УДК 372.854
РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ LAPBOOK ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виктория Викторовна Мелехина
студент
vika.melexina. 001 @mail .ru Любовь Петровна Петрищева
кандидат химических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития soft skills во внеурочной деятельности посредством технологии Lapbook по теме: «Анализаторы».
Ключевые слова: soft skills, lapbook, внеурочная деятельность, анализаторы.
В современном образовательном мире в связи со стремительным развитием технологий полученные знания быстро устаревают. Поэтому важным является необходимость постоянно развивать свои навыки, повышать компетентность, приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения [1, 3, 7]. Навыки бывают: hard skills (жесткие навыки) и soft skills (гибкие навыки). Жесткие навыки - это профессиональные умения, которые приобретаются в процессе совершенства мастерства на работе [4, 6]. Они измеряются довольно точно (категория учителя, отметка ученика и прочее) [2, 5]. Гибкие навыки не зависят от специализации человека. Они необходимы для достижения личного успеха. В 2016 году были выдвинуты топ-10 soft skills на Всемирном экономическом форуме в Давосе, которые необходимы каждому современному человеку.
В России создали упрощенную модель компетенций - «4К». Эта модель включает четыре ключевые компетенции, начинающиеся на букву К, которые должен формировать у обучающихся каждый учитель в своей педагогической практике:
- критическое мышление - это навык анализировать информацию, принимать оптимальные решения и формировать собственную позицию по конкретному вопросу;
- креативность - умение мыслить нестандартно, находить новые решения, генерировать идеи;
- коммуникативные навыки - способность находить быстрый контакт с людьми в сфере делового общения.
-коллаборация (сотрудничество) - это процесс совместной деятельности двух и более людей, связанный общими интересами.
Гибкие навыки в рамках «4К» необходимо развивать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Нами было разработано внеурочное мероприятие в рамках кружка «Занимательная биология» с применением технологии лэпбук по обобщающей теме: «Анализаторы» для 8 класса МБОУ СОШ №17
«Юнармеец» г.Мичуринска с целью формирования ключевых компетенция («4К»).
Технология lapbook (с англ. Lap - «колено»,book - «книга») - это процесс создания самодельной интерактивной книги, снабженной окошками, вставками, кармашками и другими наглядными деталями, с целью повторения и систематизации какой- либо темы. В зависимости от назначения лэпбуки делятся: учебные, игровые, праздничные, поздравительные, автобиографические. Форма лэпбука может быть разнообразна: фигурная папка, книжка-гармошка, папка с разворотами, стандартная книжка и прочее. Основными преимуществами данной технологии является максимальная наглядность, систематичность информации и бесконечное творчество.
Создание интерактивной книги осуществляется в малых группах. Для постановки цели мероприятия используется легенда.
В Древнем Египте жил самый счастливый мудрец, который обладал таинственным даром. Он мог чувствовать этот мир каждой клеточкой своего организма, ощущать любые явления и пропускать их через себя. Каждый день к нему ходили люди за помощью, чтобы обрести невероятную способность, и наконец-то, начать жить полной жизнью. Вскоре старец умер, но после себя он оставил записи. Необходимо на основе пометок мудреца создать книгу, чтобы каждый человек мог ощущать себя счастливом в этом мире.
Участникам предлагается вспомнить, благодаря каким анализаторам живые организмы воспринимают первичную информацию.
Каждая команда будет работать с одним анализатором: 1 команда -«Вкус», 2 команда - «Зрение», 3 команда - «Осязание», 4 команда-«Обоняние», 5 команда - «Слух».
На каждом столе подготовлены кейсы по названию команды и необходимые материалы для творчества. Вначале участники анализируют литературу по теме и составляют план, включая необходимую информацию по каждому пункту, который должен включать в себя рубрики:
1) «Строение анализатора»,
2) «Проведение нервного импульса»,
3) «Нарушения в анализаторе»,
4) «Профилактика» (упражнения),
5) «Интересные факты».
Следующий этап - это создание макета с использованием в лэпбуке каждого пункта плана. Можно использовать книжки-гармошки, кармашки, бабочки, конвертики, вращающие круги, наклейки, стикеры или что-то иное.
Третий этап посвящен творческому процессу, который длится 20 мин. В течение этого времени происходит создание лепбука и подготовка к презентации. Эффективнее работа выполняется при предварительном распределении обязанностей.
После истечения времени ученикам необходимо представить своей продукт классу в нетрадиционной форме.
В заключении участники мероприятия делают вывод, что воспринимать мир таким, какой он есть - это счастье. Дар мудреца - это ценить свою уникальность, способность ощущать запахи цветущих роз, вкус меда, видеть все краски радуги, гладить рыжего кота и чувствовать его шерсть, слушать пение птиц! Подготовленные лэпбуки воссоединяются в одну книгу под название: «5 великих чувств».
Таким образом, в процессе внеурочного занятия были созданы условия для развития критического мышления: самостоятельный анализ литературы, ее оценка , вынесение вопросов на групповое обсуждение и высказывание собственных, нестандартных мнений по каждому пункту рубрики в ходе презентации. Креативные навыки участники усовершенствовали в процессе конструирования лэпбука, которые заключались в тщательном продумывании дизайна и наполнения, дополнении работы отличительными признаками, подчеркивающими тем самым индивидуальность. Формирование коммуникативных компетенций стало возможным при организации работы в малых группах. Обучающиеся находили контакт внутри команд, прислушивались друг другу, шли на компромиссы и совместно принимали
решения, которые уже представляли всему классу. Такое сотрудничество и привело к успеху - созданию книги «5 великих чувств» и способствовало развитию ещё одной компетенции - коллаборации.
Мероприятие позволило повысить кругозор, познавательную активность, эрудицию и мотивацию к осознанному обучению. Данную технологию можно применять во внеурочной деятельности по любой теме и предмету.
Список литературы:
1. Петрищева Л.П., Зацепина Д.В., Мелехина В.В. Формирование готовности будущего педагога к использованию технологии педагогического моделирования //Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент - платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019г.) под общ. ред. Г.Д. Коротковой - Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2019.
2. Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Эктова Е.Ю. Развитие критического мышления в предметном курсе «Химия» // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 156-161.
3. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.
4. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Организация проектного обучения во внеурочной деятельности // Наука и Образование. 2021. Т. 4.№ 1.
5. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Эффективность использования нетрадиционных форм и методов контроля результатов обучения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
6. Федулова Ю.А., Мелехина В.В. Развитие познавательного интереса средствами персонификации научного наследия // Наука и образование. 2019. № 3.
7. Федулова Ю.А., Волкова А.В. Образовательный туризм: новые подходы в обучении // Наука и образование. 2020. Т.3. № 4. С. 391
UDC 372.854
DEVELOPING SOFT SKILLS THROUGH LAPBOOK TECHNOLOGY IN EXTRA COURSE ACTIVITIES
Victoria V. Melekhina
student
vika.melexina. 001 @mail .ru Lyubov P. Petrishcheva
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor
dekbiol [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article deals with the problem of developing soft skills in extracurricular activities through the Lapbook technology on the topic: "Analyzers". Key words: soft skills, lapbook, extracurricular activities, analyzers.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.