Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТЕР / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыпко Е.В., Власова В.И.

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме тьютерского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к школе. Представлены результаты внедрения программы тьютерского сопровождения первоклассников в период адаптации к школе. В работе использовался комплекс методов исследования (теоретические и эмпирические), в том числе методы для определения исходного уровня адаптации младших школьников к школе. В эксперименте приняли участие 46 первоклассников (контрольная группа - 23 человека и экспериментальная - 23 человека). В работе представлены основные ориентиры тьютерского сопровождения, которые позволяют обеспечить личностно ориентированный подход в обучении, учесть особенности, влияющие на эффективность адаптации детей младшего школьного возраста к школе. Авторы пришли к заключению, что тьютерское сопровождение повышает уровень адаптации детей младшего школьного возраста к школе, что в дальнейшем будет способствовать эффективности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ»

УДК 37

Сыпко Е.В.

канд. пед наук, доцент НГГТИ, г. Невинномысск, РФ Власова В.И. канд. пед наук, доцент НГГТИ, г. Невинномысск, РФ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Аннотация

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме тьютерского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к школе. Представлены результаты внедрения программы тьютерского сопровождения первоклассников в период адаптации к школе. В работе использовался комплекс методов исследования (теоретические и эмпирические), в том числе методы для определения исходного уровня адаптации младших школьников к школе. В эксперименте приняли участие 46 первоклассников (контрольная группа - 23 человека и экспериментальная - 23 человека). В работе представлены основные ориентиры тьютерского сопровождения, которые позволяют обеспечить личностно ориентированный подход в обучении, учесть особенности, влияющие на эффективность адаптации детей младшего школьного возраста к школе. Авторы пришли к заключению, что тьютерское сопровождение повышает уровень адаптации детей младшего школьного возраста к школе, что в дальнейшем будет способствовать эффективности процесса обучения.

Ключевые слова

тьютерское сопровождение, тьютер, адаптация, дезадаптация, дети младшего школьного возраста.

Адаптация первоклассника к школе представляет собой одну из самых важных проблем для педагогики и психологии образования. Данная тема исследования актуальна, поскольку от успешности адаптации ученика в школе зависит его эмоциональное состояние, дальнейшее отношение к учению, учителю и одноклассникам.

Успешной адаптации младших школьников способствуют такие факторы, как физическое и психическое здоровье, уровень умственной и познавательной активности, умение организовывать своё поведение и деятельность, а также желание учиться и умение общаться. Адаптация к школе является перестройкой познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер жизни при переходе к школьному обучению [4, с. 22]. Данная перестройка происходит из-за кризисного периода в жизни ребёнка. Возраст 6-7 лет является рубежным, кризисным периодом в развитии его личности [3, с. 6].

У большинства детей, в те или иные периоды развития, под влиянием ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. У некоторых же детей они проявляются часто [1, с. 223]. Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников к школе не был травматичным, а осуществлялся эффективно и гармонично, важно организовать для них тьюторское сопровождение на протяжении всего периода адаптации [5, с.128].

Работа тьютора должна быть направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения, социального и психологического развития. Тьютору необходимо помочь детям максимально использовать предоставленные возможности для развития и образования и приспособить их

индивидуальные особенности к условиям школьной жизни [2, с. 84].

В ходе исследования мы теоретически обосновали и выявили психолого-педагогические условия тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к школе.

1. Нами была раскрыта сущность процесса адаптации, определены критерии адаптации учеников в первом классе. Адаптация - это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям; приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Выделяют три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.

Определить уровень адаптации первоклассников к школе и оценить эффективность протекания данного процесса можно по следующим критериям: принятие новой социальной роли, учебная мотивация, эмоциональное состояние ребенка в школе, особенности поведения ребенка в школе.

2. Выделены особенности адаптации первоклассников к школе.

К основным особенностям адаптации первоклассника к школе можно отнести: новый социальный статус ребенка и коллектив, новые правила и требования; также у него происходит смена деятельности и формирование учебных мотивов.

С самых первых дней перед ребенком ставится целый ряд задач, решение которых требует от него большие затраты интеллектуальных, физических и эмоциональных ресурсов. Поэтому у младшего школьника возникают высокое напряжение и низкая работоспособность. Это происходит из-за того, что ребенок не готов к роли ученика, изменениям в своей жизни, ответственности и обязанностям, которые ему необходимо выполнять. Вследствие чего, у многих детей возникают проблемы с адаптацией.

