Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У РЕБЕНКА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Маргарита Михайловна, Кривоносова Ольга Сергеевна

В статье представлены результаты анализа проектной деятельности в условиях занятий в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены факторы успешности художественного развития ребенка, зависящие от степени сформированности у него цветовой культуры, развития художественного восприятия цвета, ассоциативно-образного мышления. Актуализируется роль проектной деятельности как педагогического условия развития дифференцированного восприятия цвета у ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Маргарита Михайловна, Кривоносова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR A CHILD'S DIFFERENTIATED PERCEPTION OF COLOR

The article presents the results of the analysis of project activities in the conditions of classes in a preschool educational organization. The factors of success in the artistic development of a child, depending on the degree of formation of his color culture, the development of artistic perception of color, associative-figurative thinking, are considered. The role of project activity as a pedagogical condition for the development of a differentiated perception of color in a child is being updated.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У РЕБЕНКА»

УДК 373.31

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У

РЕБЕНКА

Маргарита Михайловна Захарова

кандидат педагогический наук, доцент

marzakh54@mail .ш Ольга Сергеевна Кривоносова

студент

[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты анализа проектной деятельности в условиях занятий в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены факторы успешности художественного развития ребенка, зависящие от степени сформированности у него цветовой культуры, развития художественного восприятия цвета, ассоциативно-образного мышления. Актуализируется роль проектной деятельности как педагогического условия развития дифференцированного восприятия цвета у ребенка.

Ключевые слова: проектная деятельность, восприятие, педагогические условия.

Социальный запрос на развивающие и обучающие формы занятий с детьми старшего дошкольного возраста обусловливает актуальность данной проблемы.Наряду с множеством инноваций в дошкольной педагогике, одной из наиболее востребованных и эффективных является проектная деятельность, которая охватывает самые разнообразные аспекты обучения и развития детей. В основе проектной деятельности лежит решение задач, актуальных в современном дошкольном образовании. Одним из направлений, реализуемых педагогами дошкольных образовательных организаций, является формирование гармонично развитой личности. Конкретизируя данный тезис, следует подчеркнуть значимость эстетического совершенствования в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, непосредственно связанного с культурой восприятия действительности во всех её проявлениях. Цвет, являясь атрибутом объективной картины мира, способен активно воздействовать на развитие психических процессов ребенка в целом. Объединяя исследователей различных наук, проблема изучения цвета занимает статус междисциплинарной. Исследования в данной области велись психологами А.В. Запорожцем, А.А. Мелик-Пашаевым [1], В.С. Мухиной, педагогами Т.Г. Казаковой, Л.В. Пантелеевой, искусствоведами А.В. Бакушинским, И.Н. Волковым и др.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и большого потока разнообразной информации возникает потребность в таких методах организации деятельности, которые воспитывали бы в детях активность, самостоятельность и инициативную позицию. Именно метод проектов обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе деятельности, оказывает содействие в поиске способов, путей развития самостоятельного мышления ребенка, и, конечно, позволяет научиться не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применить эти знания на практике.

Успешность художественного развития ребенка во многом зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, развития

художественного восприятия цвета, ассоциативно-образного мышления и эстетического отношения к окружающему миру.

В нашем исследовании мы рассматриваем целесообразность применения метода проектов в процессе эстетического воспитания, направленного на развитие у ребенка чувства цвета. Проведенный мониторинг литературных источников свидетельствует о значимости вышеуказанных трудов, которые внесли вклад в разработку проблемы развития культуры восприятия цвета у детей дошкольного возраста.

В последнее время область применения методики проектной деятельности в образовании существенно расширилась. Если раньше ее в основном использовали в школе, то теперь она приобретает популярность и у педагогов дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Описание образовательной деятельности в программе дается в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. В контексте данного исследования нас интересуют такие области, как «Познавательное развитие» и Художественно-эстетическое развитие». Итак, мы полагаем, что развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста и использование его как средства, позволяющего с наибольшей полнотой выразить свое представление об окружающем мире -одна из важных задач изобразительной деятельности. Решение данной задачи становится возможным при определенных педагогических условиях, которые создаются педагогом и обеспечивают управление деятельностью воспитанников по достижению определенных педагогических целей. Рассмотрим педагогические условия организации образовательной деятельности по развитию цветовосприятия ребенка:

- создание в дошкольной образовательной организации обогащенной предметно-развивающей среды;

- подготовка и реализация серии проектов;

- профессиональный опыт педагогов, заинтересованных и готовых к решению задач обогащения цветовой культуры ребенка.

