11. Швецова, Т.Т. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся. - Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Т.Т. Швецова. - М., 2005. - 24 с.
12. Цукер, А.М. Музыкальное просветительство и массовые музыкальные жанры / А.М. Цукер // Музыкальное просветительство - век XXI: материалы конференции-семинара. Сб. статей / Ред.-сост. М.Ш. Бонфельд. - Вологда: Вологодская государственная филармония им. В.А. Гаврилина, 2005. - С. 79-91.
13. Яковлева, Е.Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности / Е.Н. Яковлева // Научный жернал КубГАУю. - 2016. - № 117. - URL: https6 // cyberieninka,m/artide/n/printsipy-klassifikatsii-muzykalno-prosvetitelskoy-deyatelnostiащения: 07.02.2022).
14. Яковлева, Е.Н. Генезис музыкального просветительства и узловые этапы его эволюции (до 1917 года) / Е.Н. Яковлева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 42. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/genezis-muzykalnogo-prosvetitelstva-i-uzlovye-etapy-ego-evolyutsii-do-1917-goda (дата обращения 07.02.2022).
Педагогика
УДК 372.874
кандидат педагогических наук, доцент Картавцева Ольга Дмитриевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Бабанина Юлия Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Водопьянова Юлия Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье представлены теоретические основы развития чувства цвета и зрительной памяти. Описывается актуальность темы, представлены условия, средства и методы для успешной реализации педагогической технологии. Способность «чувство цвета» рассматривается как синтез способностей зрительного восприятия цвета, острой зрительной чувствительности цвета, чувства цветового контраста, чувства цветового тона, зрительной память на цвет. Зрительная память выступает комплексом всех видов зрительного восприятия, зрительных образных и пространственных представлений. Проведена связь между развивающими задачами способностей чувства цвета и зрительной памяти. При помощи цвета развивают ассоциативные представления, мышление, образные представления. Развитие чувства цвета и зрительной памяти играет важную роль в формировании эмоционального интеллекта. Авторы считают, что цвет воздействие на органы чувств человека, влияя на внимание, работоспособность, вызывает эмоциональные реакции, радости, счастья и других приятных эмоций, что и становится основой развития чувства цвета и зрительной памяти. В статье подставлена система заданий, направленная на эффективное развитие чувства цвета и зрительной памяти. Авторы пришли к мнению, что развитие чувства цвета и зрительной памяти будет проходить более целесообразно в среднем школьном возрасте, так как учащиеся этого возраста уже имеют достаточно подготовленный уровень психического развития.
Ключевые слова: педагогическая технология, чувство цвета, зрительная память, средний школьный возраст.
Annоtation. The article presents the theoretical foundations for the development of a sense of color and visual memory. The relevance of the topic is described, the conditions, means and methods for the successful implementation of pedagogical technology are presented. The ability "sense of color" is considered as a synthesis of the abilities of visual perception of color, acute visual sensitivity of color, sense of color contrast, sense of color tone, visual memory for color. Visual memory is a complex of all types of visual perception, visual figurative and spatial representations. A connection was made between the developmental tasks of the ability to sense color and visual memory. With the help of color, associative representations, thinking, figurative representations are developed. The development of a sense of color and visual memory plays an important role in the formation of emotional intelligence. The authors believe that the effect of color on the human senses, affecting attention, performance, causes emotional reactions, joy, happiness and other pleasant emotions, which becomes the basis for the development of a sense of color and visual memory. The article contains a system of tasks aimed at the effective development of a sense of color and visual memory. The authors came to the conclusion that the development of a sense of color and visual memory will be more appropriate in middle school age, since students of this age already have a sufficiently prepared level of mental development.
Key words: pedagogical technology, sense of color, visual memory, middle school age.
Введение. Развития творческих способностей детей имеет важное значение в современном художественном образовании. Изобразительное искусство влияет на становление личности ребенка, помогает воспитать самостоятельных, неординарно мыслящих и активных учащихся, развивает умственно и эстетически.
Занятия изобразительным искусством способствуют познанию окружающего мира, приучает к внимательному наблюдению и тщательному анализу формы предметов. В процессе изобразительной деятельности у учащихся развиваются такие творческие способности, как: зрительная память, чувство цвета, чувства тона, пространственное мышление и т.д.
Развития чувства цвета и зрительной памяти у учащихся актуально в современных условиях стремительно меняющегося мира, в котором творчество занимает важное место.