Выделяют три основных этапа адаптации к школе: ориентировочный этап, неустойчивое приспособление, устойчивое приспособление. Адаптация к школе может длиться от одного до трех месяцев, реже - до года. Однако, если к концу третьего месяца у первоклассника отсутствует учебная мотивация, развито чувство тревожности и напряжения, нет установившегося контакта с одноклассниками и учителями, присуще девиантное поведение, то у данного ученика дезадаптация к школе.

Дезадаптация - это неприспособленность человека к определенным, чаще всего новым условиям существования. Выделяют следующие причины школьной дезадаптации: неготовность ребенка к школьным условиям, несформированность адекватного поведения, низкий уровень познавательной активности (отсутствие мотивации), недостаточное развитие речи, отсутствие межличностных контактов [6, с. 88].

Факторами успешной адаптации детей к школе являются уровень умственной и познавательной активности, психическое и физическое здоровье, желание учиться, умение общаться, умение организовывать свою деятельность и поведение согласно школьным требованиям и нормам.

3. Определена специфика тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации.

С каждым годом количество первоклассников с низким уровнем адаптации увеличивается. Из-за этого у детей могут возникнуть трудности в дальнейшем обучении, социализации. Поэтому необходимо осуществлять тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к школе для того, чтобы данный процесс не был для детей травматичным и прошел успешно. Важно организовать сопровождение учащихся на протяжении всего периода адаптации, начиная с первого месяца обучения в школе.

В современной системе образования все более востребованным становится такой вид сопровождения детей, как тьюторское сопровождение.

Тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения, которое направлено на создание условий для развития обучающихся, формирования их мотивов и интересов, а также для принятия

оптимальных решений в различных ситуациях выбора.

Работая с первоклассниками в период адаптации к школе, тьютору нужно определить уровень их адаптированности и создать для них такие психолого- педагогические условия, которые будут способствовать благоприятному течению адаптации к школьному обучению.

Тьюторское сопровождение младшего школьника подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, которые необходимы для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.

В своей работе педагог - тьютор может выбирать различные формы, методы и технологии сопровождения, ориентируясь на возраст обучающихся в группе, их особенности и трудности. Учитывая данные показатели, тьютор разрабатывает программу сопровождения, которая будет ориентирована на развитие учащихся, формирование и развитие их учебных и социальных мотивов, познавательного интереса и профилактику дезадаптации.

Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации состоит в помощи принятия осознанной позиции учащегося и развитии интереса к обучению. Одним из актуальных направлений работы тьютора, сопровождающего процесс адаптации первоклассника к школе, является использование специальных игр, способствующих благоприятному психологическому климату в классе.

4. Выявлен уровень адаптации младших школьников в условиях современной школы.

На констатирующем этапе исследования было установлено, что уровень адаптации к школе у обучающихся экспериментальной и контрольной групп был преимущественно средним и низким, что обусловлено отсутствием систематической и целенаправленной работы в данном направлении.

5. Разработана программа тьюторского сопровождения первоклассников, проверена её эффективность.

На формирующем этапе исследования была разработана и реализована в экспериментальной группе программа тьюторского сопровождения первоклассников в период адаптации к школе, направленная на повышение уровня школьной адаптации. Были проведены занятия с использованием различных форм, методов и технологий сопровождения. Данные занятия способствовали формированию эмоционально-положительного отношения к учебе, снижению эмоционального напряжения, повышению школьной мотивации.

Для подтверждения эффективности программы мы использовали Т- критерий Вилкоксона для определения сравнительных показателей экспериментальной группы констатирующего и контрольного этапов исследования. Полученное эмпирическое значение ТЭМП = 35,5 находится в зоне значимости.

Результаты контрольного этапа исследования показали, что уровень адаптации к школе у учащихся экспериментальной группы заметно повысился, что позволяет говорить об эффективности разработанной программы тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к школе.

Список использованной литературы:

1. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т.

2. № 2. С. 222-231.

2. Бендова Л. В. Функции тьютора в сети ОДПО // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 82-89.

3. Багирова З. К., Велиева С. Г. Особенности реализации функции тьютора в общем образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1(62). С. 5-7.

4. Дудникова М. Г. Тьюторское сопровождение детей младшего школьного возраста // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2017. № 1 (5). С. 21-23.

5. Дудчик С. В. Психолого-педагогическая диагностика в работе тьютора // Человек и образование.

2016. № 1 (46). С. 127- 130.

6. Игнатьева Е. П. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2009. № 6. С. 86-92.

7. Козлова В. А. Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к условиям обучения в школе // Современное педагогическое образование. 2019. № 4. С. 160-163.

8. Костина А. В. Современное состояние проблемы тьюторского сопровождения детей при подготовке их к школе // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т.2. № 3. С. 79-81.

© Сыпко Е.В., Власова В.И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.