7. Menshikov P. V. Psihologicheskie issledovaniya didakticheskoj kommunikacii [Psychological research into didactic communication]. Kaluga, 2017, 273 p. (In Russian).
8. Zuev V. M., Manahov S. V., Galanov V. A., Gagiev N. N. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie kak bazovyj faktor formirovaniya chelovecheskih resursov: sostoyanie, problemy, puti razvitiya [Continuous professional education as a basic factor of human resources formation: condition, problems, ways of development]. Moscow, 2018, 215 p. (In Russian).
9. Petrov A. Yu., Petrov Yu. N., Petrova N. S. Podgotovka kvalificirovannyh kadrov pri dual'nom obuchenii v professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Training of qualified personnel for dual training in a professional educational organization]. Nizhny Novgorod, 2018, 271 p. (In Russian).
10. Robert I. V., Muhametzyanov I. SH., Kastornova V. A. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo [Information and education space]. Moscow, 2017, 92 p. (In Russian).
11. Stashkevich I. R., Saveleva S. V. Prakticheskie osnovy sozdaniya predmetnyh uchebnyh kursov [Practical basics of creating subject training courses]. Chelyabinsk, 2019, 69 p. (In Russian).
12. Zaharova I. G., Lapchik M. P., Pak N. I. et al. Sovremennye problemy informatizacii obrazovaniya [Modern problems of informatization of education]. Omsk, 2017, 402 p. (In Russian).
13. Sergeev I. S. Sistema organizacionno-pedagogicheskogo sopro-vozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayu-shchihsya v usloviyah vertikal'no integrirovannogo nepreryvnogo obrazovaniya [System of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the conditions of vertically integrated continuous education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2017, 44 p. (In Russian).
14. Shafranova O. E. Aksiologicheskie aspekty proektirovaniya nepre-ryvnogo obrazovaniya prepodavatelya vysshej shkoly [Axiological aspects of the design of continuous education of a higher school teacher]. Blagoveshchensk, 2018, 198 p. (In Russian).
15. Shumova Yu. V. Organizacionno-pravovye osnovy inklyuzivnogo vzaimodejstviya mezhdu vsemi uchastnikami obrazovatel'nogo processa v vysshem uchebnom zavedenii [Organizational and legal framework for inclusive interaction between all participants of the educational process in a higher education institution]. Chelyabinsk, 2018, 64 p.
УДК/UDC 373.1 С. В. Погодина, А. А. Попов, Т. А. Яндукова
S. Pogodina, A. Popov, T. Yandukova
ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
OPPORTUNITIES AND RISKS OF DISTANCE LEARNING IN THE SECONDARY SCHOOL
Введение. В статье раскрыты сущность, научные представления о дистанционном обучении в общеобразовательной школе. В результате анализа научной литературы авторы выделяют плюсы и минусы дистанционного обучения.
Методология. При написании статьи применялся комплекс теоретических методов, в числе которых -анализ научной литературы по исследуемой проблематике; отбор, изучение, систематизация источников исследования.
Результаты исследования способствуют решению актуальной научной задачи - расширению научных представлений о содержании дистанционного обучения, его организации, формах, условиях результативности.
Заключение. Выводы исследования будут способствовать совершенствованию практики дистанционного обучения; разработке рекомендаций по содержанию дистанционного обучения в общеобразовательной школе для школьников, их родителей и учителей.
Introduction. In the article reveals the essence, scientific ideas about distance learning in the secondary school. As a result of the analysis of scientific literature and pedagogical practice, the authors highlight the pros and cons of distance learning. According to the authors, the introduction of distance learning in the secondary school as the main form of organization of educational process in modern conditions is not possible.
Methodology. In writing the article a set of theoretical methods was used. This set of methods included the analysis of scientific literature on the investigated issues; selection, study, systematization of research sources; typology.
The results of the research contribute to the solution of an actual scientific problem - the expansion of scientific ideas about the content of distance learning, its organization, forms, conditions of effectiveness.
Conclusion. Research findings will contribute to improve the practice of distance learning; development of recommendations on the content of distance learning in the secondary school for students, their parents and teachers.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные платформы, онлайн- и офлайн-форматы обучения.
Keywords: distance learning, educational platforms, online and off-line learning formats.
