;; ISSN 2072-9391
Г; Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)
В.А. ПИЧУГИН,
старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник (Академия управления МВД России)
Современные условия обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на объектах транспортной инфраструктуры
В статье анализируются проблемы и предлагаются меры по эффективному обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности на основных объектах транспорта.
Транспорт, коммуникации, инфраструктура; линейные управления (отделы) МВД России на транспорте, линейные отделы (отделения, пункты) полиции; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Россия занимает более 30 % территории континента Евразия и, располагаясь между двумя высокоразвитыми центрами глобальной экономики. объективно является естественным транспортным мостом. Поддержание надлежащего правопорядка на всем протяжении магистралей обеспечивает надежную транзитную связь между Европой и Азией, что способствует привлечению инвесторов.
В современной международной практике весь транспорт сгруппирован как сухопутный (в частности, трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный. Например, по объемам грузо- и пассажирооборота в мире лидирует автомобильный транспорт, на долю которого приходится 8 % грузооборота и 80 % пассажирооборота1 от общих объемов; железнодорожный берет на себя 16 % грузооборота и 11 % пассажирооборота, на трубопроводный приходится 11 % грузооборота, на морской — 62 % грузооборота и 1 % пассажирооборота, на речной — 3 % грузооборота (в РФ 6,3 % или 214,7 млн т) и 1 % пассажирооборота, на воздушный - менее 1 % грузооборота и 8 % пассажирооборота [9].
Транспортная безопасность — это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [1], т. е. от противоправных деяний, угрожающих безопасности транспортного комплекса, жизни, здоровью людей и их собственности.
В России длина автодорог составляет 884 тыс. км, в США -
6277.9тыс. км. Индии - 2962.5тыс. км, Бразилии - 1824,4тыс. км, Японии - 1130.9 тыс. км. Китае - 1041.1 тыс.км.
Система транспортной безопасности нашей страны определяется Транспортной Стратегией Российской Федерации [3] как составной элемент комплексной системы национальной безопасности государства.
Новый подход в XXI в. к системе транспортной безопасности с выделением различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и железнодорожного транспорта [5] реализуется через Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте [4]: изложенные в ней мероприятия обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и совершенствование всей системы обеспечения безопасности на транспорте населению в виде Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Она также нацелена на создание сложных программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих безопасность пассажиров, а также широкое применение достижений космической отрасли, навигационного оборудования, телекоммуникационных сетей широкополосного доступа и интегрированных систем видеонаблюдения.
Важная роль отводится правоохранительным органам, их взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов и местного самоуправления в целях выработки практических мер по интеграции аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» в сегменте обеспечения безопасности на объектах транспорта. Например, воздушный транспорт России по протяженности регулярных воздушных линий занимает лидирующее место в мире, объединяя свыше 3600 городов и населенных пунктов нашей страны.
Морской транспорт занимает третье место по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. Морские суда перевозят, как правило, экспортно-импортные грузы (36 % экспортных и 64 % импортных)2. Внутренние перевозки в России имеют большое значение исключительно для регионов, расположенных на побережье Тихого и Северного
- Отметим что nnenfinaiatnT
RHPiiTWHP npnpnmiiH mumn
155Ы 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)
Ледовитого океанов. В рамках развития водного транспорта в России к 2020 г. планируется увеличить объем перевозки грузов в портах Балтийского моря в три раза, а Баренцева и Белого морей - на 50 % [8].
Российские железные дороги имеют протяженность 87,5 тыс. км и являются второй по величине транспортной системой мира, вместе с тем значительно уступая по обшей длине эксплуатационных путей только США (239,7 тыс. км), но по протяженности электрифицированных магистралей они занимают первое место в мире. В Российской Федерации осуществляется более 24 % грузооборота и 11 % пассажирооборота3 от ежегодного всемирного объема всех перевозок железными дорогами.
Реформирование Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации привело к образованию территориальных управлений по федеральным округам, прообразом которых при создании послужили ТО МВД России на транспорте. Именно железнодорожный комплекс является для России самым доступным и массовым транспортом. Доля перевозок в грузообороте российской транспортной системы составляет более 43 %, доля в пассажи-рообороте - около 60 %.
Железнодорожный транспорт — это активно совершенствующаяся отрасль: развивается высокоскоростное сообщение, обновляется инфраструктура. Это происходит, в частности, в связи с проведением таких международных мероприятий, как XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры в 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирная летняя универсиада в 2013 г. в г. Казани, встречи глав государств и стран—участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» 2012 г. в г. Владивостоке и Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и др.
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. предусматривает повышение правопорядка и безопасности железнодорожных перевозок, а также совершенствование государственного технического регулирования и надзора; определение утроз безопасности объектов железнодорожного транспорта; проведение категорирования и оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта; разработку системы требований по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом категории, уязвимости объекта.
