УДК 371.3:54
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Ольга Андрееевна Мартынова
магистрант шаг!упоуа_о. а@шай. ги Александр Валентинович Кострикин
доктор химических наук, профессор Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Проблема познавательного интереса к химии является одной из ключевых целей химического образования. Эта цель достигается посредством целого ряда мероприятий, посвященных содержательным учебным проблемам на уроках химии в средней школе.
Ключевые слова: изучение химии, интерес, мотивация обучающихся.
Сирс и Кессен в контексте Комиссии AAAS (Американская ассоциация содействия развития науки) по научному образованию отмечали, что: «Первая задача и центральная цель научного образования — пробудить в ребенке, независимо от того, станет ли [он] профессиональным ученым, чувство радости, волнения и интеллектуальной силы науки» [2].
Цель настоящей работы проанализировать приложимость данного подхода к химическому обучению в профильных классах в средней школе.
За прошедшие годы были разработаны инструменты позволяющие произвести оценку отношения обучающихся к преподаваемому предмету. Они включают в себя письменные анкеты (например, анкеты, в которых учащиеся должны обосновать утверждения: «Мне нравится изучать химию» или «Химия — это развлечение», ответить на семантические дифференциальные вопросы полярного типа, личностно структурированные и полуструктурированные интервью, а также различные меры, которые были разработаны и реализованы для оценки восприятия обучающимися различных взаимодействий, происходящих в учебной среде (в классе и лаборатории).
Еще одним источником информации для ответа на обсуждаемый вопрос может служить заинтересованность школьников в факультативных занятиях по химии, в летних химических школах, особенно если занятия в них предшествуют изучению предмета или происходят вне привязки к основному образовательному процессу. Тем не менее, участие в факультативных занятиях не может быть единственным способом для заключения о существовании заинтересованности обучающихся к химическому образованию, но может являться одним из основных.
Рассматривая заинтересованность школьников к изучаемому предмету в рамках возможной будущей карьеры и занятости в научном процессе, исследователь Шрингли [1] пришел к выводу, что в целом исследования не показывают четкой связи между отношением обучающихся к изучаемому предмету и будущей карьерой. Это в значительной степени связано с типом используемых показателей, методологическим подходом, отсутствием контроля
над другими используемыми связанными переменными, а также с отсутствием актуального и согласованного теоретического обоснования исследований.
Международные исследования [1-3] показали, что отношение обучающихся к изучаемым дисциплинам зависит от степени их активного участия в учебном процессе. Когда педагоги проявляют личный интерес к обучающимся и поддерживают их, а урок проводится с ободряющим настроем, обучающиеся предпочитают продолжать изучение естественных предметов и в первую очередь химии. Позитивное восприятие предмета обучающимися связано с психологической поддержкой педагога, энтузиазмом обучающегося, инновационными стратегиями обучения и возможностью участия обучающихся в процессе обучения.
Следует выделить основные переменные и параметры, которые уникальны и специфичны для содержания и педагогических подходов, используемых в химии. Мы полагаем, что уникальность предмета связана с его содержанием, например, с технологическими приложениями, проблемами окружающей среды, вопросами здоровья и питания и другими вопросами повседневной жизни. Можно выделить следующие проблемы, возникающие у обучающихся, изучающих химию в средней школе:
1. Химия считается обучающимися непопулярной и неуместной.
2. Считается, что химия не способствует развитию когнитивных навыков более высокого порядка, таких как проведение анализа и оценки происходящего, выстраивание причинно-следственных связей, предложение новых гипотез и тестирование их.
3. Считается, что преподавание приводит к разрыву между ожиданиями обучающихся и фактическим наполнением предмета.
4. На уроке нет новаций в содержании и методах преподавания, поскольку педагоги боятся перемен и нуждаются в соответствующем администрировании.