Введение
Развитие цифровых технологий в современных условиях позволяет использовать их в образовательном процессе в ряде случаев: в системе дополнительного образования; обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; обучение детей в форме экстерната; обучение детей, прибывших из других школ или регионов, имеющих разные учебные планы; климатически сложные ситуации в регионе; карантинные мероприятия и др.
Методология
Результативность учебного процесса, уровень качества обучения вышеперечисленных категорий обучающихся, по мнению М. В. Лапенок, в значительной мере зависит от интенсивных форм обучения, одной из которых может стать дистанционная форма обучения [9].
По мнению В. Л. Шатуновского и Е. А. Шатуновской, «дистанционное обучение - это учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (интернет, электронная почта), т. е. без непосредственного контакта между ними» [18]. В свою очередь М. А. Щадная определяет дистанционное обучение как «обучение, соответствующее современным тенденциям в образовании, позволяющее включать в образовательный процесс современные информационно-телекоммуникационные технологии, которые позволяют создать комфортную среду для тех, кто учится, и для тех, кто обучает, и создающие атмосферу активной включенности в учебный процесс» [19]. В нашем исследовании под дистанционным обучением мы будем понимать форму интерактивного взаимодействия между учителем, обучающимися и источником информационного ресурса, отражающую все компоненты учебного процесса: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Дистанционное обучение сочетает традиционные формы обучения, такие как очное, заочное и самообразование. Цифровые технологии позволяют осуществлять дистанционное обучение в следующих формах: общение с учителем, возможность общения с одноклассниками, контроль со стороны родителей.
М. Н. Антипина, Т. А. Гусева, Е. Г. Жигирева, Е. Н. Кривошеева, В. Н. Луковцева, В. В. Юмагузин разводят понятия «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение». По мнению авторов, дистанционное обучение представляет собой форму получения образования обучающимся, основанную на самостоятельной работе по специально разработанной программе на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Обучающиеся обязаны с определенной периодичностью представлять результаты своего труда учителю. Онлайн-обучение - форма получения образования обучающимся с помощью компьютера или другого гаджета в режиме реального времени посредством соединения ресурсами интернет [2; 8; 20].
При выборе дистанционного или онлайн-обучения следует учесть, что обе эти формы требуют большой самодисциплины и сознательности от обучающихся, что не всегда возможно в условиях массовой школы в силу возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, реализацию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие технической возможности (отсутствие компьютера, гаджетов и/или Интернета). Еще один немаловажный факт - длительность и количество занятий регламентируются санитарными правилами в методических рекомендациях по организации дистанционного обучения [11] в сторону уменьшения, что, несомненно, сказывается на качестве образования в связи с недостаточной отработкой универсальных учебных навыков.
С. Э. Низомхонов выделяет основополагающие положения дистанционного обучения, такие как: 1) организация процесса обучения на самостоятельной познавательной деятельности ученика; 2) самообразование, то есть предполагает активную познавательную самостоятельную мыслительную деятельность обучающегося; 3) дистанционное образование должно быть личностно ориентированным, что предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучающихся, что сложно сделать без личного контакта [13].
Д. А. Абдуллаев и З. М. Муцурова отмечают важность коммуникативной роли дистанционного обучения. Процесс обучения в общеобразовательной школе сложно представить без регулярного учебного диалога между учителем и учеником, учеником и учеником. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В дистанционном обучении учебный диалог представлен телекоммуникационными технологиями в онлайн-
и офлайн-форматах. Онлайн-технологии позволяют обмениваться информацией участникам образовательного процесса в режиме реального времени, то есть отправленное сообщение, достигнув компьютера адресата, мгновенно адресуется на надлежащее устройство вывода. Офлайн-технологии позволяют сохранять полученные сообщения на компьютере адресата, который может посмотреть полученную информацию в любое время [1].
Как отмечает Б. А. Намаканов, существенным недостатком дистанционного обучения является отсутствие прямого контакта (без использования технических средств связи - видео и аудио) между учителем и обучающимися, между обучающимися, что снижает качество образования и может служить причиной поведенческих расстройств обучающихся и мешать их социализации [12].
В работе Е. А. Булаевой и С. А. Котовой рассмотрены условия результативности дистанционного обучения [4]. Перечислим и дополним их.
Дистанционное обучение должно быть системным, в свете требований ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО, отвечать особенностям системно-деятельностного подхода, то есть обучающиеся должны быть не «наблюдателями эфирного урока», а «творцами учебной деятельности». На наш взгляд, личная активность в деятельности обучающегося в системе дает качество образования. Наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих обучающихся [6].
