дисциплинам бакалвриата профессионального обучения // European Social Science Journal/ 2014/ #11-1 (50) / C. 315-321
8. Соловьева Р.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды. Структуры, технологии / Р.А. Соловьева // Известия. БГАРФ. - Калининград, 2017. - №2 (40): - С. 284-287.
9. Сивцева Т.В. История становления российского дистанционного образования // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сопредседатели программного комитета: В.Г. Дегтярь, В.П. Клочков, Т.В. Малькова. Курган, 2020. С. 304-311
10. Akaslan, Dursun, and Effie LC Law. "Measuring teachers' readiness for e-learning in higher education institutions associated with the subject of electricity in Turkey." 2011 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). IEEE, 2011. http://dx.doi.org/10.1109/EDUC0N.2011.5773180.
11. Imran A.S., Pireva K., Dalipi F., Kastrati Z. (2016) An Analysis of Social Collaboration and Networking Tools in eLearning. In: Zaphiris P., Ioannou A. (eds) Learning and Collaboration Technologies. LCT 2016. Lecture Notes in Computer Science, vol 9753. Springer, Cham DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-39483-1 31.
12. Barakhsanova E.A., Varlamova V.A., Vlasova E.Z., Nikitina E.V., Prokopyev M.S., Myreeva A.N. Vocational training of school teachers in yakutia's universities through the principle of regionalization (case study of the methodology of teaching natural science to prospective teachers) // Espacios. 2018. Т. 39. № 20. С. 35.
13. Barakhsanov V.P., Barakhsanova E.A., Druzyanov I.I., Savvinova E.I. Virtual communication and game of go (baduk) among svfu students // Theory and Practice of Physical Culture. 2015. № 10. С. 6
14. Vlasova E.Z., Avksentieva E.Y., Goncharova S.V., Aksyutin P.A. Artificial intelligence - The space for the new possibilities to train teachers. Espacios, 2019. Т. 40. № 9. С. 17.
15. Vlasova E.Z., Goncharova S.V., Barakhsanov V.P., Ivanova E.A., Karpova N.A., Iljina T.S., Sysoeva A.S. Digital transformation of the pedagogical education in the russian federation. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Т. 7. № S10. С. 52.
16. Vlasova E.Z., Goncharova S.V., Kuzin Z.S., Karpova N.A., Iljina T.S., Gosudarev I.B., Avksenteva E.Yu. Artificial intelligence. the area of adaptive possibilities for methodological innovations in pedagogic education. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Т. 7. № S10. С. 9.
Педагогика
УДК 378.14
доктор педагогических наук, профессор,
аведующий кафедрой Барахсанова Елизавета Афанасьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); аспирантка кафедры педагогики Алексеева Мария Егоровна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИЯ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена организацией удаленного обучения в сельской общеобразовательной школе Республики Саха (Якутия) (РС(Я)) на основе опыта работы педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ). Проанализированы и обобщены позиции перспективных направлений реализации удаленного обучения в школе, также рассматриваются содержательный аспект реализации данной формы обучения на предмет их соответствия к потребностям реализации дистанционного обучения в школе. Изучены самые распространенные в данное время цифровые сервисы, их помощь в разработке учебных материалов, рассматривающие педагогические возможности дистанционного обучения к организации удаленного обучения в сельской общеобразовательной школе.
Ключевые слова: дистанционное обучение, удаленное обучение, цифровые технологии, электронное обучение, сельская школа.
Annotation. The relevance of the research is due to the organization of remote education in rural secondary schools of the Republic of Sakha (Yakutia) based on the experience of the pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFU). The article analyzes and summarizes the positions of promising directions for the implementation of distance learning at school, and also considers the content aspect of the implementation of this form of education for their compliance with the needs of implementing distance learning at school. We have studied the most common digital services at the moment, their assistance in the development of educational materials, considering the pedagogical possibilities of distance learning to the organization of remote education in a rural comprehensive school.
Keywords: distance learning, remote learning, digital technologies, e-learning, rural school.
Введение. Дистанционное обучение приобрело особую актуальность в профессиональной деятельности учителя в 2020 году в связи с пандемией COVID-19, обусловившей переход всего населения страны в режим самоизоляции на неопределенный срок. Необходимость сохранения непрерывности и обеспечения целостности процесса образования школьников актуализировала в педагогической среде поиск новых средств, форм, способов обучения и воспитания детей «на расстоянии», в связи с чем Министерство просвещения Российской Федерации разработало методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В общеобразовательной школе форма дистанционной работы не имела широкого распространения, так как традиционное обучение и воспитание подрастающей личности основывается на непосредственном взаимодействии педагога и класса (классно-урочная система обучения). В условиях вынужденного массового
дистанционного обучения организацию урока с использованием средств телекоммуникации можно рассматривать как инновационную деятельность в работе современного учителя.
