер по задержанию правонарушителей, которые, используя транспорт, могут быстро скрыться и больше не появляться в этих местах. В таких случаях решения принимаются, как правило, в весьма сложных ситуациях при отсутствии полной и достоверной информации. Открытым остается вопрос об исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа гражданину Украины, путешествующему транзитом через Россию. Данные постановления на сегодняшний день почти не исполняются, так как законодательного механизма не предусмотрено.
Следующей особенностью является географическое и иное положение ОВД на водном транспорте и протяженность обслуживаемого участка. Еще во второй половине XIX столетия особая внутриполитическая обстановка в стране, бурное строительство железнодорожного полотна, совершенствование водного транспорта и речного судоходства определили особое место и специфику организационно-правового статуса транспортной полиции в системе других полицейских учреждений. Главная особенность данных подразделений заключалась в том, что они выполняли функции по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности в значительном отдалении от населенных пунктов [7, с. 20].
На сегодняшний день данная особенность выражается в том, что обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность необходимо на всех территориях обслуживания ОВД на водном транспорте. В качестве примера возьмем территории, обслуживаемые УТ МВД России по ЦФО и СПб ЛО МВД России на водном транспорте. Так, в зоне обслуживания УТ МВД России по ЦФО [8] находятся 10 речных портов, 3 речных вокзала, 2 речных пароходства, 49 пристаней и причалов. Объекты водного транспорта всех форм собственности расположены в акваториях рек Москвы, Оки, Волги, Дон и на канале имени Москвы. Протяженность внутренних водных путей, находящихся в зоне оперативного обслуживания, составляет более 2 153 км.
В оперативном обслуживании СПб ЛО МВД России на водном транспорте находятся объекты морского и речного транспорта. В границы объектов оперативного обслуживания отдела входят водные пути Санкт-Петербурга и Ленинградской области общей длиной 3 134 км, в том числе на западе и северо-западе - главный судовой ход Финского залива с прилегающей акваторией Большого порта Санкт-Петербург, морских портов Выборг, Приморск, Высоцк, Усть-Луга; на севере - главный судовой ход Ладожского озера; на северо-востоке и востоке - главный судовой ход Волго-Балтий-ского водного пути, включая Новоладожский и Приладожский каналы и реку Свирь, главный судовой ход реки Невы. Так, удаленность объектов оперативного обслуживания от линейных пунктов полиции (далее - ЛПП) в портах Выборг и Усть-Луга отражается на качестве и эффективности работы сотрудников в отсутствие служебного автотранспорта, кроме того, в связи с сокращением в 2011 году линейных подразделений полиции, учитывая удаленность обслуживаемых объектов от линейных отделов и оставшихся ЛПП, организовать
контроль за оперативной обстановкой на крупнейшем в регионе объекте водного транспорта - Ладожском озере - на постоянной основе не представляется возможным [9]. В целом протяженность судоходной части водных путей, входящих в зону обслуживания транспортной полиции, - более 56 тыс. км [10, с. 8].
Следующей особенностью является совершение противоправных действий в темное время суток, а именно в период с 22 до 4 часов, т. е. преимущественно в ночное время в рабочие дни недели, когда практически отсутствуют свидетели и очевидцы противоправной деятельности. Так, например, в зоне оперативного обслуживания Алтайской транспортной полиции (значительный и ответственный участок) судовой ход трех основных водных артерий Алтайского края - рек Оби, Бии, Катуни - и акватории Телец-кого озера, одного из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проводимые регулярные профилактические рейды и патрулирование акватории в зоне оперативного обслуживания заставили нарушителей закона признать, что водные магистрали края находятся под контролем, но привели к тому, что браконьеры стали таиться и выходить на воду глубокой ночью. Сотрудников транспортной полиции это не останавливает, они несут службу практически круглосуточно, вооружившись арсеналом спецтехники и средств, среди которых видео- и фотоаппаратура, приборы ночного видения, квадрокоптеры и патрульный катер неброского серого цвета [11, с. 27].
