УДК 373.1
НОВЫЙ ФОРМАТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА - ON-LINE
Татьяна Владимировна Карпачёва
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
[email protected] Николай Юрьевич Шапко
студент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения онлайн-уроков в условиях дистанционного обучения. Отмечены методические аспекты использования дистанционных образовательных технологий в электронном обучении школьников.
Ключевые слова: информатизация основного общего образования, дистанционные технологии, электронное обучение, онлайн-уроки информационно-коммуникационные компетенции педагога.
Ведущей тенденцией развития отечественной системы образования является процесс информатизации, направленный на широкое применение в учебном процессе информационных технологий, отвечающих требованиям информационного общества и открывающих возможности совершенно новых методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся [2,5]. Одним из направлений информатизации образования является реализация в школах образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» электронное обучение, представляет собой организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и учителя. Дистанционными называются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов [7].
В условиях сложившейся эпидемиологическом ситуации в практику школьного электронного обучения все прочнее входят онлайн-уроки, представляющие собой форму организации учебной деятельности обучающихся с использованием электронных средств обучения, дистанционных технологий в интерактивном режиме.
Организация онлайн-урока возможна при наличии в школе современной электронной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, телекоммуникационные технологии, поддерживающие интерактивное дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса [6]. Как правило, они проводятся в режиме видеоконференций с использованием с платформ Zoom, Google Duo,Edmodo, CORE и др.
Подготовка к онлайн-уроку - процесс трудоемкий, требующий от учителя владением необходимыми профессиональными и информационными компетенциями. Он предполагает не только определение цели и задач урока, его типа и структуры, методов, содержания, но и разработку методического электронного инструментария, обеспечивающего организацию дистанционной учебной деятельности обучающихся.
Важным моментом при проектировании урока в режиме on-line является установление типа урока, который определяет его структуру. Каждый из четырех основных типов уроков по ФГОС (урок открытия новых знаний, обретения умений и навыков; урок рефлексии; урок систематизации знаний и урок развивающего контроля) может быть организован в режиме онлайн.
На этапе подготовки урока учителю необходимо продумать методы, приёмы и электронные средства, побуждающие обучающихся к активной учебной деятельности, обеспечивающие оптимальное дистанционное взаимодействие всех участников на каждом этапе оплайн-урока, сочетание индивидуальной и групповой работы. При этом предпочтение следует отдавать методам проблемного обучения, кейс-методам, приёмам технологии критического мышления.
Для достижения максимальной самостоятельности обучающихся учителю необходимо продумать формат представления учебной информации -видеоматериалы, презентации Power Point, аудиозаписи, электронные дидактические материалы, электронные учебники и работу с ними, особенно с технической точки зрения [1].
Онлайн-урок предполагает проверку знаний обучающихся. Одним из вариантов контроля является тестирование в режиме on-line, результат которого оценивается автоматически. С этой целью учитель может использовать разные программы, например, «MyTest». Она работает с тремя типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор и установление порядка следования, имеет удобный редактор тестов и позволяет применять в тестовых заданиях графические изображения в качестве иллюстраций. В ходе работы программа
«MyTest» формирует вопросы и варианты ответов к ним в случайном порядке, что исключает списывание и повышается объективность контроля знаний. После того как обучающиеся ответит на все вопросы теста, программа выдаёт результаты тестирования, которые при соответствующей настройке отправляются по компьютерной сети на сервер учителю вносятся в электронный журнал [3,4].
Владеть учебной ситуацией на онлайн-уроке, скорректировать механизм дистанционного взаимодействия его участников, выбрать иную форму подачи учебной информации, определить результативность таких уроков учителю позволит наличие обратной связи. С этой целью в электронном обучении применяются разнообразные технологии обратной связи, позволяющие определить не только состояние взаимопонимания в группе, но и уровень предметных знаний.
В условиях онлайн взаимодействия учитель выступает консультантом, направляет обучающихся на самостоятельный поиск учебной информации, представляя ссылки на нужные информационные источники и раскрывая дидактический потенциал электронных ресурсов при организации индивидуальной и групповой работы. Педагогам необходимо научиться проектировать онлайн-урок в логике учебной продуктивной деятельности, позволяющей каждому обучающемуся развивать учебно-познавательные, и информационно-коммуникативные компетенции, проявлять инициативу и самостоятельность [8].
При онлайн взаимодействии, совмещении новых технологий с человеческим общением существенно возрастает психофизиологическая нагрузка учителя-предметника, ответственность за техническую сторону проведения урока при использовании непривычных каналов передачи учебной информации. Овладение методическими аспектами проведения подобных уроков возможно только при их практической реализации, на своих собственных ошибках в случае их выявления. Учитывая активную интеграцию онлайн-уроков в образовательный процесс, каждому учителю необходимо
развивать информационно-коммуникативные компетенции и совершенствовать свои профессиональные умения при использовании онлайн-обучения в практике своей работы.
Список литературы:
1. Анциферова О.В., Колосова Т.Н., Попова Т.И., Щукина К.А. Методика проведения онлайн-урока в рамках педагогики сотрудничества: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: издательство Санкт-Петербургского государственного университета. 2019. - 88с.
2. Карпачёва Т.В., А.И. Рубанов. Технологии мультимедиа в профессиональной подготовке будущих педагогов // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Шете^конференции (с международным участием). -Тамбов: Издательский дом «Державинский». 2020. С.154-157.
3. Карпачёва Т.В. Медиаобразование в курсе основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы управления качеством образования: сборник статей Международной научно-методической конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие». 2020. С. 51-55.
4. Карпачёва Т.В. Обеспечение современного качества профессионального образования на основе системы «Moodle» // Информационные технологии в образовании и аграрном производстве: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Брянск: Изд-во Брянский ГАУ. 2020. С.620 - 623.
5. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Москва: ГНИИСИ, 1998.
6. Манаенкова М.П., Соколова С.О. Проблемы формирования безопасной развивающей образовательной среды вуза // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сборник статей по итогам работы восьмого круглого стола со Всероссийским и международным участием. 2020. С. 188-189.
7. Об образовании: Федеральный закон [принят Гос. Думой 21.12.2012]. Москва: Проспект, 2015. 160 с.
8. Романкина М.Ю. Формирование и развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся при использовании современных технологий в обучении // Наука и Образование. Т.2. № 4. 2019.
UDC 373.1
NEW FORMAT OF MODERN LESSON - ON-LINE
Tatyana V. Karpacheva
Candidate of Agricultural Sciences, associate Professor
michurinsk_68@mail .ru Nikolay Yu. Shapko student
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article discusses the features of preparing and conducting online lessons in distance learning. The methodological aspects of the use of distance learning technologies in e-learning for schoolchildren are noted.
Key words: informatization of basic general education, distance technologies, e-learning, online lessons information and communication competencies of a teacher.
Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.
The article was submitted 02.02.2021; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.