Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / БАКАЛАВР / ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зуев Андрей Вячеславович, Макеева Ирина Александровна, Медведев Виталий Александрович, Платонов Андрей Владимирович, Рубцов Сергей Николаевич

В статье определяются основания для поиска эффективной модели развития системы предметных знаний по дисциплине «Основы кибербезопасности». Целью исследования является оценка состояния первоначальных знаний у курсантов в области обеспечения кибербезопасности. Рассматривая предметные знания обучающихся как наиболее надежный показатель эффективности обучения, основное внимание в исследовании было уделено методу анкетирования. Полученные в ходе анкетирования данные позволили сделать вывод о недостаточно высоком уровне первоначальных знаний курсантов в области обеспечения кибербезопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зуев Андрей Вячеславович, Макеева Ирина Александровна, Медведев Виталий Александрович, Платонов Андрей Владимирович, Рубцов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STATE OF INITIAL KNOWLEDGE OF CADETS IN THE FIELD OF CYBERSECURITY

The article defines the grounds for searching for the effective model for the development of the system of subject knowledge in the discipline "Fundamentals of cybersecurity". The purpose of the study is to assess the state of initial knowledge of cadets in the field of cybersecurity. Considering the subject knowledge of students as the most reliable indicator of the effectiveness of training, the focus of the study was on the questioning method. The data obtained during the survey allowed us to conclude that the level of initial knowledge of cadets in the field of cybersecurity was not high enough.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ»

8. Футбол. Правила игры 2020/21: официальный перевод Российского футбольного союза. - Москва, 2020. - 220 с.

9. Хачатрян С.Т. Индивидуально-тактическая подготовка вратарей на основе антиципации движений футболиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Хачатрян Самвел Тельманович. - Москва, 2000. - 24 с.

10. Швыков И.А. Подготовка вратарей в футбольной школе: практическое пособие / И.А. Швыков. - Москва : Олимпия Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. - 96 с.

REFERENCES

1. Golomazov, S.V. and Chirv, B.G. (2006), Football. Goalkeeper training, RGAFK, Moscow.

2. Guba, V.P. and Presnyakov, V. V. (2015), Methods of mathematical processing of results sports and pedagogical research, Man, Moscow.

3. Guba, V.P. and Leksakov, A.V. (2017), Theory and methodology of football, Litres, Moscow.

4. Zemlyanoy, V.N. (2018), "The specifics of the selection and training of a goalkeeper in football", Modern management in team sports: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 88-92.

5. Leibovsky, A.Yu. (2005), Methods of control and improvement of anticipatory abilities of young goalkeepers in football, dissertation, Krasnodar.

6. Milrud, V.R. (2004), Programming of physical training of football goalkeepers of training groups at the competitive stage, dissertation, Moscow.

7. Nikitin, A.V. (2012), Formation of technical and tactical motor actions in young goalkeepers based on the modeling of conditions and situations of competitive activity, dissertation, Volgograd.

8. Football. Rules of the game 2020/21: official translation of the Russian Football Union (2020), Moscow.

9. Khachatryan, S.T. (2002), Individual-tactical training of goalkeepers based on the anticipation of the movements of a football player, dissertation, Moscow.

10. Shvykov, I.A. (2006), Training of goalkeepers in a football school: a practical guide, Olympia Press, TVT Division,, Moscow.

Контактная информация: mesha-nas92@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

УДК 378.12

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ

Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры, Виталий Александрович Медведев, преподаватель, Андрей Владимирович Платонов, кандидат философских наук, доцент, Сергей Николаевич Рубцов, доктор исторических наук, профессор, Екатерина Алексеевна Горбаренко, старший преподаватель, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье определяются основания для поиска эффективной модели развития системы предметных знаний по дисциплине «Основы кибербезопасности». Целью исследования является оценка состояния первоначальных знаний у курсантов в области обеспечения кибербезопасности. Рассматривая предметные знания обучающихся как наиболее надежный показатель эффективности обучения, основное внимание в исследовании было уделено методу анкетирования. Полученные в ходе анкетирования данные позволили сделать вывод о недостаточно высоком уровне первоначальных знаний курсантов в области обеспечения кибербезопасности.

