Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / СТИМУЛЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехов Александр Сергеевич, Сутормина Дарья Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы формирования и стимуляции интереса и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEREST FORMATION AND STIMULATION IN STUDENTS

The article analyzes the problems of interest formation and stimulation and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 37.013.3

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ ИНТЕРЕСА У

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Александр Сергеевич Мелехов

кандидат исторических наук, доцент [email protected] Дарья Анатольевна Сутормина

магистрант [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования и стимуляции интереса и пути их решения.

Ключевые слова: интерес, стимулы, познавательный интерес, комплексный подход.

Актуальнейшей проблемой современной педагогики остается проблема формирования и стимуляции интереса при обучении в школе и высшем учебном заведении. Интересом является стремление человека к познанию окружающей действительности, а также к овладению каким-либо видом деятельности. Особое влияние имеет формирование интереса у обучающихся при изучении истории в школе.

На интерес влияют следующие факторы: содержание исторического материала, методы, приемы и средства, с которыми подается исторический материал, а также взаимодействие учителя и обучающихся.

Для успешного усвоения учебного материала следует использовать разнообразные формы урока и методы работы с классом. Большему усвоению знаний и познавательной деятельности способствуют свободный выбор заданий, разнообразие видов деятельности, потребность в саморазвитии и самоутверждении. Формы деятельности при этом могут быть различными от индивидуальной, общеклассной, групповой до личностно-ролевой.

Для повышения интереса можно применять стимулы. Чаще всего используются такие стимулы как положительная оценка знаний, одобрение деятельности обучающихся, настрой на положительный результат и взаимоподдержка коллектива.

Поощрение - выражение оценки действий обучающихся. Оно способствует закреплению положительных навыков и привычек. Действие поощрения основано на возбуждение положительных эмоций.

Поощрение вселяет уверенность и способствует созданию благоприятного настроя. Существуют следующие виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность и награждение грамотами.

Рассмотрим такой вид поощрения, как одобрение. Одобрение является простейшим видом поощрения, который можно выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы обучающихся.

Благодарности и награждения - поощрения более высокого уровня. Они вызывают сильные и устойчивые положительные эмоции, свидетельствуют о

достижении нового, более высокого уровня. Награждение происходит в торжественной обстановке в присутствии сверстников, педагогов и родителей, это усиливает эмоциональный фон [3, с. 152-153].

Для реализации стимулов важны межличностные отношения в процессе обучения. Они заключаются в сотрудничестве учителя и обучающихся, доверительных отношениях и доброжелательности.

При ведении урока учителю следует оценить, какие интересы преобладают у учеников класса, групп и отдельных учеников и проанализировать уровень сформированности интереса обучающихся к изучению истории. Необходимо грамотно сопоставить объем учебной работы и реальные возможности обучающихся.

Исходя из характера и сложности материала, работоспособности обучающихся, их уровня внимания и мотивов деятельности нужно определить уровень активности обучающихся. Важно выявить, каков характер и объем стимулов для поддержания интереса, активности и высокой работоспособности обучающихся в коллективе.

Учителю важно выявить причины отсутствия интереса к получению новых знаний. Основными причинами являются: трудность понимания, низкий уровень учебного труда, слабая организация самостоятельной работы, негативные отношения между учителем и обучающимися, неблагоприятный климат в коллективе и отсутствие условий для занятий.

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [5, с 14-15].

Комплексный подход является необходимым условием формирования познавательного интереса школьников. Познавательный интерес одна из составляющих компонентов учебной мотивации, которая обеспечивается за счет активных форм обучения. Активное обучение способствует формированию познавательного интереса к получению новых знаний и участия в учебной деятельности.

Комплексный подход должен быть осуществлен науками, которые обращены к проблемам воспитания подрастающего поколения, в результате осмысливания ими целей воспитания. Понятие «всестороннее развитие» должно иметь конкретное содержание и четко определять качества, которые должны быть сформированы у обучающихся [1, с. 11-12].

Комплексное решение проблемы формирования и стимуляции интереса возможно при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмоциональный фон.

Предмет познавательного интереса - новые знания о мире. Поэтому учебный материал, который является новым, неизвестным ранее и содержит новые достижения в области науки, станет одним из важнейших звеньев формирования интереса к обучению.

Самая первичная форма познавательного интереса - любопытство. Любопытство является реакцией на изменение обстановки и появление нового в окружающем мире. Действенной формой выражения интереса к познанию является любознательность, которая развивается у детей с самого раннего возраста. Об этом свидетельствует множество вопросов, задаваемых детьми, в процессе познания.

На стадии любопытства ученики ещё не могут обнаружить подлинного стремления к познанию. Любопытство тесно взаимосвязано с занимательностью. В этом случае занимательность в качестве фактора выявления познавательного интереса может стать ее начальным толчком.

Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Этой стадии характерны сильно выраженные эмоции удивления и радости познания нового. Любознательность в качестве устойчивой черты характера играет важную роль в развитии личности. Отличительной чертой любознательных людей является не равнодушное отношение к миру и постоянный поиск новых знаний.

Познавательный интерес является побудительной силой в любой период своего становления. Интерес возрастает из потребности знать и проявляется как

явление многозначное. Поэтому он может влиять различными своими сторонами на процесс обучения.

Сущность формирования и стимуляции интереса как педагогической проблемы заключается в том, что интерес является особым аспектом всех форм обучения и развития и усиливает эффективность педагогических воздействий на обучающихся, повышает их активность и развивает навыки поисковой деятельности.

«...Интерес, пишет Рубинштейн, - принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-либо предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен» [4, с. 524-525].

Поэтому каждый обучающийся имеет склонности и заинтересованность к определенным дисциплинам. Несмотря на это, учитель обязан создать такие условия, при которых данные склонности и заинтересованность проявились при изучении истории. Так как если ученику станет интересна история, то он будет более успешно ее изучать. При этом учитель помогает ученику проявить себя в качестве активного субъекта познания. Таким образом происходит развитие ученика как личности.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время существует большое разнообразие методов формирования интереса, которые позволяют выбрать учителю наиболее эффективные. На уроке истории выбор метода зависит от цели урока и индивидуальных возможностей обучающихся.

При применении наглядных пособий и развивающих заданий отмечается повышение активности обучающихся в процессе обучения, что способствует развитию познавательного интереса и приобретению навыков самостоятельной работы, в частности поиска информации.

Выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, использование современных образовательных технологий и игровая деятельность, повышающая уровень знаний очень важны для формирования и стимуляции познавательного интереса.

Список литературы:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Теория и технологии воспитания. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2007. 463 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

5. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Учебник для вузов. М.: Учпедгиз, 1962. 342 с.

UDC 37.013.3

PROBLEMS OF INTEREST FORMATION AND STIMULATION

IN STUDENTS

Aleksandr S. Melekhov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

[email protected] Daria A. Sutormina master's student dashanya1996@mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article analyzes the problems of interest formation and stimulation and ways to solve them.

Key words: interest, incentives, cognitive interest, integrated approach.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.