Следующим необходимым условием результативности дистанционного обучения заключается в единстве электронной образовательной среды для всех обучающихся класса или параллели по всем предметным дисциплинам с возможностью взаимодействия между обучающимися и учителем, между обучающимися класса по образовательным, развивающим и воспитательным вопросам. Немаловажным условием является доступность, то есть бесплатность образовательной платформы и простота ее использования как в онлайн-, так и офлайн-форматах, а также хранение, регулярное обновление и систематизация представленных в образовательной платформе учебных материалов.
На наш взгляд, при дистанционном обучении еще острее встает проблема единства образовательных программ для обучающихся различных регионов страны. Таким образом, учебный материал образовательных платформ (Российская электронная школа, Московская электронная школа, Яндекс.Учебник,
Учи.ру и др.) должен быть рецензирован специалистами согласно единой программе.
Дистанционное обучение должно сочетать традиционные аудиторные занятия и возможность индивидуальной работы с обучающимися. Длительность аудиторных и индивидуальных занятий и качество представленных учебных материалов должны соответствовать санитарным нормам. Под особым контролем необходимо осуществлять мониторинг дистанционного учебного процесса и качества усвоения материала обучающимися.
Кроме того, дистанционное обучение достаточно трудозатратно, так как требует работы целого ряда дополнительных специалистов. М. В. Лапенок отмечает, что информационные ресурсы разрабатываются коллективами в составе: специалистов в предметных областях учебных дисциплин с целью адаптации учебного материала для цифрового и дистанционного формата (в ряде причин это невозможно, например, проблематичным становится организация опытов по химии или лабораторных работ по физике); программисты и системные администраторы, знающие функциональные возможности цифровых технологий и требования к структуре дистанционных занятий для всех трех групп обучающихся (начальное, среднее и старшее звено); специалистов в области разработки программного обеспечения педагогического и психологического назначения; специалистов в области графики и мультимедиа, например программистов-дизайнеров; операторов-оцифровщиков [10].
С. И. Петров, Р. Г. Петрова, Т. В. Рябова, говоря о качественной организации дистанционного обучения, отмечают, что учителю необходимо обладать множеством профессиональных компетенций. Это и владение содержанием дисциплины и традиционными, апробированными временем методиками преподавания, и современными методиками преподавания, владение информационными технологиями [14]. Практика дистанционного обучения в условиях повышенной готовности весной 2020 учебного года показала, что не все учителя готовы к такому формату ведения учебных занятий.
К. Е. Безух, Н. В. Киселева в своей работе описывают формы организации дистанционного обучения средствами цифровых технологий. Перечислим и дополним предложенный список форм: 1) онлайн-урок в реальном или отсроченном времени в аудио-, видео-, текстовом или презентативном виде; 2) групповые или индивидуальные консультации в реальном (мессенджеры, чаты, социальные сети, онлайн-конференции) или отсроченном времени (электронная почта); 3) семи-
нары (для обучающихся старшей ступени обучения с целью обобщения и систематизации материала); 4) практические работы; 5) проекты; 6) домашние задания; 7) контроль; 8) игры; 9) организация внеурочной деятельности; 10) работа с родителями (мессенджеры, социальные сети, организация консультаций и родительских собраний в онлайн-формате) [3].
Н. В. Халтурина, А. В. Хуторской, О. Н. Четверикова и другие авторы выделяют в своих работах положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения [15; 16; 17].
Результаты
Рассмотрим тезисно положительные стороны дистанционного обучения.
Дистанционное обучение снимает территориальные ограничения образовательного пространства. Дистанционное обучение призвано обеспечить систематическое удаленное обучение с равными условиями сельских и городских обучающихся.
Интерактивные обучающие программы и платформы носят развлекательный характер и в некоторых случаях облегчают работу учителя. Например, ресурсы позволяют не затрачивать время на проверку онлайн-тестов, ответы автоматически анализируются и фиксируются в журнале платформы в балльной, процентной или отметочной форме. Однако остро стоит вопрос самостоятельности выполненных работ -дети могут обратиться за помощью взрослых или воспользоваться ресурсами Интернета для поиска готового ответа.