Специфической особенностью осуществления охраны общественного порядка и общественной безопасности является наличие у сотрудников полиции на транспорте навыков по управлению служебными плавсредствами, т. е. наличие удостоверения судоводителя на право управления маломерным судном (мотолодка, катер, гидроцикл). Указанная проблема имеет место в деятельности ОВД на водном транспорте. В 2019 году
на объектах оперативного обслуживания в ЛПП в порту Подпорожье отсутствовала практика применения в служебной деятельности плавсредств, кроме этого, штатное расписание ЛПП не позволяло организовать ежедневное выставление нарядов ППСП на маршруты патрулирования на постоянной основе. Патрулирование на катерах на их территории не осуществлялось вообще, в редких случаях - на плавсредствах параллельных профильных служб в период проведения отдельных рейдовых мероприятий [9].
Необходимо отметить, что в ФЗ «О полиции», а также в подзаконных нормативных правовых актах деятельность ОВД на транспорте с применением служебных плавсредств не отражена. Хотя деятельность таможенных органов с использованием водных судов закреплена в ст.ст. 256, 257, 260 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где отмечено, что водные суда имеют вымпел, также указаны права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием водных судов таможенных органов. Так, на вооружении ОВД на транспорте состоят 402 современных плавательных средства, в том числе 179 катеров класса «Река», 207 катеров класса «Река-море» и 16 единиц других технических средств (водные скутеры, теплоходы, гидроциклы), оборудованных соответствующими техническими средствами и навигационным оборудованием с доступом в режиме реального времени к необходимым информационным ресурсам [10, с. 8]. На основании изложенного полагаем целесообразным дополнить ФЗ «О полиции» правами по осуществлению деятельности с использованием служебных плавсредств, а именно на безвозмездное получение навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации и
обеспечение судовождения. Кроме этого, субъекты транспортной инфраструктуры должны предоставлять безвозмездное использование водного пространства Российской Федерации, акваторий морских и речных портов, их причалов и иных водных причальных сооружений.
В научной литературе отмечается, что с начала использования в деятельности ОВД патрульных катеров кадры плавательного состава для них специально нигде не готовились. Основная часть старшего, среднего, младшего и рядового состава полиции, проходящая службу в подразделениях, где используются плавательные средства, специального морского или речного образования не имеет [12, с. 97]. На сегодняшний день обучение по базовым курсам «Судовождение» (категории: мотолодка, катер, гидроцикл) стоимостью 9 500 руб. проводится в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России). Исходя из анализа деятельности ОВД на водном транспорте, за служебными плавсредствами закрепляются, как правило, лица, занимающие должности младшего начальствующего состава, что и указано в ведомственных нормативных правовых актах [13]. Исходя из изложенного, предлагаем разработать проект примерной программы профессионального обучения лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в ОВД по должности служащего «Полицейский», служебные обязанности которых связаны с эксплуатацией служебных плавсредств. В рамках содержания указанной программы включен курс «Судовождение», достаточный для прохождения аттестации в ГИМС МЧС России. Реализацию данной программы предлагается осуществлять на базе Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. На сегодняшний день в институте на кафедре обеспечения безопасности на объектах транспорта реализуется учебная
дисциплина «Судовождение» с использованием служебного плавсредства моторной лодки «Мастер Про 470». Реализация данной программы позволит решить проблемы с подготовкой высококвалифицированных специалистов территориальных органов МВД России на водном транспорте, которые осуществляют охрану общественного порядка и обеспечивают общественную безопасность на объектах водного транспорта. Раннее в научной литературе высказывалось мнение о создании специализированной кафедры «морского, внутренневодного права и катерной служебной деятельности» [12].
Следующей и наиболее значительной особенностью является отсутствие эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствия на воде. Здесь следует сказать, что не всегда можно знать, когда и где случится авария на водном транспорте. В данном случае подразделения полиции на водном транспорте должны быть готовы к оказанию помощи с позиции материально-ресурсных затрат, наличия служебных плавсредств и спасательного оборудования, а также профессиональных качеств сотрудника полиции при оказании помощи гражданам и умения на первоначальном этапе выявить противоправные действия как со стороны команды судна, так и со стороны граждан.
