УДК 159.95
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана Александровна Тарасова
кандидат филологических наук, доцент
lola-101@mail.ru Наталья Сергеевна Котельникова
магистрант lola-101@mail.ru Алена Сергеевна Трунина
студент
alyona.trunina@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается важный вопрос развития креативных способностей детей младшего школьного возраста. Раскрывается важный вопрос формирования, развития и проявления креативности в специально созданной среде, предполагающей тесное сотрудничество ребенка с интересной творческой личностью.
Ключевые слова: внешкольное образование, социализация, младшие школьники.
Система современных социокультурных требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования направлена на формирование человека, способного самостоятельно, независимо и ответственно принимать решения. Разнообразие жизненных задач, которые потенциально возникнут у школьника в дальнейшей учебной и производственной деятельности, требует от него нестандартных решений. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве личностных результатов освоения программы выделяет навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Гибкость мышления предопределена творческими способностями человека и степенью их развития. Исторически сложилось, что развитием творческих способностей в основном занимаются представители внешкольного образования и культуры - музеи, выставки, специализированные школы, клубы, секции, кружки - всё то, что мы относим к дополнительному образованию.
Учреждения дополнительного образования должны расширять границы основного образования, восполнять пробелы, а не идти вслед за школьной программой, закрепляя материал школьного урока. Сфера дополнительного образования обладает уникальными возможностями, чтобы развивать и воспитывать ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, поддерживая его интерес к окружающему миру. Дополнительное образование позволяет раскрыть способности ребенка, предоставляя выбор вида, формы, метода освоения материала, а также подбирая педагогические кадры в соответствии с запросами клиентов.
Дополнительное образование быстрее внедряет у себя новейшие методики, программы и педагогические разработки, привлекает необычных специалистов, в том числе профессионалов в какой-либо области без специального педагогического образования в качестве консультантов. Стремление детских центров создавать благоприятную «домашнюю» атмосферу для проявления и развития творческой активности обучающихся
детей, а также комфортные условия для наставников, способствует непосредственному открытому общению между педагогом и воспитанниками на занятиях. Дети охотнее идут на контакт, раскрепощаются, с интересом воспринимают предлагаемые им задания.
Родители стараются по возможности поддерживать в детях мотивацию к обучению, развивать их личностные качества и творческие способности. Одной из таких способностей становится креативность, как преобразование существующих и создание новых культурных ценностей, имеющих личное и общественное значение [1,3]. Креативность является условием наиболее полного творческого развития личности, инструментом для адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Проблема исследования видится нам в том, что в практической деятельности дополнительное образование не всегда направлено на развитие креативности детей. Оно страдает теми же недостатками, что и основное образование, а именно: выстраивание занятий по репродуктивному принципу, следование плану реализации образовательной программы дополнительного образования (за год обучения необходимо освоить определённый объем материала и отчитаться перед родителями), использование оценочной системы усвоения программы в виде смотров достижений учащихся, что способствует освоению навыков в той или иной творческой области, но не имеет ничего общего с созданием инновационного продукта[2].
Очевидно, что способности учащихся мыслить и действовать нестандартно при таком построении дополнительного образования не раскрываются. Анализ литературы по вопросу развития креативности младших школьников позволяет сделать вывод, что креативность, как и любознательность, заложена в ребенка с рождения. Формирование, развитие и проявление креативности чаще всего происходит в специально созданной среде, предполагающей тесное сотрудничество ребенка с интересной творческой личностью [4]. Курс занятий по развитию креативности предполагает создание комфортной доверительной среды в процессе общения
педагога с детьми, без предъявления к ребенку каких-либо требований по времени и продуктивности его деятельности. Задача педагога предоставить условия, в которых младшие школьники будут вести себя естественно, раскованно, без страха перед ошибкой или общественным осуждением. Также педагог должен научить ребенка умению выявлять проблемы и решать их в условиях отсутствия четко заданных параметров и неоднозначности ответов. Если основное образование закладывает знаниево-культурную базу, даёт основные понятия, формулы, алгоритмы решений, то развитие креативности в дополнительном образовании поможет эффективно пользоваться всеми этими инструментами.
Список литературы:
1. Козлова В.А. Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к условиям обучения в школе // Современное педагогическое образование. 2019. №4. С. 160-163.
2. Тарасова С.А., Ершова Е.М. К вопросу о современных педагогических технологиях на уроках в начальной школе// Наука и образование. 2019.Т.2. № 4. С.55.
3. Манаенкова М.П. Компетентностный подход как методологическая основа образовательного процесса в вузе // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы IV всероссийской научно-практической конференции. Тамбов: ТРОО «Бизнес-наука-общество». 2016. С. 84-90.
4. Обносов В. Н. Развитие способностей детей: основные требования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 198. - БЭК ^ООТА.
5. Тарасова С.А. Библеизмы как средства обличения в дилогии П.И Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2009. № 2 (70).С. 52-56.
UDC 159.95
INFLUENCE OF VARIOUS FACTORS ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Svetlana A. Tarasova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
lola-101@mail.ru Natalya S. Kotelnikova
master student lola-101@mail.ru Alyona S. Trunina
student
alyona.trunina@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article deals with the important issue of developing the creative abilities of children of primary school age. An important issue of the formation, development and manifestation of creativity in a specially created environment, which implies close cooperation of the child with an interesting creative personality, is revealed.
Key words: out-of-school education, socialization, junior schoolchildren.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.