УДК 37.013.3
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ ИНТЕРЕСА У
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Александр Сергеевич Мелехов
кандидат исторических наук, доцент [email protected] Дарья Анатольевна Сутормина
магистрант [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования и стимуляции интереса и пути их решения.
Ключевые слова: интерес, стимулы, познавательный интерес, комплексный подход.
Актуальнейшей проблемой современной педагогики остается проблема формирования и стимуляции интереса при обучении в школе и высшем учебном заведении. Интересом является стремление человека к познанию окружающей действительности, а также к овладению каким-либо видом деятельности. Особое влияние имеет формирование интереса у обучающихся при изучении истории в школе.
На интерес влияют следующие факторы: содержание исторического материала, методы, приемы и средства, с которыми подается исторический материал, а также взаимодействие учителя и обучающихся.
Для успешного усвоения учебного материала следует использовать разнообразные формы урока и методы работы с классом. Большему усвоению знаний и познавательной деятельности способствуют свободный выбор заданий, разнообразие видов деятельности, потребность в саморазвитии и самоутверждении. Формы деятельности при этом могут быть различными от индивидуальной, общеклассной, групповой до личностно-ролевой.
Для повышения интереса можно применять стимулы. Чаще всего используются такие стимулы как положительная оценка знаний, одобрение деятельности обучающихся, настрой на положительный результат и взаимоподдержка коллектива.
Поощрение - выражение оценки действий обучающихся. Оно способствует закреплению положительных навыков и привычек. Действие поощрения основано на возбуждение положительных эмоций.
Поощрение вселяет уверенность и способствует созданию благоприятного настроя. Существуют следующие виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность и награждение грамотами.
Рассмотрим такой вид поощрения, как одобрение. Одобрение является простейшим видом поощрения, который можно выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы обучающихся.
Благодарности и награждения - поощрения более высокого уровня. Они вызывают сильные и устойчивые положительные эмоции, свидетельствуют о
достижении нового, более высокого уровня. Награждение происходит в торжественной обстановке в присутствии сверстников, педагогов и родителей, это усиливает эмоциональный фон [3, с. 152-153].
Для реализации стимулов важны межличностные отношения в процессе обучения. Они заключаются в сотрудничестве учителя и обучающихся, доверительных отношениях и доброжелательности.
При ведении урока учителю следует оценить, какие интересы преобладают у учеников класса, групп и отдельных учеников и проанализировать уровень сформированности интереса обучающихся к изучению истории. Необходимо грамотно сопоставить объем учебной работы и реальные возможности обучающихся.
Исходя из характера и сложности материала, работоспособности обучающихся, их уровня внимания и мотивов деятельности нужно определить уровень активности обучающихся. Важно выявить, каков характер и объем стимулов для поддержания интереса, активности и высокой работоспособности обучающихся в коллективе.
Учителю важно выявить причины отсутствия интереса к получению новых знаний. Основными причинами являются: трудность понимания, низкий уровень учебного труда, слабая организация самостоятельной работы, негативные отношения между учителем и обучающимися, неблагоприятный климат в коллективе и отсутствие условий для занятий.
С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [5, с 14-15].
Комплексный подход является необходимым условием формирования познавательного интереса школьников. Познавательный интерес одна из составляющих компонентов учебной мотивации, которая обеспечивается за счет активных форм обучения. Активное обучение способствует формированию познавательного интереса к получению новых знаний и участия в учебной деятельности.
Комплексный подход должен быть осуществлен науками, которые обращены к проблемам воспитания подрастающего поколения, в результате осмысливания ими целей воспитания. Понятие «всестороннее развитие» должно иметь конкретное содержание и четко определять качества, которые должны быть сформированы у обучающихся [1, с. 11-12].
Комплексное решение проблемы формирования и стимуляции интереса возможно при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмоциональный фон.
Предмет познавательного интереса - новые знания о мире. Поэтому учебный материал, который является новым, неизвестным ранее и содержит новые достижения в области науки, станет одним из важнейших звеньев формирования интереса к обучению.
Самая первичная форма познавательного интереса - любопытство. Любопытство является реакцией на изменение обстановки и появление нового в окружающем мире. Действенной формой выражения интереса к познанию является любознательность, которая развивается у детей с самого раннего возраста. Об этом свидетельствует множество вопросов, задаваемых детьми, в процессе познания.
На стадии любопытства ученики ещё не могут обнаружить подлинного стремления к познанию. Любопытство тесно взаимосвязано с занимательностью. В этом случае занимательность в качестве фактора выявления познавательного интереса может стать ее начальным толчком.
Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Этой стадии характерны сильно выраженные эмоции удивления и радости познания нового. Любознательность в качестве устойчивой черты характера играет важную роль в развитии личности. Отличительной чертой любознательных людей является не равнодушное отношение к миру и постоянный поиск новых знаний.
Познавательный интерес является побудительной силой в любой период своего становления. Интерес возрастает из потребности знать и проявляется как
явление многозначное. Поэтому он может влиять различными своими сторонами на процесс обучения.
Сущность формирования и стимуляции интереса как педагогической проблемы заключается в том, что интерес является особым аспектом всех форм обучения и развития и усиливает эффективность педагогических воздействий на обучающихся, повышает их активность и развивает навыки поисковой деятельности.
«...Интерес, пишет Рубинштейн, - принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-либо предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен» [4, с. 524-525].
Поэтому каждый обучающийся имеет склонности и заинтересованность к определенным дисциплинам. Несмотря на это, учитель обязан создать такие условия, при которых данные склонности и заинтересованность проявились при изучении истории. Так как если ученику станет интересна история, то он будет более успешно ее изучать. При этом учитель помогает ученику проявить себя в качестве активного субъекта познания. Таким образом происходит развитие ученика как личности.
Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время существует большое разнообразие методов формирования интереса, которые позволяют выбрать учителю наиболее эффективные. На уроке истории выбор метода зависит от цели урока и индивидуальных возможностей обучающихся.
При применении наглядных пособий и развивающих заданий отмечается повышение активности обучающихся в процессе обучения, что способствует развитию познавательного интереса и приобретению навыков самостоятельной работы, в частности поиска информации.
Выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, использование современных образовательных технологий и игровая деятельность, повышающая уровень знаний очень важны для формирования и стимуляции познавательного интереса.
Список литературы:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Теория и технологии воспитания. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2007. 463 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
5. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Учебник для вузов. М.: Учпедгиз, 1962. 342 с.
UDC 37.013.3
PROBLEMS OF INTEREST FORMATION AND STIMULATION
IN STUDENTS
Aleksandr S. Melekhov
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
[email protected] Daria A. Sutormina master's student dashanya1996@mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article analyzes the problems of interest formation and stimulation and ways to solve them.
Key words: interest, incentives, cognitive interest, integrated approach.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.