УДК 159.0
МАГИСТРАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБ ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В МИЧУРИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ИНСТИТУТЕ
Татьяна Ивановна Попова
кандидат педагогических наук [email protected] Александр Сергеевич Попов
кандидат философских наук [email protected]
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются характерные особенности профессионального образования учителя начальных классов в Мичуринском государственном педагогическом институте на опыте доцента Никульшиной И.Е.
Ключевые слова: роль единства образования и воспитания, профессиональное становление учителя начальных классов, профессиональная и общая культура учителя.
Знакомство с опытом педагогов, работавших в Мичуринском государственном педагогическом институте обучающихся магистратуры социально-педагогического института Мичуринского ГАУ, как правило, осуществляется сегодня преподавателями, которые сами учились в МГПИ.
Если подойти к решению этой проблемы вдумчиво и осмыслить педагогические и методические приёмы преподавателей, работавших в педагогическом институте во второй половине двадцатого века, можно найти целый кладезь потрясающих идей, удивительных находок, которые сейчас называют инновационными подходами, современными образовательными технологиями. Тогда все организаторы образования от дошкольного до высшего профессионального безоговорочно руководствовались фундаментальной установкой основателя отечественной педагогики К.Д. Ушинского. Великий русский педагог ориентировал учителей на то, что образование и воспитание неразделимы. Эта идея была не только понятна и близка, но и была руководством к действию преподавателей МГПИ. Кому-то это не удавалось осуществлять на должном уровне, а многие это выполняли глубоко и профессионально, изящно, красиво. Среди них примером и образцом была преподавательская деятельность Никульшиной Ираиды Евгеньевны. Она родилась в семье военнослужащего и учительницы. Её родители - Мураевы Евгений Никифорович и Мария Георгиевна были не только образованными людьми своего времени, но и много внимания уделяли саморазвитию и самообразованию. Передали эти стремления и своей дочери.
Ираида Евгеньевна, в свою очередь, щедро дарила своим ученикам-студентам знания в области естественных наук. Причём особыми, только ей свойственными приёмами. Студенты очень любили своего преподавателя, потому, что в полной мере ей принадлежали слова Чехова А.П. «В человеке должно быть всё прекрасно...». Действительно, Ираида Евгеньевна была необыкновенно красива. Студентов завораживали её голубые глаза, правильные черты лица, со вкусом подобранная одежда вызывали у всех восхищение. Негаснущее желание дарить студентам знания, умения и навыки, правильно
организовывать обучение воспитание детей порой не знали и не знают себе равных.
Редкостное сочетание энциклопедических знаний биологии, химии, экологии, методики преподавания природоведения в начальной школе с глубокой эрудицией и начитанностью в области отечественной и зарубежной литературы, позволяли ей так читать лекции, что слушатели увлечённо погружалась в процесс овладения знанием. Они получали истинное наслаждение от изящества и глубины изложения материала. Лекция в буквальном смысле превращалась в театр одного актёра.
Сколько было использовано поэтических отрывков из детской литературы, цитат из русской классики и современных авторов. Все восторгались и удивлялись, как такие обширные знания из разных областей науки, литературы, культуры, искусства могли сочетаться в одном человеке.
Прекрасна и удивительна была Ираида Евгеньевна не только в аудиториях института, но и тогда, когда выводила студентов на многочисленные полевые практики. Она знала все названия растений, интересные легенды, стихи о них. На биостанции увлеченно рассказывала о декоративных насаждениях и умело, энергично вместе со студентами оформляла клумбы.
Ираида Евгеньевна считала, что её профессиональное предназначение -привить не только профессиональную культуру, но и общую вчерашним сельским школьникам, которые решили стать учителями. Она организовывала для студентов встречи с интересными людьми города, проводила увлекательные экскурсии во Всероссийский НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И.В.Мичурина. Старое название - Центральная генетическая лаборатория им. И.В.Мичурина (ЦГЛ), дом-музей И.В.Мичурина. Её экскурсии были эмоциональны, глубоко научны, информативны и направлены на расширение познавательного кругозора будущих педагогов [3,с.158 ].
