Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилов Константин Юрьевич, Карпачёва Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются современные технологии, применяемые на уроках физики, которые представляют собой систему приемов и ориентируют на создание условий для свободного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилов Константин Юрьевич, Карпачёва Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PHYSICS LESSONS

The article discusses modern technologies used in physics lessons, which are a system of techniques and focus on creating conditions for the free development of the individual.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Константин Юрьевич Панфилов

магистрант [email protected] Татьяна Владимировна Карпачёва

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

michurinsk_68@mail .т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются современные технологии, применяемые на уроках физики, которые представляют собой систему приемов и ориентируют на создание условий для свободного развития личности.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, интерактивное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, физика.

В настоящее время отмечается снижение интереса обучающихся к естественным предметам, в частности, к физике. Статистические данные показывают причины такого снижения: одни (50% опрошенных школьников) считают, что данный предмет не имеет никакой связи с реальной жизнью; другие (7% опрошенных) считают, что многое из того, что имеется в школьной программе им и без того, все известно из различных средств массовой информации (интернет, фильмы, телепередачи, наблюдения); третьи (43%) опрошенные считают физику очень сложным и неинтересным предметом. Именно поэтому у них нет особого желания учить законы и термины, а уж тем более решать задачи [6].

По мнению экспертов, предмет физики для одних обучающихся является слишком сложным, для других - скучным и неинтересным [5]. Сегодня особенно важно развивать у обучающихся устойчивый познавательный интерес к физике, формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, мотивировать к познанию физических явлений.

Сегодня в условиях модернизации образования в учебный процесс активно внедряются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и интерес к преподаваемому предмету физике. К ним относятся: технология проблемного обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения [1].

На уроках физики активно использую технологию проблемного обучения. Её сущность состоит в создании проблемной ситуации и поиске её решения. Использование на уроках проблемных ситуаций разной степени сложности позволяет учитывать способности ребенка, прививать интерес к предмету. Кроме этого, проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес. В том случае, если обучающийся затрудняется, ему необходимо помочь, давая возможность проявить свое творческое мышление. Проблемные задания отличаются тем, что учитель намеренно провоцируют создание противоречивых ситуаций, порождая у обучающихся, стремление разобраться и устранить их [4].

Современный процесс обучения трудно себе представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Данная технология предполагает: активное использование компьютеров как инструмента учебной работы обучающихся и педагогов; поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием интернет; проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ. Эти технологии приобретают особую актуальность в условиях пандемии, когда многие классы переводятся на дистанционное обучение. Без интернет ресурсов, современных образовательных платформ очень трудно донести тот материал, который тебе необходимо воспроизвести, при использовании новых интернет ресурсов и платформ. При использовании интернет ресурсов процесс обучения становится очень даже интересным как учителю, так и ученикам все становится очень удобно и понятно.

Информационные технологии повышают информативность урока, обеспечивают более прочное и качественное запоминание учебного материала. Именно поэтому применение этих технологий, выступают, сегодня одним из самых эффективных способов донесения информации обучающимся [2]. Сегодня уже трудно представить современный урок без мультиимедийной презентации, которую учитель использует не только для наглядного представления учебного материала, но и в качестве источника нового знания. Для этого, она должна быть тщательно продумана, структурирована, соответствовать логике изложения учебного материала, содержать необходимую информацию цифрового характера в виде схем, таблиц, графиков, фотографий, видеоматериалов, включенных в неё посредством гиперссылок [3]. При создании данных мультимедийных продуктов целесообразно использовать такие цифровые образовательные ресурсы, как «Открытая физика», «Живая физика» и другие мультимедийные платформы с обучающими программами, которые позволяют наглядно и доступно представить трудный учебный материал.

Во многих школах учителя физики сталкиваются с такой проблемой, как нехватка приборов и материалов, а то и полное отсутствие таких приборов, необходимые при выполнении лабораторных работ. При использовании новейших информационных технологий такая проблема полностью исчезает, появляется возможность выполнить работу в виртуальной лаборатории путем выбора различных начальных параметров. К тому же добавляется возможность провести дополнительный эксперимент, что не всегда можно провести на обычных практических работах. Так, в курсе физики 9 класс есть лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения», которую предлагается, при отсутствии необходимого оборудования, провести по готовому рисунку в учебнике. Насколько эффектнее и интереснее её провести в форме компьютерного эксперимента, возможно с использованием интернета.

Технология проектного обучения на уроках физики дает возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Кроме этого, она позволяет проявить себя, попробовать свои силы, получить новые знания, показать одноклассникам достигнутый результат; развить такие ценные качества как умения и навыки проектирования, учит целеполаганию и планированию деятельности.

Воспитывая и обучая детей, нужно особое внимание уделять здоровью обучающихся. Здоровье - это тот ресурс, без которого невозможно организовать образовательный процесс, от которого зависит работоспособность и гармоничное развития детского организма. Именно с этой целью так важна правильная организация учебного процесса. Сюда относят здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физики. Например, технологии, определяющие гигиенически условия образовательного процесса, к ним относятся: планировка и оформление в классе, правильная осанка учащегося, время отдыха и уроков. Соблюдение правил здоровьесбережения детей, способствует решению на уроках физики такие задачи, как: недопущение учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления; сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся (умение на

начальных этапах определить развитие школьных стрессов, недопущение распространение вредных привычек, зависимостей, показывая на собственном примере); формирование культуры здорового образа жизни обучающихся.

Внедрение образовательных технологий в учебный процесс меняет методику получения знаний у обучающихся, делает уроки более информативными, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, содействует творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность обучающихся, способствует развитию познавательного интереса.

Список литературы:

1. Гузеев В.В. Организация процесса обучения. Внедрение образовательных технологий. М.: Народное образование, 2017. 120с.

2. Карпачёва Т.В. Медиаобразование в курсе основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы управления качеством образования: сборник статей Международной научно-методической конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие». 2020. С. 51-55.

3. Карпачёва Т.В., Панова О.В. Применение мультимедиа технологий в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся // Сборник избранных статей по материалам научных конференции ГНИИ «Нацразвитие». СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. С. 238241.

4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Идеальный сервис», 2019. 320с.

5. Полат Е.С. Появление новых педагогических и информационных технологий в системе образования. М.: Наука, 2018. 143с.

6. Романкина М.Ю. Формирование и развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся при использовании современных технологий в обучении // Наука и Образование. Т.2. № 4. 2019.

УДК 378

APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN

PHYSICS LESSONS

Konstantin Y. Panfilov

master student [email protected] Tatiana V. Karpacheva

Candidate of Agricultural Sciences, associate Professor

michurinsk_68@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses modern technologies used in physics lessons, which are a system of techniques and focus on creating conditions for the free development of the individual.

Keywords: modern educational technologies, interactive learning, information and communication technologies, problem-based learning technology, project-based learning technology, health-saving technologies, physics..

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.