Образовательная ситуация, возникшая в результате объявленного режима самоизоляции, активизировала вынужденные решения по организации образовательного процесса в дистанционном режиме. Актуальность исследования обусловлена обеспечением дистанционного обучения с учетом специфики организации удаленного обучения в образовательных организациях на основе опыта работы кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ.
Цель исследования - раскрытие значимости использования цифровых технологий, обеспечивающие удаленное обучение средствами и технологиями дистанционного обучения в сельской общеобразовательной школе Якутии.
Для выполнение поставленной цели нами были решены следующие педагогические задачи: проанализировать позиции перспективных направлений использования в образовательном процессе средства и платформы дистанционного обучения, также организация удаленного обучения сетевыми технологиями, рассмотрены самые распространенные в данное время цифровые сервисы, их помощь в разработке учебных материалов, рассматривающие педагогические возможности дистанционного обучения к организации удаленного обучения в общеобразовательной школе.
В рамках данной статьи представлена значимость реализации удаленного обучения в сельских школах Якутии.
Изложение основного материала статьи. Якутия - самый крупный по площади субъект Российской Федерации (3103,2 тыс. кв. км.) и остается одним из самых изолированных и труднодоступных регионов России в транспортном отношении. Природно-климатические условия РС(Я) во многих отношениях характеризуются как экстремальные, самым холодным с экстремальными природно-климатическими условиями, доля общеобразовательных организаций в труднодоступных местах составляет 78%. [3].
В исследовании мы опирались на идеи о саморегулируемом обучении школьников и студентов с использованием цифровых технологий, а также о цифровых технологий, которые формируют педагогическую практику в школе и в вузе. Определенный вклад внесли в теории развития информационного общества и информатизации социальной и образовательной среды (С.А. Бешенков [1], Е.З. Власова [2]; И.В. Роберт [4], М.П. Лапчик [5] и др.). В обосновании и изучении организационно-педагогических условий информатизации образования в РС(Я) внесли Е.А. Барахсанова [6], А.А. Слободчикова, Е.А. Барахсанова, А.И. Данилова [7], М.А. Сорочинский [8], Т.В. Сивцева [9], М.С. Прокопьев [10] и др.
В научных трудах специалистами выявлены теоретические и методические аспекты адаптации новых информационных технологий и средств обучения в образовательном процессе, изменение теории и методики обучения под их воздействием трансформация педагогической системы, также аргументированы, что имеющиеся практический опыт обучения и теоретические исследования показывают, что для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов на всех уровнях образования в современных информационно-образовательных пространствах необходима трансформация существующей педагогической системы в условиях развития средств информационно -коммуникационных технологий (Barakhsanova, Golikov, Sorochinsky, Lukina, Ilina, Nikitina, 2018 [11]; Vlasova, Avksentieva, Goncharova, Aksyutin, 2019 [12]. Основные элементы педагогической системы, включая педагогические задачи и педагогические технологии для их решения, на современном этапе педагогический процесс нами рассматривается в новой образовательной информационной, интерактивной, мультимедийной, информационно-образовательной электронной среде.
Несмотря на интенсивные поиски ученых-педагогов в этой области, вопросы использования новых информационных технологий и средств обучения в образовательном процессе, еще недостаточно исследованы организация удаленного обучения в школе и вузе.
В общеобразовательной школе форма дистанционной работы не имела широкого распространения, так как традиционное обучение и воспитание подрастающей личности основывается на непосредственном взаимодействии педагога и класса (классно-урочная система обучения). В условиях вынужденного массового дистанционного обучения организацию урока с использованием средств телекоммуникации можно рассматривать как инновационную деятельность в работе современного учителя.
В дистанционном обучении школьников интерактивной формой организации учебно-познавательной деятельности остается урок, в сложившихся обстоятельствах в онлайн формате. Онлайн - (от англ. on line -«на линии», «на связи», «в сети», «в эфире») - «находящийся в состоянии подключения». Следовательно, онлайн-урок - форма удаленной организации учебно-воспитательного процесса в прямом эфире через телекоммуникационные сети.
Онлайн-урок подразумевает сохранение «живого общения» через работу педагога с обучающимися в прямом эфире, организацию учебно-познавательной деятельности с помощью различных интернет-платформ, предназначенных для удаленного общения и проведения мероприятий обучающего характера.
Как показывает опыт работы школ РС(Я) за апрель-май 2020 года, педагогами школ наиболее активно используются интернет платформы ZOOM, Discord, в связи с их простым понятным алгоритмом управления и возможностью одновременного включения большого количества участников.
