Научная статья на тему 'МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ЛЕКЦИЯ - ГЛАВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МАГИСТРАЛЬ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И КРАСНОРЕЧИЕ ЛЕКТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Татьяна Ивановна, Попов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются особенности формирования представлений обучающихся магистратуры о лекции как одной из основных форм осуществления образовательного процесса в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Татьяна Ивановна, Попов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ABOUT LECTURES AS A FORM OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The article discusses the features of the formation of ideas of students of the magistracy about the lecture as one of the main forms of the educational process in higher education.

Текст научной работы на тему «МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.0

МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Татьяна Ивановна Попова

кандидат педагогических наук [email protected] Александр Сергеевич Попов

кандидат философских наук [email protected]

Мичуринский государственный аграрный университет,

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования представлений обучающихся магистратуры о лекции как одной из основных форм осуществления образовательного процесса в высшей школе.

Ключевые слова: традиционные занятия в высшей школе, лекция -главная информационная магистраль, информированность и красноречие лектора.

Квалификационная характеристика будущих магистров педагогического образования предполагает их компетенции в проведении традиционных видов занятий в высшей школе. Одним из видов учебной деятельности является лекция. Следовательно, при осуществлении образовательного процесса с обучающимися магистратуры, очень важно показать роль, значение и возможности лекционных занятий, которые имеют многовековую историю в университетском образовании[5, с.64].

Условно все люди делятся на три группы: хочу быть педагогом; может быть и стану; не хочу работать образовании. В каждой аудитории обучающихся по направлению «педагогическое образование», есть согласные с данной классификацией. Многие, осваивающие профили педагогики и психологии откровенно говорят, что не хотели бы после завершения обучения в магистратуре, работать в образовательных организациях.

По нашему глубокому убеждению, следует акцентировать внимание и на поведенческом аспекте преподавателя от внешнего вида, манеры общения в академической обстановке, речи педагога, организации взаимодействия с обучающимися в процессе обучения, контроля и оценки знаний до профилактики конфликтных ситуаций, возникновение которых возможно.

Следовательно, задача преподавателей, работающих с обучающимися магистратуры - посмотреть на арсенал наших педагогических форм, приёмов и методов, которые позволят продуктивно осуществлять преподавательскую деятельность.

С.И. Архангельский определил лекцию, как главную информационную магистраль в учебном процессе высшей школы. Это, прежде всего потому, что она выражает основное содержание знаний, изучаемых дисциплин, формирует знания в систему, определяет отношение студентов к предмету изучения, к его роли и значению в системе подготовки специалиста[1, с.335].

Великие учёные, ораторы высоко оценивали роль и значение красноречия лектора. Древнеримский мыслитель Цицерон утверждал, что «наилучший лектор тот, который своим словом научает слушателей».

Основатель Московского университетского великий отечественный учёный М.В. Ломоносов о красноречии педагога писал, что «искусство о всякой материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнение».

В высшей школе теоретический материал надо уметь излагать, или как принято читать не только хорошо, но что необходимо - совершенствовать в течение всей преподавательской деятельности. Каждый преподаватель должен безошибочно представлять формулу как надо читать лекцию: привлечь внимание аудитории, захватить внимание и удержать его на протяжении всей лекции [4, с.47]. «Ни искусство красноречия, ни мудрость не могут быть достигнуты, - говорил древнегреческий философ Демокрит, - если им не учиться»

Обучающиеся магистратуры непременно должны быть посвящены в вопросы истории отечественной высшей школы, которая имеет многочисленные примеры образцового лекционного преподавания. Среди них особого внимания заслуживают: Т.Н.Грановский, В.О.Ключевский, С.М. Соловьёв, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев и многие-многие другие. Очень важно обратить внимание и на преподавательскую деятельность признанных учёных.

В середине 19 века у московских студентов 19 века был своего рода кумиром высокообразованный историк средневековья Т.Н.Грановский. Они называли его вдохновенным профессором. На лекциях Тимофея Николаевича студенты погружались в атмосферу получения глубоких знаний, отточенной информации. Он как гениальный актёр мог за время своего действия произвести неизгладимое впечатление на слушателей, что достигалось благодаря потрясающей эрудиции и великолепному ораторскому мастерству.

Наряду с Т.Н.Грановским историк эпохи В.О.Ключевский на основе проникновенного анализа материала вдохновлял мысли и чувства своих слушателей.

В хронологической последовательности можно представить лекционную деятельность учёных-мыслителей С.М.Соловьёва, который воодушевлял на размышление о сущностном значении изучаемой науки; Д.И. Менделеев, опирался на философские воззрения представляя непрерывную мысль; мир новых идей и новых взглядов на рассматриваемую область научного знания предлагал своим ученикам И.П.Павлов; в основе развития научного мышления студентов К.А. Тимирязев виртуозно ориентировался на логику познания.

Лекция, является одним из основных компонентов в системе учебного процесса. Она плотно связана со всеми остальными видами учебной деятельности, обучающихся в высшей школе.

Лекции вводят студентов в изучаемую научную область и устанавливают связь со всеми видами учебной работы: практикой, лабораторными, семинарскими и другими занятиями.