Процесс духовного обогащения человека протекает в следствии постижения и создания эстетического, которое формирует его как творческую личность, способную к быстрому и обширному выявлению и развитию своих способностей. В процессе рисования с натуры, ребенок изображает предметы с учетом формы, цвета, пропорций, передает их материальность, используя таких средства выразительности как; цвет, тон, контраст, композиция, ритм, фактура, колорит и прочее. Развитие зрительной памяти является существенным условием развития и других способностей. Зрительная память начинает развиваться при работе с натуры, далее следуют занятия по представлению и воображению, где зрительная память развивается более эффективно. При внимательном наблюдении, натуры вначале развивается зрительное восприятие натуры, затем другие виды восприятия и потом зрительная память.
Анализ натуры позволяет понять характер натуры, ее пропорции, форму, тон, цвет. Развитие всех видов восприятия на занятиях изобразительной деятельностью пробуждает у детей умение воспринимать не только красоту мира, но и самим создавать ее посредством своей деятельности. Это значит, что необходимо методически грамотно научить ребенка видеть окружающий мир во всем многообразии его красок, звуков, форм, научить переживать его эмоционально и эстетически.
Через творческую деятельность у ребенка формируются новые познания о предметах, развиваются различные виды воображения. Чем больше уроков с натуры и по представлению, тем больше он запоминает зрительную информацию. С помощью рисования по памяти и представлению, ребенок тренирует зрительную память и его развитие ускоряется.
Развитие чувство цвета включает в себя зрительное восприятие цвета, острую зрительную чувствительность цвета, чувство цветового контраста, чувство цветового тона, зрительную память на цвет.
Зрительная память выступает комплексом всех видов зрительного восприятия, зрительных образных и пространственных представлений.
В российской и зарубежной педагогике проблема развития чувства цвета исследовалась такими учеными как Е.И. Игнатьев, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Н.Н. Волков, В.В. Кандинский, И. Иттен, Р.М. Ивенс Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и т.д.
Опыт известных мастеров изобразительного искусства показывает, что систематические упражнения в рисовании по памяти генерируют способность сохранять впечатления от живой природы и воспроизводить их до подробностей в нужной для художника интерпретации.
Вопрос развития зрительной памяти исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко, З.И. Истоминой, А.А. Смирновым, А.Н. Белоусом, Е.В. Гордоном, Л.М. Житниковой, Л.В. Занковой, А.Н. Леонтьевой, и другими.
Изложение основного материала статьи. Существует множество определений педагогических технологий. Борытко Н.М. в своих научных трудах дает такое определение педагогической технологии - это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников [1, С. 7].
Между развитием зрительной памяти и развитием чувства цвета есть тесная связь. Легко запоминается все красочное, что вызывает эмоции. Эти развивающие задачи могут решаться одновременно, тем более что многие художественные способности развиваются как целостная психическая система ребенка.
Чувство цвета рассматривается учеными как умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний [12, С. 15].
Для успешного развития чувства цвета и зрительной памяти у учащихся, необходимо реализовать развивающую педагогическую технологию. Для ее реализации мы определили условия, средства и методы развития зрительной памяти и чувства цвета с учетом характеристики данных способностей.
Цвет, как средство выразительности является сложным явлением, так как при помощи него можно передавать не только окраску различных предметов, природный цвет натуры, но и символическое значение или эмоционально-психологическое впечатление. Здесь эффективно использовать метод исследования палитры учащегося, чтобы рассматривать, сравнивать цветовые пятна краски и накапливать зрительные впечатления. Метод наблюдения позволяет не только развивать чувство цвета, но одновременно с ним развивать зрительную память, а также другие художественные способности и происходит общее психическое развитие.
Так эмоциональное развитие ребенка среднего школьного возраста формируется через накопление у него зрительных впечатлений и эстетических переживаний. Для этого ему необходимо дать опыт восприятия большого количества цветов в природе, в натуре, в картинах художников, в наглядности подготовленной учителем.
У цвета есть такие характеристики как яркость, контраст, насыщенность, благодаря которым он оказывает воздействие на органы чувств человека, влияя на внимание, работоспособность, вызывает эмоциональные реакции, радости, счастья и других приятных эмоций, что и становится основой развития чувства цвета.
Основная цель технологии: гармоничное развитие учащихся средствами изобразительного искусства и, в частности, развитие у них чувства цвета и зрительной памяти. В нашей технологии также важен учет психолого-возрастных возможностей учащихся. В среднем школьном возрасте у учащихся процесс формирования психических процессов уже выстраивается на должном уровне, когда достаточно развиты структуры зрительного анализатора для эффективного развития чувства цвета и зрительной памяти.