Н. Н. Пестов и А. А. Соловьев указывают, что обеспечение правопорядка на транспорте требует от сотрудников высочайшего профессионализма: знания не только своей специальности, но и особенностей функционирования многих транспортных служб, технологических процессов отраслей транспорта, умения мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся оперативной обстановке и незамедлительно действовать зачастую один на один с преступником, рискуя жизнью [14, с. 38]. В дополнение можно указать, что при несении службы ППСП на водном транспорте должны знать расположение акватории, порта, дислока-
цию ближайших нарядов и схему связи с ними, правила перевозки пассажиров и виды проездных документов, основные должностные обязанности работников транспорта, а также особенности совершения правонарушений на объектах транспорта, приемы маскировки преступников [15].
Так, ярким примером явился следующий случай из деятельности УТ МВД России по ДФО. В ноябре 2017 г. сотрудник полиции заступил на службу на паромную переправу. Из-за сильного шугохода паром с машинами зажало во льдах, он не дошёл до места назначения около пятидесяти метров. Команда парома и все пассажиры были вынуждены ждать, пока схватится и хорошо промёрзнет лёд, чтобы можно было продолжить путь. Сопровождал паром только один сотрудник полиции. У людей начиналась паника. Они постоянно прогревали свои автомобили, и у многих уже заканчивался бензин. Ситуация могла начать выходить из-под контроля. Сохраняя самообладание и не поддаваясь провокациям, сотрудник действовал в соответствии с законодательством: созванивался и докладывал обстановку руководству и выполнял отдаваемые приказы. Сотруднику полиции приходилось быть в роли психолога для предотвращения чрезвычайных происшествий, в оперативном порядке принимать решения, вести профилактические беседы с некоторыми водителями, когда обстановка накалялась и нервы у людей начинали сдавать. Через три дня ледокол вытащили. В итоге трое суток все фактически находились во льдах на середине реки при температуре минус пятнадцать градусов практически без тёплых вещей, еды и тепла [16, с. 8]. Исходя из изложенного, сотрудник полиции, находясь в такой ситуации, должен обладать знаниями психологии и иметь навыки оказания медицинской помощи и др.
Внезапность и быстротечность развития событий также относятся к особен-
ностям охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на водном транспорте. В данном случае имеется в виду, что происшествия возникают внезапно и требуют незамедлительных решений. Также на примере граждан, оказавшихся в воде, можно указать на то, что если незамедлительно не прийти на помощь, возможны определенные последствия, связанные с причинением вреда здоровью. Так, например, в дежурную часть СПб ЛО МВД России на водном транспорте поступил рапорт о том, что в ходе патрулирования акватории р. Невы у Дворцового моста в воде на судовом ходу р. Невы обнаружен и поднят на борт гражданин В. в состоянии алкогольного опьянения, который пояснил, что из-за разрыва отношений с девушкой предпринял попытку суицида, спрыгнув в р. Неву с Дворцового моста [9]. Анологичный положительный пример можно привести из работы УТ МВД России по ДФО. Так, в ходе патрулирования территории речного порта Якутска внимание наряда полиции привлекла девушка, стоявшая на краю причала. Неожиданно она прыгнула в воду. Мгновенно был организован спуск спасательного круга. Один из транспортных полицейских, сняв с себя кобуру, в форме бросился за тонущей в воду и помог девушке выбраться на берег. Спасённой была оказана первая медицинская помощь [15]. Как указано в ведомственных нормативных правовых актах, форма одежды наряда полиции устанавливается начальником ЛУ (отдела, отделения) МВД России на водном транспорте. Однако следует отметить, что для сотрудников полиции, несущих службу на служебных плавсредствах (мотолодка, гидроцикл) в водной акватории, форма одежды приказом МВД России от 26 июля 2013 г. № 575 не установлена, хотя в разделе XII приказа особая форма одежды установлена для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющих специальные
звания полиции, проходящих службу в авиационных подразделениях [17].
