Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилов Константин Юрьевич, Карпачева Татьяна Владимировна

В статье рассмотрена методика формирования предметных компетенций обучающихся по физике на основе деятельностного подхода, согласно которому усвоение содержания обучения и развития ученика происходит в процессе его собственной активной деятельности, организованной с применением активных образовательных технологий. Представлены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUBJECT COMPETENCIES OF STUDENTS IN PHYSICS LESSONS THROUGH ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article considers a methodology for the formation of subject competencies of students based on an activity approach, according to which the assimilation of the content of training and the development of a student occurs in the process of his own vigorous activity, organized using active educational technologies. The results of the study are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Константин Юрьевич Панфилов

магистрант panfilovkosta445@gmail.com Татьяна Владимировна Карпачева

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

michurinsk_68@mail .т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрена методика формирования предметных компетенций обучающихся по физике на основе деятельностного подхода, согласно которому усвоение содержания обучения и развития ученика происходит в процессе его собственной активной деятельности, организованной с применением активных образовательных технологий. Представлены результаты исследования.

Ключевые слова: предметные компетенции, активные образовательные технологии, уровни сформированности предметных компетенций.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования значительное внимание уделяется формированию компетенций у обучающихся. Стандартом предусмотрено, что программа формирования общеучебных умений и навыков на ступени основного общего образования должна обеспечивать повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности [1] Таким образом, в настоящее время одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является формирование у обучающихся компетенций, в том числе предметных. Под предметными компетенциями понимается способность обучающихся реализовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики [5].

Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе имеет важное значение в подготовке обучающихся к жизни в современном мире техники, в формировании их научного мировоззрения, умений применять полученные знания на практике. В связи с этим, особый акцент в преподавании физики в современной школе должен быть сделан на формирование предметных компетенций обучающихся, которые являются ведущими при определении качества учебной деятельности обучающихся.

Формирование предметных компетенции только тогда является успешным, когда они постоянно реализуется в учебной и практической деятельности по предмету посредством активных образовательных технологий [2,4]. Этому вопросу и посвящено данное исследование.

Целью данного исследования стала диагностика уровня сформированности предметных компетенций обучающихся по физике для выявления путей и способов формирования предметных результатов по предмету.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринска в 2021-22 учебном году в 8-х классах: 8 «А» был экспериментальный, на уроках физики активно применялись образовательные технологии и 8 «Б» контрольный, где уроки физики проводились без использования активных технологий обучения. Выбор данного класса обусловлен тем, что в этом возрасте они уже владеют определенным уровнем предметных компетенций.

Для оценки уровня сформированности предметных компетенций мы использовали критерии, определенные М.В. Смородиновой (2010). К ним относятся: осмысленность, информированность, применимость, творческое использование [5]. Каждый критерий оценивался по шкале из трех уровней: низкий, средний, высокий.

Исследование осуществлялось в три этапа. На первом констатирующем этапе экспериментальной работы нами осуществлялась первичная диагностика уровня сформированности предметных компетенций обучающихся, целью которой являлось выявить исходное состояние сформированности предметных компетенций обучающихся. В качестве диагностического материала (позволяющего выявить уровень предметных компетенций) была использована входная контрольная работа за 7 класс. В контрольную работу были включены задания по каждому из критериев, по которым и проводилась диагностика уровня сформированности предметных компетенций.

Констатирующее исследование, проведенное в экспериментальном (8 «А») и контрольном (8 «Б») классах показало, что в ходе проведения входной контрольной работы за 7 класс, у многих обучающихся возникали трудности с выполнением заданий. Знание или осведомленность обучающихся по школьному курсу физики остается на низком уровне. У большого числа учеников отсутствуют умения применять на практике и в различных учебных и жизненных ситуациях, полученные знания в области предметных компетенций. У обучающихся недостаточно сформированы такие свойства, как способность самостоятельно и критически мыслить; вырабатывать свою позицию; решать творческие задачи; постоянно пополнять свои знания. У обучающихся

наблюдалась невысокая активность к изучению предмета, они редко обращались к дополнительной литературе и не проявляли интерес к физике.

Формирующий этап исследования был направлен на формирование предметных компетенций восьмиклассников. Он включал разработку и апробацию методического комплекса, направленного на формирование предметных компетенций обучающихся по физике. На этом этапе исследования нами были разработаны уроки физики по темам: «Электрические явления», «Виды теплопередачи», «Лампа накаливания, электрические нагревательные приборы», «Тепловые явления» с использованием активных технологий обучения, в частности технологии игрового обучения, технологии развития критического мышления [3].

В контрольной группе (8 «Б» класс) уроки проводились традиционно без использования активных технологий обучения, в экспериментальной группе (8 «А» класс) на уроках применялись образовательные технологии.

Целью контрольного этапа экспериментального исследования стало выявление результативности формирования предметных компетенций обучающихся на уроках физики. В рамках данного этапа была проведена повторная диагностика уровня сформированности предметных компетенций обучающихся контрольной и экспериментальных групп по вышеназванным критериям. В качестве диагностического материала (позволяющего выявить уровень предметных компетенций) была использована промежуточная контрольная работа за 8 класс. В контрольную работу были включены задания по каждому из критериев, по которым и проводилась оценка уровня сформированности предметных компетенции.

Итоговая диагностика уровня сформированности предметных компетенций показала, что в экспериментальной группе, где активно применялись образовательные технологии повысилась заинтересованность и сформировалась положительная мотивация в учебном процессе; повысился уровень предметных компетенций и знаний в области предмета физики.

Разработанные уроки способствовали повышению интереса обучающихся кК изучению физики.

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп контрольного этапа исследования, можно с уверенностью сказать, что уроки с применением технологий активного обучения, проведенные в 8 «А» классе, дают больший результат к изучению предмета физики, чем в 8 «Б» классе, где проводились традиционные уроки. В экспериментальном 8 «А» классе результаты сформированности предметных компетенций обучающихся значительно выше. У таких учеников заинтересованность и положительная мотивация в учебном процессе была хуже, уроки для них были скучны и обучающиеся не видели связи между учебным материалом и реальной жизнью.

Список литературы:

1. Гузеев В.В. Организация процесса обучения. Внедрение образовательных технологий. М.: Народное образование, 2017. 120с.

2. Карпачёва Т.В. Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. 186 с.

3. Карпачёва Т.В. Игровые технологии на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС // Практическая педагогика и психология: методы и технологии. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С.137 - 141.

4. Полат Е.С. Появление новых педагогических и информационных технологий в системе образования. М.: наука, 2018. 143 с.

5. Смородинова М.В. Формирование предметных компетенций учащихся основного общего образования: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика история педагогики и образования. М., 2010. 25с.

УДК 378

FORMATION OF SUBJECT COMPETENCIES OF STUDENTS IN PHYSICS LESSONS THROUGH ACTIVE EDUCATIONAL

TECHNOLOGIES

Konstantin Y. Panfilov

master student panfilovkosta445@gmail.com Tatiana V. Karpacheva

Candidate of Agricultural Sciences, associate Professor

michurinsk_68@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers a methodology for the formation of subject competencies of students based on an activity approach, according to which the assimilation of the content of training and the development of a student occurs in the process of his own vigorous activity, organized using active educational technologies. The results of the study are presented.

Keywords: subject competencies, active educational technologies, levels of formation of subject competencies.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.