Анализ причин и условий нарушений общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта, проведенный в целях его антитеррористической защищенности, позволяет
предложить руководству ОАО «РЖД»4 осуществить следующие превентивные мероприятия:
- оборудовать локомотивы видеорегистраторами и навигаторами всех систем, оснастить все вокзалы, станции и пассажирские платформы системами видеонаблюдения с выводом для контроля на дисплеи, размещенные в специально оборудованных пунктах5, а также установить мониторы, устройства связи с машинистами и диспетчерским аппаратом, в том числе - устройства оповещения пассажиров:
- установить на платформах и в поездах тревожные кнопки «Аларм» или их аналоги, которыми может воспользоваться любой человек при возникновении чрезвычайной ситуации на железнодорожных путях или подвижном составе;
- оснастить пути, вокзалы (станции) отвечающими современным требованиям специальными стерео- видеофиксаторами (цифровыми камерами), способными различить посторонний предмет или работающего человека на путях и при необходимости — дать команду на остановку поезда в автоматическом режиме;
- проработать вопросы использования специального технического оборудования по обнаружению взрывных устройств на вагонах-дефектоскопах и тележках;
- принять меры к оснащению мостов системами видеонаблюдения, в частности, в местах пересечений с нефте-, газо- и продуктопроводами -установить системы видеонаблюдения и аппаратуру (датчики) для обнаружения утечек газа и нефтепродуктов.
В рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в 2012 г. были разработаны новые комплексы бесконтактного досмотра багажа, которые используются на Ленинградском вокзале в Москве и на Московском вокзале Санкт-Петербурга («пилотные» системы, т. е. экспериментальные или зональные). Указанные системы действуют пока только для пассажиров высокоскоростных поездов «Сапсан» и позволяют находить наркотики, взрывчатые вещества и взрывные устройства, а также определять уровень радиации багажа. В «пилотных» зонах используются в основном инновационные технологии. Такая система проверки включает несколько уровней защиты: металлоискатели, газоанализаторы, аппаратура радиационного контроля с функцией видеонаблюдения, си-
1 Или 24 % от пассажирооборота России.
4 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
5 Например, вывод видеосигнала на мониторы в дежурные части линейных подразделений полиции (ЛПП) линейных управлений (отделов) МВД России на транспорте (ЛУ (О) МВД России на транспорте).
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)
стема сканирования багажа, а также детекторы взрывчатых и наркотических веществ (средств). Сканер без вскрытия багажа распознает запрещенные предметы, определяет их состав, он способен обнаружить примерно 30 типов взрывчатых веществ. Минимальное время, которое необходимо прибору для обнаружения опасности, составляет от одной до трех минут.
Специалисты Главного управления на транспорте (ГУТ МВД России) принимали активное участие в разработке Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и контролируют ход ее реализации, а также внедрение современных инженерных и технических средств охраны. Это позволяет качественно обеспечить мониторинг оперативной обстановки (с помощью систем видеонаблюдения, охранных сигнализаций, переговорных устройств «пассажир—полиция» и «машинист—полиция»).
На крупных станциях из числа сотрудников линейных пунктов полиции (ЛПП), а также работников транспорта и представителей общественности территориальных органов на транспорте (ТО МВД России на транспорте) были созданы посадочные группы, в задачу которых входит предупреждение проникновения на объекты транспорта правонарушителей и обеспечение общественного порядка на платформах. Состав таких групп зависит от плотности пассажиропотоков, категории платформы, планировки станций, интенсивности движения поездов и т. п. Для каждой посадочной группы определяется место дислокации. Существуют типовые планы проведения специальных операций и рейдов «Электропоезд», «Правопорядок», «Пассажир» и т. д.
Другой важной организационно-тактической формой обеспечения охраны общественного порядка являются заслоны. Наряды указанного вида ЛПП ТО МВД России на транспорте блокируют или перекрывают одно или несколько железнодорожных направлений в целях быстрого выявления и раскрытия правонарушений, недопущения проникновения преступных элементов в населенные пункты, где, например, проводятся массовые мероприятия. Количество личного состава заслона, как правило, не превышает 15 человек.
В целях повышения эффективности деятельности транспортной полиции в сфере охраны общественного порядка [2] утверждены следующие схемы размещения и подчиненности ТО МВД России на транспорте. 1. Для ТО МВД России на окружном уровне — восемь управлений на транспорте МВД России по федеральным округам (УТ МВД России по ФО), подчиненные непосредственно МВД России (ГУТ МВД России).
2. Для ТО МВД России на межрегиональном уровне — Восточно-Сибирское линейное управление МВД России на транспорте (ЛУ МВД России на транспорте), Забайкальское Л У МВД России на транспорте, непосредственно подчиненные ГУТ МВД России.
3. Для ТО МВД России - следующие подчиненные УТ МВД России по ФО: на межрегиональном (региональном) уровне - Л У МВД России на транспорте; на районном (межрайонном) уровне - линейные отделы МВД России на транспорте (ЛО МВД России на транспорте).