Полагаем, что образцы форменной одежды сотрудника полиции на водном транспорте можно закрепить в данном нормативном правовом акте, изложив раздел XII в следующей редакции: «Особая форма одежды лиц начальствующего и рядового состава ОВД, имеющих специальные звания полиции, проходящих службу в авиационных подразделениях и подразделениях по охране общественного порядка на водном транспорте». Данные изменения позволят эффективно использовать служебные плавсредства (мотолодка, гидроцикл) при выполнении обязанности по оказанию помощи гражданам, терпящим бедствие на воде [17], а также будут способствовать укреплению имиджа транспортной полиции на водном транспорте.
Следующей важной особенностью является взаимодействие с другими подразделениями и службами для эффективной работы по осуществлению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на объектах водного транспорта. Сотрудникам ОВД на водном транспорте при охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности необходимо осуществлять взаимодействие со следующими правоохранительными органами и иными субъектами: ГИМС МЧС России - с целью выявления нарушений, совершаемых судоводителями маломерных судов и управляющих гидроциклами; Росгвардией - в целях совместного патрулирования и выявления нарушений общественного порядка; надзора и рыбоохраны; ФСБ России - с целью выявления незаконной добычи водных биологических ресурсов; с транспортной прокуратурой; представителями государственного управления морского и речного надзора; службами безопасности морских и речных портов. Так, например, УТ МВД России по СЗФО во взаимодействии с надзорными органами на внутренних
водных путях проведено 600 рейдовых мероприятий, в ходе которых особое внимание уделено вопросам безопасности объектов водного транспорта [18]. В научной литературе предлагается принять ведомственный нормативный правовой акт МВД России и Минтранса России «Инструкцию по взаимодействию органов внутренних дел на водном транспорте с организациями и предприятиями Министерства транспорта Российской Федерации в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности на объектах водного транспорта» [19, с. 7]. По нашему мнению, исходя из перечисленного списка правоохранительных и иных органов, с которыми взаимодействуют ОВД на водном транспорте, МВД России необходимо будет принять еще как минимум четыре совместных ведомственных правовых акта, что будет нецелесообразным и малоэффективным.
Следующей особенностью является специфичность обработки пассажирских операций и грузов. В данном случае имеется в виду осуществление досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, пропускного и внутриобъектово-го режимов. В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества; изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на водном транспорте либо осуществлять
такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами [20, с. 5]. Кроме того, сотрудники полиции имеют право выявлять факты злоупотреблений со стороны работников транспорта (провоз запрещенного к перевозке груза) с обязательным информированием капитана судна и начальника ОВД на водном транспорте путем написания рапорта [15].
Важной особенностью при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности является личная безопасность сотрудников ОВД на водном транспорте. При осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности сотрудники полиции эффективно используют служебные плавсредства. Так, в 2019 года с момента открытия навигации плавсредства использовались 6 647 раз [10], безусловно, при несении службы таким способом возможны ситуации, при которых личная безопасность сотрудника может быть под угрозой, например, при проведении профилактических мероприятий «Путина» в целях противодействия браконьерству у нарушителей при себе может быть огнестрельное оружие. Как правило, сотрудники полиции должны нести службу на служебном плавсредстве в спасательных жилетах, которые не защитят от огнестрельного оружия. В целях защиты жизни и здоровья сотрудников транспортной полиции на водном транспорте предлагаем оснастить их бронежилетом «Модуль» с положительной плавучестью, который защищает жизненно важные органы, обеспечивает защиту торса при ударе о воду или твердые предметы. Он удерживает на поверхности воды человека весом до 120 кг, экипипированного оружием или боеприпасами, обеспечивает дифференцированное распеределение подъемной силы, что позволяет удерживать человека на поверхности в безопасном положении - лицом вверх. Бронежилеты «Мо-
дуль» с положительной плавучестью не ограничивают свободу движений, обеспечивая выполнение всех видов профессиональной деятельности и непрерывное ношение. Предусмотрена комплектация аварийно-спасательными средствами: сигнальным электроогнём, водоналивной батарейкой [21]. Оснащение сотрудников транспортной полиции на водном транспорте современными средствами индивидуальной защиты позволит не только повысить эффективность выполнения поставленных задач по поддержанию правопорядка, но и обеспечить личную безопасность сотрудников.