По мере развития чувства цвета и зрительной памяти, по мере накопления зрительных и образных представлений у учащихся формируется цветовая культура, чувство колорита. Общее успешное художественное развитие учащегося зависит от степени развития у него цветовой культуры, живописного восприятия цвета, художественного мировоззрения, образного мышления, зрительной памяти и эстетического отношения к действительности.
Ближе к среднему школьном возрасту, восприятие собственной творческой деятельности ребенка значительно меняется, он уже может анализировать композицию, колорит работы, способен видеть собственные ошибки, адекватно реагирует на критику преподавателя. На занятиях следует стимулировать развитие творческого воображения, фантазии, самостоятельности мышления, не забывать поощрять ребенка, показывать его достоинства и позитивные качества.
В нашей технологии мы развиваем у учащихся среднего школьного возраста чувство цвета на занятиях декоративной композицией. Выразительность в декоративной композиции достигается через тоновые и цветовые контрасты. Главным преимуществом декоративной работы является то, что реальные цвета предметов можно заменить символичными для придания композиции более правильного гармоничного сочетания цветовых оттенков.
Самым понятным для развития чувства цвета у учащихся является декоративный пейзаж, при работе над которым, имеются возможности передать эмоциональное цветовое состояние. При работе над декоративным пейзажем у детей наблюдается активное цветовое восприятие окружающей реальности, которое они могут преобразовывать в различные гармоничные сочетания.
В ходе подготовки к занятиям по изобразительному искусству, дети с большим вниманием воспринимают природу, эмоционально реагируют на каждый изображенный объект. У них возникает желание самостоятельно продолжить начатое дело, изобразить задуманное. На занятиях по декоративному рисованию у детей появляется интерес, который позволяет им самим выполнять зарисовки различных предметов, тем самым самостоятельно искать новые приемы и способы передачи выразительности в образах.
На практических занятиях декоративной композицией дети учатся создавать художественный образ с помощью различных выразительных средств изобразительного искусства, главным из которых является цвет.
Благодаря работе с красками, подбору гармоничных сочетаний дети учатся анализировать цвет и колорит всей композиции. Поэтому на занятиях декоративной композицией формируются особые условия, помогающие особенно продуктивно развивать чувство цвета у учеников.
Для эффективного развития чувства цвета на занятиях используются различные методы обучения. Для достижения цели нашего исследования лучше всего подходят следующие методы: метод наглядности, метод анализа произведений, метод педагогического рисования, метод педагогической поддержки.
Просмотр и анализ примеров декоративных пейзажей художников способствует развитию чувства цвета у учащихся, позволяет обратить внимание на колорит, цветовые соотношения, различные декоративные детали произведения, пробуждает желание учащихся к творческой деятельности.
При использовании педагогического рисунка учитель демонстрирует как правильно выстроить композицию, подобрать подходящий колорит, выбор нужного цвет.
При данном методе обучения ребенок воспринимает знания, которые ему преподносит преподаватель, и тем самым становится уверенным в собственных силах. После этого дети перестают бояться испортить работу и начинают экспериментировать с цветом, смело смешивать различные оттенки и составлять гармоничные сочетания цветов. Так как работа с цветом тесно связана с психологией, то ее можно рекомендовать для эмоционального развития ребенка, а также для тех, кто не имел ранее опыта работы с красками.
При решении задачи поиска правильного цвета ученик должен самостоятельно правильно смешать краски, чтобы найти нужный оттенок, продумать пропорции каждого цвета, чтобы получить сложный оттенок. Для этого используется упражнение «Поиск цвета драпировок» при котором педагог развешивает десяти драпировок сложных цветов. Перед учеником стоит задача самостоятельно подобрать точный цвет.
Множество подобных упражнений на опознание особенностей цвета даёт возможность ребёнку не только ощущать красоту окружающей действительности, но и верно создавать цветовую палитру в процессе исполнения личных творческих работ.
Опыт известных мастеров изобразительного искусства показывает, что систематические упражнения в рисовании по памяти генерируют способность сохранять впечатления от живой природы и воспроизводить их с любой степенью сложности.
Чтобы улучшить зрительный опыт детей необходимо давать наглядную информацию с насыщенной цветовой гаммой, структурой.
Исследуя особенности развития зрительной памяти, П.П. Блонский в своем исследовании делал вывод: ярко и легко запоминается информация, связанная с эмоциональными потрясениями. Эмоциональные образы ярче представляются на основе красочных и цельных образов.