4. Для ТО МВД России на районном уровне - Л О МВД России на транспорте, подчиненные Восточно-Сибирскому ЛУ МВД России на транспорте и Забайкальскому ЛУ М ВД России на транспорте6.
Исходя из вышеизложенного, ГУТ МВД России контролирует деятельность по охране общественного порядка на объектах транспорта УТ МВД России по ФО; линейного управления МВД России на транспорте; 99 линейных отделов МВД России на транспорте; 510 линейных подразделений полиции на местном уровне7 в виде линейных отделов (отделений, пунктов) полиции, непосредственно подчиненных линейным управлениям (отделам) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (ЛУ (О) МВД России на транспорте)8.
Кроме того, ЛПП могут напрямую подчиняться ЛУ МВД России на транспорте или ЛО МВД России на транспорте, а также — через линейные отделы полиции или линейные отделения полиции.
В РФ штат ТО МВД России на транспорте составляет 10 % от общей численности ТО МВД России; наибольшую штатную численность полиции на транспорте имеют ЛПП на железнодорожном транспорте (более 80 % от всего личного состава ЛПП), которые осуществляют значительно больший объем перевозок грузов и пассажиров. В отличие от ТО МВД России, образованных с учетом административно-территориального деления, ТО МВД России на транспорте строятся по линейно-функциональному принципу, применительно к системе органов внутренних дел непосредственного управления транспортом общего пользования. В соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 2010 г. № 905 утвержден перечень объектов транспорта, переданных
6 Отметим, что Забайкальское линейное управление МВД России на транспорте находится в оперативном подчинении ВосточноСибирского линейного управления МВД России на транспорте. Ранее, до 2010 г., их количество состаыяло 1320 линейных органов внутренних дел на транспорте.
4 Линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются при штатной численности территориального оогана не менее 400 единиц.
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)
в оперативное подчинение органов внутренних дед на транспорте (ОВДТ) [7]. Средняя нагрузка на сотрудника ЛПП по выявлению правонарушений соответствует средней нагрузке сотрудника полиции ТО МВД России. Другими словами, сотрудники транспортной полиции выявляют 10 % правонарушений от общего числа выявленных правонарушений в стране. Отметим, что сотрудники ЛПП на железнодорожном транспорте выявляют около 90 % от всех зарегистрированных противоправных деяний ЛПП ТО МВД России на транспорте.
В целях обеспечения безопасности на водном транспорте введена Автоматизированная система по учету транспортных происшествий на морском и речном транспорте [6], задачами которой являются учет транспортных происшествий, произошедших (случившихся) на морском и речном транспорте в территориальных водах России.
Наиболее сложными проблемами в обеспечении охраны общественного порядка являются управление и координация деятельности подчи-ненныхЛПП, что обусловлено их удаленностью и значительной протяженностью участков обслуживания. Так, созданные линейные отделы полиции располагаются на участках оперативного обслуживания от 100 км до 2000 км и более.
Список литературы
Например, Благовещенский ЛОП Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте расположен на расстоянии 1775 км от места дислокации аппарата управления, а ЛПП в аэропорту Эким-чан — 2139 км.
К приоритетным задачам деятельности правоохранительных органов Президент России причислил безопасность на транспорте. Так, МВД России, Минтранс России, МЧС России и другие ведомства, а также хозяйствующие субъекты должны вести на объектах транспорта согласованную антитеррористическую деятельность, общую координацию которой осуществляет ФСБ России как структура, отвечающая за предотвращение актов терроризма в целом по стране.
Наибольшее внимание в системе обеспечения такого вида безопасности должно быть уделено самому процессу и комплексу мер по усилению антитеррористической защищенности. В связи с изложенным можно сделать вывод, что повышение эффективности системы обеспечения общественного порядка и безопасности на транспорте зависит от совершенствования внутреннего и внешнего взаимодействия ГУТ МВД России, в частности, с гражданским обществом. Необходимо нацелить пассажиров на активную гражданскую позицию, на взаимодействие с сотрудниками ЛПП на объектах транспорта.
1. О транспортной безопасности: Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (в ред. ФЗ от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ) // СПС Гарант.
2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 //СПС Гарант.
3. Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-Р//С3 РФ. 2008. № 50. Ст. 5977.
4. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте: распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р (в ред. от 20 декабря 2010 г. №2341-р)// СПС Гарант.
5. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железно-
дорожного транспорта: приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 42 // Рос. газ. 2011. №54.
6. Автоматизированная система по учету транспортных происшествий на морском и речном транспорте: приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 декабря 2010 г. № ГК-1399фс // СПС КонсультантПлюс.
7. Приказ МВД России от 30 декабря 2010 г. № 905.
8. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http: www.mintrans.ru (дата обращения: 10.08.2012).
9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http: www.Transportrussia.ru (дата обращения: 10.08.2012).
Тел.: 8 (499) 745-81-07