Указанные особенности влияют на осуществление охраны общественного порядка и общественной безопасности подразделениями по охране общественного порядка на водном транспорте, а статистические данные о происшествиях и причинах их возникновения говорят об актуальности их работы. Так, число происшествий на водном транспорте и количество погибших и раненых в январе-сентябре 2019 года составило:
- на морском транспорте происшествий в 2018 г. - 45, в 2019 г. - 32; погибших в 2018 г. - 1, в 2019 г. - 11; раненых в 2018 г. - 0, в 2019 г. - 2;
- на внутреннем водном транспорте происшествий в 2018 г. - 1, в 2019 г. - 5; погибших в 2018 г. - 0, в 2019 г. - 3; раненых в 2018 г. - 0, в 2019 г. - 2 [22, с. 30].
Анализ аварийных ситуаций на водном транспорте за последние годы показывает, что причины, приводящие к авариям, можно объединить в следующие группы:
1) нарушение правил безопасности;
2) ошибочные действия человека;
3) технические причины;
4) другие причины.
Рассмотрим, каким опасностям могут подвергаться субъекты, использующие водный транспорт. К ним можно отнести:
1. Нарушение правил безопасности. Так, например, причиной столкнове-
ния двух пассажирских судов, произошедшего вечером 31 августа 2018 г. на юго-востоке Москвы, стало нарушение правил безопасности движения водного транспорта со стороны капитана теплохода «Снегири-2», который нес вахту в состоянии алкогольного опьянения. В крови капитана теплохода «Снеги-ри-2» обнаружен алкоголь в количестве 1,2 промилле [23].
2. Ошибочные действия человека. В качестве примера можно привести следующий случай: 27 сентября 2018 г. прогулочный теплоход «Форт-Ривер», следуя по реке Мойке, из-за ошибки капитана-механика застрял под Зеленым мостом в центре г. Санкт-Петербурга. По предварительным данным, капитан не учел повышенный уровень воды в реке, вызванный осенними дождями и начавшимся подъемом воды в Неве и прилегающих к ней каналах, из-за чего судно не вписалось в надводный габарит моста [24].
3. Технические причины. Как указывается в учебной литературе, основными причинами являются отказ рулевого устройства. Так, в г. Омске к пассажирскому причалу в устье р. Оми подходило судно на подводных крыльях типа «Ракета». Капитан начал сбавлять ход, а система гидравлического привода, наоборот, увеличила подачу топлива и число оборотов двигателя. Ракета быстро вышла на крылья и на большой скорости пошла под мост. Высота старого моста была недостаточной, и у «Ракеты» срезало рулевую рубку. Капитан в этот момент низко пригнулся и остался невредим [25, с. 48].
4. Другие причины. Например, пожар. Так, причиной пожара, возникшего на борту двухпалубного пассажирского теплохода «Нерей», могло стать короткое замыкание в электропроводке судна. Теплоход «Нерей» полностью сгорел у причала Москвы. Находящемуся поблизости экипажу теплохода «Портовый-4» удалось спасти второе пассажирское судно, ошвартованное у борта «Не-
рея», - прогулочный теплоход «Силь-вер». В результате пожара никто не пострадал, но в ходе тушения теплоход «Нерей» частично затонул на месте чрезвычайного происшествия [26]. При пожарах сотрудник полиции немедленно сообщает в ближайший ОВД, принимает меры к спасению людей, оказывает помощь пострадавшим, обеспечивает охрану места происшествия и имущества.
Таким образом, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются приоритетным направлением деятельности территориальных органов МВД России на объектах водного транспорта, так как с увеличением количества пассажиров увеличивается и количество лиц, совершающих противоправные деяния, так или иначе желающих нарушить этот общественный порядок и общественную безопасность. Также следует сказать, что водный транспорт имеет
свои особенности охраны общественно***
го порядка и обеспечения общественной безопасности, т. е. присущие только ему. И проанализировав данные особенности, следует сказать о том, что они играют значительную роль при осуществлении перевозок посредством водного транспорта. Данные особенности указывают на наиболее важные аспекты реализации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах водного транспорта.