Зум (ZOOM) - интернет-платформа для проведения видеоконференций, организации дистанционного обучения. Данная платформа в период самоизоляции предоставила бесплатную площадку для проведения онлайн-мероприятий, занятий, уроков. Достаточно простой процесс регистрации и возможность использовать через компьютер и мобильный телефон (через приложение) делают эту программу наиболее популярным среди педагогов и обучающихся. При регистрации программа выдает для каждого урока идентификационный номер и код связь-конференции, учитель назначает дату, время онлайн-встречи. Также программа формирует приглашение, которое учитель через социальные сети, электронную почту отправляет своим ученикам. Среди необходимого для педагогов функционала в Зуме можно отметить режимы демонстрации экрана и совместного использования экрана в качестве учебной доски, также предоставление возможности проведения групповой работы обучающихся.
Следующая рассматриваемая нами платформа «Дискорд» (Discord) первоначально была разработана для голосового сопровождения сетевых геймов (групповых игр на расстоянии через интернет) и стала достаточно популярной международной платформой для общения молодежи. В период вынужденного перехода на дистанционное обучение Дискорд стал удобным инструментом для проведения онлайн-уроков для учащихся
среднего и старшего звена, так как подростки и молодёжь достаточно хорошо знакомы с функционалом данного сервера с точки зрения игрового сервера. Дискорд предлагает голосовые каналы для личных бесед, групповых обсуждений, видеоконференций и консультаций. Технические возможности платформы позволяют учителю создать учебную среду. В отличие от Зум Дискорд не требует от учителя предварительной постановки даты и времени онлайн-урока, также не ограничивает время занятия. По расписанию ученики сами заходят на платформу и включаются в голосовой канал. Для каждого класса учитель создаёт отдельный голосовой канал-кабинет (количество каналов и участников не ограничено), доступ к которому можно получить только по приглашению учителя (приглашение отправляется один раз). Каждый канал-кабинет учитель может наименовать, например, «Русский язык. 9 Б класс». Обучающиеся входят в Дискорд, и учитель прикрепляет им роли, например, «Ученик 7 «а» класса». В текстовых каналах учителя могут отправлять сообщения или загружать файлы и изображения, которые всегда будут доступны обучающимся. В голосовых каналах есть режим демонстрации экрана (Go Live), который позволяет преподавателям показывать во время занятия видеоуроки, презентации, выполнять совместные разборы задач и др.
Таким образом, платформы «Зум», «Дискорд» помогают организовать достаточно функциональный виртуальный кабинет для проведения онлайн-уроков.
Следует отметить, что по рекомендациям СанПиН и Рособрнадзора продолжительность онлайн-урока составляет не более 30 минут, что на 15 минут меньше времени традиционного урока. Уменьшение урочного времени требует при планировании обучения пересмотра этапов урока, объема заданий, форм работы и др. Для индивидуального обучения, консультаций в прямом эфире также удобно использовать Скайп и мессенждер «Ватсап», позволяющие инициировать видеосвязь между учителем и учениками. Для организации тематических практикумов, тренировок, закрепления изученных правил учителя обращаются к различным цифровым образовательным сайтам (интерактивные сайты «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Якласс», «РЭШ» («Российская электронная школа»), «Решу ЕГЭ (ОГЭ, ВПР)», предметная рабочая тетрадь Skysmart и др.).
Для организации обратной связи наиболее удобны интернет-сервисы: Гуглклассрум, персональная электронная почта, мессенждер «Ватсап» (отправляются фотографии письменных работ обучающихся), электронный журнал «Сетевой город». Более подробно рассмотрим сервис «Гуглклассрум». Google Classroom, Google Класс - это популярная онлайн-платформа, выпущенная корпорацией Гугл (Google.inc) в 2014 году специально для учителей. Данная платформа включает в себя актуальные сервисы, способствующие решению различных задач, в том числе и образовательных, например, упрощает создание, распространение и оценку заданий, также обеспечивает обратную связь учителя с учениками. Учителя на онлайн-уроках в режиме демонстрации экрана активно используют в качестве учебного материала следующие формы: готовые тематические видеоуроки и видеоролики с канала «Ютуб» (рекомендуется предварительный экспертный просмотр педагога), виртуальные музеи и экскурсии, видеозаписи концертов, телевизионные консультации; тематические презентации в программе Power Point. Удобство программы Power Point еще заключается в том, что при онлайн демонстрации презентация переходит в режим учебной доски, т.е. на слайде во время показа можно подчеркивать, писать, рисовать, чертить и пр.
Подводя итог, надо отметить, что вынужденный переход на дистанционное обучение в период самоизоляции позволил каждому педагогу пересмотреть свои компетенции в области информационно-коммуникационных технологий и путем самообразования, проб и ошибок совершенствовать умения и навыки, построить индивидуальную систему работы в удаленном формате, расширить педагогические возможности за счет использования в образовательной деятельности широкого спектра современных цифровых электронных ресурсов.