Ключевые слова: методика, обучение, уровень знаний, кибербезопасность, эксперимент, анкетирование, бакалавр, предметные знания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p160-163

ASSESSMENT OF THE STATE OF INITIAL KNOWLEDGE OF CADETS IN THE

FIELD OF CYBERSECURITY

Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, docent, Irina Aleksan-drovna Makeeva, the candidate of law sciences, head of the department, docent, Vitaly Ale-ksandrovich Medvedev, the teacher, Andrey Vladimirovich Platonov. the candidate of philosophy sciences. docent, Sergei Nikolaevich Rubtsov, the doctor of historical sciences, professor, Ekaterina Alekseevna Gorbarenko, the senior teacher, Leningrad Regional Branch of the St.

Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg

Abstract

The article defines the grounds for searching for the effective model for the development of the system of subject knowledge in the discipline "Fundamentals of cybersecurity". The purpose of the study is to assess the state of initial knowledge of cadets in the field of cybersecurity. Considering the subject knowledge of students as the most reliable indicator of the effectiveness of training, the focus of the study was on the questioning method. The data obtained during the survey allowed us to conclude that the level of initial knowledge of cadets in the field of cybersecurity was not high enough.

Keywords: methodology, training, level of knowledge, cybersecurity, experiment, questioning, bachelor, subject knowledge.

ВВЕДЕНИЕ

Определение оснований для поиска эффективной модели развития системы предметных знаний у курсантов по дисциплине «Основы кибербезопасности» обусловило необходимость выявления уровня первоначальных знаний обучаемых в области безопасности кибербезопасности. Экспериментальное исследование проводилось на базе Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. Численность обучаемых, принявших участие в эксперименте составила 55 курсантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая предметные знания курсантов как наиболее надежный показатель эффективности обучения, основное внимание в исследовании было уделено методу анкетирования. При разработке анкеты использовались ранее проведённые научные исследования [1, 2].

Вопросы были заданы следующим образом:

1) «Что такое кибербезопасность?»;

2) «Перечислите современный комплекс проблем в области кибербезопасности»;

3) «Какие киберпреступления, на Ваш взгляд, наиболее опасны?»;

4) «Приведите примеры мошеннических действиях и киберпреступлений, совершаемых в Интернет-сети»;

5) «Как Вы полагаете, в отношении Вас может быть совершено киберпреступле-ние или Вы достаточно подготовлены, чтобы правильно отреагировать в случае возникновения подобной ситуации?».

На вопрос об определении кибербезопасности были даны следующие выражения: «защита систем от киберугроз», «защита подключенных к Интернету систем, таких как оборудование, программное обеспечение и данных от киберугроз» или «совокупность действий по защите систем от цифровых угроз и сохранению конфиденциальности данных пользователя», «безопасность информационного пространства», «защита персонального устройства от вирусов» и «методы защиты от злоумышленников».

Анализируя ответы на вопросы, мы обнаружили, что часть курсантов (31,0%) имеют полноценное представление об этом понятии. При этом большинство респондентов дали неточные и неполные определения понятия (54,0%). Кроме того, 15,0% курсан-

тов вообще не смогли ответить на этот вопрос.

При анализе ответов на вопрос «Перечислите современный комплекс проблем в области кибербезопасности» (таблица 1) мы выяснили, что в основном курсанты называли следующие проблемы: постоянно меняющийся характер рисков безопасности, нехватка специалистов в области кибербезопасности, халатность в хранении персональных данных, отсутствие (слабая зашита) антивирусной системы защиты и легкий доступ к получению конфиденциальной информации.

Таблица 1 - Анализ ответов обучаемых на вопрос «Перечислите современный комплекс проблем в области кибербезопасности» (в % к числу респондентов)_

Элементы содержания ответа Частота встречаемости (в %)

Постоянно меняющийся характер рисков безопасности 35,0

Проблемы в нехватке специалистов в области кибербезопасности 28,0

Халатность хранения персональных данных 62,0

Отсутствие (слабая зашита) антивирусной системы защиты 23,0

Легкий доступ к получению конфиденциальной информации 36,5

Количество респондентов 55

В ответах курсантов (таблица 2) представлен поэлементный анализ на вопрос «Какие киберпреступления, на Ваш взгляд, наиболее опасны?»

