УДК 159.95
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К
ШКОЛЕ
Светлана Александровна Тарасова
кандидат филологических наук, доцент,
lola-101@mail.ru Наталья Сергеевна Котельникова
магистрант lola-101@mail.ru
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается такой важный вид адаптации первоклассников, как становление мотивационной системы. В настоящее время данная проблема является ведущей в процессе адаптации.
Ключевые слова: мотивационная система, уровень адаптации, социализация, младшие школьники.
Поступление ребенка в первый класс является самым важным и одновременно трудным периодом в его жизни. В этот период у него меняется весь образ жизни и деятельности - новый режим дня, новое окружение, новые требования и обязанности.
С самого начала учебного процесса в школе необходимо формировать у ребенка заинтересованность в содержании знаний.
На формирование познавательной мотивации могут влиять социальные мотивы. Если ребенок стремится в школу, чтобы заниматься, быть полезным, если он ориентируется на своих любознательных и успешных одноклассников, то он уже сам постепенно начинает интересоваться новыми знаниями.
Для становления мотивационной системы первоклассника нужны специальные усилия со стороны педагога, поскольку мотивы учения у детей младшего школьного возраста неустойчивы. В этот период необходимо сориентировать ребенка на общие и обязательные для всех школьные правила, а также укрепить его самостоятельность и любознательность. Однако мотивы ученика не всегда становятся реально действующими, так как ему требуется поддержка и руководство со стороны взрослого.
Мотивационная система ребенка влияет на успешность обучения и отражает процесс его вхождения в школьную жизнь. Также в самом начале обучения у ребенка отсутствует потребность в теоретических знаниях Данная проблема актуальна, поскольку от правильно вытроенной мотивационной системы ученика в школе зависит его эмоциональное состояние, дальнейшее отношение к учению, учителю и одноклассникам.
Вопросу становления мотивационной системы отводится большое место в работах таких исследований, как Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, М.М. Безруких, Р.В. Овчарова, З.Л. Шинтарь, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других.
Успешной адаптации младших школьников способствуют такие факторы, как физическое и психическое здоровье, уровень умственной и познавательной
активности, умение организовывать своё поведение и деятельность, а также желание учиться и умение общаться.
С приходом в 1 класс у ребёнка кардинально меняется весь образ жизни. Дошкольник становится учеником, его вид деятельности меняется. Также у ребёнка появляются обязанности, которые ему необходимо выполнять, независимо от его желания. Уже с первых дней первоклассникам необходимо быть собранными, внимательными и ответственными.
С самого начала учебного процесса в школе необходимо формировать у ребенка заинтересованность в содержании знаний.
На формирование познавательной мотивации могут влиять социальные мотивы. Если ребенок стремится в школу, чтобы заниматься, быть полезным, если он ориентируется на своих любознательных и успешных одноклассников, то он уже сам постепенно начинает интересоваться новыми знаниями.
На становление мотивационной системы первоклассника нужны специальные усилия со стороны педагога, поскольку мотивы учения у детей младшего школьного возраста неустойчивы.
В этот период необходимо сориентировать ребенка на общие и обязательные для всех школьные правила, а также укрепить его самостоятельность и любознательность. Однако мотивы ученика не всегда становятся реально действующими, так как ему требуется поддержка и руководство со стороны взрослого. Ведь мотивационная система ребенка влияет на успешность обучения и отражает процесс его вхождения в школьную жизнь. Также в самом начале обучения у ребенка отсутствует потребность в теоретических знаниях.
Немало важным в развитии младших школьников является общение со сверстниками. Г.А. Цукерман считает, что дети лучше усваивают материал в совместной работе с одноклассниками, нежели чем в совместной работе с учителем. Помощь взрослого часто необходима для ребенка, но, тем не менее, у ребенка должна быть возможность работать вместе со сверстниками или самостоятельно [1].
Так, мы можем сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество изменений, связанных с кризисом 6-7 лет: изменение вида деятельности, появление новых мотивов, развитие познавательного интереса, общение со сверстниками и формирование внутренней позиции школьника.
Развитию мотивационной системы у детей младшего школьного возраста могут способствовать такие факторы, как изначальная биологическая предрасположенность, индивидуальные особенности ребенка, несформированность навыков учебной деятельности, особенности отношений в семье, деятельность и поведение педагога [3,5].
Определить уровень адаптации первоклассников к школе и оценить эффективность протекания данного процесса можно по следующим критериям: принятие новой социальной роли, учебная мотивация, эмоциональное состояние ребенка в школе. Основными этапами школьной адаптации являются ориентировочный этап, неустойчивое приспособление, устойчивое приспособление [1].
Адаптация к школе может длиться от одного до трех месяцев, реже - до года. Однако, если к концу третьего месяца у первоклассника отсутствует учебная мотивация, развито чувство тревожности и напряжения, нет установившегося контакта с одноклассниками и учителями, присуще девиантное поведение, то у данного ученика дезадаптация к школе. От успешной адаптации зависит его эмоциональное состояние и отношение к учению, учителю и одноклассникам.
Список литературы:
1. Козлова В.А. Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к условиям обучения в школе // Современное педагогическое образование. 2019. №4. С. 160-163.
2. Тарасова С.А., Ершова Е.М. К вопросу о современных педагогических технологиях на уроках в начальной школе наука и образование// Наука и образование. 2019.Т.2. № 4. С.55.
3. Костюшина Е. В., Суворинова Л.Ю. Роль семьи в формировании мотивации учения младшего школьника // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 207. - EDN ZBPNDK.
4. Манаенкова М.П. Компетентностный подход как методологическая основа образовательного процесса в вузе // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы 1V всероссийской научно-практической конференции. Тамбов: ТРОО «Бизнес-наука-общество». 2016. С. 84-90.
5. Обносов В. Н. К вопросу о диагностике способностей // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. - EDN SRELIZ.
6. Тарасова С.А. Библеизмы как средства обличения в дилогии П.И Мельникова-Мечерского «В лесах» и «На горах» // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2009. № 2 (70).С. 52-56.
UDC 159.95
MOTIVATIONAL READINESS OF FIRST GRADE STUDENTS FOR
SCHOOL
Svetlana A. Tarasova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
lola-101@mail.ru Natalya S. Kotelnikova
master student lola-101@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article discusses such an important type of adaptation of first-graders as the formation of a motivational system. Currently, this problem is leading in the adaptation process.
Key words: motivational system, level of adaptation, socialization, junior schoolchildren.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.