Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ LAPBOOK ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ LAPBOOK ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT SKILLS / LAPBOOK / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Виктория Викторовна, Петрищева Любовь Петровна

В статье рассматривается проблема развития soft skills во внеурочной деятельности посредством технологии Lapbook по теме: «Анализаторы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Виктория Викторовна, Петрищева Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SOFT SKILLS THROUGH LAPBOOK TECHNOLOGY IN EXTRA COURSE ACTIVITIES

The article deals with the problem of developing soft skills in extracurricular activities through the Lapbook technology on the topic: "Analyzers".

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ LAPBOOK ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 372.854

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ LAPBOOK ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виктория Викторовна Мелехина

студент

vika.melexina. 001 @mail .ru Любовь Петровна Петрищева

кандидат химических наук, доцент dekbiol.michgpi@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития soft skills во внеурочной деятельности посредством технологии Lapbook по теме: «Анализаторы».

Ключевые слова: soft skills, lapbook, внеурочная деятельность, анализаторы.

В современном образовательном мире в связи со стремительным развитием технологий полученные знания быстро устаревают. Поэтому важным является необходимость постоянно развивать свои навыки, повышать компетентность, приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения [1, 3, 7]. Навыки бывают: hard skills (жесткие навыки) и soft skills (гибкие навыки). Жесткие навыки - это профессиональные умения, которые приобретаются в процессе совершенства мастерства на работе [4, 6]. Они измеряются довольно точно (категория учителя, отметка ученика и прочее) [2, 5]. Гибкие навыки не зависят от специализации человека. Они необходимы для достижения личного успеха. В 2016 году были выдвинуты топ-10 soft skills на Всемирном экономическом форуме в Давосе, которые необходимы каждому современному человеку.

В России создали упрощенную модель компетенций - «4К». Эта модель включает четыре ключевые компетенции, начинающиеся на букву К, которые должен формировать у обучающихся каждый учитель в своей педагогической практике:

- критическое мышление - это навык анализировать информацию, принимать оптимальные решения и формировать собственную позицию по конкретному вопросу;

- креативность - умение мыслить нестандартно, находить новые решения, генерировать идеи;

- коммуникативные навыки - способность находить быстрый контакт с людьми в сфере делового общения.

-коллаборация (сотрудничество) - это процесс совместной деятельности двух и более людей, связанный общими интересами.

Гибкие навыки в рамках «4К» необходимо развивать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Нами было разработано внеурочное мероприятие в рамках кружка «Занимательная биология» с применением технологии лэпбук по обобщающей теме: «Анализаторы» для 8 класса МБОУ СОШ №17

«Юнармеец» г.Мичуринска с целью формирования ключевых компетенция («4К»).

Технология lapbook (с англ. Lap - «колено»,book - «книга») - это процесс создания самодельной интерактивной книги, снабженной окошками, вставками, кармашками и другими наглядными деталями, с целью повторения и систематизации какой- либо темы. В зависимости от назначения лэпбуки делятся: учебные, игровые, праздничные, поздравительные, автобиографические. Форма лэпбука может быть разнообразна: фигурная папка, книжка-гармошка, папка с разворотами, стандартная книжка и прочее. Основными преимуществами данной технологии является максимальная наглядность, систематичность информации и бесконечное творчество.

Создание интерактивной книги осуществляется в малых группах. Для постановки цели мероприятия используется легенда.

В Древнем Египте жил самый счастливый мудрец, который обладал таинственным даром. Он мог чувствовать этот мир каждой клеточкой своего организма, ощущать любые явления и пропускать их через себя. Каждый день к нему ходили люди за помощью, чтобы обрести невероятную способность, и наконец-то, начать жить полной жизнью. Вскоре старец умер, но после себя он оставил записи. Необходимо на основе пометок мудреца создать книгу, чтобы каждый человек мог ощущать себя счастливом в этом мире.

Участникам предлагается вспомнить, благодаря каким анализаторам живые организмы воспринимают первичную информацию.