С дистанционно формой обучения многие школьники и учителя сталкиваются впервые. Для того, чтобы узнать их общее мнение о достоинствах, а также о проблемах дистанционного обучения, нами был проведен опрос среди школьников, и учителей МБОУ «Ары-Толонская основная общеобразовательная школа им. А.С. Сыромятниковой», которая находится в Томспонском районе РС(Я) с. Ары-Толон. С 11 июля 2005 года приказом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова школе было присвоено имя одной из первых писательниц Якутии А.С. Сыромятниковой и студентов кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ.
Данный опрос был проведен в виде онлайн-анкетирования дистанционно, школьникам, учителям и студентам рассылались вопросы, на которые они могли ответить анонимно. Респондентам были заданы несколько вопросов.
Таблица 1
Преимущества дистанционного обучения для школьников, студентов и учителей, %
Вопросы школьники студенты учителя
Работа на компьютере 100 100 52
Психологическая комфортность 20 70 5
Экономия времени 45 55 10
Опыт самостоятельного использования электронного учебного материала 25 90 15
Возможность обучения дома 50 95 20
Гибкий график и темп обучения 80 95 15
Возможность работы в любом месте и в любой час 60 90 20
Освоение навыка работы с системой ДО 70 95 85
Особых преимуществ в ДО не нахожу - 65 75
Таблица 2
Трудности в дистанционном обучении, %
Вопросы школьники студенты учителя
Отсутствие общения с одногрупниками 90 65 95
Отсутствие помощи преподавателя, учителя 100 100 100
Нехватка времени в связи с домашними делами 85 50 65
Не всегда могу заставить себя сесть заниматься 75 65 60
Проблемы с интернет соединением 85 35 55
Выводы. Дистанционное обучение эффективно в том смысле, что оно может быть использовано для решения таких проблем, как ознакомить преподавателей и учителей из разных регионов с опытом и разработками ведущих мировых специалистов в области использования новых технологии в образовании. Такая организация образовательного процесса в школах требует от учителей прохождения курсов повышения квалификации по использованию современных образовательных технологий для расширения степени его использования и внедрения в учебный процесс.
Считаем, что теоретическое осмысление организации удаленного обучения в школах РС(Я) позволило решить задачи, которые необходимы для выявления специфики цифрового образования, в определении сущности цифровой зависимости обучающихся в образовательной деятельности и в практике.
Литература:
1. Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T26. С. 106-110.
2. Бешенков С.А. Образовательные риски современного информационного социума и информационно-когнитивные технологии [Текст] / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, Э.В. Миндзаева // Информатика и образование. 2015. № 8 (267). С. 19-21 [Электронный ресурс]. - URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=25030469 (дата обращения: 08.09.2016).
3. Власова Е.З. Корпоративное обучение педагогов технологиям электронного обучения. // Современное образование: традиции и инновации. - 2018. - №1. - С. 44-49.
4. Жиркова З.С. Циркумполярное образовательное пространство региона: монография / З.С. Жиркова; ФГАОУ ВПО «СВФУ им. М. К. Аммосова». - СПб: «Реноме», 2018. - 144 с.
5. Роберт И.В. Информационно-образовательное пространство [Текст] / И.В. Роберт, И.Ш. Мухаметзянов, В.А. Касторнова В.А. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 92 с.
6. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 182 с.
7. Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А., Данилова А.И. Научно-методические основы разработки электронных учебных средств: монография / Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А., Данилова А.И.; М-во образования Московской обл., ГОУ ВПО Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2007.
8. Сорочинский М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза / М.А. Сорочинский // Общество: социология, психология, педагогика. - №8. - 2018. (0,25 п.л).
9. Сивцева Т.В. История становления российского дистанционного образования // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сопредседатели программного комитета.
10. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель XXI век. - 2012. - N 3. С. 27-32.
11. Barakhsanova E.A., Golikov A.I., Sorochinsky M., Lukina T., Ilina E., Nikitina E.V. Implementation of the master program"corporate e-learning" in the online interaction of russian universities // Espacios. 2018. Т. 39. № 20. Pp. 36.
12. Vlasova E.Z., Avksentieva E.Y., Goncharova S.V., Aksyutin P.A. Artificial intelligence - The space for the new possibilities to train teachers. Espacios, 2019. Т. 40. № 9. Pp. 17.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Баринова Наталья Геннадьевна
Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); старший преподаватель Воробьева Оксана Игоревна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ процесса формирования профессионального интереса у студентов, обучающихся высшем учебном заведении. В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить степень проявления склонности к профессиональной деятельности у студентов и выяснить ее влияние на формирование профессионального интереса в период обучения студентов в вузе. Рассмотрено профессиональное образование на современном этапе. В статье констатируется авторами о том, что формированию устойчивого профессионального интереса