Основополагающим в методике и технологии лекционного преподавания - это представлять научное знание не только на уровне современных достижений рассматриваемых вопросов, но и учитывать связь теории с практикой [6].

Каждую лекцию высокопрофессиональные преподаватели строят таким образом, что обучающиеся её свободно конспектируют в виде взаимосвязанных положений и тезисов, где чётко прописываются выводы и заключения.

Вместе с индукцией и дедукцией, анализ и синтез очень важны при изложении лекционного материала. При этом, в лекции обязательно, как аксиома должны содержаться основополагающие части: введение, изложение содержания и заключение.

Преподаватель должен для себя отчётливо и конкретно представлять, что лекция вместе с учебной информацией не в меньшей мере должна ещё активизировать самостоятельную работу обучающихся. (Ещё в средние века, когда учащихся высших учебных заведений называли студентами, подразумевалось, что они заняты процессом познания, а оно должно вызывать потребность в самообразовании).

В силу того, что в высшей школе учатся люди, которые прежде всего, готовы к встрече с новыми, неизвестными знаниями в интересующей их предметной области, то уже стало аксиомой - обучающиеся в университетской среде готовы принять только тех, кто чувствует и понимает аудиторию своих слушателей.

Существуют разные точки зрения на запись лекционного материала: краткая форма - выводы, правила, законы, формулы в точных науках; тезисный формат; стенографическая запись; есть и диктофонная запись, предполагающая повторное прослушивание и осмысление. Автор одного из фундаментальных трудов по теории обучения в высшей школе С.И. Архангельский отмечает, что истина с точки зрения дидактической и психологической позиции такова: «незаписанная мысль - потерянная мысль» [1, с. 335].

Качества учёного, педагога и искусного лектора обязан сочетать преподаватель, который стоит за кафедрой перед своими учениками. В статье «О стиле лекции» Н.В. Гоголь писал, что изложение профессора должно быть увлекательным и огненным. Владение вниманием слушателей должно быть на высочайшем уровне. Не один из слушателей не должен предаться посторонним мыслям во время лекции.

Традиционно, основными видами лекций в высшей школе являются: академическая, повествовательная, аналитическая, лекция-беседа и популярная. Каждая из которых, имеет место быть в современном университетском образовании. Самое главное, чтобы каждую лекцию сопровождали не только доброжелательная атмосфера в процессе познания, но и взаимное доверие, при необходимом одобрении и творческой атмосфере.

Академическую лекцию характеризует, прежде всего, высокий научный уровень, сочетающий не только теоретические абстракции, но и имеющий выход на практическое значение. Стиль такой лекции отличает чёткий план при строгой логике, убедительности доказательств и кратких выводах.

Самой распространённой лекцией в университете принято считать учебную лекцию по программе курса, её именуют, как повествовательную. Здесь, как правило, отражается последовательное и системное изложение изучаемой науки, представление основных категорий, принципов и закономерностей, объясняются научные явления и события.

Для активизации мышления обучающихся, опытные преподаватели прибегают к лекции-беседе. Она с одной стороны, расширяет круг мнений сторон, с другой - привлекает коллективные знания и опыт[3, с.12].

Лекция-беседа не только способствует привлечению студентов к основополагающим проблемам темы, но и даёт возможность обозначить темп изложения материала, ориентируясь на особенности аудитории слушателей. Данный вид лекции приемлем для немногочисленных курсов обучающихся.

Преподавателю высшей школы надо смотреть в аудиторию, как бы обращаясь персонально, то к одному, то к другому студенту и ко всем вместе[2, с.90].

Будущим магистрам педагогического образования необходимо не только овладеть технологическими приёмами чтения лекций обучающимся, но и чётко представлять себе теоретические основы этого вида образовательной деятельности, для дальнейшего совершенствования своего профессионального мастерства.

Список литературы:

1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе [Текст]. - Москва: Высш. школа, 1974

2. Карпачёва Т.В, Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации новых образовательных стандартов // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2016. № 6 (14). С. 88-94.

3. Корепанова Е.В., Молоканова Е.В. Развитие организаторских способностей будущих педагогов // Наука и образование. 2018. № 1. С. 12.

4. Манаенкова М.П. Специфика технологии формирования речевой компетентности обучающихся неязыкового вуза // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: сборник материалов Областной научно-практической конференции (24 апреля 2018 г.). Мичуринск: Изд-во ООО «БиС», 2018. С. 46-51.

5. Обносов В.Н. Формирование профессиональных представлений в процессе обучения // Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Мичуринский ГАУ: Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2017 С. 62-68.

6. Попова Е. Е., Петрищева Л.П., Мишина А.М. Лекции с использованием технологии развития критического мышления // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. - EDN CHXVET.

UDC 159.0

MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ABOUT LECTURES AS A FORM OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Tatiana I. Popova

Candidate of Pedagogical Sciences kro [email protected] Alexander S. Popov Candidate of Philosophical Sciences kro [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the features of the formation of ideas of students of the magistracy about the lecture as one of the main forms of the educational process in higher education.

Keywords: traditional classes in higher education, lecture - the main information highway, awareness and eloquence of the lecturer.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.