Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ / УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

В статье рассматривается такой вид психолого-педагогического сопровождения детей, как тьюторское сопровождение. На сегодняшний день тьюторство в России становится полноценной системой поддержки обучающихся, а также формирование его индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE IN THE PERIOD OF ADAPTATION TO SCHOOL

The article discusses such a type of psychological and pedagogical support for children as tutor support. Today, tutoring in Russia is becoming a full-fledged system of support for students and the formation of their individual educational trajectory.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ»

УДК 159.95

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Светлана Александровна Тарасова

кандидат филологических наук, доцент

lola-101@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается такой вид психолого-педагогического сопровождения детей, как тьюторское сопровождение. На сегодняшний день тьюторство в России становится полноценной системой поддержки обучающихся, а также формирование его индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: тьюторство, сопровождение детей, уровень адаптации, социализация, младшие школьники

В современной системе образования все более востребованным становится такой вид сопровождения детей, как тьюторское сопровождение. Тьюторское сопровождение постепенно входит во все уровни образования. На сегодняшний день тьюторство в России становится полноценной системой поддержки учащегося и формирования его индивидуальной образовательной траектории.

В психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к определению понятия «сопровождение».

Выделяют три основных этапа адаптации к школе: ориентировочный этап, неустойчивое приспособление, устойчивое приспособление.

Адаптация к школе может длиться от одного до трех месяцев, реже - до года. Однако, если к концу третьего месяца у первоклассника отсутствует учебная мотивация, развито чувство тревожности и напряжения, нет установившегося контакта с одноклассниками и учителями, присуще девиантное поведение, то у данного ученика дезадаптация к школе.

С каждым годом количество первоклассников с низким уровнем адаптации увеличивается. Из-за этого у детей могут возникнуть трудности в дальнейшем обучении, социализации. Важно организовать сопровождение учащихся на протяжении всего периода адаптации, начиная с первого месяца обучения в школе.

К основным видам адаптации относятся организационная, учебно-мотивационная, психологическая и социальная. Для того, чтобы определить уровень адаптации и оценить эффективность ее протекания, мы будем использовать следующие критерии школьной адаптации, предложенные Д.Ю. Соловьевой: принятие новой социальной роли; учебная мотивация; эмоциональное состояние ребенка в школе.

В этот период у детей перестраивается весь их образ жизни и деятельности. Первоклассникам необходимо привыкнуть к новому режиму дня, окружению, требованиям и нормам. Ведущим видом деятельности, вместо игры, становится учебная деятельность.

Одновременно с началом школьного обучения дети проходят еще через один особый этап в их жизни - кризис 6-7 лет. У ребенка меняется социальный статус - из дошкольника в младшего школьника. В данный период происходят изменения в эмоциональной сфере (появляется больше переживаний) и интеллектуальном развитии ребенка, а также переоценка ценностей.

С самого начала учебного процесса в школе необходимо формировать у ребенка заинтересованность в содержании знаний. На формирование познавательной мотивации могут влиять социальные мотивы. Если ребенок стремится в школу, чтобы заниматься, быть полезным, если он ориентируется на своих любознательных и успешных одноклассников, то он уже сам постепенно начинает интересоваться новыми знаниями.

Немало важным в развитии младших школьников является общение со сверстниками. Г.А. Цукерман считает, что дети лучше усваивают материал в совместной работе с одноклассниками, нежели чем в совместной работе с учителем. Помощь взрослого часто необходима для ребенка, но, тем не менее, у ребенка должна быть возможность работать вместе со сверстниками или самостоятельно.

Исходя из вышеизложенного, мы может сделать вывод, что в младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество изменений, связанных с кризисом 6-7 лет: изменение вида деятельности, появление новых мотивов, развитие познавательного интереса, общение со сверстниками и формирование внутренней позиции школьника.

Для того, чтобы у первоклассника процесс адаптации прошел без осложнений и не преобразовался в дезадаптацию, необходимо уже с самого первого месяца обучения ребенка в школе делать предупреждение и профилактику причин проявления дезадаптации. Профилактика школьной дезадаптации предполагает выбор педагогом-психологом эффективных форм и методов работы, которые будут способствовать успешной школьной адаптированности ребенка

Список литературы:

1.Козлова В.А. Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к условиям обучения в школе // Современное педагогическое образование. 2019. №4. С. 160-163.

2.Тарасова С.А., Ершова Е.М. К вопросу о современных педагогических технологиях на уроках в начальной школе наука и образование// Наука и образование. 2019.Т.2. № 4. С.55.

3.Манаенкова М.П. Компетентностный подход как методологическая основа образовательного процесса в вузе // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы 1V всероссийской научно-практической конференции. Тамбов: ТРОО «Бизнес-наука-общество». 2016. С. 84-90.

4. Тарасова С.А. Библеизмы как средства обличения в дилогии П.И Мельникова-Мечерского «В лесах» и «На горах» // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2009. № 2 (70).С. 52-56.

UDC 159.95

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE IN THE PERIOD OF ADAPTATION TO SCHOOL

Svetlana A. Tarasova

сandidate of Economic Sciences, Associate Professor

lola-101@mail.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses such a type of psychological and pedagogical support for children as tutor support. Today, tutoring in Russia is

becoming a full-fledged system of support for students and the formation of their individual educational trajectory.

Key words: tutorship, accompanying children, level of adaptation, socialization, younger schoolchildren

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.