Общим фактором, связывающим все вышеперечисленное, является отсутствие признания актуальности изучения химии обучающимися. Хотя
школьные программы по химии направлены на развитие у обучающихся концептуального понимания предмета, акцента, обеспечивающего уверенность в полезности химического образования, нет. Акцент школьных учебных программ по химии в концептуальном понимании и оценке значения науки, как правило, не имеет отношения к нашим повседневным жизненным потребностям, то есть не имеет отношения к быту, окружающей среде и к будущим связанным с наукой изменениям, которые могут произойти в жизни обучающегося и общества в целом. Если обучающиеся находят содержание предмета актуальным для их повседневной жизни и для общества, в котором они живут, условия того, что у них разовьется положительное отношение к предмету достигнуты. На наш взгляд, в школьной учебной программе по химии имеет место низкий уровень ориентации на актуальные вопросы повседневной жизни обучающихся и на социальные проблемы. В результате обучающиеся не могут установить эмоциональной связи между сообщаемыми им фактами и концепциями, и их практическим применением, тем самым упуская из виду «общую химическую картину мира», не обладая уверенностью в ее актуальности.
В последнее десятилетие в разных странах возникла целая волна проектов, контекстно-ориентированных на химические учебные программы. Однако это не привело к реальной ориентации на потребности общества или к тому, чтобы обучающиеся проявляли дополнительный интерес к химической науке. Однако решение проблемы было найдено. Например, при изучении химии в Израиле [3] имеет место определение химической грамотности. Это определение включает и предусматривает социальный (контекстный) компонент, т. е. вопросы, связанные с бытовой химией, питанием, химическим производством, охраной окружающей среды и здоровья (медицина, лекарства). Чтобы предоставить обучающимся возможность освоить такие вопросы, нужны новые сценарии преподавания и обучения, которые отражают эти положения, делают преподавание химии и естественных наук в целом более актуальным, поддерживают развитие когнитивных и метакогнитивных стратегий, а также усиление эмоциональных и мотивационных установок[4].
В целом перечисленные вопросы можно разделить на 4 критерия:
• Личностная значимость: образование с установлением связи с жизнью и бытом ученика.
• Профессиональная значимость: образование, знакомящее обучающихся с возможными профессиями, которыми они могли бы приобрести в будущем.
• Социальная значимость: образование, разъясняющее роль науки в гуманитарных и социальных проблемах.
• Гражданская значимость: образование, помогающее ученикам стать ответственными гражданами своей страны.
На наш взгляд данные критерии потенциально могут служить руководством для разработки и адаптации химических учебных программ практикующими педагогами от химии, которые признают существование соответствия между отношением обучающихся и их восприятием актуальности изучаемого предмета.
Таким образом при рассмотрении проблемы повышения интереса к науке в контексте изучения химии на уроках в средней школе следует обращать внимание на ключевые факторы воспитания у школьников интереса к химии: методы, которые используются при представлении содержания, например, релевантность и исторический подход, внедренные методы обучения и психологические особенности школьников. Эти вопросы необходимо учитывать педагогу при адаптации образовательной учебной программы для обучающихся профильных классов в первую очередь.
Список литературы:
1. D. Cheung Students' attitudes toward chemistry lessons: The interaction effect between grade level and gender Research in Science Education, 39 (2009), pp. 75-91
2. W. De Vos, A.M.W. Bulte, A. Pilot Chemistry curricula for general education: analysis and elements of a design J.K. Gilbert, R. Justi, O. de Jong, J. Van
Driel (Eds.), Chemical education: towards research-based practice, Kluwer Academic Press, Dordrecht (2002), pp. 101-124
3. Avi Hofstein, Rachel Mamlok-Naaman High-School Students' Attitudes toward and Interest in Learning Chemistry (2011)
4. Modern educational formats: technology of flipped chemistry teaching / S.V. Popova, L.P. Petrischeva, E.E. Popova, O.V. Ushakova // Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation. 2020. С. 12193.
UDC 371.3:54
TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF STUDENTS' INTEREST IN CHEMISTRY IN BASE SCHOOL
Olga A. Martynova
graduate student martynova_o .a@mail .ru Alexander V. Kostrikin
doc. chem.. scien., Professor Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The problem of cognitive interest in chemistry is one of the key goals of chemical education. This goal is achieved through a number of activities dedicated to meaningful educational problems in chemistry lessons in high school.
Keywords: study of chemistry, interest, motivation of students.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.