Подводя итог, следует отметить, что деятельность территориальных органов МВД России на водном транспорте - это комплексная деятельность совместно с другими правоохранительными и иными органами в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 06.02.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Административная деятельность полиции. Часть особенная: учебное пособие / под ред. проф. О. И. Бекетова. Омск: Омская академия МВД России, 2016. 450 с.
3. Повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта: учебно-практическое пособие / В. В. Кардашевский [и др.]. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2019. 67 с.
4. Свод законов Российской Империи. Т. 12. Ч. 1. Устав Путей Сообщения. СПб., 1877. 234 с.
5. Временное Положение об управлении Одесским портом и о портовой полиции. Одесса, 1890. 123 с.
6. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / под ред. В. П. Сальникова. В 2-х ч. М.: ЦОКР МВД России, 2005. Ч. 2. 456 с.
7. Мамлеева Д. Р., Мугинова З. Р. Особенности компетенции и структуры органов полиции на транспорте в первой половине XIX века // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 3 (37). С. 145-151.
8. Макренкова К. Г. Обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта управлением на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу // Транспортное право. 2015.№ 4. С. 20-22.
9. Комплексный анализ оперативно-служебной деятельности подразделений полиции по охране общественного порядка СПб ЛО МВД России на водном транспорте за 2019 г. СПб., 2020.
10. Об эффективности использования плавсредств // ПравоПорядок на транспорте. 2020. № 1 (16).
11. Шаг на опережение. Остановить браконьеров // ПравоПорядок на транспорте. 2019. № 7 (162).
12. Скрынник А. М. Проблемы и пути их решения в сфере подготовки (переподготовки) кадров для морской (речной) составляющей органов правопорядка // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 1 (27). С. 95-97.
13. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 (в ред. 25.03.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
14. Пестов Н. Н., Соловьев А. А. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности ОВД на транспорте МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2. С. 36-38.
15. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 (в ред. 12.02.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. 7 июля.
16. Когда душа радуется. УТ МВД России по ДФО // ПравоПорядок на транспорте. 2019. № 12 (167). С. 8.
17. Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия: приказ МВД России от 26 июля 2013 г. № 575 (в ред. от 18.09.2017) // Российская газета. 2013. 9 октября.
18. Материалы к расширенному заседанию коллегии УТ МВД России по СЗФО по подведению итогов за 2019 г. СПб., 2020. 21 января.
19. Романова Н. Г. Проблемы нормативно-правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на водном транспорте // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 3 (17). С. 6-9.
20. Меры обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при несении службы, осуществлении личного досмотра граждан, находящихся при них вещей, а также транспортных средств: методические рекомендации / И. Ф. Амельчаков, А. В. Карагодин [и др.]. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, 2018. 25 с.
21. Бронежилет «Модуль» с положительной плавучестью. URL: https://npo-sm.ru/ individualnaya_bronezashita/bronezhilety_modul/pulezashitnyj_modul_pp/ (дата обращения: 03.04.2020).
22. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. Январь-сентябрь 2019 г. М., 2019. 45 с.
23. Названы причины столкновения на реке Москве судов «Снегири-2» и «Ривер Палас». URL: http://cruiseinform.ru/news/progulochnyy_flot/2305/ (дата обращения: 01.04.2020).
24. Прогулочный теплоход «Форт-Ривер» застрял под Зеленым мостом на реке Мойке в центре Петербурга. URL: http://cruiseinform.ru/news/progulochnyy_flot/2305/ (дата обращения: 01.04.2020).
25. Солдатова В. И. Транспортные происшествия с судами на внутренних водных путях Российской Федерации. 2-е изд., доп. Новосибирск: НГАВТ; М.: ТрансЛит, 2014. 67 с.
26. Стала известна предварительная причина пожара, в результате которого сгорел теплоход «Нерей». URL: http://cruiseinform.ru/news/progulochnyy_flot/2305/ (дата обращения: 01.04.2020).
© Александров А. Н.
© Степкин Р. М.