Следующим плюсом можно выделить относительную дешевизну дистанционного обучения. Затраты государства на материально-техническое обеспечение обучающихся значительно снижаются за счет уменьшения ресурсов на содержание образовательных учреждений и выплат заработных плат учителям; возможность охвата большого количества обучающихся при уменьшении количества учителей; оцифрованные учебники дешевле их аналогов в бумажном варианте. Однако их затраты на закупку, обслугу и содержание компьютеров, гаджетов и услуг интернета ложатся на родителей или законных представителей обучающихся.
Теперь рассмотрим тезисно отрицательные стороны дистанционного обучения.
На сегодняшний день не проведено масштабных независимых научных исследований, доказывающих положительные результаты применения дистанционного обучения и их позитивного влияния на образовательный процесс.
Существующий зарубежный опыт внедрения цифрового обучения уже доказал отрицательное влияние на качество образования, более того, использование компьютеров, гаджетов и Интернета как базы образования обучающихся привели к ухудшению успеваемости.
Отсутствует четкая градация между категориями «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение». Следует отметить, что категориальный аппарат дистанционного обучения не изучен, не систематизирован, не апробирован и не представлен педагогической общественности.
С проектом «Цифровая школа» общественность мало знакома. Педагогический состав не готов к работе со средствами дистанционного обучения. Остро стоит вопрос как методической, так и технической подготовки учителей. Дистанционное обучение на сегодняшний день не имеет психолого-педагогических, методологических и дидактических разработок на разных степенях обучения, не определены подходы к дистанционному обучению [7].
Встает проблема экспертизы качества содержания образования, проблема экспертизы образовательных платформ и цензуры представленных ресурсов. Специфика диагностики и оценки результатов обучения в цифровом формате не изучена [5].
Дистанционное обучение игнорирует личный опыт обучающихся в процессе усвоения программного материала в пользу передачи информации большому количеству детей с наименьшими материальными и временными затратами.
Компьютер увлекает, но не учит, веде т к снижению мотивации. Таким образом, цифровые формы обучения ведут к задержке речевого развития, снижению социализации и концентрации внимания, не способствуют формированию навыков осознанного запоминания.
Ряд авторов называет интернет-ресурсы «цифровыми наркотиками». Действительно, низкий уровень критичности и незрелость психики способствуют формированию интернет-зависимости обучающихся. Последствием такой зависимости могут стать отстранение от реальной жизни и потребностей семьи и сверстников, нарушение взаимоотношений, формирование безразличия. Такая зависимость облегчает формирование негативных установок и глубокой погруженности в виртуальный мир, утрату связи с реальностью (например, обучающиеся становятся участниками «групп смерти»).
Дистанционное обучение может быть причиной гиподинамии обучающихся, нарушения опорно-
двигательного аппарата, снижения остроты зрения и других соматических нарушений и психических расстройств.
Рассмотрим последний тезис нашей работы, но не поднятой нами проблемы в целом. На данном этапе отсутствуют результаты влияния дистанционного обучения на формирование мировоззрения обучающихся. Неизвестно, каковы будут их взгляды на мир, какими личностными чертами они будут обладать, насколько будут сформированы их компетенции, какое общество ждет нас с выпускниками дистанционного обучения?
Заключение
Таким образом, анализ научной литературы по дистанционному обучению в общеобразовательных школах показал, что имеются различия между понятиями «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение», при этом дистанционное обучение может быть представлено в онлайн- и офлайн-форматах, важная роль отводится коммуникативной составляющей между учителем и обучающимся. В работе рассмотрены основополагающие положения дистанционного обучения, условия его результативности и проведен анализ положительных и отрицательных сторон данной формы организации учебного процесса. Отметим, что исследование дистанционного обучения выявляет ряд проблем, требующих дальнейшего изучения: определение средств дистанционного обучения; сохранение психического и физического здоровья обучающихся в процессе дистанционного обучения; организация оценки качества дистанционного обучения.
Литература
1. Абдуллаев Д. А., Муцурова З. М. Организации дистанционного обучения в школе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 167-169.
2. Антипина Н. М., Жигирева Е. Г, Гусева Т. А. Онлайн-обучение и экономика образования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-2. С. 8-11. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10514.
3. Безух К. Е., Киселева Н. В. Интеграция дистанционного и традиционного обучения в современной школе // ИТО -Марий Эл. Йошкар-Ола, 2010. С. 44-46.