Она увлечённо организовывала междугородние экскурсии в Волгоград, в Ленинград, на Родину С.А. Есенина в Константиново. Незабываемые поездки в заповедник «Галичья Гора» в Липецкой области, в Графский заповедник Воронежской области. Ираида Евгеньевна уделяла большое внимание патриотической работе со студентами, курируемые ею группы вели активную шефскую работу с моряками военных катеров г. Балтийска.
Ираида Евгеньевна бала примером внимательного, доброго отношения к своим старшим коллегам. Всегда прислушивалась к советам из их многолетнего опыта, на собственном примере учила студентов и молодых преподавателей быть наблюдательными, вдумчивыми, учила видеть и решать педагогические ситуации вокруг нас.
А каким популяризатором современной, детской и психолого-педагогической литературы она была! Как только приходил в библиотеку очередной номер литературных журналов «Новый мир», «Современник» «Нева», «Юность», Ираида Евгеньевна обращала внимание на стихи, повести, рассказы, опубликованные в них. Вместе с любимым преподавателем студенты увлечённо читали, обсуждали, рассуждали, учились анализировать, мыслить, что так необходимо настоящему учителю.
К окончанию института каждый выпускник факультета начальных классов имел свою методическую копилку и хороший задел своей личной библиотеки. Всё это приводилось в систему благодаря Ираиде Евгеньевне. Она никогда не приходила в аудиторию с пустыми руками. Всегда показывала, комментировала, какие новые книги вышли из печати для учителя начальных классов, рассказывала в каком магазине эти книги можно приобрести [2, с.59 ].
Её талант педагога, опытного методиста были востребованы в Тамбовском областном институте повышения квалификации учителей - лекции и семинары ждали слушатели, считали их очень полезными для плодотворной работы со своими учениками как городских, так и сельских школ.
На кафедре ПиМНО (педагогики и методики начального образования) Ираида Евгеньевна курировала работу с малокомплектными сельскими
школами, организовывала выездные семинары-практикумы, на которых опытные учителя рассказывали и показывали студентам, как результативно организовывать работу с младшими школьниками. После этих семинаров студенты проводили праздники с детьми, принося радость, совершенствуя свои профессиональные навыки и, как бы сейчас сказали, компетенции.
Всё, что студенты получали от прекрасного педагога Никульшиной И.Е., они несли своим ученикам в школы нашей Родины. Молодые преподаватели кафедры педагогики и методики начального образования, приобретали опыт беззаветного служения своему профессиональному долгу [1, с.83 ].
На примере преподавательского опыта Ираиды Евгеньевны и ее коллег -современников формировались педагогические традиции нашего института, готовящего будущих учителей.
Никульшина И.Е. была очень активным человеком, будучи пенсионеркой, делилась своим опытом по выращиванию различных растений. Свободно могла объяснить состав и механизм действия лекарственного препарата по его биохимической формуле, указанной в инструкции, советовала интересную статью или телепередачу, которую полезно было посмотреть.
Это о ней сказал поэт: «Какое счастье быть полезным людям. Учить его величество - народ!».
Список литературы:
1. Попова Т.И. Индивидуально-творческое развитие будущих учителей начальных классов. // Подготовка учителя начальных классов в системе высшего образования в условиях обновления начальной школы: материалы Всероссийского научно-практического семинара сотрудников кафедр начального образования педагогических вузов (17-18 октября 2007г.). Волгоград, 2008. С. 82-86
2. Попова Т.И. К вопросу ориентации студентов на педагогическую деятельность // Система непрерывного педагогического образования: региональный аспект. Мичуринск, 2008. С. 57-62
3. Попова Т.И. Развитие потребности в профессиональном самообразовании у будущих педагогов для работы в условиях сельской местности //Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин в школе и вузе: материалы научно -практической конференции по итогам научно-исследовательской работы МГПИ. Вып. 9. Мичуринск: ГОУ ВПО «МШИ», 2012. С. 158-159.
UDC 159.0
MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ABOUT THE EXPERIENCE OF TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHERS AT THE MICHURINSK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE
Tatiana I. Popova
Candidate of Pedagogical Sciences [email protected] Alexander S. Popov Candidate of Philosophical Sciences [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article discusses the characteristic features of the vocational education of primary school teachers at the Michurinsk State Pedagogical Institute based on the experience of Associate Professor I.E. Nikulshina.
Keywords: the role of unity of education and upbringing, professional formation of primary school teachers, professional and general culture of teachers.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.