Зрительная память неустойчива и требует постоянной тренировки. Например, рисование по памяти активно развивает зрительную память. По мнению П.П. Блонского зрительная память является несовершенной памятью. "Зрительная память как память малопригодна" [2, С. 381].
Известны методики развития зрительной памяти на натуру, зрительной памяти на рисунок, они изложены в методической литературе по обучению изобразительному искусству. Особенно интенсивно развивается зрительная память во всех видах быстрого рисования.
В нашей технологии мы используем систему упражнений на развитие зрительной памяти:
Задание 1. Упражнение на развитие ассоциативной памяти. На лист бумаги выписывают от 1-9 цифры и придумывают к каждой цифре ассоциацию. Ученик повторяет ассоциацию-рисунок таким образом привязывает свою ассоциацию к цифре, которую запоминает. Задание можно проделать с элементами натюрморта. К элементам натюрморта придумывают ассоциации, чем ярче и красочнее они будут, тем лучше воспроизведутся в памяти. Например, можно на ассоциацию-рисунок наложить текстуру модели, и тогда информация об объекте, который необходимо изобразить запомнится лучше.
Задание 2. Упражнение на развитие зрительной памяти на натуру. Из постановки натюрморта последовательно убирают предметы, потом просят учащегося вспомнить последовательность убирания предметов.
Задание 3. Упражнение на развитие зрительной памяти. Ученик бросает на стол 5 спичек, просматривает и запоминает их расположение, потом убирает их, и тут же восстанавливает расположение упавших спичек по памяти.
Задание 4. Упражнение на развитие зрительной памяти на предмет. Ученик внимательно смотрит на предмет, запоминает его. Предмет убирают, и ученик воспроизводит его изображение по памяти.
Задание 5. Упражнение на развитие зрительной памяти на рисунок.
Показать ученику картинку, пусть внимательно рассмотрит. Далее закрыть её и попросить рассказать подробно, о том, что он увидел на ней.
Задание 6. Упражнение на развитие зрительной памяти на предмет. Ученику нужно по памяти вспомнить предмет и сравнить его с другим предметом. Подробнее о нем рассказать.
Чтобы развивать зрительную память нужно развивать активное внимание, здесь важны тренировки на развитие концентрации внимания, сохранение готовности к восприятию. Также важно развивать наблюдательность, сосредоточенность, концентрируя свое внимание на объектах восприятия. Возможно также дать учащимся опыт саморазвития зрительной памяти, повышая их интерес к изобразительной деятельности.
Выводы. Данная развивающая технология является эффективной, так как учащиеся, прошедшие обучение и развитие в рамках данной технологии, приобрели более высокий уровень художественной подготовки по живописи, чем дети, которые учились по другим программам. У них были значительно развиты внимание, восприятие, чувство цвета, чувство формы, композиционное мышление, объемное видение, зрительная память, накоплены теоретические понятия и представления в области изобразительного искусства.
Именно в среднем школьном возрасте развитие чувства цвета и зрительной памяти проходит более целесообразно, так как учащиеся этого возраста уже имеют достаточно подготовленный уровень психического развития.
Литература:
1. Борытко, Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград, 2006. - 59 с.
2. Блонский, П.П Избранные психологичекие произведения / П.П. Блонский. - Москва.: Педагогика, 1964. - 548 с.
3. Вершинина, Н.А. Формирование у детей понимания эмоционального содержания живописных картин // Проблемы культуры, языка, воспитания / Отв. ред. А.И. Есюков. - Архангельск: ПМПУ, 1996. - Вып. 2. - 166 с.
4. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н Волков. - Москва.: Искусство, 1965. - 480 с.
5. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва.: Педагогика, 1987. - 344 с.
6. Гете, И.В. Учение о цветах / И.В. Гете, В.О. Гёте. - Петербург: Гос. издательство, 1920. - 335 с.
7. Евдокимова, Е.С. Изобразительная деятельность как средство формирования гуманистической направленности личности дошкольников / Е.С Евдокимова, В.П. Зинченко, Н.Ш. Вергелес. - Культура и образование. - Волгоград: Перемена, 1995. - 52 с.
8. Зинченко, В.П. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы / В.П. Зинченко. - Москва: МГУ, 1969. - 106 с.
9. Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета / Р.М. Ивенс; пер. с англ. Д.А. Шкловера. - Москва, 1964. - 229 с.