4. Котова С. А., Булаева Е. А. Организация дистанционного обучения в начальной школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 1. С. 37-40.
5. Варданян Н. А. Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе : дис. ... кан. пед. наук. М., 2004. 211 с.
6. Современное школьное образование: актуальные проблемы / М. Д. Горячев, А. А. Попов, Е. А. Ширяев, Т. А. Янду-кова. Самара, 2018. 192 с.
7. Кондрук А. В. Использование различных платформ дистанционного обучения в образовательном процессе современной школы // Педагогическая наука и практика. 2016. № 1 (11). С. 100-103.
8. Кривошеева Е. Н., Луковцева В. Н. Образования в высшей школе сегодня и завтра: дистанционное и онлайн обучение // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 160-162.
9. Лапенок М. В. О функционировании в учебном процессе школы информационной среды дистанционного обучения // Образовательные технологии и общество. 2010. № 1. С. 408-415.
10. Лапенок М. В. Теоретико-методические основы организации информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 170-177.
11. Методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20.03.2020 [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816. URL: https://edu.gov.ru/press/2224/ministerstvo-opublikovalo-metodicheskierekomendacii-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 28.06.2020).
12. Намаканов Б. А. Возможности дистанционного обучения в высшей школе // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2, Т. II. С. 21-26.
13. Низомхонов С. Э. Особенности организации дистанционного обучения в общеобразовательных школах // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в условиях устойчивого развития. 2015. № 13. С. 136-137.
14. Петров С. И., Петрова Р. Г, Рябова Т. В. Возможности и риски дистанционного образования в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-2. С. 294-299.
15. Халтурина Н. В. Сравнительный анализ платформ дистанционного обучения для школы [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2016. № 1. С. 15-20. URL: http://nip.esrae.ru/pdf/2016/1/33.pdf.
16. Хуторской А. В. Особенности дистанционного обучения в российских школах // Исследовано в России. 2000. № 2. С. 5-8.
17. Четверикова О.Н. О некоторых опасных аспектах проекта «Цифровая школа» // Образовательные технологии. 2019. № 3. С. 35-46.
18. Шатуновский В. Л., Шатуновская Е. А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87). С. 53-56.
19. Щадная М. А. Дистанционное обучение в современной реальности // Наука, техника и образования. 2020. № 5 (69). С. 74-76.
20. Юмагузин В. В. Почему будущее за онлайн-обучением // Россия: тенденции и перспективы развития. М., 2018. Вып. 13, Ч. 2. С. 837-838.
References
1. Abdullaev D. A., Mutsurova Z. M. Organizacii distancionnogo obucheniya v shkole [The organization of distance learning in school]. The World of Science, Culture and Education, 2019, no. 3 (76), pp. 167-169. (In Russian).
2. Antipina N. M., Zhigireva E. G., Guseva T. A. Onlajn-obuchenie i ekonomika obrazovaniya [Online-training and economics of education]. Economy and business: theory and practice, 2019, no. 4-2, pp. 8-11. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10514. (In Russian).
3. Bezukh K. E., Kiseleva N. V. Integraciya distancionnogo i tradicionnogo obucheniya v sovremennoj shkole [Integration of distance and traditional learning in a modern school]. ITE -Mari El. Yoshkar-Ola, 2010, pp. 44-46. (In Russian).
4. Kotova S. A., Bulaeva E. A. Organizaciya distancionnogo obucheniya v nachal'noj shkole [Organization of distance learning in primary school]. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics,
2015, no. 1, pp. 37-40. (In Russian).
5. Vardanyan N. A. Razvitie distancionnogo obucheniya v obshche-obrazovatel'nojshkole [Development of distance learning in a secondary school]. Ph. D. thesis. Moscow, 2004, 211 p. (In Russian).
6. Goryachev M. D., Popov A. A., Shiryaev E. A., Yandukova T. A. Sovremennoe shkol'noe obrazovanie: aktual'nye problemy [Modern school education: current issues]. Samara, 2018, 192 p. (In Russian).
7. Kondruk A. V. Ispol'zovanie razlichnyh platform distancionnogo obucheniya v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly [Using various distance learning platforms in the educational process of a modern school]. Pedagogical Science and Practice,
2016, no. 1 (11), pp. 100-103. (In Russian).