Каждая команда будет работать с одним анализатором: 1 команда -«Вкус», 2 команда - «Зрение», 3 команда - «Осязание», 4 команда-«Обоняние», 5 команда - «Слух».

На каждом столе подготовлены кейсы по названию команды и необходимые материалы для творчества. Вначале участники анализируют литературу по теме и составляют план, включая необходимую информацию по каждому пункту, который должен включать в себя рубрики:

1) «Строение анализатора»,

2) «Проведение нервного импульса»,

3) «Нарушения в анализаторе»,

4) «Профилактика» (упражнения),

5) «Интересные факты».

Следующий этап - это создание макета с использованием в лэпбуке каждого пункта плана. Можно использовать книжки-гармошки, кармашки, бабочки, конвертики, вращающие круги, наклейки, стикеры или что-то иное.

Третий этап посвящен творческому процессу, который длится 20 мин. В течение этого времени происходит создание лепбука и подготовка к презентации. Эффективнее работа выполняется при предварительном распределении обязанностей.

После истечения времени ученикам необходимо представить своей продукт классу в нетрадиционной форме.

В заключении участники мероприятия делают вывод, что воспринимать мир таким, какой он есть - это счастье. Дар мудреца - это ценить свою уникальность, способность ощущать запахи цветущих роз, вкус меда, видеть все краски радуги, гладить рыжего кота и чувствовать его шерсть, слушать пение птиц! Подготовленные лэпбуки воссоединяются в одну книгу под название: «5 великих чувств».

Таким образом, в процессе внеурочного занятия были созданы условия для развития критического мышления: самостоятельный анализ литературы, ее оценка , вынесение вопросов на групповое обсуждение и высказывание собственных, нестандартных мнений по каждому пункту рубрики в ходе презентации. Креативные навыки участники усовершенствовали в процессе конструирования лэпбука, которые заключались в тщательном продумывании дизайна и наполнения, дополнении работы отличительными признаками, подчеркивающими тем самым индивидуальность. Формирование коммуникативных компетенций стало возможным при организации работы в малых группах. Обучающиеся находили контакт внутри команд, прислушивались друг другу, шли на компромиссы и совместно принимали

решения, которые уже представляли всему классу. Такое сотрудничество и привело к успеху - созданию книги «5 великих чувств» и способствовало развитию ещё одной компетенции - коллаборации.

Мероприятие позволило повысить кругозор, познавательную активность, эрудицию и мотивацию к осознанному обучению. Данную технологию можно применять во внеурочной деятельности по любой теме и предмету.

Список литературы:

1. Петрищева Л.П., Зацепина Д.В., Мелехина В.В. Формирование готовности будущего педагога к использованию технологии педагогического моделирования //Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент - платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019г.) под общ. ред. Г.Д. Коротковой - Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2019.

2. Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Эктова Е.Ю. Развитие критического мышления в предметном курсе «Химия» // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 156-161.

3. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.

4. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Организация проектного обучения во внеурочной деятельности // Наука и Образование. 2021. Т. 4.№ 1.

5. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Эффективность использования нетрадиционных форм и методов контроля результатов обучения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

6. Федулова Ю.А., Мелехина В.В. Развитие познавательного интереса средствами персонификации научного наследия // Наука и образование. 2019. № 3.

7. Федулова Ю.А., Волкова А.В. Образовательный туризм: новые подходы в обучении // Наука и образование. 2020. Т.3. № 4. С. 391

UDC 372.854

DEVELOPING SOFT SKILLS THROUGH LAPBOOK TECHNOLOGY IN EXTRA COURSE ACTIVITIES

Victoria V. Melekhina

student

vika.melexina. 001 @mail .ru Lyubov P. Petrishcheva

Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor

dekbiol .michgpi@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article deals with the problem of developing soft skills in extracurricular activities through the Lapbook technology on the topic: "Analyzers". Key words: soft skills, lapbook, extracurricular activities, analyzers.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.