Проектная деятельность является одним из педагогических условий развития дифференцированного восприятия цвета у ребенка. Для изучения уровня сформированности чувства цвета у дошкольников были использованы следующие методы и методики: методика Т.С. Комаровой, А.В. Размысловой [2]; анализ изобразительных умений дошкольников в процессе рисования по замыслу; методика для изучения уровня художественного развития цветового различения О. А. Белобрыкиной, методика изучения уровня восприятия цвета у детей дошкольного возраста З. М.Истоминой.

Метод проектов в рамках изобразительной деятельности относится к продуктивным, творческим проектам. В итоге предполагает демонстрацию какого-либо конкретного продукта, в частности творческого. Учитывая степень самостоятельности каждого ребенка, проектные задания, составленные нами, имеют разную степень сложности:

- репродуктивные задания, которые требуют его выполнения по плану;

- поисковые задания, когда воспитанники сами открывают новые знания илиспособы их добывания;

- творческие задания, где наряду с темой проекта, содержатся указание детям для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта.

Проектные задания учитывают умения воспитанников, которыми они овладели в процессе обучения и воспитания: умения наблюдать, слушать, умения классифицировать и обобщать, а также умения самопроверки и самоконтроля. То есть, под влиянием обучения ребенок может выделять существенные признаки изучаемых объектов, выявлять причинно-

следственные связи. Это, несомненно, очень важно для получения воспитанниками углубленных знаний об исследуемом объекте, что, бесспорно, благоприятно сказывается на выполнении ими проектов. А именно: создании выразительного образа, с учетом новых знаний, впечатлений, эмоций. Ребенок постепенно подходит к пониманию, что цвет многогранен, имеет бесконечное множество интерпретаций. Результатом осознания возможностей цвета становится стремление и желание свободно ориентироваться в цветовой действительности, выражать свои чувства и эмоции в изобразительной деятельности.

Развитие чувства цвета в процессе эксперимента осуществлялось в двух направлениях:

- субъект искал и получал новые знания, используя различные источники информации;

- субъект оформлял результаты своей деятельности, учился излагать, представлять свои выводы, защищать свои решения, что, конечно, является объективной стороной процесса, так как в результате данной деятельности происходит значительное развитие психики ребенка.

Следует отметить важность игрового содержания в организации проектной деятельности, которое позволяет создать ощущение защищенности, придать уверенности в самостоятельной активности ребенка. Игровые манипуляции дошкольников позволяют выполнять проектные действия как элементы игры, а поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте ведущая, то складывается ощущение обеспеченного успеха.

Главной составляющей метода проекта является соблюдение технологической цепочки проектной деятельности, которая была экспериментально проверена в ходе исследования: проблема, цель, утверждение замысла, планирование, условия для достижения результата, реализация проекта, оценка результатов деятельности, постановка новой проблемы. Результат экспериментальной работы свидетельствует о том, что применение метода проектов при развитии восприятия цвета детей старшего

дошкольного возраста обеспечивает возможность формирования у дошкольников способности оценивать проектное задание по его сложности, времени, количеству требуемых усилий и т.д. В таких условиях у ребенка расширяется опыт самостоятельного принятия решений в ситуациях выбора в пользу выразительности готового продукта.

Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями развития цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будут являться: многообразие и вариативность деятельности воспитанников в реализации проектов (разных по масштабности, степени сложности и продолжительности) в рамках продуктивной деятельности; организация предметно-развивающей среды (доступность, разнообразие материалов для продуктивной деятельности и экспериментирования с цветом) для формирования колористического опыта детей.

Список литературы:

1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как оценивать художественное развитие ребенка? // Искусство в школе. 2002. № 6. С. 3-7.

2. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России. 2007. 144 с.

UDC 373.31

PROJECT ACTIVITY AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR A CHILD'S DIFFERENTIATED PERCEPTION OF COLOR

Margarita M. Zakharova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

marzakh54@mail .ru Olga S. Krivonosova

Student

[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article presents the results of the analysis of project activities in the conditions of classes in a preschool educational organization. The factors of success in the artistic development of a child, depending on the degree of formation of his color culture, the development of artistic perception of color, associative-figurative thinking, are considered. The role of project activity as a pedagogical condition for the development of a differentiated perception of color in a child is being updated.

Key words: project activity, perception, pedagogical conditions.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.