8. Krivosheeva E. N., Lukovtseva V. N. Obrazovaniya v vysshej shkole segodnya i zavtra: distancionnoe i onlajn obuchenie [Higher education today and tomorrow: distance and online education]. Problems of Modern Teacher Education, 2018, no. 61-1, pp. 160-162. (In Russian).
9. Lapenok M. V. O funkcionirovanii v uchebnom processe shkoly informacionnoj sredy distancionnogo obucheniya [About functioning of the educational process in the school of distance education information environment]. Educational Technology and Society, 2010, no. 1, pp. 408-415. (In Russian).
10. Lapenok M. V. Teoretiko-metodicheskie osnovy organizacii informacionnoj sredy distancionnogo obucheniya v obshche-obrazovatel'noj shkole [Theoretical methodical basis of organization of distant teaching information environment in a secondary school]. Pedagogical Education in Russia, 2011, no. 2, pp. 170-177. (In Russian).
11. Metodicheskie rekomendacii po realizacii programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obra-zovaniya, obrazovatel'nyh programm srednego professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nyh obshcheobrazovatel'nyh programm s primeneniem elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij ot 20.03.2020: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 23.08.2017 № 816. [Methodological recommendations for the implementation of programs of primary general, basic general, secondary general education, educational programs of secondary vocational education and additional general education programs using e-learning and distance learning
technologies from 20.03.2020: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 23 August 2017 No. 816] Available at: https://edu.gov.ru/press/2224/ministerstvo-opublikovalo-metodicheskierekomendacii-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya/ (accessed 28.06.2020). (In Russian).
12. Namakanov B. A. Vozmozhnosti distancionnogo obucheniya v vysshej shkole [Possibilities of Distance Learning in Higher School]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2012, no. 2, vol. II, pp. 21-26. (In Russian).
13. Nizomhonov S. E. Osobennosti organizacii distancionnogo obucheniya v obshcheobrazovatel'nyh shkolah [Features of the organization of distance learning in secondary schools]. Lifelong learning: continuing education in the context of sustainable development, 2015, no. 13, pp. 136-137. (In Russian).
14. Petrov S. I., Petrova R. G., Ryabova T. V. Vozmozhnosti i riski distancionnogo obrazovaniya v vysshej shkole [Opportunities and risks of distance education in higher school]. ^zan Pedagogical Journal, 2015, no. 5-2, pp. 294-299. (In Russian).
15. Halturina N. V. Sravnitel'nyj analiz platform distancionnogo obucheniya dlya shkoly [Comparative analysis of platforms distance learning for school]. Science and Prospects, 2016, no. 1, pp. 15-20. Available at: http://nip.esrae.ru/pdf/2016/1/33.pdf. (In Russian).
16. Khutorov A. V. Osobennosti distancionnogo obucheniya v rossijskih shkolah [Features of distance learning in Russian schools]. Researched in Russia, 2000, no. 2, pp. 5-8. (In Russian).
17. 17. Chetverikova, O. N. O nekotoryh opasnyh aspektah proekta «Cifrovaya shkola» [About some dangerous aspects of the Digital School project]. Educational Technology, 2019, no. 3, pp. 35-46. (In Russian).
18. Shatunovskiy V. L., Shatunovskaya E. A. Eshchyo raz o distan-cionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya) [Once again about distance learning (organization and provision of services for distance learning)]. Science and Education Bulletin, 2020, no. 9-1 (87), pp. 53-56. (In Russian).
19. Shchadnaya M. A. Distancionnoe obuchenie v sovremennoj real'nosti [The remote learning in the modern reality]. Science, Technology and Education, 2020, no. 5 (69), pp. 74-76. (In Russian).
20. Yumaguzin V. V. Pochemu budushchee za onlajn-obucheniem [Why the future is with online learning]. Russia: trends and development prospects, Moscow, 2018, iss. 13, part 2, pp. 837-838. (In Russian).
УДК/UDC 378
И. Е. Скобелева I. Skobeleva
МЕДИАКУЛЬТУРА В ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
MEDIA CULTURE BASED ON THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING
IN PROFESSIONAL EDUCATION
Введение. В статье обосновывается необходимость развития у субъектов образования соответствующего настоящему времени уровня медиакуль-туры. Доказательством данного положения послу-
жили эмпирические данные, анализ трудностей дистанционного обучения в период вынужденной самоизоляции во избежание пандемии 2020 г. Автор статьи доказывает, что основными причинами возникших