10. Истомина, 3.М. Восприятие и называние цвета / 3.М. Истомина. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 110 с.
11. Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина. - Москва: Просвещение, 1978. - 397 с.
12. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. - Москва: Педагогическое общество России, 2007. - 144 с.
Педагогика
УДК 379.8
кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 5 курса кафедры «Начальное образование» Евсеева Дайаана Семеновна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема процесса социализации младших школьников в условиях интенсивных технологичных изменений в обществе, которые порождены цифровизацией образования Цель статьи: выявление эффективности использования информационно-коммуникативных технологий для успешной социализации младших школьников. Дается описание обследования актуального состояния и уровня социализации второклассников. Данные диагностики являются основанием для разработки методических возможностей ИКТ в форме активной экскурсии с погружением в деятельностное пространство. Разработаны экскурсии с использованием VR технологий, экскурсии в исторический парк «Россия - моя история», экскурсии в детский технопарк «Кванториум».
Ключевые слова: младший школьник, социализация, информационно-коммуникативные технологии, экскурсия, социальная активность.
Annotation. The article considers the problem of the process of socialization of younger schoolchildren in the conditions of intensive technological changes in society, which are generated by the digitalization of education The purpose of the article: to identify the effectiveness of the use of information and communication technologies for the successful socialization of younger schoolchildren. A description of the survey of the current state and level of socialization of second graders is given. These diagnostics are the basis for the development of methodological capabilities of ICT in the form of an active excursion with immersion in the activity space. Excursions using VR technologies, excursions to the historical park "Russia is my history", excursions to the children's technopark "Quantorium" have been developed.
Key words: younger schoolchildren, socialization, information and communication technologies, excursion, social activity.
Введение. Проблема исследования обусловлена интенсивностью технологичных изменений в обществе, которые порождены цифровизацией образования. Вместе с тем, социализация является многогранным процессом, непрерывно продолжающимся в течение всей жизни человека. Изучение ее особенностей посредством информационно-коммуникативных технологий приобретает особую актуальность.
Образование как система целенаправленного воздействия на индивидов с целью социализации, адаптации к потребностям общества представлено в трудах В.А. Иванюшиной, О.К. Крокинской. Классические и современные концепции социализации личности изучали Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, И.С. Кон, Э. Эриксон. Подходы к исследованию социализации младших школьников разработаны Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым. А.Л. Асмоловым. Изучением социализации личности, развития информационно-коммуникационных технологий занимались В.А. Плешаков, И.Г. Захарова, О.Ф. Брыксина и др. [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
Согласно С.Н. Гаврову «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек «усваивает правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» [2, С. 5].
Цель статьи - выявление эффективности использования информационно-коммуникативных технологий для успешной социализации младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Определение уровней социализации младших школьников происходило на базе МОБУ «СОШ №29» г. Якутска среди второклассников. Для диагностики были выбраны методики М.И. Рожкова, Л.В. Байбародовой и О.С. Богдановой.
По методике М.И. Рожкова детям были предложены 20 суждений и шкала степени согласия с содержанием этих суждений. Критериями результатов послужили: социальная адаптированность, активность, автономность и нравственная воспитанность. У детей наблюдается низкий и средний уровни социальной адаптированности, активности и автономности. Такие результаты обусловлены дистанционным обучением, которое длилось полтора года. По наблюдениям была замечена некая отстраненность обучающихся. Для детей, сидевших такое долгое время дома, это нормальная реакция. Никаких адаптационных мероприятий в первом классе не проводились ввиду карантинных мер. Критерий оценки «Нравственная воспитанность» у младших школьников достаточно высокий уровень, участники с низкими показателями не наблюдаются. Это говорит о доброжелательности, сострадательности, искренности и воспитанности младших школьников.
Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности (Л.В. Байбородова). По результатам проведенной диагностики показатели по каждому блоку критериев позволяют определить преобладающие мотивы участия учащихся в деятельности. Итак, на первом месте преобладают личностные мотивы (56%), потом коллективистские мотивы (67%), далее, престижные мотивы (40%).
Методика «Какой Я?» (по О.С. Богдановой) предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. В ходе обследования не наблюдается неадекватно заниженной и завышенной самооценки, но отслеживается преобладание завышенной самооценки (42%), что вполне соответствует возрастным особенностям второклассников. Младшие школьники с заниженной самооценкой (23%) имеют плохую успеваемость по математике и русскому языку. Можно предположить, что такие результаты вызваны низкой успеваемостью.