Таблица 2 - Анализ ответов обучаемых на вопрос: «Какие киберпреступления, на Ваш взгляд, представляются наиболее опасными?» (в% к числу респондентов)_

Элементы содержания ответа Частота встречаемости (в %)

Кража личных данных пользователей 78,5

Атаки на ключевые государственные системы управления 65,0

Мошенничество в сети 62,5

Создание и передача вирусного программного обеспечения 33,5

Распространение фейковых данных в сети 58,0

Воздействие на личность путем взлома его персональных данных 28,0

Количество респондентов 55

Проанализировав ответы обучаемых на вопрос «Приведите примеры мошеннических действиях и киберпреступлений, совершаемых в Интернет-сети» пришли к выводу, что 29,5% обучаемых отметили «фишинг», 71,0% обучаемых отметили «телефонное мошенничество», 21,5% кибербуллинг и 21,5% взлом социальных сетей с целью вымогательства денег.

На вопрос «Как Вы полагаете, в отношении Вас может быть совершено киберпре-ступление или Вы достаточно подготовлены, чтобы правильно отреагировать в случае возникновения подобной ситуации?» курсанты ответили следующим образом (таблица 3). Таблица 3 - Анализ ответов обучаемых на вопрос: «Как Вы полагаете, в отношении Вас может быть совершено киберпреступление или Вы достаточно подготовлены, чтобы правильно отреагировать в случае возникновения подобной ситуации?»_

Элементы содержания ответа Частота встречаемости (в %)

В отношении меня может быть совершено киберпреступление 91,5

Я достаточно подготовлен, чтобы правильно отреагировать в случае возникновения подобной ситуации 8,5

Количество респондентов 55

ВЫВОДЫ

На основании оценки полученных данных пришли к выводу о том, что уровень знаний курсантов в области обеспечения кибербезопасности является недостаточно высокий. При этом подавляющее количество обучаемых полагают, что в отношении них может быть совершено киберпреступление. Курсанты считают, что они пока не являются достаточно подготовленными к реагированию на угрозы, которые могут возникнуть в области кибербезопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бруевич М.Ю. Методика развития готовности бакалавров к безопасности на водных объектах / М.Ю. Бруевич, А.В. Зуев, Э.М. Киселева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 55-60.

2. Киселев С.А. Оценка состояния первоначальных знаний у бакалавров в области безопасности на водных объектах / С.А. Киселев, А.В. Зуев, С.Б. Бахвалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 137-141.

REFERENCES

1. Bruevich, M. Yu., Zuev, А.У and Kiseleva, E.M., (2022), "Methodology for the development of readiness of bachelors for safety at water bodies", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 55-60.

2. Kiselev, S.A., E.M., Zuev, А.У and Bakhvalova, S.B.(2022), "Assessment of the state of initial knowledge of bachelors in the field of safety at water bodies", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 8 (210), pp. 137-141.

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.09.2022

УДК 796.431

РАЦИОНАЛЬНАЯ РИТМОВАЯ СТРУКТУРА ТРОЙНОГО ПРЫЖКА У ЮНЫХ

ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Дмитрий Анатольевич Иванов, преподаватель, Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Раиль Хадиярович Бекмансуров, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга; Григорий Сергеевич Очковский, магистр, Российский государственный социальный университет,

Москва

Аннотация

Цель работы - выявить рациональную ритмовую структуру тройного прыжка у юных спортсменов. Методика и организация исследования. В работе определены два варианта рациональной структуры тройного прыжка у юных спортсменов, выявлены особенности ее структуры. В исследовании принимали участие 24 юных спортсменов города Москвы в возрасте 15-17 лет, зани-маюшцхся тройным прыжком. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ индивидуальных показателей ритмовой структуры тройного прыжка показал, что выделялись два варианта: первый -36% +30% + 34%, когда «скачок» на 2% больше «прыжка»; второй - 34% + 30% + 36 %, в котором «скачок» меньше «прыжка» на 2%. «Шаг» (связующая фаза прыжка) одинаков (30%) у спортсменов обеих структур. Вывод. Выявлена избирательность влияния показателей специальной физической подготовленности на ритмовую структуру тройного прыжка у юных легкоатлетов.

Ключевые слова: юные спортсмены, тройной прыжок, шаг, скачок, прыжок, варианты прыжка, спортивный результат, структура тройного прыжка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p163-167

RATIONAL RHYTHM STRUCTURE OF TRIPLE JUMP AT YOUNG ATHLETES

Dmitriy Anatolyevich Ivanov, the teacher, Lyudmila Yurievna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Rail Khadiyarovich Bekman-surov, the senior teacher, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga; Gregory Sergeevich Ochkovsky, the master's student, Russian State Social University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.